Содержание
- 1 Правила проведения проверок пожарной безопасности
- 2 Как проходят проверки пожарной безопасности
- 2.1 Основания для контрольных мероприятий
- 2.2 Разновидности пожарных проверок
- 2.3 Какие компании освобождены от проверок
- 2.4 Что проверяется при проверке пожарной безопасности
- 2.5 Перечень проверяемых документов
- 2.6 Противопожарные требования к помещениям
- 2.7 Требования к прилегающим участкам
- 2.8 Длительность контрольных мероприятий
- 2.9 Результаты контрольных мероприятий
- 2.10 Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки
- 3 Периодичность плановых проверок МЧС. Изменения с 19 октября 2019 года
- 4 Проверки пожарного надзора станут чаще
- 5 Периодичность и продолжительность проверок пожарной безопасности
Правила проведения проверок пожарной безопасности
Несмотря на всеобщее понимание важности обеспечения сохранности людей и имущества государственными органами в соответствии с законом проводится проверка пожарной безопасности.
Периодичность контроля определяется типом объекта, его социальной значимостью, результатами предыдущих инспекций. Результаты подлежат строгому документированию, служат руководством к действию руководителей по поддержанию нормального состояния помещений, обеспечению предприятия высоким уровнем защищенности от происшествий.
Что нужно знать руководителю
Самая большая ответственность за все виды деятельности, включая обеспечения мер пожарной безопасности, лежит на первом руководителе, который должен обладать знаниями юридических, организационных, основных технических аспектов.
Руководитель обязан помнить о периодичности проведения проверок по пожарной безопасности и быть готовым к ним.
Руководитель должен подобрать сотрудника с определенными личностными и профессиональными качествами для делегирования части ответственности. В компетенцию ответственного сотрудника за пожарную безопасность входит много работы, обязательной для исполнения.
В случае нарушения общегосударственных правил, ответственное лицо получает взыскания. Систематическое невыполнение порученных обязательств может быть причиной увольнения.
В круг полномочий ответственного сотрудника входит, в частности, подготовка к проверкам противопожарного состояния объекта.
На каких основаниях могут проверить
Проверки могут носить плановый или внеочередной характер. Контроль пожарными инспекторами по плану проводится один раз в течение трех лет.
Накануне, за три дня до визита представителей, на юридический адрес предприятия должно прийти уведомительное письмо.
Внеплановые визиты могут быть вызваны поступлением жалоб, предположениями о наличии нарушений.
Большую, вполне понятную, озабоченность контролирующих органов вызывают здания после проведения капитального ремонта, текущих объектовых строительных работ, возведения новых дополнительных сооружений.
В таких ситуациях периодичность проверок по соблюдению мер пожарной безопасности увеличивается. О внеочередных проверках инспекторов должно быть сообщено минимум за сутки.
Как долго длится
При плановых визитах на предприятия, ранее не имевших нарушений, главное внимание уделяется документам. Такой контроль, обычно, не занимает много времени, проводится оперативно, если ответственный персонал успевает хорошо подготовиться.
Приказы, протоколы, распоряжения, сертификаты должны всегда находиться в надлежащем состоянии в доступных местах, что ускорит процедуру проведения контроля.
При наличии жалоб инспекторы работают с выездом на место в течение максимум 15 часов. Сложные ситуации, сопровождаемые расследованиями, могут рассматриваться долго, но не более 20 рабочих дней.
С чего начинается
Любая проверка должна сопровождаться полным соблюдением процедуры. Инспектор сразу обязан предъявить удостоверение и предоставить копию решения о проведении проверки, в котором указано следующее:
- полное название надзирающего органа;
- вид контроля;
- дата подписания предъявляемых документов;
- Ф.И.О., полное название должности как инспектора, так и приглашенных экспертов;
- полное юридическое название организации или данные предпринимателя, адрес предприятия, подлежащее контролю;
- цели, задачи, предмет проверочных действий;
- дата начала и окончания;
- законодательная основа;
- список планируемых на время визита мероприятий;
- перечень требуемых для предъявления регламентов и документов.
Решение должно быть заверено руководителем надзирающей организации с четким указанием его Ф.И.О., должности. Документ обязан иметь печать, подлинность которой не должна вызывать сомнений.
Если разрешения не предоставлено или в нем указаны несоответствующие фамилии, присутствуют другие нарушения в оформлении документа первый руководитель, предприниматель может выразить несогласие.
Нужно настоять на предоставлении правильно оформленных документов, выразить готовность пройти проверку сразу после выполнения нормативных требований.
Какие документы проверяют
В большинстве случаем первым делом инспекторов интересуют документы, которые должны быть подготовлены в полном соответствии с государственными требованиями.
Руководителю предприятия, ответственному сотруднику необходимо еще раз внимательно ознакомиться с Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства.
Подлежит проверке инструкция о мерах по обеспечению пожарной безопасности, которая обязаны быть подготовленной с учетом требований. Если на предприятии имеются помещения особого риска, принадлежащие к группе В1, то инструкция должна быть на каждое из них.
Столь же обязательными является приказ о проведении всех видов инструктажей персонала, занятий по изучению пожарно-технического минимума, с указанием графиков проведения.
Инспекторы могут проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц в целом на предприятии; а также лиц, контролирующих состояние огнетушителей, исполнение графика проведения занятий. Подлежат проверке приказы о закреплении мест для курильщиков, запрете курения на предприятии.
Огромную роль играют правильно составленные инструкции для сотрудников, облегчающие их реагирование на любые стандартные или внештатные ситуации.
Персонал должен согласно инструкции проверять рабочее место, помещение по окончании работы; вести себя при первых признаках возгорания; пользоваться огнетушителями.
Работникам удобно действовать при экстремальных обстоятельствах, когда алгоритм поведения расписан не в общей инструкции о мерах пожарной безопасности, а имеется в отдельном виде.
Подлежат тщательной проверке журналы учета, заполнение которых должно проводиться неукоснительно в строгом соответствии с образцами.
Осмотр объекта
Для предотвращения недоразумений при осмотре объектов желательно накануне самим проверить соответствие информации, указанной в документах, реальной ситуации.
Пути эвакуации, лестничные площадки должны быть свободны, количество огнетушителей соответствовать нормам. На каждом огнетушителе обязана находиться одноразовая пломба с датой.
Осмотру подлежат таблички с номерами телефонов экстренных служб, знаками безопасности. Схемы путей эвакуации должны располагаться на больших листах в хорошо обозреваемых местах.
Особое внимание инспекторов вызывают конструкции из материалов с сомнительной огнестойкостью. Деревянные детали, горючие элементы подлежат обработке огнезащитными составами, особенно если речь идет о социальных объектах, например, школах. В случае сомнений эксперты могут брать образцы для исследования.
При осмотре уделяется пристальное внимание состоянию решеток на окнах, которые должны открываться только изнутри, наличию светящихся табло на выходах из здания, состоянию дверей, систем электроснабжения, количеству электрооборудования и приборов бытового назначения, выполнению заземлений.
В случае оснащения предприятий противопожарным водоснабжением: наружным или внутренним, должен иметься акт о проверках, которые обязаны проводиться два раза каждый год.
Аналогичному контролю подлежат системы противопожарной защиты, документ о проверке которых должен быть предоставлен инспектору.
Пройти успешно пожарную проверку может предприятие, на котором вопросам безопасности уделяется регулярное внимание. Авралы мало помогут делу, при поспешной подготовке обязательно останутся упущенными важные моменты.
Оформление результатов
Результаты проверки оформляются в строго определенном порядке, прежде всего в предназначенном для таких целей журнале.
Помимо этого составляют два экземпляра акта, составленного по форме, с указанием замечаний. При обнаружении нарушений инспектор должен составить предписание об устранении с указанием сроков выполнения.
Если нарушение имеет серьезный характер, может привести к жертвам при пожаре, составляют протокол, после которого органами правопорядка возбуждается административное дело.
Инспектор, проводивший контроль, должен доложить в результатах руководителю либо уполномоченному ответственному сотруднику.
Если согласие не найдено, проверяемый оппонирует по указанным замечаниям, он может поставить соответствующую запись на документе. При существовании серьезных разногласий дело может рассматриваться в судебных органах.
Какие компании освобождены от проверок
Учитывая недовольство представителей малого и среднего бизнеса регулярными проверками, в процессе которых расходуется много сил и времени, а серьезных нарушений в этом сегменте не отмечено, правительством принято решение об освобождении таких предприятий от визита инспекторов до конца текущего года.
Помещения социального назначения, в которых сконцентрировано много людей, к категории временно освобожденных от контроля не относятся.
Учреждения здравоохранения и образования, организации культурно-развлекательного назначения, крупные промышленные цеха, вне зависимости от юридического статуса подлежат обязательным проверкам.
Нарушения, которые часто выявляют
Несмотря на регламентирование требований, которые всегда доступны для изучения, часто при проверках обнаруживаются одни и те же нарушения.
В помещениях непроизводственного назначения размещают опасные предметы, на «черный» день складывают в них баллоны с газом.
Массово нарушаются запреты, ограничения на курение; на лестничных площадках устраивают хранилища; загромождают аварийные выходы из здания; активно используют комнаты цокольных этажей, даже в случае отсутствия туда отдельных входов.
За нарушения требований пожарной безопасности может быть взыскан административный штраф, что происходит чаще всего.
В некоторых случаях инспектор ограничивается замечанием с требованием устранить нарушение. При серьезных провинностях предусмотрена уголовная ответственность.
Если руководитель не согласен с результатами проверки, при подписании акта он может указать на это письменно, сделав замечания. Возможно так же оформить жалобу в органы пожарного надзора, описав, в чем состояли нарушения.
Как проходят проверки пожарной безопасности
Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.
Основания для контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Какие компании освобождены от проверок
Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:
- Образовательные учреждения.
- Субъекты здравоохранения.
- Цеха, промышленные предприятия.
- Места организации культурно-массовых мероприятий.
Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.
Что проверяется при проверке пожарной безопасности
Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:
- Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
- Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
- Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
- Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
- Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
- Финансовый план на организацию пожарной безопасности.
Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.
Перечень проверяемых документов
Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:
- Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
- Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
- Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
- Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
- Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
- Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.
Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.
Противопожарные требования к помещениям
К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:
- Наличие инструментов для тушения возгораний.
- Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
- Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.
Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.
Требования к прилегающим участкам
Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:
- Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
- Незагороженные эвакуационные выходы.
- Качественное освещение.
На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.
Длительность контрольных мероприятий
Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.
Результаты контрольных мероприятий
По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:
- ФИО инспектора.
- Информация о компании, которая проверяется.
- Дата мероприятия.
- ФИО участников проверки.
- Список обнаруженных недочетов.
Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.
Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки
Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:
- Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
- Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
- Курение в неположенных местах.
- Загораживание эвакуационных выходов.
Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.
Периодичность плановых проверок МЧС. Изменения с 19 октября 2019 года
Что случилось
9 октября 2019 года опубликовано Постановление Правительства РФ N 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
С 19 октября 2019 года это постановление вносит ряд изменений в периодичность плановых пожарных проверок, меняет критерии отнесения объектов к категории риска и добавляет новую категорию риска. Посмотреть все изменения в Постановлении N 1303 →
Изменилась периодичность проведения плановых пожарных проверок объектов
- Появилась новая категория — чрезвычайно высокого риска. Проверки будут проводиться — один раз в год.
- категории высокого риска — один раз в 2 года (было — один раз в 3 года);
- значительного риска — один раз в 3 года (было — один раз в 4 года);
- среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет (было — не чаще чем один раз в 7 лет);
- умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет (было — не чаще чем один раз в 10 лет).
- низкого риска — без проверок (ничего не изменилось).
Изменились условия понижения и повышения категории риска
- категорию высокого риска можно будет понизить до категории значительного риска;
- значительную категорию смогут повысить до высокой;
- изменять категорию риска на более высокую или низкую можно будет не более чем на одну ступень;
- если один объект можно отнести к различным категориям риска, потребуется применять те критерии, которые относят объект к более высокой категории.
Изменились критерии отнесения объектов к категориям риска
Вот примеры объектов и категории риска, к которым они будут относиться с 19 октября.
До декабря 2020 года МЧС разработает и представит в Правительство новые критерии отнесения объектов к определенной категории риска. Предположительно, новые критерии начнут действовать с 2021 года.
Что дальше
Все вышеперечисленные изменения вступили в силу 19 октября 2019 года. Посмотреть все изменения можно в Постановлении Правительства РФ N 1303 →
Проверки пожарного надзора станут чаще
Время чтения: 5 мин
Требования к периодичности плановых проверок ужесточаются.
19 октября 2019 г. с вступлением в силу постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 N 1303 вводится новая категория риска объектов и пересмотрен подход к проведению плановых проверок организаций, учреждений, ИП и других объектов органами пожарного надзора.
Когда ждать проверку пожарной инспекции?
Периодичность плановых проверок органами МЧС
- категории чрезвычайно высокого риска — 1 раз в год.( категории раньше не было).
- категории высокого риска — 1 раз в 2 года; (раньше 1 раз в 3 года)
- категории значительного риска — 1 раз в 3 года; (раньше 1 раз в 4 года)
- категории среднего риска — 1 раз в 5 лет; (раньше 1 раз в 7 лет)
- категории умеренного риска — 1 раз в 6 лет. (раньше 1 раз в 10 лет)
- категории низкого риска — проверки не проводятся (без изменений)
От какой даты ждать плановую проверку МЧС?
Основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию;
- окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Новая категория риска: дети, военные и инвалиды
Постановлением Правительства РФ выделена особая категория объектов — чрезвычайно высокого риска. Проводить проверку таких объектов сотрудники будут не реже 1 раза в год. К таким объектам относят:
- объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных домов;
- дошкольные учреждения с одновременным пребыванием более 10 детей;
- детские лагеря с круглосуточным пребыванием детей;
- объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.
Стоит отметить что раньше детские сады, лагеря, дома престарелых относились к категории высокого риска и проверялись 1 раз в три года.
Как определить категорию риска своей организации?
Критерии отнесения объекта защиты Категория указаны в Приложении о федеральном государственном пожарном надзоре.
В категорию высокого риска включены объекты:
- объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- объекты, предназначенные для временного пребывания более 5000 человек одновременно, за исключением объектов транспортной инфраструктуры;
В категорию значительного риска включены объекты (за исключением жилых многоквартирных домов):
- объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 1000 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
- объекты высотой более 50 метров, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
- объекты профессионального образования, а также общежития образовательных организаций;
- объекты, отнесенные к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности;
- объекты, предназначенные для хранения материальных ценностей государственного резерва, здания книгохранилищ и архивов федерального значения, таможенные терминалы;
- объекты, на которых осуществляется организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и иных сценических выступлений, показ кинофильмов, функционирование танцплощадок и дискотек в закрытых помещениях, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
- многоквартирные жилые дома высотой более 75 метров;
К категории среднего риска отнесены:
- многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
- объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 200 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов, а также объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
- объекты, отнесенные к категории пожароопасности;
В категорию умеренного риска попали:
- объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 50 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного и среднего риска;
- объекты, отнесенные к категории умеренной и пониженной пожароопасности;
- наружные установки, за исключением наружных установок, отнесенных к категории значительного риска;
Объекты, не попавшие под эти категории, отнесены к категории низкого риска.
Каковы условия изменения категории риска?
Категорию высокого риска можно будет понизить до категории значительного риска:
- созданием подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (добровольная пожарная дружина не учитывается);
- наличие в штате специалистов, имеющих специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- отсутствием при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
- регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров ;
Значительную категорию смогут повысить до высокой при :
- проведении пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
- наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.
- изменять категорию риска на более высокую или низкую можно будет не более чем на одну ступень;
- если один объект можно отнести к различным категориям риска, потребуется применять те критерии, которые относят объект к более высокой категории.
Периодичность и продолжительность проверок пожарной безопасности
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .
В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.
Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.