Перевозка работников предприятия автобусом

Содержание

Содержание

Перевозка работников предприятия автобусом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация имеет служебный автобус, осуществляется перевозка только своих работников на работу и с работы.
В организации помимо перевозок собственных сотрудников осуществляются грузовые перевозки товаров, проданных организацией в рамках договора поставки. На такие перевозки с покупателями товаров могут заключаться договоры перевозки груза.
Должность специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, занимает начальник гаража, лицо с высшим образованием, имеющий диплом от 24.06.1989 по программе “Технический контроль и диагностика автотранспортных средств”.
Соответствуют ли данные условия требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287? Достаточно ли высшего образования начальника гаража, чтобы организация не нарушала ст. 12.31.1 КоАП РФ?
Необходимо ли по приказу Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 проводить аттестацию специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения?

В соответствии с п.п. 1 и 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее – Положение N 13/11), в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств обязательной аттестации подлежат лица, занимающие в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, должности руководителей и специалистов, названные в Приложении N 1 к Положению N 13/11. В частности, в таком перечне названы начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля организаций.
Из приведенных норм следует, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех из них, которые занимают должности, упомянутые в Приложении N 1 к Положению N 13/11.
Вывод о том, что обязанность прохождения лицом, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, распространяется на работников не всех организаций, эксплуатирующих транспортные средства, вытекает и из положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ).
Дело в том, что данная статья выделяет две категории юридических лиц: юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п. 1 этой статьи, и юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения. Сопоставление содержания данных норм свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В Законе N 196-ФЗ и Положении N 13/11 не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Однако анализ законодательства показывает, что под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом оно понимает перевозку юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определенный пункт назначения (ст.ст. 784-785 ГК РФ, п.п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Следовательно, можно сделать вывод, что аттестация, предусмотренная Положением N 13/11, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 04.05.2016 N 3-АД16-1).
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287 профессиональных и квалификационных требований (далее – Квалификационные требования), предъявляемых к работникам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
Во-первых, из содержания п. 7 и п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств [_], утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59, следует, что Квалификационные требования так же, как и Положение N 13/11, применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. А во-вторых, из самого содержания Квалификационных требований следует, что они приняты, в том числе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, который, как уже отмечалось выше, распространяется только на тех юридических лиц, которые осуществляют перевозку пассажиров и груза на основании соответствующих договоров.
Таким образом, для тех юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у их работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями, также не является обязательным, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 02АП-10770/16).
Вместе с тем, как следует из вопроса, юридическое лицо, осуществляющее перевозку собственных работников, осуществляет в то же время и перевозку грузов. И хотя данные грузы представляют собой товар, реализованный самим юридическим лицом, однако на перевозку такого товара с покупателями заключаются отдельные договоры перевозки.
В связи с этим мы не можем исключить того, что контролирующими органами такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность по перевозке грузов на основании гражданско-правового договора. А, как уже отмечалось выше, такая деятельность предполагает соблюдение требований п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, Положения N 13/11 и Квалификационных требований применительно к начальнику подразделения, отвечающему за безопасность дорожного движения в организации.
Таким образом, в том случае, если деятельности организации будет дана соответствующая квалификация, работнику, указанному в вопросе, необходимо будет проходить аттестацию в порядке, установленном Положением N 13/11. Кроме того, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, либо диплом о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в указанную группу, и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Отметим, что направление подготовки, указанное в дипломе о высшем образовании сотрудника, названного в вопросе, не упоминается ни в укрупненной группе 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, ни в иных группах специальностей и направлений подготовки, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 N 1061. В укрупненной группе 23.00.00 имеется лишь такая специальность, как “Наземные транспортно-технологические средства”. Однако каких-либо нормативных правовых актов о соответствии названной специальности специальности, указанной в вопросе, нам обнаружить не удалось.
Поэтому мы не исключаем, что сотруднику организации, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с отсутствием какой-либо правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство образования и науки РФ, а также Федеральную службу транспортного надзора РФ.

