Росфинмониторинг проверка юридических лиц

Содержание

Содержание

Особенности проверок Росфинмониторинга

Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции. Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок. Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.

Функции Росфинмониторинга

На Росфинмониторинг возложены эти функции:

  • Контроль соблюдения нормативных актов, касающихся противодействия отмыванию средств.
  • Наложение ответственности в случае обнаружения нарушения законов.
  • Сбор и обработка информации, касающейся операций, подлежащих контролю.
  • Обнаружение противоправных операций.
  • Учет фирм, в отношении которых не действуют надзорные структуры.
  • Формирование мер по предотвращению правонарушений.
  • Обмен сведениями с международными структурами в случае необходимости.
  • Направление сведений о правонарушениях в правоохранительные органы.
  • Формирование единой информационной базы.
  • Обеспечение конфиденциальности сведений.

Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.

Полномочия

Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

  • Пресечение противоправной деятельности ЮЛ и ИП.
  • Внесение предложений касательно мер ответственности, применяемых по отношению к компании.
  • Отправка запросов в фирму касательно предоставления документов.
  • Приглашение сторонних сотрудников для осуществления исследований и экспертиз.
  • Формирование комиссий по мониторингу.
  • Осуществление расследований.

Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.

В отношении кого осуществляется финмониторинг

Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:

  • Кредитные структуры.
  • Участники рынка ценных бумаг.
  • Страховые фирмы.
  • Представители почты.
  • Ломбарды.
  • Фирмы, занимающиеся скупкой и продажей драгметаллов.
  • Букмекерские конторы, фирмы, создающие лотереи.
  • Управляющие офисы инвестиционных фондов.
  • Посреднические компании, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости.
  • Фирмы, принимающие платежи.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Частные пенсионные фонды.

Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:

  • Сделки с недвижимостью.
  • Управление деньгами или ценными бумагами, счетами в банке.
  • Привлечение финансов для создания фирмы.
  • Формирование фирм и обеспечение их работы.

Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.

Основания для осуществления мониторинга

Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:

  • Неправомерный отказ в предоставлении документов.
  • Чрезмерное внимание, направленное на обеспечение конфиденциальности операций.
  • Игнорирование выгодных условий приобретения услуг.
  • Нестандартно высокая комиссия за услуги.
  • Значительное изменение схемы сделки прямо перед ее совершением.
  • Отсутствие сведений о компании в официальных справочниках.
  • Перечисление денег по сделке на счет, отличающийся от счета, оговоренного в соглашении.
  • Значительное отклонение от рыночных показателей стоимости сделки.
  • Частое осуществление расчетов наличными.
  • Оплата неустойки в размере больше 10% от суммы соглашения.
  • Условия соглашения противоречат целям работы фирмы, которые указаны в учредительной документации.
  • Оформление займа от нерезидента.
  • Усложненные, относительно ситуации на рынке, схемы расчетов.
  • Работа с контрагентом, зарегистрированным менее 3 месяцев назад.
  • Перевод средств нерезидентам за консультацию или маркетинговые услуги.

Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.

Процесс проведения финмониторинга

Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:

  • Камеральные. Проводятся по месту расположения Росфинмониторинга.
  • Выездные. Осуществляются по месту нахождения компании.

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.

Какие операции проверяет Росфинмониторинг

Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:

  • Операции на сумму свыше 600 000 рублей. Если расчеты производятся в иностранной валюте, во внимание принимается эквивалент этой суммы.
  • Операции, в ходе которых проводились расчеты наличными, если эти расчеты не были оправданы особенностями хозяйственной деятельности.
  • Использование имущества на основании соглашения о лизинге.
  • Перевод средств клиенту фирмами, не осуществляющими кредитную деятельность.
  • Сделка с недвижимостью на сумму, превышающую 3 000 000 000 рублей.

Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.

