Содержание
Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
Похожие публикации
Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.
Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете
Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.
Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.
Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).
Таблица амортизации автомобиля:
Технические характеристики авто
От 3-х до 5-ти лет
Грузовые с дизельным двигателем
Массой не более 3,5 тн
Грузовые с бензиновым двигателем
Массой не более 3,5 тн
Легковые малого класса
Грузовые общего назначения
Автотранспорт специальный: Бетоновозы
Для коммунального хозяйства и дорожных работ
Аварийно-спасательные и полицейские
Для перевозки нефтепродуктов и газа
Легковые большого и высшего класса
Объемом двигателя свыше 3,5 л
От 7-ми до 10-ти лет
Грузовые с дизельным двигателем
Массой от 3,5 тн до 12 тн
Грузовые с дизельным двигателем
Массой свыше 12 тн
Грузовые с бензиновым двигателем
Массой от 3,5 тн до 12 тн
Грузовые с бензиновым двигателем
Массой свыше 12 тн
ТС спецназначения: тягачи седельные
Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.
Норма амортизационных отчислений на автомобиль
Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:
Пример
Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ – 48 месяцев. НА определяют так:
НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.
Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.
Амортизация лизингового автомобиля
Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.
Амортизация автомобиля в лизинге, если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:
При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.
Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.
Оплата амортизации личного автомобиля
Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.
Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов. В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:
Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).
НА = 1/60 х 100 = 1,67
500 000 х 1,67 = 8350 руб.
Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.
Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).
Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.
Правильный расчет амортизации автомобиля
Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.
При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.
Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?
- Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
- Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
- В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.
Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.
Как рассчитывается амортизация?
Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.
Откуда берутся эти цифры?
Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.
Можно пойти и другим путем:
- учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
- смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
- производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.
Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.
Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:
- возраст транспортного средства;
- его общий пробег;
- условия, в которых он эксплуатируется;
- производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
- экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
- влажность климата;
- тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.
В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:
- до пяти лет;
- от пяти до семи;
- от семи до десяти лет.
Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.
Формула для расчета амортизации транспортных средств
Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:
- показатель износа;
- фактический пробег;
- износ по старости;
- фактический срок эксплуатации;
- коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
- тип региона.
Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.
- автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
- пробег за 2 года составил 40 тысяч;
- эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
- расчетный износ — 18,4%;
- естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
- остаточная стоимость — 326400 рублей;
- рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.
Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.
Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.
Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.
Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля. Также эти данные можно использовать при покупке автомобилей с пробегом.
Оплата амортизации личного автомобиля
Категории
- Вы здесь:
- Главная
- Использование автомобиля
- ГСМ и амортизация
ГСМ и амортизация
Каждого торгового представителя интересует оплата ГСМ и амортизации. Начнем с того, что работодатель обязан выплачивать любому работнику компенсацию, который по соглашению с работодателем использует свой автомобиль для служебных нужд (ст. 188 ТК РФ). Но никах требований к размеру компенсации в Трудовом Кодексе Российской Федерации нет, а лишь рекомендации, поэтому
работодатель вправе назначить любую сумму и не обязан производить ее рассчет. При трудоустройстве в новую компанию торговый представитель обязательно должен поинтересоваться как ему будет рассчитываться ГСМ, и оплачивается ли амортизация за использование личного автомобиля.
Как правило, торговый представитель заполняет путевой лист, в котором указываются торговые точки в которые он ездил и сколько километров проехал, и при этом предоставляет работодателю чеки на израсходованный бензин. И исходя из этих данных работодатель рассчитывает сумму компенсации ГСМ. У каждой организации приняты свои нормы по оплате ГСМ, поэтому возьмем усредненные данные. Как правило компенсацию ГСМ оплачивают согласно километражу, и для каждого автомобиля есть своя норма из расчета л/100км, эта норма меняется в зависимости от времени года. Конечно если у вас автомобиль с двигателем 4,5 литра вам никто не будет оплачивать гсм из расчета 25л/100км. Верхним пределом в некоторых организациях считается 10л/100км.
К примеру торговый представитель сдает в конце месяца путевой лист, и указал в нем пробег 3200 км, приложив соответственно чеки с АЗС. При каталожном расходе вашего автомобиля 8,2 л/100 км вам должны заплатить за 262,4 литра бензина (3200*8,2/100), что сейчас составляет приблизительно 9446,4 руб (262,4*36 руб.). В некоторых организациях оплата ГСМ фиксированная и не зависит от ваших пробегов – дали 7000 руб. на месяц и вертись как хочешь.
Про оплату амортизации за использование автомобиля могу сказать, что ее выплата зависит исключительно от доброй воли вашего работодателя и ее может совсем не быть. Но в нормальных компаниях ее как правило выплачивают и она составляет в среднем 10-15% от количества израсходованного бензина.
Стоимость амортизации автомобиля
Опции темы
Поиск по теме
Стоимость амортизации автомобиля
Приветствую всех форумчан!
Не давно устроился на новую работу, на работе приходится по обьектам ездить на своем личном автомобиле, работодатель бензин оплачивает, это хорошо.
(на заметку: подсчитал на 3-х полных баках машина у меня кушает 10,3 литра на 100 км. (лето, прогрев около 2 минут до раб.температуры), шефу сказал что 11 литров, это по городу, по трасе также. все нормально, заправляет по путевому листу и пробегу со спидометра. )
Сейчас задумался о амортизации автомобиля, т.к. моя Масянька постоянно в дороге, значит в скором будущем потребует ремонта, вот я и задумался поговорить с шефом о стоимости амортизации авто.
