Аттестация ИТР на предприятии

Содержание

Содержание

Аттестация ИТР на предприятии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ СССР

от 5 октября 1973 года N 470

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ТРУДУ СССР

от 5 октября 1973 года N 267

Положение
о порядке проведения аттестации руководящих,
инженерно-технических работников и других специалистов
предприятий и организаций промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и связи

(в редакции постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР
от 22 октября 1979 г. N 528/445)
(с изменениями на 14 ноября 1986 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

I. Общие положения

1. Аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также структурных единиц научно-производственных объединений, занятых производственной деятельностью, проводится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года N 531.

В соответствии с указанным постановлением проводится также аттестация в других отраслях народного хозяйства, на которые в установленном порядке распространено действие этого постановления.

Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации и идейно-политического уровня.

При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

2. Аттестация проводится во всех подразделениях предприятий и организаций.

Перечень должностей, по которым проводится аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, определяется министрами и руководителями ведомств СССР по предприятиям и организациям, входящим в систему данного министерства или ведомства СССР, и Советами Министров союзных республик по предприятиям и организациям, входящим в систему республиканских министерств и ведомств, и местного подчинения по согласованию с соответствующим центральным комитетом или советом профсоюза, применительно к особенностям отраслей народного хозяйства, исходя из Типового перечня должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года N 531, утвержденного ГКНТ и Госкомтрудом СССР.

3. Руководящие работники предприятий и организаций, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами, аттестации не подлежат.

II. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий

4. Аттестация проводится периодически, один раз в три – пять лет. При этом периодичность проведения аттестации определяется министерствами и ведомствами и должна быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хозяйства.

Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

В очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года.

5. Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

В необходимых случаях допускается назначение нескольких аттестационных комиссий.

III. Порядок проведения аттестации

6. Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа.

На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый является членом ВЛКСМ) организациями составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация, соблюдение им государственной и производственной дисциплины, достигнутые показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни.

Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, но не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом (характеристикой).

7. Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы предприятия, организации, особенно заданий по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации труда и производства; соблюдения трудовой дисциплины; квалификации и исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих; выполнения обязательств по социалистическому соревнованию и участия в общественной жизни.

На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:

а) соответствует занимаемой должности;

б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;

в) не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.

Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.

8. В голосовании участвуют члены аттестационной комиссии, присутствующие на данном заседании. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии.

При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности.

9. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах (форма прилагается)*.

* Форма аттестационного листа не приводится

Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

10. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.

Аттестационный лист и отзыв (характеристика) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

IV. Решения, принимаемые по результатам аттестации

11. После завершения работы аттестационной комиссии администрацией предприятия и организации разрабатываются с участием общественных организаций мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации кадров, широкое использование научных методов управления и организации труда, и организуется контроль за их осуществлением.

12. Руководитель предприятия, организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия, организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

13. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

14. Министерства и ведомства обеспечивают руководство работой по аттестации работников на подведомственных им предприятиях и в организациях, осуществляют систематический контроль за правильностью ее проведения и принимают меры по совершенствованию работы по аттестации и широкому распространению положительного опыта на основе глубокого изучения, анализа, обобщения работы по аттестации.

Общее методическое руководство аттестацией в соответствии с настоящим Положением и контроль за организацией работы по ее проведению министерствами и ведомствами осуществляется Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.

V. Отдельные положения проведения аттестации в производственных отраслях народного хозяйства

15. Аттестация руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) проводится периодически, не реже одного раза в три года (мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности – не реже одного раза в два года).

16. В производственных отраслях народного хозяйства аттестационные комиссии кроме рекомендаций, указанных в пункте 7 настоящего Положения, дают рекомендации о присвоении квалификационной категории или классного звания, повышении должностных окладов, установлении надбавок к ним за высокие достижения в труде, а при необходимости – о снижении должностных окладов, изменении или отмене надбавок к ним, понижении квалификационной категории или классного звания отдельным работникам.

Читайте также:  Простая стратегия форекс без индикаторов

17. Руководители объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства с учетом рекомендаций аттестационных комиссий принимают решения, кроме предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, также о присвоении или изменении квалификационной категории или классного звания работникам, повышении или понижении должностного оклада работникам в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, установлении, изменении или отмене надбавок к ним. При этом снижение должностного оклада, понижение квалификационной категории или классного звания производится только с учетом мнения аттестационной комиссии.