Ответственность за выявленные правонарушения

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

  • Штраф в объеме до 200 тысяч рублей.
  • Штраф в размере зарплаты или прочего дохода виновного лица, взимаемый на протяжении 1-2 года.
  • Принудительный труд на протяжении до 2 лет.
  • Лишение свободы до 2 лет плюс штраф до 50 тысяч рублей.

Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.

Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?

Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд. Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые. Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.

Результаты проверок Росфинмониторингом организаций в 2016 году

Результаты проверок Росфинмониторингом организаций в 2016 году 09.03.2017 22:12

Результаты проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году

Некоторые организации и предприниматели, на которых распространяются требования законодательства в сфере финансового мониторинга (115 Федеральный закон от 07.08.2001 г.), полагают, что если их проверяет надзорный или административный орган (прокуратура, Росфинмониторинг, инспекция пробирного надзора, Центральный Банк), то проверка обязательно заканчивается штрафом. Однако, это мнение не совсем верное.

Мы провели анализ официальной информации о результатах проверок Межрегиональными управлениями Росфинмониторинга в 2016 году поднадзорных организаций и предпринимателей, опубликованной на официальном сайте Росфинмониторинга http://fedsfm.ru

Межрегиональными управлениями Росфинмониторинга в 2016 году было проверено около 500 поднадзорных организаций и предпринимателей различных видов деятельности: агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые организации, операторы по приему платежей.

По официальной статистике в 94% случаях проверки Росфинмониторинг установил различного рода нарушения «антиотмывочного» законодательства. Оставшиеся 6% «счастливчиков», успешно прошедших проверки, пополняли, как и те, кто действительно осуществлял свою деятельность без нарушений в сфере ПОД/ФТ, так и те, кто был вообще не поднадзорен Росфинмониторингу, что выяснялось только в ходе проведения проверки.

Читайте также:  Расходы на оплату труда прямые или косвенные

Основная масса административных дел возбуждалась по ч. 1 статьи 15.27 КоАП, предусматривающей штраф на организацию или ИП в размере от 50 000 до 100 000 рублей или устное предупреждение. Указанная мера ответственности в основном применяется за отсутствие правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, несоответствие их требований действующему законодательству, нарушению сроков отправки сообщений в уполномоченный орган, нарушения при идентификации клиентов, ненадлежащее исполнение обязанности по прохождению обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и т.д.

МРУ Росфинимониторинга выявлялись и факты непредставления организациями сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо необычных операциях, наказание за которые предусматриваются ч. 2 статьи 15.27 КоАП в виде наложения штрафа от 200 000 до 400 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 60 суток.

Росфинмониторингом возбуждались административные дела и по «суровой» третьей части статьи 15.27 КоАП, предусматривающей штраф на организацию или ИП в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Указанный штраф, в основном налагается на организации и предпринимателей за неисполнение предписаний или воспрепятствование проведению проверки. В некоторых случаях часть третья статьи 15.27 КоАП РФ применялась Росфинмониторингом тогда, когда он не смог в ходе проверки найти организацию. Так, например, за 2016 год МРУ Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу, не найдя поднадзорные организации, возбудил целых 5 административных дел по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, статистика результатов проверок Росфинмониторингом за 2016 год показывает, что на каждую 20-ю проверенную организацию в 2016 году по итогом проведения проверок мог быть наложен штраф в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Ниже Вы можете увидеть сводную таблицу результатов проверок Росфинмониторингом исполнения поднадзорными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в 2016 году.

Результаты проверок в 2016 году. Подсчет автора (возможны незначительные погрешности в результатах подсчета). Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее

* В МРУ Росфинмониторинга по ЦФО данные приведены только за 1-3 кварталы 2016 года.

Между тем, несмотря на отнюдь не радужную для поднадзорных Росфинмониторингу организаций и предпринимателей статистику проверок, мы хотели бы успокоить наших читателей.