Читайте также:  Проверка Россельхознадзора что проверяют в магазине?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

7 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Доставка сотрудников

Содержать собственный парк автобусов сможет позволить себе не каждая фирма, а лишь крупные предприятия. Привлекать автотранспорт время от времени тоже не вариант – это чревато несвоевременной доставкой персонала, неорганизованностью, отсутствием гарантий. Да и в финансовом плане не всегда выгодно. Но выход есть – заказать услуги регулярной перевозки сотрудников у профессионального перевозчика.

Доставка сотрудников к месту работы и обратно в Балашихе от транспортной компании «Алладин-Авто» – оперативно, безопасно, недорого. Оставляйте заявку онлайн или звоните диспетчеру по тел. +7 (495) 506-30-90.

Сотрудничаем с компанией Алладин-Авто очень плотно. Периодически, а иногда и в экстренном порядке приходится решать проблемы по перевозке пассажиров любым видом транспорта.

Только с этой компанией мы нашли взаимопонимание и достойный автопарк.

Хочется отметить более высокую стоимость услуг, по сравнению с другими компаниями, но решение задач в экстренном порядке, когда у других перевозчиков нет автотранспорта, это компенсирует.

Почему регулярные развозки к месту работы и обратно выгоднее разовых?

Услуги ежедневной перевозки могут потребоваться в таких случаях:

  • Люди работают в организации за пределами г. Балашиха с плохой транспортной доступностью – в этом случае возможна транспортировка в определенный район или же до метро.
  • График работы предполагает поездки ранним утром или в ночное время, когда транспорт еще или уже не ходит.
  • Работники обслуживают выездные мероприятия по области.

Этот список ситуаций, ежедневно или с определенной периодичностью требующих услуг коммерческого транспорта, далеко не полный. Автобусы могут понадобиться для доставки офисных сотрудников в бизнес-центры – это увеличивает время их отдыха, исключает опоздания на работу и демонстрирует заботу работодателя о персонале.

Наиболее предпочтительный вариант при необходимости регулярной перевозки сотрудников – постоянно пользоваться услугами одной и той же транспортной компании. «Алладин-Авто» предлагает самые выгодные условия сотрудничества:

  • Надежность и оперативная доставка – гарантируем своевременное прибытие персонала к месту работы.
  • Безопасный и комфортабельный транспорт – все микроавтобусы вместительные, ухоженные и регулярно проходят техобслуживание и техосмотр.
  • Развозка возможна на любые расстояния по области, а также в ночное время.
  • Квалифицированные водители с безаварийным стажем вождения.

Вам нужен надежный микроавтобус для ежедневной доставки офисных работников в бизнес-центр, строителей или рабочих предприятия до метро или непосредственно на объект? Компания «Алладин-Авто» предлагает коммерческим организациям и физическим лицам заказать услуги перевозки сотрудников в Балашихе на комфортных и современных автобусах. Возможен как наличный, так и безналичный расчет. Корпоративным заказчикам гарантированы скидки и гибкая система оплаты.

Примечание:

При расчете стоимости подвоза работников на предприятие и обратно, учитывается:

  • класс и тип заказанного автомобиля;
  • количество человек;
  • расстояние, на которое осуществляется перевозка сотрудников;
  • время, в течение которого занято транспортное средство и наш сотрудник – водитель, осуществляющий доставку работников.

Кроме того, предусматривается увеличение стоимости наших услуг на 30%, если перевозкой работников наша компания занимается в ночное время (23:00-7:00).


