Правовой статус единоличного исполнительного органа предприятия

Содержание

Содержание

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган (Е.и.о.) – лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетного ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности единоличного исполнительного органа общества осуществляется ГК РФ, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и другими правовыми актами РФ.

В российской практике наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — Генеральный директор, Президент, Директор, Председатель правления и др.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда функции единоличного исполнительного органа по договору передаются управляющему, которым может быть юридическое лицо. Этот вариант часто употребляется в холдинговых компаниях для управления дочерними обществами. Часто одна компания может управлять несколькими дочерними обществами.

Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

В некоммерческих организациях единоличный исполнительный орган тоже осуществляет текущее, повседневное руководство организацией и подотчетен высшему органу управления (ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Конкретные полномочия единоличного исполнительного органа в некоммерческих организациях устанавливаются специальными законами об отдельных видах таких организаций и в учредительных документах.

Единоличный исполнительный орган обязан готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно и отражает в Уставе общества. Наиболее частым представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.

Между обществом и единоличным исполнительным органом (генеральным директором) заключается трудовой договор. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Понятие трудового договора определено в ст. 56, а требования к его содержанию – в ст. 57 ТК РФ. Указанный трудовой договор заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, т.е. является срочным. Поэтому при его заключении необходимо учитывать положения ст. 58, 59 ТК РФ. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены ст. 273-280 ТК РФ.

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по следующим основаниям:

  • в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
  • по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества:

В Законе определены полномочия единоличного исполнительного органа общества (п. 3 ст. 40). Но перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный, и позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Функции единоличного исполнительного органа общества:

Деятельность единоличного исполнительного органа включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.

Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.

Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).

Он руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.

Одно из прав единоличного исполнительного органа – выдача им доверенностей на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия ( см. ст. 182-189 ГК РФ.)

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается:

  • уставом общества, где должны содержаться основные положения;
  • внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (например, положением о генеральном директоре, регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в том числе единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.);
  • договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (трудовым договором).

Для первого лица

Правовой статус генерального директора как работника и исполнительного органа организации

Статья 273 ТК РФ определяет руководителя как физическое лицо, осуществляющее руководство организацией в силу законных полномочий и в соответствии с учредительными документами и внутренними нормативными актами организации, а также выполняющее функции единоличного исполнительного органа.

Такая двойственность правового статуса генерального директора связана на практике с массой вопросов и неразрешенных правовых проблем.

Гендиректор — единственный участник юридического лица

Вопрос о необходимости оформления трудовых отношений и заключения письменного трудового договора с генеральным директором организации в случае, если он является единственным участником данного юридического лица, — один из самых актуальных, наиболее часто обсуждаемых в литературе. На сегодняшний день юристы в области гражданского и трудового права придерживаются двух основных и противоположных позиций относительно данной проблемы.

Практика применения трудового законодательства, в особенности со ссылкой на положения ст. 273 ТК РФ, исключающие руководителя — единственного участника юридического лица из области применения главы 43 Кодекса, показывает, что в случае, если генеральный директор организации является одновременно ее единственным участником, необходимость заключения с ним письменного трудового договора отсутствует. Данная позиция поддерживается Федеральной службой по труду и занятости2.

Одним из аргументов в пользу данной позиции является невозможность в данном случае заключить трудовой договор с генеральным директором, так как вторая сторона соглашения, имеющая законодательное правомочие подписать с ним трудовой договор от имени работодателя, отсутствует.

На первый взгляд заключение генеральным директором трудового договора с самим собой и самостоятельное определение условий своей трудовой деятельности в организации кажется абсурдной.
Сторонники противоположной позиции3 ссылаются на общие положения трудового законодательства, а именно ст. 16 ТК РФ, не предусматривающую каких-либо исключений в отношении обязанности заключения письменного трудового договора для отдельных категорий работников, в том числе занимающих руководящие должности.

Более того, отсутствие письменного трудового договора, по мнению отдельных экспертов4, может повлечь за собой в том числе ряд проблем в области налогообложения причитающихся руководителю выплат. Вопросы возникают в первую очередь при включении расходов, связанных с выплатой заработной платы и иного вознаграждения, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и, соответственно, ее уменьшение на сумму данных расходов.