В книге Павла Смыслова «Финансовый мониторинг и ПОД/ФТ»: просто о сложном для ювелиров и не только», вышедшей в 2016 году, отмечалось, что задачей Росфинмониторинга на проверке является не наложение штрафа на организации, а их обучение исполнения законодательства в сфере ПОДФТ: «наша задача не оштрафовать организацию, а научить ее исполнять закон», – отмечал один из сотрудников Росфминмониторинга, занимающийся проверками организаций и предпринимателей. Действительно, после многих проверок, проводимых сотрудниками ведомства, даже те из организаций и предпринимателей, кто по их результатам получил штраф, остаются в какой-то степени довольными, т.к. сотрудники Росфинмониторинга, выявив нарушения, поясняют им, что было сделано не так и как в дальнейшем это надо делать правильно. Проверки уполномоченного органа отличаются высоким уровнем компетентности и правовой грамотности сотрудников ведомства, справедливостью рассмотрения дела. Нередки случаи, когда проверенная организация или предприниматель получают за выявленные нарушения не денежный штраф, а устное предупреждение.

Также, мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что надзорным мероприятиям зачастую подвергаются те организации и предприниматели, кто не желает исполнять законодательство в сфере ПОД/ФТ, не сдает отчетность в уполномоченный орган и не выполняет другие обязательные требования. Лица, участвующие с Росфинмониторингом в добровольном сотрудничестве посредством взаимодействия через личный кабинет организаций на портале Росфинмониторинга, регулярно направляющие отчетность в ведомство и выполняющие другие нормы «антиомывочного» законодательства в значительно меньшей степени подвержены проверкам, а риски привлечения их к административной ответственности минимальны.

Также обращаем внимание на то, что статистика проверок ПОД/ФТ в организациях и у предпринимателей Банком России, инспекциями пробирного надзора, органами прокуратуры отличается от статистики проверок Росфинмониторинга, воспроизведенной в нашей статье. Ранее мы приводили результаты собственного опроса, поведенного среди организаций и предпринимателей разнообразных видов деятельности, подпадающих под требования Федерального закона №115, осуществляющих свою работу на территории различных регионов нашей страны. Так, согласно итогам открытого голосования проводимого на форуме субъектов «антиотмыовочного» законодательства, лишь 58,2% организаций и предпринимателей по итогам проверки были привлечены к административной ответственности: штрафу или устному предупреждение (в опросе приняло участие 98 человек, данные на 09.03.2017 г.)

Результаты голосования в открытом опросе о результатах проверки исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ

Желаем нашим читателям, чтобы возложенные на них обязанности по ПОД/ФТ исполнялись ими более полно и корректно и они пополняли только число тех организаций, кто прошел проверку Росфинмониторинга без нарушений.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Росфинмониторинг: оспаривание проверок, штрафов, требований

Росфинмониторинг: судебное оспаривание результатов проверок, штрафов, требований.

Вопросы, связанные с применением 115-ФЗ и оценки правомерности действий Росфинмониторинга становятся все более актуальными. Именно поэтому мы подготовили небольшой обзор на тему возможные судебных споров с указанных органом государственной власти.

1. Предприниматель просил признать оспариваемое постановление Росфинмониторинга о назначении наказания незаконным и отменить в части установления штрафа, полагая, что возможно назначение наказания в виде предупреждения. В ходе проверки установлено, что предпринимателем, деятельность которого связана с оказанием посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не организован внутренний контроль. Предпринимателем даны пояснения, согласно которым ей не было известно о требованиях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, в том числе об организации и осуществлении внутреннего контроля. В действиях (бездействии) предпринимателя управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Суд учел, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства. Также, суд учел, что на момент вынесения оспариваемого постановления предприниматель утратил статус субъекта контроля. При таких обстоятельствах арбитражный суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, заменить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение (Решение АС Республики Хакасия от 18.01.2017 по делу А74-13907/2016).

Аналогичное – Решение АС Хабаровского края от 25.05.2016 по делу А73-3952/2016.

