Содержание
5.1. Поиск оптимального варианта мотивации
В американской корпорации General Motors, например, в понятие мотивации включают: справедливое вознаграждение за труд; нормальные условия труда; возможность максимального развития и применения индивидуальных способностей человека; наличие условий для систематического роста работников и повышения их квалификации; наличие социальной интеграции в рабочих коллективах (стирание различий, связанных с расовой, религиозной и национальной принадлежностью); право на частную жизнь, невмешательство в нее администрации или общественных организаций; развитие среди всех членов организации понимания нужд и забот других членов.
Недостаточный учет мотивации труда работников ведет к негативным результатам, о чем свидетельствует опыт нашей страны. Отсутствие достаточного количества эффективных человеческих ресурсов, низкая степень мотивации труда — основные причины неудовлетворительной работы многих российских предприятий. Это происходит потому, что люди долгое время не ощущали своей значимости, они не готовы в социально-психологическом плане. Руководители предприятий и организаций в России часто сталкиваются с нежеланием людей работать, особенно это касается малопрестижных профессий. В нашей стране, в которой на протяжении долгого времени система управления имела командный” характер и была основана на строгом иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, создался особый тип работников, у которых зачастую отсутствует заинтересованность в эффективном и качественном труде.
Работники не имели достаточных стимулов к труду, что объясняется рядом экономических и социальных факторов: оплата труда незначительно зависела от результатов труда, которые имели в большей степени количественную, чем качественную оценку; заработная плата имела уравнительный характер: поощрение работников было в основном моральным; отсутствовала возможность принимать самостоятельные решения, существовала полная зависимость от руководства; в обществе преобладала мораль материального равенства всех граждан, что подавляло стремление получать высокие доходы честным трудом; отсутствовала боязнь потерять работу, так как не было безработицы.
Эти и многие другие факторы в целом повлияли на формирование таких работников, которые не желают или даже не могут работать в современных условиях рынка. Поэтому проблема мотивации работника в нашей стране иногда даже сводится к тому, чтобы его заставить работать.
Сразу и полностью решить такую важную проблему невозможно, для этого требуется смена одного или нескольких поколений, но пытаться найти пути выхода из сложившейся ситуации жизненно необходимо.
Особенно важно для менеджера усовершенствовать систему мотивации работников в критической ситуации деятельности предприятия, которая может возникнуть, например, в связи с ухудшением конъюнктуры рынка и неэффективностью деятельности предприятия. Обычные варианты мотивации, связанные, например, с деньгами, становятся недоступными. В такой ситуации менеджер должен действовать энергично и достаточно гибко.
Руководителю следует ориентироваться на поддержку людей. Нужно отменить существовавшие до кризиса официальные служебные отношения в управлении. Следует занять позицию соратника, а не начальника; больше обмениваться с сотрудниками информацией и чаще говорить им, что сейчас все зависит только от них. Менеджеру стоит напомнить подчиненным, что в случае вывода предприятия из кризиса у них будут большие шансы сделать здесь карьеру. Самым лучшим средством мотивации в кризисной ситуации является работа. Для того чтобы сотрудники меньше времени уделяли эмоциональным переживаниям, их следует нагрузить конкретными заданиями и даже увеличить объемы работы. Угроза потери работы воздействует на человека и без помощи руководителя. Поэтому менеджеру не рекомендуется постоянно напоминать сотрудникам о том, что они могут стать безработными. Если сотрудник не испытывает доверия к руководителю, то угроза потери работы только испортит их взаимоотношения.
Необходимо различать мотивацию индивидуальную и групповую.
Известно, что индивидуальные и групповые потребности человека далеко не всегда совпадают. Отсюда то, что может мотивировать труд конкретного работника, порой не является фактором мотивации для группы сотрудников. Причина этого явления заключается в индивидуальности людей, обладающих разным мировоззрением, воспитанием, образованием, отношением к материальным и духовным ценностям. Поэтому установление взаимосвязи между индивидуальной и групповой мотивацией состоит в решении проблемы сочетания индивидуальных и групповых целей и интересов.
