Содержание
- 1 Издательско-полиграфическая деятельность: оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
- 1.1 Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.
- 1.2 Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеев В. В.
- 1.3 Текст научной работы на тему «Издательско-полиграфическая деятельность: оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете»
- 2 Предприятие по выпуску печатных изданий
- 3 Предприятие производящее печатную продукцию
- 4 Полиграфическая промышленность
- 5 Полиграфия это…
- 5.1 К основным способам печати относятся:
- 5.2 Офсетная печать
- 5.3 Шелкография
- 5.4 Цифровая печать
- 5.5 Широкоформатная печать
- 5.6 Печатная продукция современного полиграфического предприятия:
- 5.7 Что такое фальцовка, верстка и биговка в полиграфии
- 5.8 Что такое тиснение в полиграфии
- 5.9 Что такое понтон в полиграфии
Издательско-полиграфическая деятельность: оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.
На издательско-полиграфических предприятиях, производящих печатную продукцию, очень редки ситуации, когда все затраты отчетного периода списываются на себестоимость такой продукции. Как правило, на таких предприятиях на конец месяца постоянно остается переходящий остаток незавершенного производства с соответствующими затратами. В данной статье рассмотрены понятие незавершенного производства, способы оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете организаций, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеев В. В.
Текст научной работы на тему «Издательско-полиграфическая деятельность: оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете»
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОЦЕНКА НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
консультант по налогам и сборам
На издательско-полиграфических предприятиях, производящих печатную продукцию, очень редки ситуации, когда все затраты отчетного периода списываются на себестоимость такой продукции. Как правило, на таких предприятиях на конец месяца постоянно остается переходящий остаток незавершенного производства с соответствующими затратами.
В бухгалтерском учете понятие незавершенного производства закреплено в п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета).
Согласно данному пункту к незавершенному производству (далее — НЗП) относится продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов бухгалтерского учета), учет НЗП осуществляется на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».
Затраты, связанные с выпуском печатной продукции, составляют себестоимость такой продукции. При этом в течение отчетного периода не вся готовая продукция отгружается заказчикам, некоторая часть ее остается на складе полиграфического предприятия.
Как известно, полиграфическая организация может списывать на расходы только себестоимость реализованной печатной продукции. Поэтому не-
обходимо четко распределять свои затраты между остатками НЗП на складе и отгруженной готовой продукцией.
Оценка остатка НЗП зависит от типа производства (серийное, массовое, единичное). Согласно п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета НЗП в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе в одной из четырех оценок:
— по фактической производственной себестоимости;
— по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
— по прямым статьям затрат;
— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Полиграфическое предприятие самостоятельно определяет, каким способом производить исчисление остатков НЗП. При этом следует иметь в виду, что выбранный способ оценки НЗП необходимо обязательно зафиксировать в учетной политике такого предприятия для целей бухгалтерского учета.
При единичном производстве продукции НЗП отражается в бухгалтерском учете по фактически произведенным затратам.
Рассмотрим вышеназванные способы оценки НЗП подробнее.
Оценка НЗП по фактической производственной себестоимости. Данный способ является наиболее распространенным и достоверным среди организаций, осуществляющих издательско-полиграфи-ческую деятельность.
В этом случае по данным инвентаризации (либо цехового учета) определяются количественные показатели НЗП на конец отчетного периода. После чего путем умножения таких показателей на расчетную среднюю себестоимость единицы НЗП
рассчитывается фактическая производственная себестоимость всего НЗП на конец месяца.
Пример 1. Полиграфическое предприятие ООО «Копирайт» из листов бумаги с помощью штампа вырезает заготовки определенной формы, которые затем сворачивает в брошюры. Из одного листа бумаги получаются 4 брошюры. Стоимость одного листа бумаги составляет 200руб. Фактические затраты на обработку одного листа бумаги составляют 100руб. Остаток НЗП на конец текущего месяца составил 400штук.
Допустим, что согласно учетной политике полиграфического предприятия НЗП оценивается по фактической производственной себестоимости.
Тогда стоимость одной заготовки по фактической производственной себестоимости составит: 75 руб. ((200руб. + 100руб.)/4штук).
Следовательно, остаток НЗП на конец текущего месяца будет равен: 30 ООО руб. (400 штук х 75 руб.).
