Выездная проверка налоговой инспекции сроки

Содержание

Содержание

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

большое количество документов, которые надо проверить;

большая продолжительность проверяемого периода;

большое количество проверяемых налогов;

несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

для проведения экспертизы;

для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

ведется ли налогоплательщиком учет;

наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

факт представления отчетности в налоговые органы.

правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

правильность и полнота учета документов;

правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

комплексные и тематические;

плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Подписание акта выездной налоговой проверки

После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Читайте также:  Проверка добросовестности контрагента малый бизнес

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Выездная налоговая проверка – как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый – у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

– в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой – не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

– период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

– период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как “план выездных проверок”, как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП – два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия – они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения – 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:

о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки

ФНС относится к контролирующим органам. В ее обязанность входит отслеживание процесса внесения налогов коммерческими структурами. В данной связи рассмотрим, как осуществляется выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения.

Причины проведения выездной проверки

У налоговых структур имеется план проведения выездных проверок. Найти его в широком доступе не представляется возможным. Спрогнозировать вариант проведения проверки относительно конкретного предприятия тоже затруднительно. В качестве возможных причин ФНС в своем Приказе № ММВ-7-2-297 излагает следующие факторы:

  • Непредставление в налоговый орган запрашиваемых документов.
  • Множественные жалобы и заявления граждан, ИП, организаций.
  • Обращения правоохранительных структур и контролирующих органов.
Читайте также:  Проверка задолженности в пенсионном фонде

Наиболее пристальное внимание сотрудников Налоговой службы вызывают фирмы, соответствующие следующим критериям:

  1. Предприятие на протяжении долгого времени уплачивает суммы налогов, несоизмеримые с масштабами своей деятельности.
  2. Согласно представляемой отчетности фирма на протяжении более 2-х лет работает в убыток.
  3. Низкий уровень заявленных заработных плат при внешнем благополучии предприятия.
  4. Согласно отчетности расходы фирмы растут в несколько раз быстрее, чем ее доходы.
  5. Фирма периодически встает на учет в налоговых органах разных районов и снимается через непродолжительные промежутки времени.

Означенные причины и поводы не являются основанием для обязательной проверки и, тем более, для наказания, но только поводом для возникновения подозрений.

Плановая выездная проверка возможна в отношении любой фирмы. Учитывая, что сотрудников ФНС намного меньше, чем коммерческих структур, отбор их для осуществления проверочных действий проводится тщательно. Критерии излагаются в Приложении № 2 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/297@ .

Лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, следует учитывать, что кроме плановой сотрудники ФНС могут провести проверку внеплановую. Причин для их осуществления несколько, но, чаще всего, таковая устраивается при реорганизации или ликвидации предприятия.
Плановые проверки делятся на:

Повторные проверки охватывают период и документы, изучаемые первичной проверкой. Реализуются с целью осуществления контроля за организацией, проводившей первичную проверку или после подачи налоговой декларации, с внесенными в нее изменениями.

При условии, что повторная проверка обнаружила факт нарушений, которые остались неучтенными при первичной проверке, к предприятию не могут быть применены налоговые санкции. В этом правиле имеется исключение: обнаружение доказательств сговора между работниками коммерческой структуры и сотрудниками, осуществившими первичную проверку.

Место проведения проверки

В качестве места для осуществления мероприятий по выездной налоговой проверке выбирается территория предприятия, которое должно быть ей подвергнуто. Если по каким-то причинам такой вариант невозможен (например, у фирмы отсутствует отдельное помещение, которое могли бы занять сотрудники налоговой службы), проверку допустимо провести по месту нахождения отделения ФНС.

Если проверка проходит по месту нахождения предприятия, сотрудники налоговой службы получают доступ во все необходимые помещения на основании служебных удостоверений и предписания, которое выдается за подписью руководителя подразделения ФНС или его заместителя.

Решение о проведении проверки предъявляется сотрудниками ФНС руководителю структуры, где она будет проходить. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  • Название проверяемой структуры полное и сокращенное. Если речь идет об ИП – его ФИО.
  • Предмет, в отношении которого осуществляется проверка.
  • Временные рамки, которые будут затронуты в ходе проверочных действий.
  • ФИО и должности лиц, осуществляющих проверку.

Если работники проверяемой структуры чинят препятствия по допуску на объект, об этом составляется соответствующий акт.

Количество разрешенных проверок за год

Сотрудники ФНС имеют обозначенные в ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок. В отношении одного и того же лица их нельзя проводить чаще, чем два раза за календарный год. В исключительных случаях количество проверок может быть увеличено, но только при принятии соответствующего решения руководителем подразделения ФНС.

Более двух проверок сведений, относящихся к одному налоговому периоду, не допускается.