2. Неисполнение ООО «Аукционсервис» обязанности по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирования о результатах такой проверки уполномоченный орган препятствует исполнению Росфинмониторингом своих функций по реализации обязательного контроля. Выявленные правонарушения не могут быть квалифицированы судом в качестве малозначительных. В п.2 ст.3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы, безопасности государства. В виду вышеизложенного в связи с тем, что несоблюдение требований по сверке клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности государства у суда отсутствует право применить в отношении заявителя предупреждение (Решение АС Республики Татарстан от 20.12.2016 по делу А65-24601/2016).

3. Суд признал незаконным уведомление об отказе в снятии с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО. Так, ООО «Квартэн» обратилось в Арбитражный суд НСО с заявлением о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с учета в МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по СФО. МРУ Росфинмониторинга по СФО отказало в снятии с учета, поскольку ООО «Квартэн» не исключен поднадзорный Росфинмониторингу вид экономической деятельности. Суд полагает, что оспариваемый отказ в снятии общества с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО не соответствует названному закону и нарушает права ООО «Квартэн» в области предпринимательской деятельности, возлагая на ООО «Квартэн» дополнительные обязанности, связанные с нахождением юридического лица на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО, в частности назначении и содержании специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, обеспечение его высокотехнологичным техническим оборудованием и специальными средствами связи и шифрования (Решение АС Новосибирской области от 13.01.2017 по делу А45-22854/2016).

4. Вывод заявителя об отсутствии у него обязанности по предоставлению сведений в Росфинмониторинг об операциях по предоставлению беспроцентных займов, так как заемщики по договорам займа, не могут считаться его клиентами, ссылаясь на ст. 3 Федерального закона № 115 – ФЗ, в соответствии с которой клиентом является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом неправомерен, поскольку ст. 6 Федерального закона № 115 – ФЗ не предусматривает ограничение круга лиц, по отношению к которым совершение указанной операции является или не является операцией, подлежащей обязательному контролю. Следовательно, общество, являясь организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязано предоставлять в Росфинмониторинг сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами в соответствии с требованиями пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115 – ФЗ. Доводы общества относительно того, что обязанность по представлению в Росфинмониторинг сведений о вышеназванных операциях возложена на банк, в котором открыт расчетный счет заявителя, подлежит отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства (Решение АС Читинской области от 07.12.2016 по делу А78-13457/2016).

Читайте также:  Налоговая проверка при ликвидации ООО

5. В ходе проверочных мероприятий установлено, что на момент проведения проверки прокуратурой г. Северодвинска Общество на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на портале, в связи с чем у него отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия (отсутствия) в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму. Санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено, однако суд учитывает, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, привлекается к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение, последствия, указанные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют. Поэтому суд решил постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу изменить в части назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа, установив наказание в виде предупреждения (Решение АС Архангельской области от 27.10.2016 по делу А05-9113/2016).

Аналогичное – Решение АС Свердловской обл. по делу А60-34001/2016 от 24.10.2016.

6. Вина предпринимателя заключается в том, что им не были предприняты необходимые и достаточные организационные меры, направленные на исполнение Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (предприниматель длительное время не вставал на учет в уполномоченном органе, у предпринимателя отсутствовали привила внутреннего контроля, специальное должностное лицо, прошедшее обучение и т.д.). Таким образом, осуществляя предпринимательскую деятельность, заявитель не могла не осознавать противоправный характер совершенного деяния и не предвидеть его вредные последствия, а также имела возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению. Устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 января 2013 г. №4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства. Учитывая вышеизложенное, суд решил оспариваемое постановление Росфинмониторинга по привлечению заявителя к административной ответственности и назначению штрафа в размере 200 000 руб. оставить в силе. (Решение АС Республики Саха (Якутия) от 03.10.2016 по делу А58-4523/2016).