Оценка НЗП по нормативной (плановой) производственной себестоимости. Такая оценка применяется на полиграфических предприятиях с массовым серийным производством с большим количеством разных номенклатурных единиц, поскольку использование учетных цен значительно упрощает отражение НЗП.
Нормативная себестоимость может применяться в качестве учетной цены согласно подп. «б» п. 204 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от28.12.2001 № 119н.
При нормативном методе учет затрат на производство ведут по нормам, обособленно отражают отклонения фактических затрат на производство от установленных норм с указанием места их возникновения, причин и виновных лиц.
Для упрощения бухгалтерского учета в этом случае можно воспользоваться дополнительными субсчетами, открытыми к счету 20 «Основное производство»:
— 20-1 «Производство готовой продукции»;
— 20-2 «Производство полуфабриката».
Пример 2. Полиграфическое предприятие ООО
«Ксерокс» в процессе производства готовой продукции выпускает полуфабрикаты. Фактические затраты на производство 3 ООО единиц полуфабрикатов составили:
— сырье иматериалы — 30 000руб.;
— расходы на оплату труда — 50 000руб.;
— взносы на социальное страхование — 13 000руб.
Предположим, что согласно учетной политике полиграфического предприятия ООО «Принт» НЗП
оценивается по нормативной себестоимости, которая составляет 300руб. за 1 единицу.
Тогда нормативная себестоимость НЗП составит: 90000руб. (300руб. х 3 ООО единиц), а фактическая — 93 ООО руб. (30 000руб. + 50 000руб. + 13 ОООруб).
В бухгалтерском учете полиграфического предприятия ООО «Принт» будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Производство полуфабрикатов» К-т сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 93 ООО руб. — списана фактическая стоимость изготовления полуфабрикатов по прямым затратам;
Д-т сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства» К-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Производство полуфабриката» — 90 ООО руб. — отражены изготовленные полуфабрикаты по нормативной себестоимости;
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Производство готовой продукции» К-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Производство полуфабриката» — 3 ОООруб. — списано отклонение между фактической и нормативной стоимостью полуфабрикатов.
Оценка НЗП по статьям прямых затрат. При такой оценке организация, осуществляющая из-дательско-полиграфическую деятельность, в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета обязана определить состав прямых затрат.
Следует напомнить, что под прямыми затратами в бухгалтерском учете понимаются затраты, связанные с производством определенного вида продукции, которые могут быть прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость (сырье, материалы, оплата труда основных производственных рабочих и т. п.).
Таким образом, оценка НЗП по статьям прямых затрат обычно производится по стоимости исходного сырья, материалов и заработной платы производственных рабочих с начислениями. Следовательно, в расчете участвуют такие статьи затрат, как «Материалы», «Заработная плата основных производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды».
Иногда в составе прямых затрат учитывают и амортизацию основного производственного оборудования.
Все остальные затраты списывают на себестоимость выпущенной готовой продукции.
Пример 3. Организация ООО «Принт», осуществляющая полиграфическую деятельность, для производства 1 ОООединиц печатной продукции отпустила сырья на сумму 100 ООО руб. (без НДС). За текущий месяц было отпущено 900 единиц готовой продукции.
Прямыерасходы текущего месяца составили:
— сырье и материалы — 100 000руб.;
— расходы на оплату труда — 600000руб.;
— взносы на социальное страхование — 150000руб.;
— амортизационные отчисления — 44 000руб.
Необходимо оценить НЗП по прямым статьям
затрат при условии, что остаток НЗП за предыдущий месяц составил 40000руб.
Для начала рассчитаем размер НЗП за текущий месяц, который будет равен: 100 единиц (1 ОООединиц — ЯООединиц).
Далее определим долю прямых расходов, приходящихся на НЗПв текущем месяце.
Прямые расходы, приходящиеся на НЗП, в текущем месяце составят: 89 400 руб. ((100 ООО руб. + 600 ООО руб. + 150 ООО руб. + 44 ООО руб.) /1 ООО единиц х ЮОединиц).
Тогда остаток НЗП на конец текущего месяца, оцененный по прямым расходам, будет равен: 129 400 руб. (40 000руб. + 90 000руб.).
Оценка НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Такая оценка применяется на полиграфических предприятиях с кратким технологическим циклом. Обычно у таких предприятий стоимость НЗП невысокая и складывается в основном из базовых материально-сырьевых затрат, в частности:
— расходов на сырье и материалы, которые образуют основу изготавливаемой продукции или
являются необходимыми компонентами при ее изготовлении;
— стоимости изделий общепромышленного назначения, используемых для комплектования готовой продукции.