Предупреждать о грядущей проверке сотрудники налоговых служб не обязаны (Письмо ФНС № АС-37-2/15853) . Если работники проверяемой структуры заявляют о своей неготовности, это не является основанием для отмены деяния.

Дата начала проверки – это дата составления решения о ее начале.

Основные задачи

В качестве основных задач при осуществлении выездной проверки указываются следующие:

  • Рассмотрение финансово-хозяйственных операций, осуществляемых предприятием.
  • Поиск преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетной документации.
  • Выявление причинно-следственных связей между бухгалтерской отчетностью и отчетами, представляемыми в налоговую службу.
  • Расчет сумм налогов за прошедшие периоды и доначисление их при необходимости.
  • Привлечение к налоговой ответственности за выявленные нарушения.

В первоначальном решении руководителя подразделения ФНС указан один период, вносить в него корректировки строго запрещено. Т.е. если в ходе проверки были выявлены факты, указывающие на возможность допущения ошибок в иные налоговые периоды, проверять их запрещено. С этой целью потребуется составление еще одного решения уже по проверке иного налогового периода.

Временной период, охватываемый анализом, не может превышать три календарных года. Проверяют только предшествующие периоды, за которые сдана налоговая отчетность. В законе до конца не прояснен вопрос относительно рассмотрения текущего налогового периода. Прямых указаний на невозможность его учета не существует. однако, как показывает практика, сотрудники ФНС в ходе выездной проверки текущий период не затрагивают.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622 . Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.

При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:

  • Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
  • Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
  • Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.

Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:

Используемый методХарактеристики
Выборочная проверкаДля анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений
Сплошная проверкаПросмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод
Тематическая проверкаАнализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов.
Комплексная проверкаРассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием

В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:

  1. Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
  2. Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
  3. Анализ представляемой финансовой документации.

В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:

  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра.
  • Истребование финансовой и организационной документации.
  • Выемка представленных документов.
  • Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
  • Опрос причастных лиц.

Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
  • Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
  • Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
  • Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
  • Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.

Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.

Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.

Сроки налоговых проверок

Сроки налоговых проверок: что об этом следует знать

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что представляет собой налоговая проверка
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки
  • Сколько длится камеральная налоговая проверка
  • Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая инспекция проверяет практически каждую коммерческую организацию. Некоторым компаниям и индивидуальным предпринимателям удается избежать выездных проверок, в ходе которых инспекторы лично осматривают имущество, изучают документы и т. д. Но с камеральными проверками сталкиваются абсолютно все предприятия. В нашей статье мы расскажем, каковы сроки налоговых проверок и на основании чего они определяются.

Что представляет собой налоговая проверка

В мире нет государств, которые бы не взимали с населения налогов. Благодаря фискальным сборам формируется бюджет страны, который необходим для выполнения государством своих функций. Органом контроля за начислением и своевременной уплатой налогов в России является Федеральная налоговая служба. Проверки помогают ей выявлять недобросовестных налогоплательщиков и заставлять уплачивать все взносы. Государственный бюджет от этого только выигрывает.

Итак, каков же порядок и сроки проведения налоговых проверок?

Чтобы ФНС могла осуществлять контроль, все предприниматели, юридические и физические лица должны быть зарегистрированы в территориальном отделении инспекции по месту их деятельности. Сведения обо всех предприятиях заносятся в государственные реестры.

Налоговые проверки проводят инспекторы ФНС, это входит в их должностные обязанности. Налоговики имеют право требовать предоставления им необходимой документации (деклараций, балансовых ведомостей, платежных документов, расчетов по налогам). Проверяющие сопоставляют задекларированные сведения с данными из других предоставленных налогоплательщиком бумаг.

Существует два типа проверок – камеральные и выездные.

Проведение камеральной проверки

Камеральные проверки налоговые инспекторы проводят на своем рабочем месте. Они анализируют документы, которые отправляет им организация в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ – декларации по налогам и др. Как только отчетные документы поступают в ФНС, их сразу проверяют на достоверность данных и правильность расчетов. Если декларации заполнены с ошибками либо неправильно обоснованы налоговые льготы, то ФНС доначисляет компании недостающую сумму.

Что проверяют в ходе камерального аудита:

  • все ли бумаги предоставил налогоплательщик, были ли соблюдены сроки их подачи;
  • правильно ли оформлена документация;
  • верно ли рассчитаны налоги;
  • имеются ли документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
  • верно ли рассчитана налогооблагаемая база.

В случае выявления ошибок или недостоверных данных проверяющие уведомляют об этом проверяемого. Ситуацию разъясняют, приглашая представителя организации в ФНС. Возможно привлечение для этого нужного специалиста. Если выявляется нарушение, то формируется акт проверки.