Выход из ситуации сторонники данной позиции видят в подписании трудового договора непосредственно самим генеральным директором либо иным уполномоченным на это лицом организации, например заместителем генерального директора, начальником отдела кадров и т. д.5 Авторы статьи не согласны с подобным решением вопроса, поскольку находят его не в полной мере соответствующим правовой природе института единоличного управления компанией. С другой стороны, такая альтернатива помогает решить вопрос о выплате генеральному директору вознаграждения за выполнение должностных обязанностей, а также позволяет обеспечить права генерального директора в системе социального страхования и пенсионного обеспечения.

Назначение гендиректора

Другой вопрос связан непосредственно с порядком назначения генерального директора на должность на стадии принятия решения о создании общества. Участники общества зачастую, пользуясь законодательной возможностью, предусмотренной законодательством об акционерных обществах, а также об обществах с ограниченной ответственностью, решают возложить обязанности по назначению генерального директора и освобождению его от должности на иной, нежели общее собрание участников, орган юридического лица, например совет директоров. В этом случае данное полномочие прямо указывается в учредительных документах общества.

Читайте также:  Срок оплаты листка нетрудоспособности работодателем

Однако на стадии создания общества назначение генерального директора советом директоров не представляется возможным, поскольку совет директоров как орган также еще не создан. Кроме того, принятие решения о создании общества законодательно отнесено к компетенции именно общего собрания участников общества — учредительного собрания. Учитывая данную ситуацию, открытым остается вопрос: как правильно оформить назначение (избрание) генерального директора на должность при создании общества, если согласно учредительным документам эти полномочия будут в будущем отнесены к компетенции, например, совета директоров?

Выходом из данной ситуации, по мнению авторов, может стать прямое указание в учредительных документах (уставе) общества на то, что назначение (избрание) генерального директора при создании общества относится непосредственно к компетенции учредительного собрания (общего собрания участников (акционеров) общества). Последующее переизбрание генерального директора или досрочное прекращение его полномочий будет осуществляться советом директоров в соответствии с уставом общества.

В какой момент при создании общества генеральный директор официально вступает в свои полномочия как единоличный исполнительный орган юридического лица и когда трудовые правоотношения с ним также считаются вступившими в силу?

Приобретает ли генеральный директор правовой статус как исполнительный орган общества непосредственно в момент принятия решения общим собранием участников (акционеров) общества о его назначении на должность или этот момент связан непосредственно с внесением данных о генеральном директоре в Единый государственный реестр юридических лиц? Как правильно зафиксировать дату начала трудовых отношений генерального директора с обществом в трудовом договоре: с момента государственной регистрации общества или принятия решения участниками о его создании?

На практике период времени между принятием участниками решения о создании общества до момента внесения данных о регистрации общества в Единый государственный реестр юридических лиц может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

С одной стороны, верным представляется мнение, что именно момент принятия участниками общества решения о его создании и назначении генерального директора на должность определяет момент начала деятельности генерального директора как единоличного исполнительного органа общества. С этим должно быть связано и возникновение у него прав и обязанностей как работника, т. е. начало его фактического трудового правоотношения.

С другой стороны, после принятия участниками решения о создании общества и назначении генерального директора на должность последний не осуществляет никаких предусмотренных законом юридических действий как единоличный исполнительный орган. Он также не уполномочен вступать в какие-либо гражданско-правовые отношения с третьими лицами от имени общества, поскольку до момента официальной государственной регистрации общество не обладает юридической правоспособностью.

Отсутствие государственной регистрации общества не позволяет заключить с генеральным директором трудовой договор, так как в этом случае работодатель сам фактически еще не существует.

В связи с этим авторы полагают, что при создании компании правоспособность генерального директора как единоличного исполнительного органа, а также начало его трудовых правоотношений в качестве работника связаны непосредственно с моментом государственной регистрации общества, т. е. внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Тогда как вопрос о том, с какого именно момента (государственной регистрации общества или принятия решения участниками общества о его создании) впоследствии должны продлеваться полномочия генерального директора, можно устранить, указав в решении о создании общества, что генеральный директор вступает в свои полномочия как единоличный исполнительный орган и с ним заключается трудовой договор с момента внесения сведений об обществе в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранный гражданин в должности гендиректора

Немало сложностей возникает на практике, когда на должность генерального директора назначается (избирается) иностранный гражданин. В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных гражданах в Российской Федерации»6 всем иностранным гражданам, за исключением отдельных категорий, перечень которых прямо установлен в законе и является исчерпывающим, для осуществления трудовой деятельности на территории РФ требуется оформление разрешения на работу. Кроме этого, для привлечения иностранной рабочей силы на основании трудового или гражданско-правового договора работодатель также должен получить соответствующее разрешение.