Все иные расходы при таком способе оценки НЗП включаются в себестоимость выпущенной продукции.
Пример 4. Изменим условие предыдущего примера. Допустим, что согласно учетной политике полиграфического предприятия ООО «Принт» НЗП оценивается по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов в расчет незавершенного производства берут только статью затрат «Материалы».
Рассчитаем долю сырья, относящуюся к НЗП, которая будет равна: 10 ООО руб. (100 ООО руб./1 ООО штук х ЮОштук).
Тогда остаток НЗП на конец текущего месяца, оцененный по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, составит: 50 ООО руб. (40 ООО руб. + 10 000руб.).
1. Методические указания по учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от28.12.2001 № 119н.
2. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от31.10.2000 № 94н.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
Предприятие по выпуску печатных изданий
Последняя бука буква “о”
Ответ на вопрос “Предприятие по выпуску печатных изданий “, 12 букв:
издательство
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова издательство
«Фабрика» по переработке рукописей
Предприятие или учреждение, издающее произведения печати
Учреждение, издающее произведения печати
Учреждение, выпускающее печатную продукцию
Определение слова издательство в словарях
Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
по законодательству РФ предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
издательства, ср. Предприятие или учреждение издающее произведения печати. Государственное издательство. Словарное издательство. То же, что издание в 1 знач. (книжн. устар.). Дело издательства книг поставлено удовлетворительно.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное), осуществляющее выпуск (издание) книг, газет, журналов, нот, плакатов и др. видов печатной продукции. См. Издательское дело .
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. По видам выпускаемой продукции различают издательства книжные, книжно-журнальные, газетные и газетно-журнальные.
Примеры употребления слова издательство в литературе.
Она что-то делала в детском издательстве как книжный график, марала акварелькой вполне бездарно.
Но очень часто создается впечатление, что ссылки на Амаду нужны не только для идеологического оправдания проявленного интереса со стороны переводчика и издательства к тому или иному автору, сколько для привлечения внимания читателя.
Он как-то в Москве в одном крупном издательстве, где готовилась к печати его книжка, сборник лучших рассказов и фельетонов, поведал этот анекдотец главному редактору издательства, когда тот потребовал от Шуры переработки почти всей рукописи.
Непосредственно подчиненное Сталину издательство ЦК посвятило в 1937 году батумской демонстрации, вернее участию в ней Сталина, целый том.
Кроме того происходило совещание о постановке партийного органа, бюро печати и брошюрного издательства, а также заседание комиссии по выработке резолюции о текущем моменте.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Предприятие производящее печатную продукцию
Процессы, происходящие в последние годы на книжном рынке страны, оказывают непосредственное влияние на состояние и дальнейшее функционирование всего книжного полиграфического производства. По мнению ряда экспертов и практиков, российский книжный рынок все последнее время находится в стадии перманентной стагнации, а рост денежной массы обеспечивается только в результате ежегодной 15-20% индексации розничных цен. Как уже указывалось, в 2008 году уровень выпуска книжной продукции в России составил 123,3 тыс. названий общим тиражом 760,4 млн. экземпляров, или 10192,4 млн. листов-оттисков. По объему печати это составило 95,6% к уровню 2003 года, когда за последнее десятилетие был достигнут наибольший выпуск книг в стране (702,3 млн. экз.; 10340,6 млн. листов-оттисков).
Анализируя процессы, происходящие на книжном рынке, нельзя не отметить ряд факторов, которые уже сейчас воздействуют на работу типографий в этом секторе или проявятся в ближайшее время. Среди них:
дальнейшая концентрация издательского капитала и строительство вертикально интегрированных холдинговых структур (издательство – полиграфическое предприятие – книгораспространительская сеть). Отсюда – возникновение предпосылок для образования олигополии;
совершенствование полиграфического производства и возрастающая конкуренция между типографиями, заинтересованными в обеспечении и увеличении загрузки своих производственных мощностей, минимизировало значение “эффекта масштаба” в издательской среде, обеспечив благоприятные условия взаимодействия малых и средних издательств с типографиями;
расширение ассортимента книжной продукции, возрастание сложности оформления изданий заставляет типографии создавать более гибкое производство. В связи с этим широкие возможности отечественного рынка полиграфических работ, а также возможность воспользоваться зарубежной полиграфической базой не создают для издательств значительных издержек переключения (затрат на перестройку деятельности организации, связанную с переходом на использование другой полиграфбазы), а высокая конкуренция ставит типографии все в большую зависимость от издательств.