Исследованиями установлено, что одним из важных факторов мотивации является личное признание менеджером достижений сотрудника. Даже простая просьба менеджера, обращенная к подчиненному, принять участие в подготовке того или иного решения действует мотивирующе. Вариантами личных мотивирующих приемов могут быть: устное поздравление, письменное поздравление, публичное поощрение, продвижение сотрудника вверх по карьерной лестнице и др.
Между тем, в большинстве случаев производственная деятельность является коллективной, поэтому рассмотрение трудового коллектива как группы позволяет менеджеру устанавливать и развивать отношения между отдельными работниками в процессе производства. По мере усиления групповой мотивации происходит частичное замещение индивидуальных мотивов у конкретного работника групповыми. Это отражается на улучшении психологического климата в группе и компании в целом, ведет к повышению
производительности труда и созданию условий для успешной совместной деятельности на благо предприятия.
На современном высокотехнологическом предприятии один-единственный человек практически не в состоянии быть менеджером, даже если он первый руководитель. На всех крупных западных предприятиях высшее руководство формируется в виде рабочей группы. Умелая организация технологического процесса и грамотный выбор ближайших сотрудников нередко являются одним из решающих элементов успешной деятельности высшего руководства.
Эффективность работы коллектива зависит от его численности, состава, сплоченности, а также функциональных возможностей каждого из его членов.
Проведенными исследованиями установлено, что группы, насчитывающие в среднем 5—10 членов, обычно принимают более точные решения и работают более эффективно. По мере увеличения коллектива общение между его членами усложняется, становится все более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы. Увеличение размера коллектива также усиливает тенденцию к неформальному его разделению, что может привести к появлению не согласующихся между собой целей.
Состав группы, под которым понимается профессиональный уровень подготовки работников, степень сходства отдельных личностей, их точек зрения, также имеет большое значение. Использование менеджером различных точек зрения членов группы при нахождении оптимального решения крайне важно, поэтому рекомендуется, чтобы коллектив сотрудников, по возможности, состоял из несхожих Л1гчностей. Менеджер, который стремится извлечь пользу из различных точек зрения сотрудников, должен предпринять усилия по недопущению единомыслия. Необходимо сообщить членам группы, что они могут свободно высказывать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу обсуждаемых вопросов и должны выслушать различные точки зрения и критику.
Повышению эффективности работы способствует сплоченность («чувство локтя»), что выражается в тяготении членов группы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей. Сотрудники должны понимать, что в первую очередь от их совместной работы зависит судьба предприятия. Не случайно многие ведущие западные компании, в частности шведская фирма Volvo, перешли от конвейерной системы организации производства к более эффективной групповой работе. Как известно, для конвейерной системы в большей степени характерна обезличенная работа, в условиях которой работник выполняет однообразные, повторяющиеся операции в одиночку. Внедрение конвейерной системы в начале XX в. способствовало бурному развитию массового производства продукции. Поэтому переход к групповым методам работы может показаться неверным. Но наделе результаты свидетельствуют о том, что групповая система организации труда и его мотивации оказывается гораздо Солее эффективными. Система позволяет повысить понимание рабочими необходимости проявления заботы о судьбе своего предприятия и их прямого участия в достижении положительных результатов работы. Заинтересованность рабочих растет, что стимулирует резкое повышение производительности труда и сокращение текучести кадров. Не менее важным фактором, влияющим на эффективную производственную деятельность, являются функциональные возможности членов коллектива. Это индивидуальные особенности человека, закладываемые воспитанием и образованием и включающие в себя трудовые навыки данного работника, его квалификацию, способность к обучению, а также информированность и накопленный опыт.
Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпоративная культура, которое получило широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Корпоративная культура — сумма общечеловеческих и профессиональных ценностей и убеждений, которые вместе с менеджером разделяют работники предприятия. Основные принципы формирования корпоративной культуры, которыми должен руководствоваться менеджер, сводятся к следующему: справедливая оценка труда, стимулирование ответственности; развитие инициативы, уважение к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала. Как же сформировагь корпоративную культуру в коллективе? В первую очередь менеджеру необходимо всячески поощрять открытое и бескомпромиссное высказывание его сотрудниками различных мнений и точек зрения. Например, девиз журнала Fortune (США) гласит: «Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно. Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только “Да”, значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место». Другим примером может служить принцип работы американской корпорации IBM: «Каждая компания нуждается в истинных диссидентах. К счастью, в IBM никогда не переводились люди, отказывающиеся ходить строем. Нам нравится, когда люди болеют за дело, не боятся высказывать свое мнение. Худшие из критиков более полезны, чем лучшие из подпевал».