Процесс оформления указанных выше разрешений довольно сложен и сопряжен со значительными временными затратами. Так, получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а также индивидуального разрешения на работу для каждого иностранного работника (так называемой пластиковой карточки) в Москве занимает от двух с половиной до трех месяцев. В регионах этот срок может быть увеличен в связи с более длительной обработкой документов в местных органах миграции.

Кроме того, следует напомнить о.

1 Об этом также см.: Романова Ю. Э. Единственный учредитель на должности генерального директора // Трудовые споры. 2006. № 11. С. 23—29; Французова Л. В. Работа руководителя организации по совместительству // Трудовые споры. 2006. № 12. С. 15—19; Завгородний А. В., Ахматшин В. В. Особенности регулирования труда руководителя организации // Трудовые споры. 2007. № 5. С. 23—30.
2 Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2006 № 2262-6-1.
3 См., напр.: Русакова О. Н. Как оформить отношения с директором // Зарплата. 2007. № 4. С. 16.
4 См., напр.: Обертышева Л. Не заключив трудовой договор руководитель будет наказан // Консультант. 2006. № 1.
5 См., напр.: Русакова О. Н. Указ. соч. С. 17.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.
7 Статья 59 ТК РФ.
8 Пункт 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 785.

Елена Игоревна БАЛАШОВА, юрист представительства «Байтен Буркхардт Рехтсанвальтсгезельшафт ГмбХ»
Валентина Александровна ХЛАВИЧ, помощник юриста представительства «Байтен Буркхардт Рехтсанвальтсгезельшафт ГмбХ» (г. Москва)

Правовой статус единоличного исполнительного органа предприятия

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ
  • Правовой статус единоличного исполнительного органа хозяйственного общества

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является: определение момента возникновения полномочий данного органа; установление правовых последствий отсутствия решения уполномоченного органа о прекращении полномочий директора и (или) об избрании нового руководителя для единоличного исполнительного органа и хозяйственного общества; рассмотрение единоличного исполнительного органа как части хозяйственного общества, а не его представителя, определение объема его полномочий и установление пределов ответственности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

В результате проведенного исследования сформулированы выводы: Во-первых, моментом возникновения полномочий единоличного исполнительного органа является принятие решения уполномоченным органом корпорации. Во-вторых, руководитель обязан исполнять обязанности единоличного исполнительного органа до принятия решения о прекращении полномочий или избрании нового директора корпорации; В-третьих, объем полномочий единоличного исполнительного органа зависит от организационно-правовой формы хозяйственного общества, экономического и финансового положения такого общества; В- четвертых, единоличный исполнительный орган не является представителем корпорации, а признается его органом, частью хозяйственного общества; В- пятых, при установлении пределов ответственности единоличного исполнительного органа необходимо четко формулировать основание ответственности, оценить действия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, с точки зрения разумности и добросовестности; В- шестых, единоличный исполнительный орган несет личную ответственность за причинение убытков хозяйственному обществу, если доказано, что он действовал недобросовестно и неразумно, не в интересах корпорации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Правовой статус единоличного исполнительного органа юридического лица Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алтухова Светлана Михайловна

Статья посвящена исследованию правового статуса единоличного исполнительного органа . Проводится классификация органов юридического лица . Доказывается, что орган юридического лица не является его представителем .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алтухова Светлана Михайловна

The article is devoted to the study of the legal status of a sole executive body. The >legal person is given. It is proved that the body of the legal entity is not its representative .

Текст научной работы на тему «Правовой статус единоличного исполнительного органа юридического лица»

© Алтухова С.М., 2011

УДК 347.19 ББК 67.404.013

ПРАВОВОЙ статус ЕДИНОЛИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья посвящена исследованию правового статуса единоличного исполнительного органа. Проводится классификация органов юридического лица. Доказывается, что орган юридического лица не является его представителем.

Ключевые слова: единоличный исполнительный орган, юридическое лицо, директор, генеральный директор, представитель.

Каждое юридическое лицо обладает признаком организационного единства, который подразумевает наличие органов, составляющих определенную структуру.

О С. Иоффе отмечал, что сущность признака организационного единства «. состоит в том, что внутри организации складывается такая система отношений, благодаря которой она становится единым целым, возглавляемая соответствующим органом – единоличным (например, директором) или коллегиальным (например, правлением). Организационное единство юридического лица обычно выражается в уставе (положении), которым определяется также круг возлагаемых на него функций» [3, с. 469].