Типовой перечень должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с .

Типовой перечень**
должностей руководящих, инженерно-технических работников и
других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства,
транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих
аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР
от 26 июля 1973 года N 531

(утв. постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР
от 22 октября 1979 г. N 528/445)

_________________
** В Перечень включены базовые наименования должностей руководящих работников и специалистов. Аттестации подлежат все работники, должности которых перечислены в данном Перечне, а также работники, занимающие должности, образованные от указанных базовых наименований: заместители и помощники руководителей, ведущие, старшие, сменные, дежурные, групповые, районные специалисты, а также специалисты различных квалификационных категорий (конструкторы, модельеры и др. I, II и III категорий). Перечень должностей работников, подлежащих аттестации, может быть расширен министерствами и ведомствами с учетом специфики отраслей народного хозяйства.

Руководители (за исключением руководителей, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами)

Главные и старшие (на правах главных) специалисты всех наименований.

Начальники (заведующие): баз, бюро, групп, инспекций, кабинетов, камер, касс, контор, лабораторий, мастерских, отделений, отделов, парков, питомников, площадок, производств, пунктов, резервов, секторов, складов, служб, станций, участков, филиалов, хозяйств, хранилищ, экспедиций.

Начальники: агентств, аэродромов, аэропортов, башен, буро-взрывных работ, вагонов, вахт, вентиляций, внутрипортовой механизации, водоводов, водопроводов, вокзалов, вычислительных центров, гаражей, гидравлик, гидроузлов, депо, дистанций, доков, драг, каналов, карьеров, колонн, комплексов, котельных, лесных бирж, маршрутов, машин, маяков, мельниц, механизированных горок, нефтегазоразведки, отрядов, очистных сооружений, партий, перевозок, переделов, переправ, погрузочно-разгрузочных работ, подстанций, поездов, портовых надзоров, портовых пунктов, портовых флотов, постов, пристаней, причалов, проходок, пусковых работ, путей, радиостанций, разрезов, разъездов, районов, рейдов, рудников, скважин, смен, составов почтовых вагонов, тоней, транспорта, узлов, управлений, установок, фабрик, цехов (корпусов), шахт, шлюзов, элеваторов, электростанций, эстакад.

Заведующие: архивами, грузовыми дворами, канцеляриями, кладовыми, комнатами, обстановками, пакгаузами, платформами, секциями.

Управляющие: отделениями, сельскохозяйственными фермами (участками).

Руководители: групп, полетов.

Десятники, мастера, производители работ, техноруки, бригадиры животноводческих и растениеводческих бригад.

Капитаны, капитаны-наставники.

Командиры, командиры-наставники.

Специалисты (за исключением специалистов, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами)

Агрономы всех специальностей и наименований

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2020

Существующее законодательство предусматривает обязательную аттестацию для специалистов некоторых направлений. Рассмотрим подробнее существующую законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. Использовать эти стандарты должны и работодатели в отношении сотрудников, к которым трудовое законодательство применяет специальные требования. К таким специальностям прежде всего относятся:

  • педагоги;
  • медицинские работники;
  • деятели науки;
  • летчики;
  • главы федеральных унитарных предприятий;
  • специалисты, обеспечивающие транспортную безопасность;
  • спасатели и пожарные;
  • работники прокуратуры;
  • специалисты в области промышленной безопасности;
  • специалисты, связанные с перемещением и креплением грузов;
  • железнодорожники;
  • гражданские государственные служащие.

Таким образом, работодателям, у которых числятся работники указанных профилей работы, стоит заранее позаботиться об установлении порядка направления на аттестацию. Что касается работников других специальностей, то в отношении них работодатель самостоятельно решает, оправлять ли их на аттестацию или нет.

Посмотрим, например, как проходит аттестация работников культуры в 2020 году. Проведение их аттестации регулируется отраслевым документом — Письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ.

Процедура проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации работников. В нем нужно прописать:

  • предъявляемые требования к работникам;
  • категории работников, подлежащих аттестации;
  • сроки аттестации и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов аттестации.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения аттестации, список документов, предоставленных в аттестационную комиссию, фамилии работников, ответственных за их подготовку. Также в приказе должен быть указан состав аттестационной комиссии.