Другим направлением формирования корпоративной культуры является высокий уровень этики, честность по отношению к коллегам по работе, деловым партнерам. Немаловажную роль в развитии корпоративного начала может играть также делегирование полномочий менеджера, о чем пойдет речь ниже.
Таким образом, к числу наиболее распространенных методов повышения мотивации труда, и в первую очередь групповой, относятся: использование различных форм участия персонала в управлении; внесение разнообразия в работу персонала в пределах конкретно закрепленных за каждым работником функций; обеспечение персональной ответственности работников при выполнении работы; освоение смежных профессий с целью снижения монотонности труда; создание автономных рабочих групп, призванных решать конкретные производственные задачи, с делегированием таким бригадам определенного круга прав по распределению обязанностей в бригаде, контролю за качеством продукции и распределением финансового вознаграждения; создание и функционирование основанных на добровольных началах так называемых «кружков качества», призванных стимулировать инициативу работника в решении различных производственных задач.
Существует еще одна проблема. Каким образом могут быть взаимосвязаны мотивация работника и его знание о компетентности руководителя? Оказывается, если работник видит в своем руководителе идеал, он избирает мотивом своего поведения подражание его поведению. В таком случае у руководителя не будет или почти не будет необходимости пытаться влиять на этого подчиненного. И наоборот, если подчиненный не следует пожеланиям вышестоящего руководителя, у него отсутствует мотивация. В этом случае предполагается, что результаты трудового процесса не могут быть достигнуты без угрозы наказания. Мотивация к выполнению работы в этом случае будет зависеть от условий, при которых работник либо добровольно попытается повторить поведение своего идеализируемого руководителя, либо будет находиться в состоянии согласия с его взглядами
Ясно, что лучшим для предприятия является работник А. Он компетентный, способный и одновременно мотивированный. Работник Б — способный, но не мотивированный. Он не желает работать эффективно и производительно. Чтобы такой работник стал работать так же производительно, как работник А, необходимо провести соответствующие методы повышения мотивации или выявить неудовлетворенные потребности. Работник В тоже проблематичен для предприятия, так как его желания не совпадают с его возможностями. Такой работник будет смотреться в коллективе как чрезмерно активный. Для получения преимущества от высокого уровня мотивации такого работника руководитель должен сделать акцент на повышении его возможностей (например, обучение или подбор такого места работы, на котором его возможности будут больше всего совпадать с его желаниями). Работник Г относится к той категории работников, от которых нужно постараться избавиться, так как расходы на их обучение и мотивацию вряд ли когда-либо окупятся в будущем.
Мотивация деятельности в менеджменте
«Существует область научного исследования, на которую должно быть
обращено специальное внимание ¾ именно точное исследование
мотивов, влияющих на поведение людей…Закономерности, приложенные
к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о теориях мотивации и возможностях использования их в деятельности менеджера.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения: [1] с.337 – 364; [2] Глава 12.Мотивация деятельности в менеджменте; [6] с.252 – 260;
1. Табл. 12. «Характеристика современных теорий мотивации», табл. 13. «Двухфакторная модель Герцберга», табл. 14. «Система мотивации труда в организации».
2. Рис. 11. «Сочетания мотивации и способностей у работников», рис. 12. «Мотивационная структура менеджера».
3. Притча «Гончар и мальчишки».
4. Методика «Трамплин» (приложение 2).
5. Варианты заданий.
Задание 1. Дайте определение следующих понятий и рассмотрите их соотношения: потребность, стимул, мотив, мотивация, стимулирование.
Потребность является определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются производными от потребностей и порождаются ими. Необходимо помнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потребности частично и весьма предвзято отражаются в сознании человека, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.