Вопрос: Организация осуществляет перевозку своих работников микроавтобусом (13 пассажирских мест) для доставки их к месту работы и домой. Обязана ли организация соблюдать все требования Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 n 27? (“ЭЖ Вопрос-Ответ”, 2009, n 9)

“ЭЖ Вопрос-Ответ”, 2009, N 9
Вопрос: Организация осуществляет перевозку своих работников микроавтобусом (13 пассажирских мест) для доставки их к месту работы и домой. Обязана ли организация соблюдать все требования Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27?
Ответ: В п. 1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27, сказано, что его требования обязательны для всех расположенных на территории РФ организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей. Из этого действительно можно сделать вывод, что соблюдение требований названного Положения обязательно для всех организаций, осуществляющих перевозки пассажиров.
Но далее в этом же пункте есть оговорка, что организации автомобильного транспорта, перевозочная деятельность которых не подлежит лицензированию, могут применять иные специальные требования к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, связанные со спецификой их перевозочной деятельности, утвержденные в рамках соответствующих министерств и ведомств.
Теперь обратимся к Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637. Из данного документа следует, что описанный в вопросе случай перевозки пассажиров не подпадает под лицензирование, так как организация осуществляет перевозку в своих интересах.
Следовательно, соблюдать требования Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, организация не обязана.
Но это не освобождает ее от исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” организация, осуществляющая на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязана:
– организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
– соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
– создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
– анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
– организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
– обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
– обеспечивать исполнение установленной Федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
С.Носенкова
Эксперт “ЭЖ”
Подписано в печать
01.09.2009

Расходы по доставке сотрудников на работу

Автор: Марина Косульникова , главный бухгалтер компании “Галан”

В качестве бонуса работникам некоторые компании предусматривают в трудовом или коллективном договоре доставку до места работы и обратно. Риски признания расходов на такую доставку при расчете налога на прибыль, нюансы начисления НДС и бухгалтерского учета рассматриваем в статье.

Компании по своей инициативе могут организовать доставку сотрудников до места работы и обратно. Хотя в случае вахтового метода работы доставка сотрудников предусмотрена Трудовым кодексом (ст. 301 ТК РФ). Чаще всего речь идет о промышленной зоне города, расположенной вне маршрутов следования общественного транспорта.

Читайте также:  Проверка деятельности организации по ИНН

Для доставки работников либо используют собственный транспорт предприятия, либо заключают договоры с транспортными компаниями. Чаще всего по указанным договорам оплату производят за единицу предоставляемого транспортного средства, а не за количество перевезенных работников. Кстати, в некоторых отраслевых соглашениях прописана обязательность доставки сотрудников на работу и обратно.

Доставка как расход

При расчете налога на прибыль не учитывают расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут быть включены в состав расходов в случаях, когда такие расходы (п. 26 ст. 270 НК РФ):

1) обусловлены технологическими особенностями производства;

2) предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

По мнению Минфина России, фирма вправе отнести к налоговым расходам затраты, связанные с перевозкой работников, при выполнении обоих этих условий (письма Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198, от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/810, от 07.11.2007 № 03-03-06/1/777, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435). А по мнению автора, указанная норма статьи 270 Налогового кодекса предусматривает альтернативность (вариантность) условий, при которых допускают учет расходов на доставку. Данный вывод подтверждают и судьи (пост. ФАС ПО от 30.05.2008 № А65-16782/07). При этом стоит помнить о том, что все расходы должны быть экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Фирмам удавалось в судах отстоять правомерность признания при расчете налога на прибыль расходов на доставку работников, даже если это не прописано в коллективных договорах (пост. ФАС МО от 17.06.2009 № КА-А40/4234-09 (определением ВАС РФ от 23.10.2009 № ВАС-13115/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано), ВСО от 27.09.2010 № А33-18167/2008).

Кстати, в одном из своих разъяснений Минфин России (письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060976) решил, что все произведенные затраты по оплате проезда к месту работы и обратно учитывают в составе расходов при условии ведения в отношении каждого сотрудника персонифицированного учета.

Расходы на доставку связаны с технологическими особенностями производства?