Проведению аттестации должна предшествовать подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время работникам разъясняются цели, условия и формы проведения аттестации. Также работники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Аттестация может проводиться работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры это может быть даже просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый.

По результатам аттестации комиссия выносит свое решение.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. Однако в пунктах 4 и 15 Постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года. Подчеркнем, что данная норма не противоречит современному Трудовому кодексу, а значит, может применяться на практике.

Цель проведения аттестации

Работодатель может преследовать разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить работника, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ , работодатель может уволить работника в случае, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт определяется посредством проведения аттестации. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность сотрудника, работодатель может использовать их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка может служить инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями. Стоит помнить, что прежде чем уволить такого работника, работодатель должен предложить ему другую работу, требующую меньшей квалификации. Некоторые категории работников защищены действием статьи 261 ТК РФ . Это значит, что работодатель не может их уволить, даже если они продемонстрируют плохие результаты на испытании. Например, к ним относятся беременные женщины, матери-одиночки, матери детей в возрасте до трех лет и так далее.

Для работников, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения аттестации в независимом центре может стать призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, на предприятии могут существовать свои, более жесткие, требования к квалификации работников.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения работника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Что понимается под традиционной системой аттестации работника

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. При этом оценку проводит специально созданная комиссия работодателя. Порядок проведения аттестации работников можно разделить на несколько этапов:

  1. Разработка положения об аттестации.
  2. Подготовка, включающая в себя разработку графика, утверждение членов комиссии, подготовка документов и информирование сотрудников.
  3. Проведение экзамена.
  4. Протоколирование хода оценивания и подведение итогов.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников: образец

Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности (2018) составляется работодателем — руководством предприятия. Документ должен включать следующие разделы:

  1. Общая информация. Нужно обозначить цель мероприятия, определить состав аттестуемых, закрепить периодичность процедуры и указать основания для проведения внеочередной аттестации (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе должны быть указаны состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Каждому из них нужно прописать их полномочия, а также указать, кто имеет право голоса, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе должны быть указаны график аттестации (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения аттестации. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. А также прописываются права работника при его несогласии с итогами аттестации.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Рассматриваемый документ относится к категории локальных нормативных актов. Он разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Довольно часто за основу при составлении этого документа принимаются Постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, поскольку эти нормы не противоречат современному трудовому законодательству.

После разработки, согласования и утверждения Положения с ним должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Ведь проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить свои интересы в случае возникновения спорных ситуаций. Образец положения представлен ниже (в сокращенном виде. Полный текст прикреплен внизу статьи для скачивания).

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению этого мероприятия закрепляется в положении об аттестации. На этом этапе необходимо определить основополагающие условия его проведения. Рассмотрим их ниже.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. При этом необходимо указать, кто имеет право голоса, а также прописать полномочия каждого из членов комиссии.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос будет решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный, однако он может меняться в связи с кадровыми перестановками или из-за конфликта интересов.

Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График должен содержать:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых можно получить документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников о предстоящей аттестации

Уведомление может быть составлено в любой удобной форме. Самое главное, чтобы у работодателя был зафиксирован факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть ознакомление с уведомлением об аттестации проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется соответствующий акт, который он тоже должен подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель может самостоятельно предусматривать список необходимых документов. При этом работодатель сам определяет сроки и список документов, которые должны быть переданы в комиссию.

В некоторых организациях существует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Аттестация работника на соответствие занимаемой должности (ТК РФ) может проводиться только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания может быть принято решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он может ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель может направить на учебу (на повышение квалификации), понизить в должности или уволить.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируется в протоколе.

Протокол аттестации работников: образец

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом, а также о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, а также его результат. В завершении работник должен быть ознакомлен с протоколом под подпись. Унифицированной формы данного документа не существует, поэтому он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».
Читайте также:  Ликвидация предприятия этапы и сроки

Документ подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценивания вносятся в аттестационный лист работника.

Образец протокола

Аттестационный лист

Аттестационный лист также не имеет унифицированного образца, поэтому составляется в свободной форме. При этом в документе нужно указать:

  • дату проведения аттестации;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время аттестации;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в аттестационном листе.

Новый порядок аттестации по промышленной безопасности

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365 (далее – постановление №1365) утвердило новые требования к подготовке и аттестации в области промышленной безопасности. Документ вступил в силу 06 ноября 2019 года.

Чтобы исполнить нормы постановления №1365:

  • Приказом Ростехнадзора от 06.11.2019 г. № 424 утвержден Временный порядок предоставления ФСЭТАН госуслуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности (далее – Временный порядок). Документприменяется до вступления в силу полноценного административного регламента.
  • Признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных ФСЭТАН» вместе с изменениями к нему (см. Приказ Ростехнадзора от 08.11.2019 г. № 430, который вступил в силу 21.12.2019).

Рассмотрим и прокомментируем ключевые нововведения в сфере аттестации по промышленной безопасности.

Подготовка (обучение) по промышленной безопасности

Пункт 1 постановления №1365 определил категории работников, которые обязаны не реже 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 14.1 ФЗ №116) получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.

К таким сотрудникам относятся:

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО;
  • члены аттестационных комиссий в организациях, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • специалисты, которые осуществляют авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;
  • работники, которые осуществляют строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте ОПО.

Требование касается организаций, которые ведут деятельность в области промышленной безопасности (виды деятельности – см. п. 1 ст. 6 ФЗ №116).

Перечисленные работники должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации (п. 13 положения об аттестации, утв. постановлением №1365).

Типовые дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности утверждает Ростехнадзор по согласованию с МЧС России.

Типовые программы пока не утверждены. Согласно решению Общественного совета Ростехнадзора от 2 июля 2019 г. № 66-3, проект приказа об их утверждении прошел согласование с МЧС России.

Сформированный на основе проекта Приказ Ростехнадзора от 16.07.2019 № 282 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности» находится на регистрации в Минюсте России (как минимум единожды Минюстом отклонялся).

Требования к аттестации по промышленной безопасности

1. Аттестацию должны проходить (п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365):

а) Руководители организаций (обособленных подразделений) и ИП, которые выполняют работы в сфере промышленной безопасности (виды работ – см. п. 1 ст. 6 ФЗ №116).

а) Должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению:

  • производственного контроля на ОПО;
  • авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;
  • строительного контроля при строительстве, реконструкции и капремонте ОПО.

в) Инженерно-технические работники, которые осуществляют профессиональную деятельность, предусмотренную п. 1 статьи 14.1 ФЗ №116.

г) Члены аттестационных комиссий по промышленной безопасности в организациях.

2. Аттестацию можно пройти:

  • в территориальных аттестационных комиссиях (далее – ТАК) Ростехнадзора;
  • в ведомственных аттестационных комиссиях, которые сформированы Минобороны РФ, ФСИН, ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки РФ, Главным управлением специальных программ Президента РФ (для работы на объектах, поднадзорных этим ведомствам);
  • в аттестационных комиссиях организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере промышленной безопасности.

3. Центральная аттестационная комиссия (далее – ЦАК), сформированная Центральным аппаратом Ростехнадзора, больше не проводит аттестацию. ЦАК только рассматривает апелляции на решения, действия (бездействие) ТАК Ростехнадзора (п. 8 положения об аттестации, утв. постановлением №1365).

4. В ТАК Ростехнадзора проходят аттестацию (п. 5 положения об аттестации, утв. постановлением №1365):

  • члены аттестационных комиссий;
  • руководители и специалисты (должностные лица), указанные в п.п. «а» и «б» п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365;
  • инженерно-технические работники (п.п. «в» п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365), если в организациях не сформированы аттестационные комиссии.

5. Аттестационные комиссии организаций должны проводить аттестацию через Единый портал тестирования (www.gosnadzor.ru/eptb, см. п. 20 положения об аттестации, утв. постановлением №1365).

6. Сотрудники подрядных организаций, которые выполняют работы/оказывают услуги для владельцев ОПО, проходят аттестацию (п. 6 положения об аттестации, утв. постановлением №1365):

  • в аттестационных комиссиях своих организаций;
  • в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих ОПО, с которыми они работают (если это предусмотрено локальным нормативным актом такой организации).

Перечень документов для аттестации по промышленной безопасности

Особо коснемся пакета документов, которые нужно подать в Ростехнадзор для прохождения аттестации (п. 13 положения об аттестации, утв. постановлением №1365, и п. 16-18 Временного порядка):

1.Заявление об аттестации (Приложение №1 к Временному порядку):

  • оформляется на бланке организации-заявителя;
  • подается отдельно на каждого аттестуемого (если у вас на аттестацию идут 10 человек, то нужно заполнить 10 заявлений);
  • должно быть подписано руководителем организации-заявителя;
  • должно быть заполнено машинописным текстом, заполнение «от руки» не допускается (кроме подписей).