Стимул – это внешняя причина, которая побуждает человека действовать для достижения поставленной цели. Стимулы, могут быть материальными, в виде действий других лиц, предоставленных возможностей, надежд и т.п. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими Экономические предоставляют возможность получать материальные выгоды, которые повышают благосостояние. Неэкономические облегчают получение, как прямого материального благосостояния, так и вольного времени, соответствующих духовных благ.
Мотив – это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия внешней среды, внешних обстоятельств, ситуаций, условий Мотивы оказывают влияние на поведение человека, направляют ее деятельность в необходимую для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждают проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.
Мотивация – это процесс побуждения людей к труду, который предусматривает использование мотивов поведения человека для достижения личных целей или целей организации.
Стимулированиеможно определить так:
- это процесс использования конкретных стимулов для пользы человека и организации;
- воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом;
- влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.
Задание 2. Охарактеризуете современные теории мотивации в таблице 12.
Характеристика современные теории мотивации
Содержательные теории мотивации | идентифицируют источники внутреннего побуждения (потребности), которые заставляют людей действовать определенным образом. |
Процессуальные теории мотивации | изучают поведение людей с учетом их восприятия и познания конкретной ситуации. |
Теории поля | Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля — один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью исследователи пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения. |
Задание 3. Заполните пирамиду потребностей А. Маслоу.
Задание 4. Сколько уровней содержит пирамида А. Маслоу в настоящее время? Какие уровни добавились и объясните, почему? Приведите примеры применения теории А. Маслоу.
1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу. Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности. Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.
Задание 5. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими. Заполните в таблице 13. факторы и их влияние на деятельность людей.
Двухфакторная модель Герцберга
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | ||
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководства |
Задание 6. Как будет выглядеть система потребностей Маслоу, если к ней добавить потребности по Мак-Клелланду?
Задание 7. При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Запишите соотношение этих факторов в виде формулы:Мотивация =…….
Приведите примеры применения теории ожиданий Врума в социально – культурной деятельности.
Задание 8. В чем сущность теории справедливости Адамса и возможности ее применения в менеджменте СКД.
Задание 9. Объясните поведение мальчишек, описанное в ниже приведенной притче, используя теоретический подход В. Врума.
Притча «Гончар и мальчишки»
Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он и просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям – ничего не помогало. Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.
На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил только 20 коп.
На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». «Нашел дураков бесплатно бить твои горшки!» возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.
Задание 10. Проанализируйте рис.11, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников. Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности – |
Работник Б Мотивация – Способности + | Работник Г Мотивация – Способности – |
Рис.11. Сочетания мотивации и способности у работников.
Задание 11. Заполните таблицу 14.
Система мотивации труда в организации
Поощрения | Наказания | ||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать |
Материальное стимулирование | |||
Социальное стимулирование | |||
Моральное стимулирование |
Задание 12. Заполнить методику «Трамплин». По результатам построить график мотивационной структуры (пример рис. 12.). Составить рекомендации по самомотивации будущего менеджера.
|
|
Рис. 12. Мотивационная структура менеджера.
Задание 13.Заполните тест «Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)». По результатам интерпретации построить модель самоактуализации. Сравнить результаты с тестом «Трамплин».
| | следующая лекция ==> | |
Практическое занятие № 7-8 | | | Кто-то может подавлять своих детей физической силой |
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1663 | Нарушение авторских прав
В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г?
СОДЕРЖАНИЕ
1. Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика……….
2. Мотивация персонала в организации……………………………………………………..
3. Управление конфликтами в коллективе. Власть в организации…………………………………………………………………….
4. Этика делового общения. Виды делового общения…………………………………….
5. Коммуникационные процессы в организациях…………………………………………
Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика
Задание 1. Опишите выбранное вами предприятие.
Наименование предприятия _________________________________________________
Вид деятельности _________________________________________________________
Наименование продукции (работ, услуг) ______________________________________
Типология организации |
по отраслевому признаку |
по масштабам деятельности |
по юридическому статусу |
по признаку собствен-ности |
Количество работников_____________ чел.