В законодательстве не прописано, что следует понимать под технологической особенностью производства. Исходя из разъяснений чиновников, достаточным будет выполнение одного из следующих условий:

– производственная и офисная территория расположена вне маршрутов следования общественного транспорта (письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18);

– недостаточность рейсов общественного транспорта (письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198);

– время работы общественного транспорта не совпадает со временем, к которому сотрудникам необходимо явиться на работу (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449).

В общем, это все те случаи, когда сотрудники компании не имеют нормальной возможности добраться до места работы. К технологическим особенностям производства относят и многосменный режим работы предприятий, в этом случае транспортом развозят работников ночных смен.

Документооборот расходов по доставке

Для того чтобы признать расходы на доставку сотрудников в учете, данные затраты должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такими документами могут быть: правила внутреннего трудового распорядка, документы, подтверждающие фактический адрес компании, справки местных автопредприятий о наличии маршрутов в конкретном районе, договоры перевозки и т.д.

Как правило, все нюансы определения производственной необходимости, а также время и организация доставки работников оговаривают в соглашениях и коллективных (трудовых) договорах.

Расходы по доставке на такси

Налоговики считают (письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060976), что оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не следует включать в состав расходов, вне зависимости от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре. Чиновники объясняют (письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 № 20-12/5434) это тем, что в Налоговом кодексе речь идет только о транспорте общего пользования, специальных маршрутах и ведомственном транспорте.

С данной точкой зрения можно поспорить. Ведь если указанные затраты продиктованы производственной необходимостью, документально подтверждены и включены в трудовой или коллективный договор, то этого уже достаточно для включения стоимости поездки в расходы, и судьи поддерживают эту позицию (пост. ФАС МО от 01.04.2009 № КА-А40/2218-09).

Учет НДС

Стоимость доставки, произведенной транспортом предприятия либо арендованными автомобилями, НДС не облагают. Дело в том, что объектом налогообложения признают оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимают к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). А доставка сотрудников до места работы и обратно не будет являться оказанием услуг работникам, поскольку обусловлена производственной необходимостью, технологическими особенностями и т.д.

В случае оказания транспортных услуг по перевозке работников сторонней фирмой указанные услуги предоставляются самой компании-работодателю. Так что и в этом случае в отношениях компания – сотрудник объект обложения НДС отсутствует (п. 1 ст. 146 НК РФ; пост. ФАС ВВО от 29.10.2007 № А29-1926/2007).

Учет страховых взносов

Есть точка зрения, что раз доставка сотрудников до работы и обратно прямо не прописана в составе сумм, не подлежащих обложению налогом на прибыль, то стоимость проезда необходимо облагать страховыми взносами (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ)).

По мнению автора, если доставка сотрудников на работу и обратно вызвана производственной необходимостью, то страховые взносы на стоимость поездки начислять не нужно (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). Ведь данные расходы не являются выплатами в пользу конкретных лиц, а связаны с производственной необходимостью в целях обеспечения работникам надлежащих условий труда. Такие выплаты не зависят от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (определение ВАС РФ от 05.07.2013 № ВАС-8283/13).

Если доставку работников обеспечивает сторонняя фирма, то говорить о начислении страховых взносов и вовсе не приходится. Транспортные услуги оказываются самой компании (пост. ФАС ЦО от 03.09.2012 № Ф10-2647/12 (определением ВАС РФ от 22.11.2012 № ВАС-15286/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано)).

По мнению автора, даже если причина доставки работников не связана с производственной необходимостью (т.е. сотрудники имеют возможность добираться до работы самостоятельно), то страховые взносы на стоимость доставки также не начисляют. Дело в том, что указанные выплаты в натуральной форме невозможно персонифицировать, то есть определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого из работников (определение ВАС РФ от 10.01.2013 № ВАС-17525/12). В данном случае табелей учета рабочего времени явно недостаточно. Ведь факт присутствия сотрудника на рабочем месте не свидетельствует, что он действительно воспользовался транспортом предприятия. Отметим, что указанная позиция может не понравиться налоговикам и привести компанию в суд.