7. Само по себе наличие в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 – ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на нее всех обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Бездействие индивидуального предпринимателя Азеева Виктора Юрьевича выражается в непринятии мер для исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля. Как следует из постановления административного органа, им не рассмотрен вопрос о возможности (невозможности) назначения предпринимателю альтернативного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – предупреждения. Таким образом, избрание административного наказания в виде административного штрафа в постановлении не мотивировано. Судом было принято решение о замене наказания в виде штрафа на предупреждение. (Решение АС Свердловской области от 29.09.2016 по делу А60-27927/2016).

8. Материалами административного дела не доказано, что предприниматель Калиниченко Р.В. оказывал посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Так ни в акте проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 05.11.2015 № 64, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, чем подтверждено то обстоятельство, что предприниматель Калиниченко Р.В. осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг по сделкам купли-продажи недвижимого имущества. В данных документах просто констатируется данный факт со ссылкой на материалы проверки. Судом проанализированы операции по расчетному счету предпринимателя Калиниченко Р.В., и установлено, что оплаты за оказанные посреднические услуги предпринимателю от физических и юридических ли на расчетный счет не поступало. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. (Решение АС Ростовской области от 24.05.2016 по делу А53-34274/2016).

Выводы по судебной практике с участием Росфинмониторинга:

Анализ судебной практики по оспариванию постановлений Росфинмониторинга показал, что суды в большинстве случаев заменяют наказание в виде штрафа на предупреждение. Да и в целом идут по пути максимально возможного смягчения наказания административного органа.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес [email protected].

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Росфинмониторинг

Финмониторинг – это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Читайте также:  Проверка юридического адреса на массовость

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Ошибки входа

Ошибка 403

У вас не настроена, либо некорректно настроена цепочка сертификатов. Обратите внимание, если с данного компьютера (учетной записи) вы отправляете отчеты с помощью ЭЦП (сертификата) в другие надзорные органы, то настройки сертификатов могут конфликтовать между собой.

Рекомендации

  1. Настроить другой компьютер для отправки ТОЛЬКО в РФМ.
  2. На данном компьютере сделать отдельную учетную запись (пользователя) и настроить для отправки ТОЛЬКО в РФМ. Как настроить новую учетную запись – https://support.microsoft.com/ru-ru/help/13951/windows-create-user-account

Предварительно рекомендуем проверить компьютер по инструкции «Настройка рабочего места» — http://fedsfm.ru/content/files/portal/Portal_Instructions.zip

Проверка сертификатов

  1. Откройте Пуск- Все программы — КриптоПро- Сертификаты. Откроется окно «Сертификаты». Слева нажмите на «Сертификаты – текущий пользователь»- «Личное»- «Реестр»-«Сертификаты». Нажмите дважды на свой сертификат. Перейдите во вкладку «Путь сертификации». Появится цепочка сертификатов, она должна состоять из 4 сертификатов (Головной удостоверяющий центр -> УЦ 1 ИС ГУЦ/УЦ 2 ИС ГУЦ -> сертификат Вашего УЦ -> Ваш личный сертификат).
  2. Пожалуйста, особенное внимание уделите настройке сертификатов — в пунктах 3.5 — 3.8 инструкции выше. Сертификаты должны быть установлены в следующих папках: Головной удостоверяющий центр — в Доверенных корневых центрах сертификации. УЦ 1 ИС ГУЦ (УЦ 2 ИС ГУЦ) и сертификат Вашего УЦ — в Промежуточных центрах сертификации. Ваш личный сертификат — в Личных. Проверьте ВО ВСЕХ ПАПКАХ наличие самоподписанных сертификатов Вашего УЦ. Самоподписанный — это сертификат Вашего Удостоверяющего центра, у которого в поле «кому выдан» и «кем выдан» совпадает. Такие сертификаты необходимо удалить.
  3. Перейдите на вкладку Доверенные корневые центры и убедитесь, что в списке присутствует сертификат с названием «Головной удостоверяющий центр» (если отсутствует, установите его в соответствии с инструкцией, пункт 3.6) и отсутствуют корневые сертификаты Вашего удостоверяющего центра + сертификаты УЦ 1 ИС ГУЦ и УЦ 2 ИС ГУЦ (такие сертификаты необходимо удалить).
  4. Перейдите на вкладку Промежуточные центры сертификации и убедитесь, что в списке присутствуют кросс-сертификаты УЦ 1 ИС ГУЦ (4 штуки), УЦ 2 ИС ГУЦ (2 штуки). Если отсутствуют, то установите по п 3.7 инструкции.
  5. Перейдите на вкладку Промежуточные центры сертификации и убедитесь, что в списке присутствуют сертификаты Вашего Удостоверяющего центра. Если отсутствуют, то установите по п 3.8 инструкции.

