Содержание
- 1 Вопрос: Бухгалтер унитарного предприятия представил отчетность за 2016 год по упрощенной форме как субъект малого предпринимательства (СМП). Аудиторы составили замечание о том, что это неправомерно. Может ли МУП относиться к СМП? (журнал “Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 5, сентябрь-октябрь 2017 г.)
- 2 Вопросы и ответы
- 3 Критерии малого предприятия 2020: таблица
- 4 Форум о госзакупках и тендерах Good-tender
- 5 Все отделения и банкоматы ПАО “Бинбанк”
- 5.1 Отделения Бинбанка в вашем городе. Режим работы, адреса банкоматов Бинбанка.
- 5.2 Является ли муп субъектом малого предпринимательства
- 5.3 Основные критерии определения малого предприятия 2019
- 5.4 Единый реестр малых и средних предприятий
- 5.5 Льготы для малых предприятий в 2019 году
- 5.6 Проверки малых предприятий 2019
- 5.7 Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
- 5.8 Вклады малых преприятий теперь застрахованы
Вопрос: Бухгалтер унитарного предприятия представил отчетность за 2016 год по упрощенной форме как субъект малого предпринимательства (СМП). Аудиторы составили замечание о том, что это неправомерно. Может ли МУП относиться к СМП? (журнал “Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 5, сентябрь-октябрь 2017 г.)
Бухгалтер унитарного предприятия представил отчетность за 2016 год по упрощенной форме как субъект малого предпринимательства (СМП). Аудиторы составили замечание о том, что это неправомерно. Может ли МУП относиться к СМП?
эксперт журнала “Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение”
Журнал “Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 5, сентябрь-октябрь 2017 г., с. 11-12.
Обоснование. Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ*(1) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, вправе применять:
– субъекты малого предпринимательства;
– организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(2) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные согласно законодательству РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 данной статьи:
– хозяйственные общества и хозяйственные партнерства (ст. 66-68 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
– производственные кооперативы (ст. 106.1-106.6 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
– потребительские кооперативы (ст. 123.2, 123.3 § 6 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
– крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 86.1 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 гл. 3 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ).
ГУП и МУП относятся к другому виду юридических лиц (ст. 113, 114 § 4 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ), которые не названы в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Следовательно, такие предприятия не могут приобрести статус субъекта малого предпринимательства в силу прямого указания закона.
До 01.01.2016 в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ было прямо прописано, что унитарные предприятия не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства (см. также Письмо Минэкономразвития РФ от 26.01.2010 N Д05-181). В действующей редакции специальное указание на ГУП и МУП отсутствует, однако это связано лишь с изменившейся в ГК РФ структурой юридических лиц.
Отсюда вывод: унитарное предприятие не может выступать в качестве субъекта малого предпринимательства, применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
1 сентября 2017 г.
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства “Аюдар Инфо”
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО “Аюдар Инфо”
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Вопросы и ответы
Разделы
Субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ).
В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.
Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
- акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.
2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):
- микропредприятия – 120 млн. рублей;
- малые предприятия – 800 млн. рублей;
- средние предприятия – 2 млрд. рублей.
При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.
Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).
Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам, составляют для микропредприятия – 120 млн. рублей; малого предприятия – 800 млн. рублей; среднего предприятия – 2 млрд. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.
Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.
Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Критерии малого предприятия 2020: таблица
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).
Средние и малые предприятия: критерии 2020
Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .
Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.
При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Юридические критерии
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
---|---|---|
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Малые и средние предприятия: критерии 2020 по численности
Тип СМП | Среднесписочная численность работников за 2019 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | До 15 человек включительно | — |
Малое предприятие | От 16 до 100 человек включительно | — |
Среднее предприятие | От 101 до 250 человек включительно | — |
От 251 до 1000 человек включительно | Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412 |
Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу
Тип СМП | Предельное значение дохода за 2019 год | Примечание |
---|---|---|
Микропредприятие | 120 млн. рублей | Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам |
Малое предприятие | 800 млн. рублей | |
Среднее предприятие | 2 млрд. рублей |
Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.
Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр
Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Форум о госзакупках и тендерах Good-tender
Чтобы начать, вы должны Войти или Зарегистрироваться
Тема: Может ли ФГУП быть СМП?
Коллеги, вопрос такой. Может ли ФГУП либо его филиал быть СМП?)
Re: Может ли ФГУП быть СМП?
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ № 209-ФЗ).
Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ):
1) Юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;
2) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
3) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
4) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Re: Может ли ФГУП быть СМП?
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ № 209-ФЗ).
Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ):
1) Юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;
2) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
3) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
4) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Все отделения и банкоматы ПАО “Бинбанк”
Отделения Бинбанка в вашем городе. Режим работы, адреса банкоматов Бинбанка.
Является ли муп субъектом малого предпринимательства
Бухгалтер унитарного предприятия представил отчетность за 2016 год по упрощенной форме как субъект малого предпринимательства (СМП). Аудиторы составили замечание о том, что это неправомерно. Может ли МУП относиться к СМП?
эксперт журнала “Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение”
Журнал “Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 5, сентябрь-октябрь 2017 г., с. 11-12.
Обоснование. Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ*(1) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, вправе применять:
— субъекты малого предпринимательства;
— организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(2) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные согласно законодательству РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 данной статьи:
— хозяйственные общества и хозяйственные партнерства (ст. 66-68 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
— производственные кооперативы (ст. 106.1-106.6 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
— потребительские кооперативы (ст. 123.2, 123.3 § 6 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ);
— крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 86.1 § 2 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 гл. 3 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ).
ГУП и МУП относятся к другому виду юридических лиц (ст. 113, 114 § 4 гл. 4 подразд. 2 разд. 1 ГК РФ), которые не названы в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Следовательно, такие предприятия не могут приобрести статус субъекта малого предпринимательства в силу прямого указания закона.
До 01.01.2016 в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ было прямо прописано, что унитарные предприятия не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства (см. также Письмо Минэкономразвития РФ от 26.01.2010 N Д05-181). В действующей редакции специальное указание на ГУП и МУП отсутствует, однако это связано лишь с изменившейся в ГК РФ структурой юридических лиц.
Отсюда вывод: унитарное предприятие не может выступать в качестве субъекта малого предпринимательства, применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
1 сентября 2017 г.
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства “Аюдар Инфо”
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО “Аюдар Инфо”
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.
Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.
Основные критерии определения малого предприятия 2019
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Доля участия других лиц в капитале
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
Единый реестр малых и средних предприятий
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
- сведений о доходах;
- среднесписочной численности сотрудников;
- данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
- информации от других государственных органов.
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.
В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.
Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.
Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Льготы для малых предприятий в 2019 году
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.
- Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
- Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
- Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
- Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
- Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
- Имеют преференции в системе госзакупок.
- Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.
Проверки малых предприятий 2019
Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.
Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:
- банки;
- страховщики;
- ЧОПы;
- недропользователи;
- формацевтические компании;
- перевозчики
и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Вклады малых преприятий теперь застрахованы
С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.
Оно конечно не является субъектом государственного предприятия, так как относится к муниципальному образованию, а между ними, есть разница, так как муниципальные образования, руководятся в отрыве от государства, на местах.
Самое главное, это конечно то, что МУП, это организация коммерческая и ей может управлять предприниматель, хотя за его долги, такое предприятие, ответственность не несет, а кроме того, все его имущество, некогда не будет у собственника в руках, а будет, лишь у него в оперативном управлении.
Однако по факту, это не отменяет того, что такая организация, может принадлежить к субъектам малого предпринимательства, если этому соответствует размах его деятельности, так как является коммерческой.