Учет НДФЛ

Если сотрудники компании не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, как транспортом компании, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться для целей НДФЛ как оплата услуг, предназначенных для работников (письмо Минфина России от 04.12.2006 № 03-03-05/21). Когда доставка является обоснованной, то организация проезда не приводит к возникновению у работников экономической выгоды (дохода). А значит, и стоимость такого проезда не является объектом обложения НДФЛ (письма Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198, от 24.11.2011 № 03-03-06/1/778, от 20.10.2011 № 03-03-06/1/680, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/809, от 01.06.2006 № 03-05-01-04/142, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435).

По мнению Минфина России (письмо УФНС России по г. Москве от 16.11.2007 № 28-11/109498), услуги работодателя по доставке инвалидов на работу и обратно могут быть отнесены к системе реабилитации инвалидов. Следовательно, суммы расходов работодателя на такие услуги, оказываемые своим работникам, не имеющим возможности самостоятельно добираться на работу и обратно, не подлежат обложению НДФЛ (п. 22 ст. 217 НК РФ).

В свою очередь, оплата проезда работников при условии, что они имеют возможность добираться до места работы самостоятельно, подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 06.03.2013 № 03-04-06/6715). Минфин России считает, что доход каждого работника можно рассчитать на основе общей стоимости проезда и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов (письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247). По мнению автора, сделать это не так просто. Как правило, доставка производится обезличенно, то есть безотносительно к каждому конкретному сотруднику. А значит, установить стоимость поездок на каждого работника затруднительно.

Бухгалтерский учет расходов по доставке

В бухгалтерском учете затраты на доставку сотрудников до работы и обратно являются расходами по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Отражают их по дебету счетов учета затрат (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) в зависимости от особенностей производства (счета 23, 25, 26, 44 и т.д.).

Если сотрудников фирма доставляет на работу собственным транспортом, то затраты отражают в корреспонденции со счетами 10 “Материалы”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и т.д.

Если доставка работников осуществляется сторонней организацией, то в учете производится запись по счетам учета затрат в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Читайте также:  Документы для открытия столовой на предприятии

Фирма доставляет сотрудников на работу и с работы в связи с тем, что производственная территория расположена за городом вне маршрутов следования общественного транспорта. Доставка работников прописана в коллективном договоре и проводится сторонней транспортной компанией. Стоимость транспортных услуг за август составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС – 9000 руб.).

В бухгалтерском учете надо сделать следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 60
– 50 000 руб. – стоимость оказанных услуг;

Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – сумма предъявленного НДС;

Дебет 68 субсчет “НДС” Кредит 19
– 9000 руб. – НДС принят к вычету;

Дебет 90 субсчет “Себестоимость продаж” Кредит 26
– 50 000 руб. – стоимость оказанных услуг отнесена на себестоимость продаж.

Автор: Ольга Ястребкова , ведущий юрисконсульт компании “Кузьминых, Евсеев и партнеры”

Обязательно ли соблюдение двух условий?

Налоговый кодекс устанавливает, что затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут быть включены в состав расходов в следующих случаях:

1) в силу технологических особенностей производства;

2) когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми или коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Конструкция данного пункта допускает неоднозначные толкования. При его практическом применении часто возникает вопрос, всегда ли необходимо соблюдать эти два правила одновременно или достаточно наличия одного из оснований.

Здесь необходимо отметить, что ни у судов, ни у чиновников нет четкого и однозначного ответа на этот вопрос, однако некоторые общие тенденции прослеживаются.

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при одновременном соблюдении двух условий является совершенно безрисковым и бесспорным вариантом как с точки зрения контролирующих органов, так и с точки зрения судов (письма Минфина России от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 04.12.2006 № 03-03-05/21, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435, от 02.08.2005 № 03-03-02/43).

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при соблюдении только второго условия также поддерживается на сегодняшний день официальной позицией Минфина России и судебными органами (письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198; пост. ФАС ЗСО от 15.03.2013 № А27-11302/2012, ФАС ПО от 30.05.2008 № А65-16782/07).