Если цепочка после всех действий не выстраивается, то ВО ВСЕХ ПАПКАХ удалите сертификат Вашего удостоверяющего центра и повторно установите его в соответствии с инструкцией п. 3.8 (строго в хранилище «Промежуточные центры сертификации»).

Ошибка «Невозможно отобразить страницу»

Для того чтобы устранить проблему, Вам необходимо:

  1. Отключите антивирус или добавьте ссылку сайта https://portal.fedsfm.ru:8081 в исключения антивируса.
  2. Запустите скрипт для настройки компьютера по ссылке — https://yadi.sk/d/Utft6j-TrVX9q
  3. Проверьте рабочее место согласно инструкции по настройке рабочего места — http://fedsfm.ru/content/files/portal/Portal_Instructions.zip
  4. Откройте Пуск- Все программы- КриптоПро- Сертификаты. Открывается окно «Сертификаты». Слева нажать на «Сертификаты – текущий пользователь»- «Личное»- «Реестр»-«Сертификаты». Нажать дважды на свой сертификат. Перейдите во вкладку «Путь сертификации». Появится цепочка сертификатов, она должна состоять из 4 сертификатов.
  5. Если есть иные программы, которые работают с сертификатами (например VipNet), удалите их.
  6. «Удалите сертификат «Головной удостоверяющий центр» и установите сертификаты «Минкомсвязь России» в доверенные корневые центры из: http://e-trust.gosuslugi.ru/MainCA «
  7. В случае, если доступ в Интернет осуществляется через корпоративную сеть и используется прокси-сервер (межсетевой экран, файервол, брандмауэр) необходимо открыть доступ по порту 8081 (а также порты 80, 443, 8443) по TCP/IP к IP адресам: 195.16.102.197 Web-сайта www.fedsfm.ru; 195.16.102.200 Портала Росфинмониторинга для обмена информацией в электронном виде через Личный кабинет организаций.
  8. Обновите версию КриптоПро до последней (версия 4.0.9963 или выше).
  9. Используйте другие версии браузера: «Яндекс.Браузер» или «Спутник».

Ошибка: «Ваше соединение не защищено» (Ошибка SSL)

В целях безопасности некоторые функции Личного кабинета доступны пользователям при предъявлении сертификата электронной подписи по адресу https://portal.fedsfm.ru:8081/. В этом случае, используемый Вами браузер должен поддерживать https соединение в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012.

Это может быть Спутник Браузер «С поддержкой отечественной криптографии» или Яндекс Браузер, настроенный в соответствии с рекомендациями производителя. Отправка отчетности с помощью других браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox. Opera, Еdge и т.д.) невозможна.

При этом заполнять и сохранять отчетность на свой компьютер Вы можете с помощью любого из перечисленных браузеров последней версии: Google Chrome, Mozilla Firefox. Яндекс Браузер или Спутник Браузер, используя вход по логину и паролю в личный кабинет.