Органы юридического лица наделяются определенным объемом правомочий в соответствии с законодательством, а также внутренними документами общества.

Органы юридического лица могут классифицироваться по различным основаниям. Назовем некоторые основания классификации. В зависимости от состава органы юридического лица делятся на единоличные и коллегиальные. Единоличный орган осуществляет свои функции самостоятельно. В то же время коллегиальный орган принимает решения

Читайте также:  Как производится оплата больничного листа?

и осуществляет какую-либо деятельность на основе мнения лиц, входящих в состав этого органа, или их большинства.

В зависимости от способа формирования органов можно выделить выборные и формируемые иным способом. Так, генеральный директор может избираться общим собранием, советом директоров или наблюдательным советом. Такой орган, как общее собрание, состоит из участников, включенных в реестр акционеров [4, с. 318].

В зависимости от компетенции можно выделить волеобразующие и волеизъявляющие органы. Первые формируют волю юридического лица (общее собрание, совет директоров), а вторые выражают эту волю вовне и своими действиями приобретают права и обязанности для самого акционерного общества (директор, генеральный директор). В связи с таким делением можно также указать на различие между представительными органами и органами, не наделенными возможностями представлять юридическое лицо во внешних отношениях [10, с. 469].

По функциям разделяются органы юридического лица, осуществляющие общее руководство деятельностью, и органы исполнительные, осуществляющие оперативное руководство [4, с. 318].

Также можно выделить органы управления и органы контроля за деятельностью юридического лица.

Может сложиться впечатление, что каждый орган юридического лица действует самостоятельно, независимо от других органов, в пределах своей компетенции. Однако это не так. Все органы образуют систему, ее структурные единицы подчинены единой цели, взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга взаимное влияние. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство [1].

Юридическое лицо как организация – это не просто совокупность органов; организация как единое целое обладает иными свойствами, чем набор функций составляющих ее элементов.

Положение единоличного исполнительного органа юридического лица весьма своеобразно. С одной стороны, директор (генеральный директор), обладая известной самостоятельностью, в качестве общего правила исполняет волю других органов – общего собрания, совета директоров, подчиняется им, подконтролен им. С другой стороны, с точки зрения всех третьих лиц только директор, генеральный директор представляет вовне общество, только он заключает сделки, и именно его действиями общество приобретает права и обязанности. Роль данного органа акционерного общества в реализации принципов корпоративного управления представляется значительной.

В науке нет единого мнения по поводу того вопроса, является ли единоличный исполнительный орган юридического лица его представителем.

По мнению Б.Б. Черепахина, «.в известном смысле можно считать, что и орган представляет юридическое лицо, которое в его лице совершает правомерные юридические действия: сделки, процессуальные действия и т. д. Однако ни в коем случае нельзя сказать, что орган представительствует от имени юридического лица» [10, с. 472].

Аргументация приведенного положения вполне убедительна. Утверждение о том, что орган юридического лица есть его представитель, приводит к отождествлению положения представителя по доверенности и органа

юридического лица. Полномочия органа юридического лица несомненно гораздо шире, при этом он самостоятелен в своих действиях и решениях. «По сравнению с индивидуальным представительством полномочия органа превышают меру всякого представительства. Юридическое лицо может посредством своих органов постановлять и приводить в исполнение такие решения, при которых безусловно требуется собственная деятельность субъекта, и вменение актов чужой воли немыслимо» [8, с. 100].

Н.Н. Пахомова полагает, что действия единоличного исполнительного органа основаны не на представительстве, а на презумпции закона, предполагающей эти действия «действиями» юридического лица [7].

В то же время существует точка зрения, в соответствии с которой единоличный исполнительный орган является законным представителем юридического лица. Так, например, Г.В. Цепов отмечает, что в действиях органа юридического лица есть все признаки представительства: сделка совершается одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого), создание, изменение, прекращение прав и обязанностей по сделке происходит у представляемого. Утверждается, что представительство заключается в представлении чужих интересов, расцениваемых как объективные потребности, в способности лица осознать и удовлетворить такую потребность, а не в реализации воли представляемого. Поэтому действия лица, исполняющего функции единоличного органа, необходимо оценивать как особый вид представительства [9, с. 90-91].