Читайте также

Проведение выездной проверки

Выездные контрольные мероприятия проводятся инспекторами ФНС на территории налогоплательщика. Проверяющие просматривают всю первичную бухгалтерскую и налоговую документацию в оригинале, регистры бухгалтерского учета, отчетные документы, договоры и другие бумаги.

Если предприятие не может выделить помещение для выездной проверки, то допускается ее проведение в территориальном отделении налоговой службы. В таком случае налогоплательщик должен привезти в ФНС всю запрошенную проверяющим оригинальную документацию, имеющую отношение к проверяемому периоду.

Назначением выездных проверок занимается руководитель налоговой инспекции либо его заместитель. Они составляют документ, содержание которого должно быть следующим:

  • наименование налогоплательщика, деятельность которого необходимо проверить;
  • список подвергаемых анализу налоговых взносов;
  • продолжительность функционирования организации;
  • данные о проверяющих (должность и Ф. И. О.).

Цель выездных налоговых проверочных мероприятий – убедиться, что налоги рассчитываются верно и уплачиваются в срок. Поскольку при этом изучаются первичные документы только в оригинале, объем работы гораздо больше, чем при камеральной проверке.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Многие субъекты налогообложения задаются вопросом: каков срок выездной налоговой проверки? Ее проведение не может затягиваться до бесконечности. В соответствии с установленными правилами проверяющие должны укладываться в 2 месяца. В некоторых случаях возможно увеличение этого срока до 4 месяцев, а при наличии определенных обстоятельств даже до полугода.

Срок выездной проверки филиалов и представительств инспектируемой организации не должен превышать 1 месяца.

Увеличить срок проверки налоговой инспекцией документации можно только при наличии тех или иных оснований. Они определены в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Перечислим некоторые из них: налогоплательщиком является очень крупная организация, либо он имеет несколько самостоятельных филиалов; в ходе выездной проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников поступили сведения о том, что предприятие нарушает налоговое законодательство. Такую информацию проверяют дополнительно. Список оснований для увеличения срока проверки является открытым.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Срок выездной инспекции – это период с момента, когда она была назначена, до дня оформления справки о проведенном мероприятии.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ инспекция вправе приостанавливать выездные проверочные действия. Решение об этом принимает руководитель территориального отделения ФНС либо его заместитель. Какие могут быть основания для приостановки:

  • необходимо запросить бумаги (данные) у контрагентов проверяемой организации;
  • требуется получить сведения от государственных органов других стран в рамках международных договоров РФ;
  • нужно провести экспертизу;
  • необходимо перевести документы, которые были предоставлены на иностранном языке.

Допускается неоднократное приостановление выездных налоговых проверок, но есть ограничение по общему сроку приостановок – он не должен быть больше полугода. При наличии исключительных обстоятельств (к примеру, когда мероприятия приостанавливаются для получения сведений от государственных органов других стран) возможно продление общего срока приостановок до трех месяцев.

Читайте также

Когда аудит приостановлен, проверяющие инспекторы не вправе требовать у налогоплательщика предоставить какие-либо бумаги. Кроме того, обязателен возврат всех оригинальных документов и прекращение проверочной деятельности на территории подконтрольного предприятия.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Когда осуществляется камеральная налоговая проверка? Срок ее проведения – 3 месяца после сдачи отчетных документов. Любая отчетность имеет крайний срок сдачи. Если он нарушается более чем на 10 дней, то ФНС блокирует счета налогоплательщика в банке.

Камеральная проверка необязательно должна длиться три месяца. Допускается более быстрое ее проведение. А при наличии сомнений в правильности ведения отчетности и необходимости собрать дополнительные сведения возможно продление сроков налоговой проверки на месяц.

Поговорим немного о том, как оформляются результаты. Если нареканий к организации нет, то контрольные мероприятия завершают, причем налогоплательщика об этом не уведомляют (сообщают только о возмещении НДС). Если же выявлены нарушения, то запускается следующая процедура:

  • Составляется акт налоговой проверки. Срок – 10 рабочих дней (ст. 100 Налогового кодекса РФ).
  • Акт передается в компанию в течение 5 рабочих дней.
  • Если компания признает выявленные нарушения, то она подает пояснения или переделывает отчетные документы.
  • Если налогоплательщик не согласен с замечаниями, то он подает возражение на акт. Единой формы для этого документа нет, он составляется свободно.
  • ФНС рассматривает полученные возражения в течение 10 рабочих дней. Руководитель по итогам рассмотрения решает, присутствуют ли нарушения на самом деле и нужно ли привлекать организацию к ответственности. При необходимости сбора дополнительных сведений возможно продление срока проверки.