Сегодня можно говорить, что основная производственная мощность книжного печатного дела сконцентрирована на 30 полиграфических предприятиях, которые сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и ряде центральных районов европейской части страны. Основной объем, почти 80% производится открытыми акционерными обществами, бывшими предприятиями федерального подчинения, при этом следует отметить тенденцию, характерную только для книжного рынка: уход книгопечатания из Москвы и Санкт-Петербурга на периферию. Свыше 70% книг выпускается региональными полиграфическими предприятиями. Более того, появляются заявления ряда издательств о выводе своих полиграфических производств за пределы страны. Как уже не раз подчеркивалось – это является следствием существующей таможенно-тарифной и налоговой политики, а также ограничения по иностранным инвестициям.
Динамика натурального выпуска книжной продукции, осуществляемой основными операторами данного сектора рынка полиграфических работ (табл.4), представлена в табл. 5.
Таблица 4. Операторы книжного сектора рынка полиграфических работ (книжные полиграфические центры России)
Первая Образцовая типография
Типография “Наука” РАН АИЦ
Типография “Молодая гвардия”
Московская типография № 2
Типография “Полиграфиздат” (г. Электросталь)
ОАО Типография “Новости”
Тверской полиграфкомбинат детской литературы
Владимирская книжная типография
Смоленская областная типография
Типография “Печатный двор”
Типография “Искусство России”
Типография “Наука” № 1
Ульяновский Дом печати
“Уральский рабочий” (г. Екатеринбург)
“Нижполиграф” (г. Нижний Новгород)
Самарский Дом печати
“Дом печати – ВЯТКА”
Источник: данные издательской группы АСТ.
Таблица 5. Динамика натурального выпуска книг (2005-2007 гг.)
Книги и брошюры (тыс. экз)
Книги в переплете (тыс. экз)
Брошюры подборкой (тыс. экз)
Брошюры вкладкой (тыс. экз)
Источник: Отдел полиграфических предприятий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Определенное расхождение с официальными данными Российской книжной палаты о выпуске книжной продукции связаны, по всей вероятности с тем, что не все издающие организации в стране предоставляют обязательные экземпляры в данную организацию.
За последние 10 лет в результате упадка региональной издательской деятельности в отечественной полиграфии произошло значительное сужение книжного производства, утратили былое значение в этом секторе большинство региональных газетно-журнальных комплексов, которые ранее выпускали по 5_7 млн. экземпляров книг в год, а также многие областные книжные типографии. За эти годы в стране не было построено ни одного книжного полиграфического предприятия.
Уже в течение многих лет сохраняется крайне низкий уровень рентабельности книжного полиграфического производства, особенно в области черно-белой печати. В среднем по специализированным типографиям он не превышает и 7,0%. Все это стимулирует существующие предприятия к диверсификации производства, а вновь создаваемые – к работе в других более динамичных секторах рынка полиграфических работ. Если в последние годы рост объемов производства в секторах упаковки, этикетки, журналов и акцидентной продукции достигал 20%, то книжное производство оставалось практически на одном уровне.
Серьезное влияние на эффективность книжного производства в последнее время оказало изменение характера издательского предложения. Сейчас в производстве книг тиражи изданий до 5 тыс. экземпляров уже составляют почти 50%, тиражи от 5 до 10 тыс. экз. – 35%, от 10 до 20 – 10% и выше,20 тыс. экз. всего – 7%. В общем объеме выпуска книг издания по характеру оформления распределяются следующим образом: твердый переплет – 30%, брошюра подборкой – 25%, брошюра вкладкой – 45% (см. рис.2).
Полиграфическая промышленность страны сегодня значительно отличается от той, которая функционировала десять лет тому назад. Постоянное и существенное инвестирование, особенно в секторах газетно-журнального и упаковочно-этикеточного производства, обеспечило быстрое техническое развитие отрасли. Некоторое исключение составляют только книжные предприятия, на долю которых приходится сравнительно небольшая составляющая от ежегодного объема инвестиций. В результате обновление оборудования идет достаточно медленно, комплексная модернизация производства присутствует не на всех предприятиях, решаются только самые неотложные, локальные задачи. При этом, как хорошо известно, основной производственный парк этих предприятий уже давно перешагнул допустимые нормы морального и физического износа.