· административно-управленческий персонал ________ чел
· рабочие _______ чел.
Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %
Составить схему организационной структуры предприятия, определить ее тип, описать взаимосвязи между отдельными звеньями предприятия, определить минусы и плюсы организационной структуры.
Задание 2. Описать внешнюю среду данной организации:
структура |
задачи |
технологии |
люди |
Задание 3. Опишите переменные внутренней среды организации
Задание 4. Заполните таблицу:
Особенности управления фирмой
Фирма_______________________________ |
Преимущества |
Недостатки |
Особенности управления |
Задание 5. Заполните таблицу:
Функции менеджмента фирмы ___________
Рыночная экономика | Фирма____________ | ||
преимущества | недостатки | преимущества | недостатки |
Планирование | |||
Решаемые задачи | |||
Рыночная экономика | Фирма___________ | ||
Организация | |||
Факторы высокой мотивации работников | Причины низкой мотивации работников | ||
Мотивация | |||
Мероприятия контроля | |||
Контроль |
Задание 6. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента
Характеристики | японская | американская | Фирма_______ |
Доминирующие качества делового человека | |||
Критерии к продвижению по службе | |||
Профессиональная компетентность | |||
Процесс принятия решений | |||
Отношение работников к фирме и работе | |||
Характер проведения инноваций | |||
Форма деловых отношений |
Задание 7. Выделите три роли, которые выполняют менеджеры данной фирмы.
Назовите роли менеджера, выделяемые Минцбергом.
Межличностные роли | Информационные Роли | Роли в принятии решений |
Какими качествами должен обладать современный менеджер в вашей компании?
2. Мотивация персонала в организации.
Задание 1. Рассмотрите таблицу, отражающую различные сочетания мотивации и способности у работников.
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности – |
Работник Б Мотивация – Способности + | Работник Г Мотивация – Способности – |
Ответьте на вопросы:
Какие работники желают работать эффективно и производительно?
Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г?
Задание 2. Разработайте систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний:
· Кто поощряется? За что поощряется? В чем заключается поощрение?
· Кто наказывается? За что назначается наказание? Что представляет собой наказание?
Примечание: Система должна содержать по 3 примера на каждый вид поощрения и наказания.
Система мотивации труда на предприятии
Поощрения | Наказания | ||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать |
Материальное стимулирование | |||
Социальное стимулирование | |||
Моральное стимулирование |
Задание 3. Познакомьтесь с системами оплаты труда в 2-х американских компаниях. Определите, какие цели преследует каждая система, каковы преимущества предприятию и работникам дает каждая система и какие «минусы» имеет система для предприятия и работников. Заполните соответствующие графы таблицы.
Компания Du Pont de Nemours использует жесткую систему вознаграждения, которая позволяет распределять риск производства между менеджерами и работниками. Вознаграждение выплачивается по итогам выполнения производственной программы компании, рассчитанной на 3 – 5 лет. Каждый работник компании, желающий участвовать в этой программе, отчисляет в нее 6% своего годового заработка. При 100%-м выполнении плана компания возвращает работникам эти 6% , а при выполнении плана на 125 или 150% работники получают дополнительное вознаграждение 6 или 12% от годового заработка. Если же план выполнен менее, чем на 80%, работники теряют полностью 6% своего годового заработка.
В компании Nukor выплата вознаграждения связана с качеством производимой продукции и производственной дисциплиной. Размер оплаты труда составляет от 6 до 9 долл. в час, что в 2 раза меньше, чем в среднем по отрасли. Однако, благодаря тому, что рабочие превышают установленные задания по производству продукции, их годовой заработок на 2 тыс. долл. Выше, чем на аналогичных предприятиях. Кроме того существует правило, согласно которому в случае разового опоздания на работу до 30 мин. Работник лишается дневного вознаграждения, а при опоздании свыше 30 мин. – еженедельного.
Характеристика систем оплаты труда на предприятиях Du Pont de Nemours и Nukor
Du Pont de Nemours | Nukor |
Преследуемая цель системы оплаты труда | |
Преимущества для предприятия | |
Преимущества для работников | |
«Минусы» для предприятия | |
«Минусы» для работников | |
Ваши предложения по усовершенствованию системы |
Задание 4. Укажите, что, по-вашему, ваш работодатель в основном ожидает от вас и что, как вам кажется, он вам должен. Расположите ожидания и обещания в приоритетном порядке.