2. Документы, подтверждающие право лица действовать от имени заявителя:

  • доверенность на право подписи заявительных документов, если они подписаны не руководителем организации-заявителя;
  • доверенность на право сдавать и получать документы в территориальном органе Ростехнадзора.

3.Опись прилагаемых документов – форма не утверждена, рекомендуемые образцы есть на сайтах территориальных органов Ростехнадзора.

4. Копии документов о квалификации по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности (для работников, которые обязаны получать ДПО):

  • документы должны быть получены в течение 5 лет до подачи заявления;
  • обучение должно проводиться по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации.

Обратите внимание:

1) Выше мы сказали, что типовые дополнительные профессиональные программы пока не утверждены. Поэтому перед подачей заявительных документов уточняйте в ТАК Ростехнадзора, подойдут ли им документы об образовании ваших работников.

2) Образец заявления на аттестацию лучше скачать на сайте территориального управления Ростехнадзора, в ТАК которого вы хотите подать документы. Анализ показал, что практически каждый территориальный орган ФСЭТАН дорабатывает типовую форму «под себя».

Порядок аттестации в ТАК Ростехнадзора

Предполагаем, что Временный порядок и полноценный административный регламент будут мало отличаться друг от друга. Потому рассмотрим порядок аттестации по промышленной безопасности в ТАК Ростехнадзора.

Подать заявительные документы на аттестацию могут (п. 2 Временного порядка):

1) Организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:

  • осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности (см. п. 1 ст. 6 ФЗ №116);
  • направляющие работников, категории которых определены п. 2 положения об аттестации, утв. постановлением №1365.

2) Ранее аттестованные лица (когда нужно внести изменения в реестр аттестованных лиц).

Ростехнадзор оказывает госуслугу по экстерриториальному принципу (п. 38 Временного порядка). Поэтому направить документы и пройти аттестацию можно в любом территориальном органе ФСЭТАН, предоставляющем госуслугу (независимо от места нахождения ОПО и юридического адреса заявителя).

Как сказано выше, для прохождения аттестации нужно представить в Ростехнадзор (п. 16-18 Временного порядка):

  • заявления об аттестации на каждого работника;
  • копии документов о квалификации, полученных в течение последних 5 лет по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности (для работников, которые обязаны получать ДПО);
  • документы, подтверждающие право лица действовать от имени заявителя (доверенности);
  • опись прилагаемых документов.

Документы можно подать (п. 22 Временного порядка)

  • на бумажном носителе непосредственно в помещениях Ростехнадзора или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через сеть Интернет, в том числе через ЕПГУ или Единый портал тестирования (www.gosnadzor.ru/eptb).

Обратите внимание: Ростехнадзор может отказать в приеме документов, если (п. 25 Временного порядка):

1) сотрудник, который подает документы при личном приеме, не представил:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность на право сдачи документов;
  • иной документ, подтверждающий право лица действовать от имени заявителя при подаче заявительных документов;

2) заявительные документы не поддаются прочтению;

3) отсутствует опись документов.

В течение 5 рабочих дней со дня получения документов ТАК Ростехнадзора должна принять решение и направить уведомление (п. 12 Временного порядка):

  • о допуске к прохождению аттестации – в этом случае заявителю сообщают дату, время и место проведения экзамена;
  • об оставлении заявления без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа).

Уведомление направляют:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • на e-mail в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Уведомление о допуске к аттестации должно содержать:

  • информацию о принятом решении;
  • фамилию, имя, отчество работника;
  • название организации;
  • информацию о дате, времени и месте проведения экзамена.

Обратите внимание: Ростехнадзора может отказать в проведении аттестации, если (п. 27 Временного порядка):

  • не соблюдена форма заявления об аттестации (поэтому скачивайте образец на сайте того территориального управления Ростехнадзора, в которое хотите подавать документы);
  • документы из п. 18 Временного порядка (копии документов о квалификации, опись, доверенности) представлены не в полном объеме;
  • в госинформсистеме о государственных и муниципальных платежах нет информации, подтверждающей факт уплаты госпошлины (размер и порядок оплаты госпошлины не изменились – см. статью 333.18 и подпункт 72 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса РФ).