может кто занимался в прошлом этим вопросом?
Получается расходники на ходовку в любом случае + замена масла в двигателе и автомате + фильтра + т.д. и т.п.
По чем выходит амортизация руб./км.?
Mazda Familia S-Wagon 99г.
Установка газобалонного оборудования на автомобили.
www.gaz-car.ru
Посчитай пробег в неделю/месяц, и приведи регламент замены масла, деталей подвески (масло раз в 10000 км, детали подвески реже) и раздели километраж ресурса каждой детали на недельный/месячный пробег и подсчитай сумму в рублях за км пробега. Так, журнал Зарулем высчитывает стоимость км пробега авто (можно с бензином, можно без).
личное имхо: в самом простом приближении амортизация авто составляет от 0,5 до 1 цены бензина. Тут уже надо смотреть на упиленность аппарата (машина то не новая), условия эксплуатации, состояние дорог, манеру езды, климат и т.д. и т.п.
Т.е. при вашем расходе в 10 литров, набрасывайте спокойно стоимость в 5-10 литров на 100 км пробега.
Все обьемы и цены привожу примерные (могул различаться в зависимости от региона=)))
4л. масла двигатель = 4000 рублей = 9000 км. = 0,44 руб./км.
5л. масла в автомат = 5000 рублей = 18000км. = 0,27 руб./км.
4 стойки + шаровые + сайлент блоки + рулевые тяги + т.д. = 22000 рублей = 15000км. = 1,46 руб/км.
Итого: 1 км. пробега авто стоит по амортизации 2,17 рубля.
выходит каждый км. пробега по путевке умножаю на 2,17 рубля. и получается сумма на ремонт.
Какие есть замечания?
Mazda Familia S-Wagon 99г.
Установка газобалонного оборудования на автомобили.
www.gaz-car.ru
если даже взять 5 литров, то по нашим ценам это будет 145 рублей, 145/100=1,45 рубля
если берем 10 литров, то получается 290/100=2,90 рублей
По предыдущему посту получается чтото среднее. Но по ресурсу каждой детали выходит точнее =))
Mazda Familia S-Wagon 99г.
Установка газобалонного оборудования на автомобили.
www.gaz-car.ru
Все обьемы и цены привожу примерные (могул различаться в зависимости от региона=)))
4л. масла двигатель = 4000 рублей = 9000 км. = 0,44 руб./км.
5л. масла в автомат = 5000 рублей = 18000км. = 0,27 руб./км.
4 стойки + шаровые + сайлент блоки + рулевые тяги + т.д. = 22000 рублей = 15000км. = 1,46 руб/км.
Итого: 1 км. пробега авто стоит по амортизации 2,17 рубля.
выходит каждый км. пробега по путевке умножаю на 2,17 рубля. и получается сумма на ремонт.
Какие есть замечания?
4 литра в двигу + фильтра = 2200 руб = 7000 км = 0,31 руб/км
8 литров в АКПП + фильтр = 2500 руб = 25000 км = 0,1 руб/км
При условии самостоятельной замены, у меня примерно так.
Железное не считаю, его жизнь сильно зависит от качества исходных деталей, качества дорог. Нужно считать по факту цена/расстояние
я на предыдуще работе договаривался по другому:
Есть регламент который написан в книжке, выбираем суровые условия эксплуатации и вперед.
Я притащил ему книгу, показал что когда и через сколько меняется. Он согласился (хорошо что сам водитель). И от данных книги и оттталкивался. Проходишь 7 тысяч и в кассу за деньгами на масло + фильтр. Еще 25 тыков и в кассу за деньгами на масло в АКПП + фильтр + работа и т.д
Сезонное ТО конечно согласовывал, но так как отношение было нормальное и адекватый подход, то у меня проблем не было с сезонными ТО. Я просто оговорил, что я часть работ буду делать сам, по этому за некоторую работу не надо будет платить фирме, а это экономия, но за это ко мне не будут приставать с глупыми вопросами почему я купил именно эту запачасть, а не другую. Что то списывать сверх или покупать чеки на большую сумму у меня и в мыслях не было, раз так договорился. Меня это устраивало, машину маю тоже, фирму не нарпягало и машина была всегда на низком старте. Все выигрывали в общем.
В основном у меня суммы улетали весной(особенно) и осенью на сезонное ТО, летом только масло в ДВС, ну и по мелочи. Зимой тоже проблем не было. т.к старался в зиму уходить с полностью обслуженной машиной.
А у нас в фирме платят – 1200р. в месяц и никого не ипёт, что их хватает только по бензину на 2 недели! А сумма обосновывается тем, что с неё не удерживаются налоги(. А про амортизацию, они даже видимо не в курсе, хотя всё начальство ездит на машинах, правда на рабочих, но используются они и в личных целях!
работай на себя или скажи, что у тебя больше нет машины для работы ибо 1200 не хватает 🙂
Как произвести расчет амортизации автомобиля
Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.
Амортизация авто. Как и зачем?
- относятся к издержкам компании;
- подлежат вычитанию из основных средств;
- считаются денежным эквивалентом износа объекта.
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
- Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
- Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
- Передача авто в лизинг.
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
- Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
- Определение периода полезной эксплуатации авто.
- Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
- Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
- Выполнение расчетов.
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:
- 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
- 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
- 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).