Мотивация деятельности в менеджменте
«Существует область научного исследования, на которую должно быть
обращено специальное внимание ¾ именно точное исследование
мотивов, влияющих на поведение людей…Закономерности, приложенные
к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о теориях мотивации и возможностях использования их в деятельности менеджера.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения: [1] с.397 – 430; [2] Глава 12.Мотивация деятельности в менеджменте; [6] с.252 – 260;
1. Табл. 12. «Характеристика современных теорий мотивации», табл. 13. «Двухфакторная модель Герцберга», табл. 14. «Система мотивации труда в организации».
2. Рис. 11. «Сочетания мотивации и способностей у работников», рис. 12. «Мотивационная структура менеджера».
3. Притча «Гончар и мальчишки»
4. Варианты заданий.
Задание 1. Дайте определение следующих понятий и рассмотрите их соотношения: потребность, стимул, мотив, мотивация, стимулирование.
Стимул – это внешний раздражитель, способствующий повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.
Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
Стимулирование – воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом; влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.
Задание 2. Охарактеризуете современные теории мотивации в таблице 12.
Характеристика современные теории мотивации
Содержательные теории мотивации | Базируются па удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям |
Процессуальные теории мотивации | Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. |
Теории поля | В них определяется, каким образом среда обитания и организационная культура предприятия («поле») стимулируют трудовую деятельность работника и формируют его мотивационную сферу В них определяется, каким образом среда обитания и организационная культура предприятия («поле») стимулируют трудовую деятельность работника и формируют его мотивационную сферу |
Задание 3. Заполните пирамиду потребностей А. Маслоу.
Задание 4. Сколько уровней содержит пирамида А. Маслоу в настоящее время? Какие уровни добавились и объясните, почему? Приведите примеры применения теории А. Маслоу.
В настоящее время пирамида А. Маслоу содержит 7 уровней.Добавились три уровня, такие как :
· Эстетические потребности (порядок, красота и т. п.)
· Потребность в уважении (Компетентность, одобрение, признание)
· Потребность в принадлежности и любви.
Задание 5. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими. Заполните в таблице 13. факторы и их влияние на деятельность людей. Приведите примеры применения теории Герцберга.
Двухфакторная модель Герцберга
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | Условия труда ,соц. отношения, стиль руководства, вознаграждение, климат на предприятии. | Удовлетворение или неудовлетворение работой в зависимости от реализации данных факторов. |
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководства | Работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, достижение успехов в работе, признание, возможности совершенствования. | Удовлетворение или неудовлетворение работой в зависимости от реализации данных факторов. |
Задание 6. Как будет выглядеть система потребностей Маслоу если к ней добавить потребности по Мак-Клелланду? Приведите примеры применения теории Мак-Клелланда.
Задание 7. При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты- вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Запишите соотношение этих факторов в виде формулы:Мотивация =…….
Приведите примеры применения теории ожиданий Врума.
Задание 8. В чем сущность теории справедливости Адамса и возможности ее применения в менеджменте.
Задание 9. Объясните поведение мальчишек, описанное в ниже приведенной притче, используя теоретический подход В.Врума.
Притча «Гончар и мальчишки»
Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он и просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям – ничего не помогало. Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.
На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил только 20 коп.
На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». «Нашел дураков бесплатно бить твои горшки!» возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.
Задание 10. Проанализируйте рис.11, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников. Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности – |
Работник Б Мотивация – Способности + | Работник Г Мотивация – Способности – |
Рис.11. Сочетания мотивации и способности у работников.
Задание 11. Заполните таблицу 14.
Система мотивации труда в организации
Поощрения | Наказания | ||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать |
Материальное стимулирование | |||
Социальное стимулирование | |||
Моральное стимулирование |
Задание 12. Заполнить методику «Трамплин» (Приложение 2). По результатам построить график мотивационной структуры (пример рис. 12.). Составить рекомендации по самомотивации будущего менеджера.
|
|
Рис. 12. Мотивационная структура менеджера.
