Акт налоговой проверки выездная и камеральные проверки

Содержание

Вручение акта налоговой проверки

Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.

Вручение акта

На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.

Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

9.2. Камеральная и выездная налоговая проверка

Субъекты налоговых проверок— министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок— регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

проверки данных учета и отчетности;

осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 82 Кодекса).

Правила истребования документовпри проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.

Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Виды налоговых проверокпредставлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Камеральная налоговая проверка— форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Виды налоговых проверок

Рис.9.2. Виды налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог

плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка— форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке

Читайте также:  Что происходит с предприятием после банкротства?

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки — не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.

Проверка структурных подразделений. В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.

Повторная проверка. Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.

Обычно при документальной проверке проверяют правильность:

а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;

б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);

в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;

г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.

Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.

Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая – на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;

выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@):

– полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

– наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

– большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка. При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

Читайте также:  Росфинмониторинг проверка юридических лиц

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков – в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Акт камеральной проверки

Акт камеральной проверки

Похожие публикации

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения по акту выездной налоговой проверки

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Читайте также:  Проверка статуса регистрации ООО

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]