Безусловно, каждому налогоплательщику интересно, каков срок перечисления денег после завершения камеральной проверки. Когда будет возвращен налоговый вычет, зависит от того, как долго длился анализ отчетных документов. ФНС может провести проверочные действия быстро, а может закончить их ближе к концу отпущенного срока – через три месяца. В таком случае компания получит вычет через 4 месяца после сдачи отчетности (на перечисление средств отводится 30 дней).

Ограничения по выездным и камеральным налоговым проверкам

В Налоговом кодексе РФ содержатся ограничения для инспекций по проведению выездных проверок. Всего таких ограничений шесть:

1. По месту проведения: контрольные мероприятия должны проходить на территории проверяемой организации (в принадлежащем ей помещении). Если она не может обеспечить место для работы инспекторов, то допускается проведение выездных проверочных действий непосредственно в территориальном отделении ФНС.

2. По количеству процедур:

  • проведение двух и более выездных проверок по одним и тем же налоговым взносам за один и тот же период не допускается;
  • проведение двух выездных проверок в отношении одной организации в течение календарного года не допускается, только если не принято соответствующее решение о необходимости анализа деятельности налогоплательщика сверх этого ограничения.

3. По проверяемому периоду: в ходе инспекции возможен анализ документов не более чем за три календарных года, предшествующих году вынесения решения о контрольной процедуре.

Читайте также

4. По самостоятельной проверке филиалов и представительств:

  • проведение двух и более выездных инспекций в отношении филиала или представительства компании по одним и тем же фискальным платежам за один и тот же период неправомерно;
  • проведение ФНС более двух выездных проверок в отношении одного филиала или представительства организации в течение одного календарного года не допускается.

5. По срокам инспекции: длительность его не должна превышать 2 месяцев. Возможно продление срока проверки налоговыми органами до 4 месяцев, а при наличии исключительных обстоятельств – до полугода.

6. Инспекторы не могут проверять, соответствуют ли цены, примененные в контролируемых сделках, средним по рынку.

Проверяющие после выездного мероприятия составляют справку о его проведении, после чего 3 месяца отводится на формирование акта о полученных результатах. То есть результаты проверки оформляются документально, причем как при наличии нарушений налогового законодательства, так и в случае безупречной отчетности.

Принятие окончательного решения по результатам анализа отчетных документов налогоплательщика остается за руководителем (или его замом) инспекции, инициировавшей и проводившей проверку.

Разберемся, какие полномочия имеют инспекторы при проведении камеральных контрольных действий. Если ИП в ходе процедуры не предоставил затребованные бумаги, сотрудники ФНС не вправе проводить их выемку и осматривать помещения бизнесмена. Для этого необходимо постановление должностного лица инспекции, которая получает и анализирует отчеты.

Нередки случаи подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций в целях снижения налоговой нагрузки на предприятие. Такие декларации могут подаваться в любое время, срок не ограничен.

Правомерно ли в таких случаях проведение повторной камеральной проверки и вынесение по ее результатам нового решения? Хотя в Налоговом кодексе РФ нет понятия «повторная камеральная проверка», ФНС может провести ее, если организация подала уточненную декларацию.

После контрольных действий специалисты фискальной службы решают, применять санкции к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства или нет.

Как подготовиться к налоговой проверке

Если в организации известно, что проверяющие на подходе, необходимо подготовиться к предстоящей инспекции.

Главным в списке подготовительных мероприятий является наведение порядка в первичных документах и бумагах, подтверждающих проявление должной степени осмотрительности при выборе контрагентов (особенно тех, у которых имеются признаки фирм-однодневок). Также необходимо сообщить о грядущей процедуре контрагентам, поскольку вероятно проведение встречной инспекции и у них. Обязательно нужно убрать из офиса все бумаги и печати, содержащие лишние данные.

Следует заранее выбрать, кто из специалистов будет контактировать с проверяющими, и определиться, как они будут преподносить информацию.

Помимо этого, рекомендуется обратиться за помощью в консалтинговое агентство и к юристам, чтобы они провели оценку рисков и обеспечили грамотное сопровождение компании в ходе инспекции.

Когда проверяющие приедут, следует сначала изучить, какие у них есть полномочия, сверить данные их служебных удостоверений с решением об инспекции. Не забывайте, что проводить проверку могут только лица, поименованные в этом документе. Затем нужно предоставить инспекторам удобное рабочее место, исключив вероятность обнаружения ими нежелательных бумаг и данных. Всю документацию проверяющим нужно передавать, сопровождая актами приема-передачи. Кроме того, необходимо следить, чтобы все действия налоговиков были правомерны. В этом могут помочь сторонние квалифицированные специалисты.

Кто такой налоговый консультант, видео:

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]