Схожего мнения придерживается и А.Я. Ганижев, который утверждает следующее. «Рассмотрение органа юридического лица в качестве его представителя наиболее обоснованно по следующей причине. Уставное представительство – это отдельный вид представительства (наряду с законным и добровольным), основанный на положениях закона и учредительных документах юридического лица, схожий по своим признакам с законным представительством. Он имеет особенность: юридическое лицо как представляемое лицо дееспособно, а необходимость привлечения представителя обусловлена особой природой такого субъекта права, как юридическое лицо» [2].

А.Я. Г анижев аргументирует свою позицию, в частности, тем, что в качестве особых представителей юридического лица можно рассматривать только его исполнительные органы в случаях, когда они вступают во внешние отношения с третьими лицами [2].

Однако полномочия органа юридического лица нераздельны, его статус един как для внутренних, так и для внешних отношений. Поэтому полагаем, что он не может меняться в зависимости от того, какие конкретно функции орган исполняет. Также приводится довод о том, что отношения представительства между юридическим лицом и его органом возникают, как правило, на основании трудовых отношений между юридическим лицом и конкретным физическим лицом – работником [2]. Вместе с тем не во всех случаях единоличный исполнительный орган юридического лица и само юридическое лицо находятся в трудовых отношениях. Например, если функции единоличного органа выполняет управляющий, то отношения оформляются гражданско-правовым договором.

Если рассматривать отношения между представителем и представляемым, то всегда в этих отношениях участвуют два субъекта. В данном случае субъект один – юридическое лицо. В большинстве случаев единоличный орган юридического лица отождествляется с самим юридическим лицом. Хотя нельзя не согласиться с тем, что закон непоследователен в определении статуса органа юридического лица. Несмотря на то что орган юридического лица не рассматривается как самостоятельный субъект права, однако в некоторых случаях именно на орган юридического лица может быть возложена гражданско-правовая ответственность. Но заметим, что причиной этого феномена скорее всего служит очевидная возможность возникновения конфликта интересов лица, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа, и интересов юридического лица. Поэтому полагаем, что все-таки большинство аргументов свидетельствует о том, что орган юридического лица не рассматривается законом как представитель юридического лица и в действительности не обладает всей совокупностью признаков представителя.

Подоплекой данного спора служит существование различных теорий относительно правовой природы юридического лица.

Хотелось бы особо отметить, что данный спор имеет не только теоретическое значение. Принятие той или иной точки зрения относительно статуса единоличного исполнительного органа юридического лица обусловливает применение той или иной правовой нормы.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Высший Арбитражный Суд РФ занимает последовательную позицию, не рассматривая орган юридического лица в качестве его представителя. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 декабря 2005 г. № 9341/05 суд указал следующее:

Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.

В силу этой нормы органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, соответственно, выступать представителями юридического лица.

Такой же вывод и по тем же основаниям сделан в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2000 г. № 9507/99, от 09 февраля 1999 г. № 6164/98 и некоторых других. В то же время нижестоящие арбитражные суды руководствуются зачастую иными правилами. Так, Л. Кунин приводит следующий пример:

Арбитражный суд Архангельской области в своем решении от 7 марта 2000 г. № А05-863/00-58/20 (с изм. от 13 июля 2000 г.) отмечает, что «в соответствии с пунктом 3 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Директор общества нарушил это требование, поскольку заключил договор от имени истца, исполнительным органом которого он являлся и от имени которого совершал сделки в силу занимаемого положения в пользу себя лично как предпринимателя. При этих условиях заключенный им договор на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации также является ничтожным» [5].

Суды общей юрисдикции в силу специфики рассматриваемых дел меньше сталкиваются с необходимостью определять статус органа юридического лица. Тем не менее данный вопрос был затронут в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года. На вопрос о том, можно ли составить протокол об административном правонарушении при отсутствии представителя юридического лица, был дан ответ: «.. .Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами» [6].

Таким образом, в судебной практике отсутствует единообразный подход к определению положения единоличного исполнительного органа. Представляется более обоснованной позиция Высшего Арбитражного Суда РФ. Наиболее весомым является то обстоятельство, что представитель, действуя в интересах представляемого, опосредованно выражает его волю. В то же время орган юридического лица, наделенный собственной компетенцией, сам формирует и выражает собственную волю. Единоличный исполнительный орган обладает целым комплексом прав и обязанностей, которые позволяют определять поведение юридического лица во всех отношениях с третьими лицами. Положение единоличного исполнительного органа юридического лица не может быть сведено к положению его представителя.