Рисунок 2. Выпуск изданий в форме книг и брошюр в 2004-2007 гг. (млн. экз.)
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
В то же время следует отметить, что в модернизации книжных типографий в течение 2007-2008 гг. наступил определенный перелом. Эти предприятия начали активно внедрять системы CtP для прямой связи с издательствами, обновлять печатную технику. Проблемы расширения вариантов отделки книжной продукции, сокращения ручного труда в брошюровочно-переплетном процессах наиболее эффективно решаются за счет широкого внедрения пооперационного оборудования и в отдельных случаях, современных поточных линий.
Еще совсем недавно отмечалось, что в секторе книжного полиграфического производства образовался переизбыток производственных мощностей, в результате чего имела место систематическая недогрузка со всеми вытекающими отсюда последствиями для типографий. А уже сегодня можно говорить об определенном напряжении на рынке книжных полиграфических услуг, о складывающемся дефиците в секторе изготовления многокрасочной качественной книги. И не только. Буквально на протяжении 2007 – 2008 гг. обозначилась новая ситуация – дефицит производственных мощностей по печати черно-белых изданий. Многолетняя нерентабельность в полиграфии по этой позиции обернулась для издателей новыми проблемами. Уже исчезли некогда известные предприятия: московские типографии №№ 4, 5 и 7 “Искра революции”, типографии “Внешторгиздат” и “Красный пролетарий” в Москве, типографии “Иван Федоров”, “Детская книга № 2”, типография № 6 в Санкт-Петербурге, а “Янтарный сказ” в Калининграде, сохранив другие направления, свернул книжное производство.
Кроме того, доля предлагаемых полиграфических работ по производству книг повышенной сложности в изготовлении (твердый переплет, многокрасочная печать) составляют наименьшее значение во всем перечне работ книжного производства. Так объем книг в твердом переплете составляет менее 30% в общем выпуске книжных изданий, а красочность их печати не превышает 35% (см. рис.3).
Рисунок 3. Распределение изданий по видам полиграфического оформления (млн. экз.)
Источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов.
Рисунок 4. Распределение книжных изданий по красочности (млн. экз.)
Источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов.
Примечательно и то, что размеры этих секторов постоянно уменьшаются. Подтверждением этого служат данные, приведенные на диаграмме “Структура рынка многокрасочной книжной печати за период 2004-2007 гг. в натуральном выражении” (см. Рис.6). С каждым годом объем выпуска многокрасочных книг в твердом переплете постоянно снижается, в то время как, по мнению экспертов, предложение со стороны издательств на изготовление такой продукции возрастает. Объем рынка книжной продукции этого вида в денежном выражении практически остается на одном уровне (см. рис.7).
Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать некоторые тенденции складывающиеся за последние несколько лет. А именно, в секторе книжного производства совокупный тираж книг, изданных в различном полиграфическом исполнении, стабилизировался, сохраняется практически на одном уровне. Отмечается увеличение объема натурального выпуска, в экземплярах, книг в твердом переплете и одновременно – снижение темпов роста тиражей объемных и особенно малообъемных брошюр.
В связи с этим нельзя не отметить увеличивающийся за последние годы спрос на малотиражные высококачественные книги с неординарной отделкой, и как следствие, возникновение большого числа цифровых типографий, оснащенных цифровыми печатными машинами (ЦПМ) промышленного типа. Как правило, в этом случае ЦПМ агрегатированы с линиями изготовления книг и дополнены другим отделочным оборудованием.
Эти предприятия обеспечивают выпуск книг малыми тиражами (в пределах от 1 до 1000 экз.) в очень сжатые сроки, располагают возможностями печати переменных данных и печати по требованию “book-on-demand”.
Состояние книжного рынка, особенно в секторе качественных многотиражных книг, не могло не отразиться на структуре полиграфического производства. Во-первых, в этом секторе полиграфии происходит существенное снижение объема рулонной печати, во-вторых, как следствие, концентрация работ в этой сфере, что находит отражение в росте удельного веса ограниченного числа крупных субъектов на полиграфическом рынке.