Задание 13. Система Тейлора, по его словам, основана на следующих принципах:
1. Выявление наиболее рациональных приемов выполнения работы.
2. Установление нормативов, определяющих требования к рабочим результатам. Нормативы основываются на основе «правильного», наиболее рационального выполнения работы.
3. Обучение работников рациональным приемам выполнения работы. 5. Усовершенствование орудий труда.
6. Создание наилучших условий труда.
7. Четкая и понятная связь размера оплаты и результатов труда.
8. Система учета количества выполненной работы.
9. Предоставление работникам полной информации о том, что от них требуется, и о достигнутых ими результатах.
10. Установление хороших отношений между администрацией и работниками.
Какой из принципов не вписывается в систему Тейлора?
Как вы думаете, почему Тейлор все-таки ввел этот принцип?
Задание 14 .Никто не ставит под сомнение утверждение, что деньги являются главным стимулом, мотивирующим человека к производительному труду. Но для того чтобы использовать этот мощный стимул более эффективно, надо четко понимать, на какие потребности он работает, какие функции выполняет, какие задачи может решать. Напишите, какие функции выполняют деньги в каждой из указанных теорий.
Тема: Мотивация и потребности.
Задание 1.Ответьте на поставленные вопросы.
Мотивация – это ____________________________________________________________________
Стимулы – это _________________________________________________________________________
Потребность -это _____________________________________________________________
Задание 2.Рассмотрите рисунок, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников.
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности – |
Работник Б Мотивация – Способности + | Работник Г Мотивация – Способности – |
Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
Задание 3.Разработать систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний, заполните предложенную таблицу.
Поощрения | Наказания | ||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать |
Материальное стимулирование | |||
Социальное стимулирование | |||
Моральное стимулирование |
Тема. Контроль и его виды.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Из каких этапов состоит процесс контроля в организации? В чём их значение?________
б) Перечислите правила контроля. _______________________________________________
в) Назовите суть метода «Управленческая пятерня» ?___________________________________
г) Какие виды контроля используются в вашей организации ? Укажите типичные ошибки при осуществлении функций контроля.
Тема. Руководство, власть, партнерство.
Задание 1. Используя рекомендованную литературу, приведите наиболее удачные, на ваш взгляд, определения следующих понятий.
Задание 2.
Дайте письменные ответы.
1. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Какие источники власти может использовать руководитель ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Какие способы влияния руководителя на подчинённого Вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Перечислите известные Вам различия между руководителем и лидером.
Руководитель | Лидер |
Назовите основные профессиональные требования, которые предъявляются к руководителю сегодня? ____________________________________________________________________________
Задание 4.
В теории менеджмента выделяют три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Заполните таблицу по образцу.
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Способ принятия решения | Единоличный | На основе консультаций с вышестоящим руководством или с учётом мнения групп |
Способ доведения решения до исполнения | ||
Распределение ответственности | ||
Отношение к инициативе подчиненных |
Задание 5. Решите ситуацию.
Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой и спрашивает, что же ему делать? Ответ руководителя
Задание 6.
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: забота руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специальной «решёткой менеджмента».
Используя рекомендованную литературу, опишите стили руководства, предложенные Р. Блейком и Т. Моунтоном.
Какой стиль исследователи считали наиболее эффективным?
Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?
Чем отличается стили руководства менеджера 5.5 от менеджера 9.9?
(решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Мутона).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Забота о производстве
Задание 7. Выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите свои варианты действий руководителя.
Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня.
Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
Предложите выход из такой ситуации.
o Перенести разговор на другое время.
o Воспринять, как тренинг переговоров.
o Если возможно, то сделать это письменно.
o После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
o Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
o Ваше предложение: _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?
o Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
o Овладеть техникой переговоров.
o Больше общаться письменно.
o Ваше предложение: _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.
o Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
o Несколько раз проверять документы.
o Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
o Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
o Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.
o Ваше предложение: _________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9210 – | 7340 – или читать все.
134.249.83.1 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно