Содержание
- 1 Повышение квалификации рабочих
- 2 Положение oб обучении рабочих на производстве
- 3 Главное о повышении квалификации персонала
- 4 Повышение квалификации
- 4.1 Цель и задачи
- 4.2 Повышение квалификации и законодательные нормы
- 4.3 Документы, которые подтверждают прохождение обучения
- 4.4 Виды повышения квалификации
- 4.5 Краткосрочное повышение квалификации
- 4.6 Проведение тематических семинаров
- 4.7 Длительное повышение квалификации
- 4.8 Форма обучения сотрудников организации
- 4.9 Методы внешнего повышения квалификации
- 4.10 Методы внутрифирменного повышения квалификации
- 4.11 Курсы повышения квалификации
- 4.12 Периодичность прохождения повышения квалификации
- 5 Повышение квалификации работников
- 6 Обязательность повышения квалификации
- 7 Способы повышения квалификации работников
- 8 Где можно повысить квалификацию персонала?
- 9 Документы о квалификации
- 10 Оформление отношений по повышению квалификации работника
Повышение квалификации рабочих
Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.
Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.
Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих служит, наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.
Другим индексатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:
- 1. производственно-технические курсы;
- 2. курсы целевого назначения;
- 3. школы передовых приемов и методов труда;
- 4. курсы бригадиров;
- 5. самостоятельно
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.
Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения, как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.
Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.
Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.
Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.[6]
Школы заканчиваются проведением итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.
Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда.
Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд.
Курсы создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации.
Назначение курсов – вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.
Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.
Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и так далее. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и тому подобное.
Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.
Если рабочему наряду с выполнением работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении разрядов учитывается также уровень подготовки по совмещаемой профессии.
Если рабочему первоначально был присвоен разряд ниже, чем он имел на предыдущем месте, то этот рабочий может быть аттестован после выполнения пробной работы и допущен к сдаче квалификационного экзамена на очередной разряд при наличии свидетельства без предварительного профессионального обучения.
Основанием для присвоения, повышения и подтверждения разряда является:[6]
- 1. обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течении 4-х лет; успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов;
- 2. аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; аттестация рабочего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов;
- 3. во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке.
С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей квалификации.
Положение oб обучении рабочих на производстве
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.
2. Подготовка новых рабочих
2.1. Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.
3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) – это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
4. Повышение квалификации
4.1. Повышениеквалификации – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда – это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом “Персонал. Подготовка и повышение квалификации” преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично”. Если квалификационный экзамен сданы на “хорошо” или “удовлетворительно” дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично” или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на “хорошо” или “удовлетворительно”.
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.
Главное о повышении квалификации персонала
Работодатель имеет право с согласия работника направить его на повышение квалификации без отрыва от производства Согласно совместному приказу Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства образования и науки Украины «Об утверждении Положения о профессиональном обучении кадров на производстве» от 26 марта 2001 года № 127/151, работодатели — субъекты хозяйствования наряду с прочим имеют право определять потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в профессионально-квалификационном разрезе; создавать учебно-производственную базу для профессионального обучения кадров на производстве, организовывать учебный процесс; разрабатывать в соответствии с требованиями производства рабочие учебные планы по профессиям и рабочие учебные программы по учебным предметам на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ и государственных стандартов по конкретным профессиям и обеспечивать их выполнение в полном объеме и на должном уровне и т. д.
Следовательно, процедура различия профессий по разрядам, категориям и т. п. может определяться, например, как повышение квалификации рабочих (профессионально-техническое обучение рабочих), что позволяет расширять и углублять ранее приобретенные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг.
Повышение квалификации рабочих имеет следующие формы:
— производственно-технические курсы,
— курсы целевого назначения,
— другие формы повышения квалификации работников, определяемые субъектами хозяйствования.
Занятия на курсах проводятся в группах численностью от 5 до 30 человек или индивидуально. Производственно-технические курсы проводятся для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений работников по имеющейся у них профессии до уровня, отвечающего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда (класса, категории, группы и др.) и профессионального роста. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения рабочим высшего квалификационного разряда
Комплектование учебных групп на производственно-технических курсах осуществляется преимущественно рабочими одной профессии одного или близких уровней квалификации, имеющими стаж работы по профессии на данном предприятии не менее одного года. Продолжительность обучения на производственно-технических курсах определяется учебными планами и программами и не должна превышать один год.
Формы и методы организации и проведения теоретического и производственного обучения, формы итогового контроля аналогичны тем, которые применяются при подготовке и переподготовке кадров.
Курсы целевого назначения проводятся для изучения рабочими нового оборудования, изделий, товаров, материалов, услуг, современных технологических процессов, средств механизации и автоматизации, использующихся на производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, эффективных методов организации труда, вопросов экономики, законодательных и нормативно-правовых актов и т. п.
Комплектование учебных групп рабочими осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов. Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается в объеме не менее 8 учебных часов. Обучение заканчивается итоговым занятием, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Рабочим по окончании курса обучения выдается удостоверение.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются и утверждаются для:
— производственно-технических курсов — субъектами хозяйствования на основе государственных стандартов по конкретным профессиям или типовых учебных планов и программ;
— курсов целевого назначения — субъектами хозяйствования, а по необходимости — центральными органами исполнительной власти или соответствующими подразделениями местных органов исполнительной власти.
Продолжительность и содержание повышения квалификации работников определяются рабочими учебными планами и программами. Периодичность обучения работников на курсах повышения квалификации устанавливается, как правило, не реже одного раза в 5 лет.
Согласно ч. 4 ст. 29 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании», предприятия могут выступать заказчиками на подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников. Предприятия могут выступать заказчиками на подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников
Работодатель имеет право с согласия работника направить его на обучение по повышению квалификации без отрыва от производства в профессионально-техническое учебное заведение. В таком случае оплата за обучение осуществляется работодателем по соответствующему письменному соглашению между предприятием и учебным заведением.
Кроме того, нормами статьи 202 КЗоТ определено, что работникам, проходящим производственное обучение или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, собственник или уполномоченный им орган должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением.
При повышении квалификационных разрядов или при продвижении по работе должны учитываться успешное прохождение работниками производственного обучения, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также успешное прохождение работниками обучения в учебных заведениях.
Для работников, обучающихся без отрыва от производства в средних и профессионально-технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке, им предоставляются также другие льготы.
Лицам, завершившим курс профессионально-технического обучения по программам курсовой или индивидуальной подготовки, переподготовки, повышения квалификации с присвоением разрядов (классов, категорий и т. п.) и успешно прошедшим квалификационную аттестацию, а также тем, кто не завершил полного курса обучения, но по результатам квалификационной аттестации им было присвоено рабочую квалификацию, по решению государственной квалификационной комиссии выдается свидетельство установленного образца о присвоении или повышении рабочей квалификации соответствующего разряда (класса, категории).
Относительно профессий, для которых необходимо наличие высшего образования, то в случае повышения по должности это делается или во время проведения аттестации, или по представлению непосредственного руководства. Именно последняя практика больше распространена в нашей стране, поскольку занимает меньше времени на подготовку. Категорирование профессий по данному принципу определяет разницу в стаже работы, образовательно-квалификационном уровне, ответственности и т. п. Принципиальной разницы в части заданий и обязанностей при повышении в должности нет. Главное отличие высших категорий профессий от низших — повышение ответственности, возможное наличие подчиненных и др. Кроме того, это оплатная категория, то есть работнику при повышении в должности повышают его статус и соответственно заработную плату.
Важно отметить то, что сегодня каждый из центральных органов государственной исполнительной власти, отвечающий за тот или иной вид экономической деятельности в стране, самостоятельно разрабатывает и утверждает процедуру аттестации соответствующих работников своего вида экономической деятельности. Вместе с тем не все профессии, существующие на рынке труда, имеют отраслевые нормативно-правовые документы, по которым регламентируется порядок проведения аттестации таких работников.
Например, в настоящее время не определено единого отраслевого нормативно-правового документа по проведению аттестации для определенных работников бухгалтерского направления. Следует добавить, что, скажем, работники бухгалтерии работают в каждом виде экономической деятельности и таким образом определить процедуру аттестации главного бухгалтера, бухгалтера (с дипломом специалиста), бухгалтера-ревизора, бухгалтера и др. можно в различных отраслевых нормативно-правовых документах:
— Министерства культуры и туризма Украины «Об утверждении Положения о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и учреждений области культуры» от 16 июля 2007 г. № 44;
— Министерства транспорта и связи Украины «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций железнодорожного транспорта Украины» от 16 апреля 1996 г. № 127 и др., в перечне работников которых находятся «главный бухгалтер», «заместитель главного бухгалтера», «бухгалтер», «учетчик по регистрации бухгалтерских данных» и проч.
Оценка работы аттестуемых сотрудников проводится с учетом их личного вклада при выполнении заданий и обязанностей на предприятии в соответствии с нормами и требованиями должностных (рабочих) инструкций, которые в свою очередь должны быть разработаны согласно действующим квалификационным характеристикам, содержащимся в отраслевом выпуске «Справочника квалификационных характеристик профессий работников».
Для организации и проведения аттестации руководитель предприятия издает приказ, в котором:
1) указываются основание и задания аттестации;
2) утверждаются состав, председатель, секретарь постоянно действующей аттестационной комиссии, определяются его полномочия; при необходимости определяется состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;
3) устанавливаются графики и сроки проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;
4) определяется взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями (подразделениями экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологической службой);
5) определяются комплексные проектные, научно-исследовательские, экспертные организации для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мер по устранению или уменьшению влияния вредных производственных факторов.
В состав аттестационной комиссии рекомендуется вводить главных специалистов, работников кадровой службы, службы охраны труда, отдела труда и зарплаты, службы здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций.
Аттестационная комиссия:
— осуществляет организационное, методическое руководство и контроль над ходом проведения работы на всех этапах, формирует необходимую правовую и справочную базу и организует ее изучение;
— определяет и привлекает в установленном порядке необходимые для выполнения специальных работ организации;
— организует изготовление для каждого подразделения планов расположения оборудования и его экспликацию, определяет границы рабочих мест (рабочих зон), проводит их нумерацию;
— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
— сравнивает применяемый технологический процесс, состав оборудования, используемые сырье и материалы с предусмотренными в проектной и технологической документации;
— определяет объемы необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует исследования;
— прогнозирует и выявляет возникновение вредных и опасных факторов на рабочих местах;
— устанавливает по «Справочнику квалификационных характеристик профессий работников» соответствие наименования профессий и должностей, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В случае выявленного отклонения название профессии (должности) приводится в соответствие с фактически выполняемой работой;
— составляет карту условий труда на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных мест;
— проводит аттестацию и составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;
— уточняет действующие льготы и компенсации и вносит предложения по их установке в зависимости от условий труда, определяет расходы на эти цели;
— организует разработку мероприятий по улучшению условий труда и оздоровления работников.
Нередко возникают проблемы по поводу необходимости перевода работника из одной категории в другую без проведения аттестации на основании статьи 64 Хозяйственного кодекса Украины, в которой, среди прочего, говорится о том, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание. Здесь нужно отметить то, что аттестация предусматривается в случае существенных изменений в условиях труда (внедрение новых методов работы, изменение технологии производства, повышение ответственности, изменение прав и т. п.).
Следует отметить, что стаж работы не относится к таким изменениям, и отечественное законодательство прямо не указывает на запрет перевода работника по стажу работы без проведения аттестации.
Но нужно понимать, что категорирование профессий — такая ее характеристика, которая на первый взгляд может существенно не менять задания и обязанности соответствующего работника, но изменяет его ответственность, права, методы руководства работниками низшей категории и в определенных случаях непосредственное руководство. Оценка работы аттестуемых сотрудников проводится с учетом их личного вклада при выполнении заданий и обязанностей на предприятии
Добавим также и то, что присвоение категории, например, «бухгалтеру (с дипломом специалиста)» 2 категории», — это изменение должности. Соответствующие изменения обязательно должны быть отмечены и в трудовой книжке работника — «По решению аттестационной комиссии перевести на должность бухгалтера (с дипломом специалиста) 2 категории» с указанием соответствующего приказа руководителя предприятия.
Таким образом, на наш взгляд, во избежание лишних разъяснений с государственными контролирующими органами, которые проводят соответствующие проверки (для установки надлежащего вида категории профессии) лучше проводить аттестацию работников.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала на предприятии, с одной стороны, должны быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их возможностями и интересами.
Отсюда возникает требование к подвижности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства (сферы услуг) и ситуацией на рынке труда в целом.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задания в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала:
1) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
2) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
3) определение потребности в обучении персонала по отдельным видам;
4) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
5) изыскание средств финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Цель и задачи
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Повышение квалификации и законодательные нормы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации;
Проведение тематических семинаров;
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.
Повышение квалификации работников
В Трудовом кодексе достаточно много статей, в которых упоминается квалификация работника: работник обязан предъявить документ о квалификации при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ); предлагая иную работу сотруднику при проведении различных организационных или технологических изменений работодатель должен ориентироваться на квалификацию сотрудника (ст. 74 ТК РФ); от квалификации зависит зарплата. О том, что понимается под квалификацией в смысле трудовых отношений, должен ли работодатель способствовать повышению квалификации своих сотрудников и как это сделать, расскажем в статье.
Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно. В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Документ о квалификации подтверждает:
— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
— присвоение разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, является профессиональный стандарт. В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, и по поручению Президента РФ до 2015 года их должно стать не менее 800.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 .
Обязательность повышения квалификации
На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:
— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);
— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”);
— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”);
— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”);
— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”);
— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).
Способы повышения квалификации работников
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.
К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов”, далее — Типовое положение).
Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня.
Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.
Длительное повышение квалификации — свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1 000 часов трудоемкости .
Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.
Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Напомним, что размеры возмещения работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.
Где можно повысить квалификацию персонала?
К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:
— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:
— учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;
— межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.
Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).
Документы о квалификации
Документ о квалификации подтверждает:
— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
— присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
На основании п. 28 Типового положения образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров;
— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1 000 часов.
Оформление отношений по повышению квалификации работника
Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 “Ученический договор” ТК РФ.
Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).
Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код “ПК” (цифровой “07”), а если работник направляется на обучение в другую местность — “ПМ” (цифровой “08”).
По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.