Несмотря на увеличение совокупного тиража книг в твердом переплете, в этом секторе полиграфии почти ничего не меняется. Состав основных субъектов этого рынка полиграфических работ остается постоянным (см. табл.6) и их удельный вес в общем объеме выпуска многокрасочных книг в твердом переплете достигает 95%. Определенные изменения в эти показатели вносят и будут вносить объемы продукции, выполненные на зарубежной полиграфической базе по заказам отечественных издающих организаций.
В заключении следует отметить, что состояние книжного рынка оказывает заметное влияние на характер изменений в секторе книжного полиграфического производства, в том числе продолжающаяся концентрация книжных издательств в Москве и Санкт-Петербурге. Происходит естественное перераспределение книжных потоков между участниками рынка: крупные производители становятся мощнее, оттесняя более мелкие типографии за черту значимости. Тем не менее, учитывая общие тенденции книжного рынка (ассортимент, тиражность), полностью вытеснить их за пределы сектора вряд ли удастся, учитывая достаточно интенсивное внедрение цифровой печати.
Рисунок 6. Структура рынка многокрасочной книжной печати за период 2004-2007 гг. в натуральном выражении (млн. л. – отт.)
Источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов.
Рисунок 7. Структура рынка многокрасочной книжной печати за период 2004-2007 гг. в денежном выражении (млн. руб.)
Источник: Межрегиональная ассоциация полиграфистов.
Таблица 6. Отечественные полиграфические базы (2008 г.)
Полиграфическая промышленность
Трудно переоценить значение этой отрасли промышленности для современного общества. Ведь именно появление первых печатных книг стало толчком к повышению образованности населения. И даже сейчас, в условиях активного внедрения цифровых технологий, печатная продукция не сдает своих позиций.
Назначение, выпускаемая продукция и роль данной отрасли
Полиграфическая промышленность – это совокупность предприятий и организаций, занимающихся тиражированием печатной продукции.
К ней можно отнести:
- книги;
- газеты и журналы;
- рекламные листовки;
- визитные карточки;
- стикеры – самоклеящиеся этикетки, изготавливаемые из особой пленки с клеевым слоем;
- воблеры – это разновидность печатной рекламы, представляющая собой бумажные или картонные элементы разной формы, часто на пластиковых ножках (например, таблички с надписями «Скидка», «Акция» и пр., размещенные в торговых залах);
- рекламные баннеры;
- афиши;
- этикетки для различной промышленной продукции;
- канцелярские товары (тетради, блокноты, альбомы, бумага для записей и пр.).
В состав отрасли также входят предприятия, занимающиеся производством полиграфического оборудования и материалов, используемых для печати.
Исходя из этого, можно выделить такие подотрасли печатной промышленности, как:
- полиграфическая печать, занимающаяся выпуском книг, журналов, газет, листовок и брошюр тиражом не менее 5 тысяч экземпляров;
- глубокая и флексографическая печать на упаковке, этикетках, пластиковых пакетах и пр.;
- малотиражная широкоформатная печать с высоким разрешением для наружной рекламы, афиш и пр.;
- оперативная цифровая печать производит продукцию тиражом до 1000 экземпляров (малотиражные книги, визитки, листовки и пр.).
Продукция полиграфической отрасли востребована абсолютно во всех сферах общества – не только в культуре и экономике, но также и в политике и др.
История развития и перспективы отрасли
Зародилась полиграфическая промышленность в Китае. Первые образцы штучной печати на шелке относятся к 220 г. н. э. На бумаге первые книги появились в VII в., но до наших дней они не дожили. Сохранилась буддийская алмазная сутра (китайская ксилографическая копия), датированная 868 г. На тот момент книгопечатное дело уже достигло таких высот, что печатник мог напечатать за один день работы более 4000 страниц (2000 листов, поскольку печать была двусторонняя).
В тот же период печать была уже распространена в Египте.
В Европе оттиски на ткани появились в XIV в. А вот первую книгу с использованием покрытых краской металлических литер (букв) выпустил в 1445 г. немец Иоанн Гуттенберг. Именно этот год считается официальной датой начала массового книгопечатания, которое положило начало всей полиграфической промышленности. В середине XVIII появляется цветная печать.
Первым официальным русским печатным изданием является «Апостол», выпущенный Иваном Федоровым, а также Петром Мстиславцем в 1564 г.
Перспективы у полиграфической промышленности следующие:
- Радикальная автоматизация всех процессов печатного дела.