1. Большая советская энциклопедия. – М. : Большая Рос. энцикл., 2003. – Электрон. дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -Загл. с экрана.

2. Ганижев, А. Я. Проблема правового статуса органа юридического лица и пути ее разрешения в российском гражданском законодательстве / А. Я. Г анижев // Журнал российского права. – 2010. – № 7. – С. 110-117. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Иоффе, О. С. Советское гражданское право / О. С. Иоффе. – М. : Юрид. лит., 1975. – 880 с.

4. Козлова, Н. В. Правосубъектность юридического лица / Н. В. Козлова. – М. : Статут, 2005. – 476 с.

5. Кунин, Л. Юридические лица – фикци-онисты против реалистов: двойственность представительства в корпоративных органах / Л. Ку-нин // Бизнес-адвокат. – 2004. – № 10. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Читайте также:  Как получить госзаказ малому бизнесу?

6. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2005 г. // Бюллетень Верховного Суща РФ. – 2006. – № 5. – С. 46-52.

7. Пахомова, Н. Н. Положение единоличного исполнительного органа в системе органов юридического лица / Н. Н. Пахомова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 3. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Суворов, Н. С. Об юридических лицах по римскому праву / Н. С. Суворов. – М. : Статут, 2000.- 299 с.

9. Цепов, Г. В. Понятие органа юридического лица по российскому законодательству / Г. В. Цепов // Правоведение. – 1998. – № 3. – С. 89-93.

10. Черепахин, Б. Б. Органы и представители юридического лица / Б. Б. Черепахин // Труды по гражданскому праву. – М. : Статут, 2001. – С. 469-479.

THE LEGAL STATUS OF THE SOLE EXECUTIVE BODY OF THE LEGAL PERSON

The article is devoted to the study of the legal status of a sole executive body. The classification of bodies of the legal person is given. It is proved that the body of the legal entity is not its representative.

Key words: individual executive body, legal person, director, director-general, representative.

Единоличный исполнительный орган

— орган юридического лица (генеральный директор, директор, президент и т.д.), который уполномочен приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности организации.

Комментарий

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

У любого юридического лица должен быть руководящий орган – лицо (группа лиц), которое осуществляет оперативную деятельность, контроль и организацию деятельности юридического лица. Именно руководящий орган приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности организации.

Руководящий орган юридического лица может быть единоличным (когда решение принимает одно лицо) или коллегиальным (решение принимается группой лиц).

Особенности руководящего единоличного органа юридического лица определяются нормами законодательства, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы организации.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (п. 4 ст. 32) .

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников (ст. 40).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества(ст. 40).

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества (ст. 40).

Образование единоличного исполнительного органа ООО

По общему правилу, в компетенцию общего собрания участников общества входит образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним (п. 4 ст. 33). Решение по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37).

Уставом общества решение указанных вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 33).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО управляющему

По общему правилу, в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо (ст. 40 Закона). В то же время, ст. 42 закона предусматривает, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. В этом случае, функцию единоличного исполнительного органа выполняет управляющий, которым может выступать иная организация или индивидуальный предприниматель.

До 1 июля 2009 года, было установлено правило, что передача полномочий управляющему возможно, только если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. С указанной даты, это требование было отменено (Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Для акционерных обществ Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах» устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (п. 1 ст. 69).

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (п. 1 ст. 69).

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 69).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (п. 2 ст. 69).

Образование единоличного исполнительного органа АО

По общему правилу к компетенции общего собрания акционеров относится образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий (пп. 8 п. 1 ст. 48). Решение общего собрания акционеров по этому вопросу принимается большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49).

Уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 49)

Передача полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 1 ст. 69).

Сведения об органах управления в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц)

Сведения об органах управления указываются в ЕГРЮЛ. Соответственно, изменение руководителя организации должно быть соответствующим образом зарегистрировано. Так, ст. 5 федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, указывает:

– адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

– фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

Трудовые отношения с руководителем

Особенность трудовых отношений с руководителем организации регулируется главой 43 ТК РФ.

Руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с нормативными актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации установлены статьей 278 ТК РФ:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации – должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

В то же время, для руководителя устанавливается дополнительная гарантия. Так, в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации (а также его заместителями и главным бухгалтером) в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ)*.

* для других работников этот срок установлен в 2 недели (ст. 80 ТК РФ).

Дополнительно

Ответственность генерального директора – юридическая ответственность, возлагаемая на руководителя организации.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]