Организация экзамена (тестирования)

Экзамен проводится в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня приема заявительных документов (п. 17 положения об аттестации, утв. постановлением №1365, п. 11 и 52 Временного порядка).

ТАК Ростехнадзора формирует комиссию из 6 человек (из числа государственных гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора), в которую входят:

  • председатель;
  • заместители председателя;
  • секретарь;
  • другие члены комиссии.

Обратите внимание: заседание ТАК считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 4 членов комиссии.

Комиссия в своей работе (п. 56 Временного порядка):

  • устанавливает личность аттестуемого;
  • принимает решение об аттестации или отказе в аттестации по результатам экзамена;
  • знакомит аттестуемых с правилами проведения экзамена.

Экзамен представляет собой тестирование (ответы на вопросы) на компьютере с использованием Единого портала тестирования:

1) Аттестуемый отвечает на 20 вопросов, которые случайным образом отобраны из общей базы по специфике заявляемых областей аттестации.

2) Время тестирования – 20 минут (можно завершить досрочно).

3) Чтобы сдать экзамен, аттестуемый должен ответить верно минимум на 18 вопросов (п. 58 Временного порядка).

4) После прохождения теста автоматически формируется и распечатывается «индивидуальный лист компьютерного тестирования аттестуемого».

5) Аттестуемого под роспись знакомят с листом компьютерного тестирования, который приобщается к личному учетному делу.

Обратите внимание: опоздание (неявка) аттестуемого на экзамен отражается в протоколе ТАК и не является основанием для отмены (переноса) проведения аттестации (п. 62 Временного порядка). То есть экзамен сочтут несданным (проваленным), и заявительные документы вместе с уплатой госпошлины нужно будет оформлять заново.

Результаты аттестации по промышленной безопасности

Результат аттестации оформляют протоколом заседания ТАК Ростехнадзора (автоматически формируется Единым порталом тестирования).

Протокол подписывают председатель, секретарь и все члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на экзамене (образец протокола – см. Приложение №3 к Временному порядку).

Внесение изменений, дополнений и исправлений в протокол заседания ТАК не допускается (п. 63 Временного порядка).

Согласно п. 73 Временного порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня заседания ТАК (согласно п. 13 Временного порядка – не позднее 10 рабочих дней) Ростехнадзор направляет заявителю выписку из протокола заседания ТАК:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • на e-mail, через ЕПГУ или Единый портал тестирования в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью (согласно п. 10 Временного порядка – усиленной квалифицированной электронной подписью).

Обратите внимание: если аттестуемый не согласен с результатами экзамена, он может подать апелляцию на решение (действие, бездействие) ТАК в Центральную аттестационную комиссию Ростехнадзора.

Минтруд России разъяснил вопросы проведения работодателем аттестации работников

ponomarenko / Depositphotos.com

Минтруд России ответил на вопрос о соотношении положений ст. 81 Трудового кодекса в части аттестации работников и ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”, далее – Закон № 238-ФЗ (письмо Минтруда России от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742).

Напомним, что согласно ст. 11 Закона № 238-ФЗ в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Читайте также:  Разработка продуктовой стратегии предприятия

В то же время ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Многие специалисты в настоящее время полагают, что с 1 июля самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.

В Минтруде России ответили, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, определяют цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.

В свою очередь независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта. Именно эту процедуру регулирует Закон № 238-ФЗ.

Сказанное позволяет заключить, что чиновники считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.

Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Также в ведомстве обратили внимание на то, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Положение об аттестации работников

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.

Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации

Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:

  • по соглашению сторон;
  • в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
  • в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ .

Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.

Образец портфолио социального работника для аттестации

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

Раздел о проведении аттестации

Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.

Шаг 1. Определяем кворум

Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.

Шаг 2. Описываем саму процедуру

Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).

Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.

После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.

После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.

Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений

Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.

Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.

Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.

Все сомнения трактуются в пользу работника.

Шаг 4. Варианты решений комиссии

Описываем, какие решения может принять комиссия:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
  • ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
  • рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.

Шаг 5. Оформляем решение комиссии.

Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.

Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.

Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.

Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.

Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).

Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.

Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).

Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.

Шаг 6. Права работника

Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.

Заключительные положения

Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.

Срок хранения этих документов составляет 75 лет.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]