- Применение искусственного интеллекта и робототехники. Предполагается, что интеллектуальное оборудование будет постоянно взаимодействовать со средствами автоматизации по локальной сети.
- Внедрение в процесс производства «облачных» технологий, предполагающих возможность единовременного сетевого доступа отдельных пользователей к серверам, приложениям, сервисам, устройствам для хранения данных и прочим ресурсам.
- Постоянное снижение вредного влияния на окружающую среду.
Проблемы отрасли
Российская печатная промышленность постоянно сталкивается с рядом проблем, наиболее существенные из которых следующие:
- Натиск зарубежных полиграфических предприятий, иногда предлагающих контрагентам более выгодные условия, по сравнению с отечественными производителями. Самую острую конкуренцию российским производителям составляют восточноевропейские, украинские и прибалтийские предприятия.
- Высокие пошлины на бумагу и расходные материалы, что влечет увеличение себестоимости и, соответственно, повышение цен на выпускаемую продукцию. Это снижает спрос конечных потребителей. Кроме того, процесс ценообразования в печатном деле практически неуправляем. Имеется большой разброс стоимости. Это происходит из-за того, что цены в данной отрасли не всегда отражают реальное соотношение спроса и предложения и определяются усмотрением производителей.
- Снижение льгот на инвестиции в развитие печатного дела, что закономерно повлекло за собой уменьшение количества инвесторов.
- Необходимость технической модернизации промышленности. Многие полиграфические предприятия используют технологию офсетной печати, которую в настоящее время успешно вытесняет флексография. Однако производители под давлением повышенных пошлин и снижения инвестиционной привлекательности отрасли не могут обновить оборудование и соответствовать современным реалиям. Из-за этого они проигрывают конкурентам, которые представляют более интересные продукты по более выгодным ценам.
Полиграфическая промышленность и экология
К сожалению, надо признать, что на современном этапе в России печатное производство – одно из самых неблагоприятных для экологии. Основным поражающим фактором является выбросы в атмосферу и попадание в почву и грунтовые воды паров толуола, хромового ангидрида и бензина, аэрозолей оксидов свинца, олова, сурьмы и пр.
В РФ нет нормативной базы, предусматривающей, что типографии должны находится за городской чертой, как во многих европейских странах. Также не предусматривается, что вокруг полиграфического предприятия, расположенного в жилом районе, должна быть санитарно-защитная зона.
За рубежом большое внимание в последние десятилетия уделяется использованию органических красителей на основе природных материалов, не несущих вреда окружающей среде. Сдерживающим фактором является относительная дороговизна такого способа печати.
Крупнейшие полиграфические предприятия России
В книгопечатной промышленности по тиражу лидируют следующие предприятия:
Топ-10 производителей рекламной полиграфической промышленности составляют компании:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Целлюлозно-бумажные комбинаты.
Полиграфия это…
В статье коротко расскажем что такое полиграфия. С древнегреческого «полиграфия» переводится «много пишу». В современном понимании, полиграфия – множественное репродуцирование (печать) графики и текста и непосредственно отрасль промышленности, производящая печатную продукцию: деловую, рекламную, упаковочную/этикеточную, книжно-журнальную тиражами различного объема.
Типография это предприятие, которое подготавливает, печатает и отделывает полиграфическую продукцию.
Современное полиграфическое предприятие представляет собой органичный сплав промышленного процесса репродуцирования печатной продукции, творческого процесса (разработки дизайна полиграфической продукции и т.д.), постпечатной обработки (ламинирование, тиснение, перфорация, брошюровка, шитье, переплет) при полноцветной, оперативной полиграфии.
К основным способам печати относятся:
- Глубокая печать.
- Высокая (типографская (книжная), флексография).
- Трафаретная печать, включая шелкографию.
- Плоская печать (ирисовая и тампонная печать, литография).
- В современной полиграфии наиболее распространены следующие способы печати:
- Цифровая и офсетная печать.
- Офсетная печать.
- Флексография (флексографическая печать).
- Тиснение.
- Шелкографическая печать (шелкография).
- Сублимационная печать
Офсетная печать
Офсетная – классический способ печати, популярный и в современной полиграфии. Обеспечивает хорошее качество печатной продукции, высокую деталировку и передачу полутонов. Оперирует преимущественно крупными тиражами, применяется при изготовлении полноцветных газет, брошюр, глянцевых журналов, буклетов, представительской рекламной продукции.