Восстановления логинапароля

Восстановления логинапароля в личном кабинете – производится следующими способами:

  1. Через форму «забыли пароль» при входе в «Личный кабинет».
  2. При невозможности воспользоваться сервисом «забыли пароль» (нет доступа к электронной почте) процедура восстановления пароля осуществляется следующим образом:

Пришлите, пожалуйста, скан официального письма, в котором нужно указать, что вы забылипотеряли пароль, Ваш ИНН и адрес новой электронной почты в техническую поддержку через форму заявки (https://portal.fedsfm.ru/account/support-post).

Обязательно необходимо иметь на письме печать организации и подпись генерального директора. После этого почта будет изменена на корректную.

Параллельно Вы обязаны отправить это письмо на бумаге в адрес Росфинмониторинга по Почте России.

Некорректное (неполное или с ошибочными данными) заполнение профиля в личном кабинете

Для организаций, состоящих на учете в Росфинмониторинге, исправление ошибочных идентифицирующих данных (ИНН, КПП, ОГРН) в заполненном профиле пользователя/организации осуществляется только через карту постановки на учет, путем направления соответствующей заявки через Портал госуслуг или в письменной форме на почтовый адрес Росфинмониторинга (в данном случае, пользователь не имеет возможности внести исправления самостоятельно). Исправление остальных данных может быть выполнено пользователем самостоятельно.

Для организаций, не состоящих на учете в Росфинмониторинге, исправление ошибочных данных в заполненном профиле пользователя/организации выполняется пользователем самостоятельно.

Для изменения наименования организации в правом верхнем углу личного кабинета необходимо отправить заявку в техническую поддержку с указанием названия организации.

Отсутствие в личном кабинете функционала разделов по 110; 3084-У; 483; 4-СПД

Отсутствие данных форм в личном кабинете связано с тем, что не подключен соответствующий модуль, с нужной формой, для Вашего личного кабинета.

Вам необходимо обратиться по телефону для подключения нужной формы в личном кабинете — 8 (495)627-32-99 доб.0

Ошибка «ЭЦП не прошла проверку»

Ошибка связана с недоступностью одного из списков отзыва сертификатов Вашего удостоверяющего центра.

Вы можете сделать следующее:

  1. Пожалуйста, зайдите на сайт http://e-trust.gosuslugi.ru/CA. Через Фильтр «Название» найдите Ваш Удостоверяющий центр. На странице этого УЦ найдите ПАК с нужным идентификатором ключа. Под каждым ПАКом найдите «Адреса публикации списков аннулированных сертификатов», соответствующие этому идентификатору ключа и сохраните файл по ссылке.
  2. Далее щелкните по файлу правой кнопкой мыши — «установить список отзыва (CRL)». Установите его в Промежуточные центры сертификации.
  3. Установите данные списки отзыва в «Промежуточные центры сертификации»: http://rostelecom.ru/cdp/vguc1.crl, http://rostelecom.ru/cdp/vguc2.crl, http://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_2.crl, http://reestr-pki.ru/cdp/vguc2_2.crl, http://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_3.crl, http://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_4.crl.
  4. Установите данный список отзыва в «Доверенные корневые центры»: http://rostelecom.ru/cdp/guc.crl
  5. Перезагрузите компьютер и попробуйте отправить повторно.

Ошибка «Проблема с сертификатами безопасности для данного веб-узла»

Нажмите на данную ссылку:

и установите данный сертификат в Промежуточные центры сертификации. Перезапустите компьютер.

Ошибка «Ошибка ФЛК»

Часто распространенная ошибка ФЛК: «Неправильно указано наименование файла ФЭС. Имя файла не соответствует структуре: «FM01_1_…..0040(1)». Для решения данной проблемы Вам необходимо: удалить значение в скобках в конце имени файла «FM_01_1_……0040(1)».

По всем иным вопросам, которые связаны с ошибками ФЛК (ошибки заполнения форм) необходимо обращаться по телефону 8 (495)627-32-99 доб.3

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]