Шелкография
Шелкография (в классическом понимании) – техника перевода изображения через натянутую на раму шелковую сетку. Сегодня вместо шелка формным материалом обычно выступают сетки нейлоновые (полиамидные), полиэфирные моноволоконные, металлические.
Формирование пробельных элементов производится фотохимическим способом прямо на сетке. В качестве запечатываемых материалов используют текстиль, всевозможные металлы, поливинилхлорид, бумагу различных плотностей и типов, различные пластики, кожи, стекло, резину, керамику и многие другие.
Методом шелкотрафаретной печати изготавливаются всевозможные пластиковые/платежные карты, рекламные брошюры, наклейки/этикетки, иллюстрированные каталоги, визитки, бланки документации и другие виды деловой и рекламной полиграфической продукции. При помощи шелкографии наносятся изображения на полиэтиленовые пакеты, футболки и т.д.
Цифровая печать
При цифровой печати печатная продукция изготавливается при помощи т.н. «цифрового» оборудования (принтеры, МФУ и т.д.), имеющего дело непосредственно с текстом/графикой из электронных файлов, а не с «физических» печатных форм. Условно делится на широкоформатную и листовую цифровую печать.
Широкоформатная печать
Широкоформатная – популярный метод производства внутренней (интерьерной) и наружной рекламы струйной печатью. Размеры печати иногда достигают: ширина – пяти метров, длина – десятков метров. Листовая – цифровая печать в один, несколько цветов или черным цветом, применяемая для изготовления больших количеств всевозможных промо-материалов: визиток, рекламных буклетов, медиа-карт, листовок и т.д.
У цифровой печати есть неоспоримые преимущества: отсутствие потребности в больших производственных площадях, отсутствие сложностей с электроэнергией (может использоваться «стандартная» бытовая электросеть), существует возможность печати малых тиражей рекламной продукции и документации без серьезных затрат на допечатную подготовку.
К недостаткам цифровой печати относятся: меньшая стойкость краски и хуже качество печати по сравнению с офсетным способом, достаточно высокая себестоимость печатной продукции.
Печатная продукция современного полиграфического предприятия:
- POS-продукция: различные шелфтокеры, диспенсеры, ценники, мобайлы для торговых точек.
- Рекламная и информационная полиграфическая продукция: листовки, красочные буклеты, медиа-карты, афиши, флаера, каталоги, полиграфическая продукция для выставок.
- Упаковочные материалы, тара.
- Книжно-журнальная печатная продукция.
- Всевозможные календари: настольные, карманные, настенные, корпоративные (с фирменной символикой).
- Офисная полиграфия: визитки, самокопирующиеся бланки, блокноты.
Что такое фальцовка, верстка и биговка в полиграфии
Коротко ответим на частые вопросы.
Что такое фальцовка в полиграфии. Когда вы сгибаете лист бумаги — вы его фальцуете. Это и есть фальцовка. Только в промышленных масштабах это дело автоматизируют. На больших предприятиях это фальцуют на машинах, на маленьких — на ручных станках.
Что такое биговка в полиграфии. Биговка, это нанесение на картон канавки, которая помогает листу материала легко сгибаться. Возьмите, для примера, толстый лист картона, и попробуйте его согнуть. Края сгиба будут неровный, возможно картон треснет в этих местах. А если гнуть по ранее сделанной канавке — все будет хорошо. Биговку применяют при изготовлении открыток, тонких книг и брошюр.
Что такое верстка в полиграфии. В книге или журнале текст находиться на одном месте, изображения на другом. Кроме того, есть еще номера страниц, названия разделов, отступы между текстом и картинками. Процесс размещения все элементов печатного издания называют версткой. Она делается на этапе допечатной подготовки.
Что такое тиснение в полиграфии
Часто на обложках книги или открытках видим, что на ровной поверхности, есть вытеснены изображения или текст. Их даже можно ощутить пальцами при закрытых глазах. Этот элемент называется тиснением. Иногда делают тиснение с припресовкой голограммы или фольги (золотой, серебристой).
Что такое понтон в полиграфии
Чтобы не повторяться, отсылаем вас к статье, где все подробно описано, о пантонах.
Теперь вы знаете, что такое полиграфия, мы рассказали все о полиграфии, что вам нужно знать для первого раза.