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при соблюдении только первого условия, скорее всего, придется отстаивать в суде, так как это не отвечает официальной позиции налоговиков. Однако у предприятия есть хорошие шансы этот спор выиграть (пост. ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011, ФАС ЗСО от 24.06.2009 № Ф04-3764/2009(9413-А27-40), ФАС УО от 02.02.2009 № Ф09-36/09-С2, ФАС МО от 17.06.2009 № КА-А40/4234-09 по делу № А40-17745/08-80-41, ФАС ПО от 13.03.2008 № А55-8279/07).

Перевозка работников предприятия автобусом

Дата публикации 25.01.2019

Документ

Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами”

Комментарий

Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ (далее – Закон № 389-ФЗ) внес изменения в ряд законов, регулирующих безопасность дорожного движения и перевозку пассажиров. Основными новшествами явились обязанность получать лицензию на любые перевозки пассажиров автобусами и обязательное введение тахографов в автобусах, а также ряд других изменений.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Организации, использующие автобусы для собственных нужд, должны получить лицензию

С 01.03.2019 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами будет лицензироваться. Исключение из этого правила составят перевозки автобусами:

  • без использования автомобильных дорог общего пользования (например, по закрытой территории предприятия);
  • пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб;
  • военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 1 и п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ).

Сейчас данные нормы обязывают организации лицензировать только деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Не лицензируются в настоящее время перевозки пассажиров автотранспортом по заказам или для собственных нужд организациями или ИП (например, перевозка работников к месту работы).

С 01.03 2019 эти исключения утрачивают силу и лицензию должны будут получить все организации (ИП), деятельность которых связана с перевозкой пассажиров автобусами. При этом не будет иметь значения, перевозит организация (ИП) пассажиров в автобусах для себя или в рамках предпринимательской деятельности (в т.ч. по заказам).

Исчезнет из закона и требование к количеству пассажирских мест в автотранспорте (более восьми человек) при осуществлении перевозки.

Однако на данный момент, сохраняет силу Положение о лицензировании перевозок автотранспортом, для более восьми человек (утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280). Изменения в данный нормативный акт пока не внесены. Не утверждено и новое положение, предусматривающее правила лицензирования перевозок автобусами. Таким образом непонятно, останется лицензирования для автобусов только если мест больше 8, или же количественный ценз отменят окончательно.

Перевозчики, уже имеющие лицензию, должны получить новую

Изменения в Законе № 99-ФЗ затронут и лицензированных перевозчиков. Так, лицензии, выданные до 01.03.2019, утратят свою силу, а их обладатели (организации и ИП) должны будут получить новые.

Для этого им потребуется подать соответствующие заявления в лицензирующий орган (в Ространснадзор), см. п. 5 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. Прикладывать к нему копии документов, подтверждающих выполнение такими перевозчиками лицензионных требований, не требуется. Реквизиты таких документов в заявлении указывать тоже не нужно.

Новая лицензия будет предоставлена таким перевозчикам без проведения внеплановой документальной проверки. Однако из этого правила есть исключения.

Так, внеплановая документальная проверка будет проведена, если:

  • организация реорганизована в форме преобразования;
  • у организации изменились наименование и адрес;
  • у ИП изменились место жительства, имя, фамилия и (если есть) отчество;
  • у ИП изменились реквизиты паспорта.

Соответствующие положения предусмотрены п. 2 и п. 3 ст. 6 Закона № 386-ФЗ.

В какой срок перевозчики должны получить лицензию

Статьей 6 Закона № 386-ФЗ установлен переходный период, в течение которого автобусные перевозчики должны получить новую лицензию. Это 120 дней с момента вступления в силу изменений в Закон № 99-ФЗ, т.е. с 01.03.2019 по 29.07.2019. Этот срок распространяется на всех перевозчиков – с лицензией и без.

По истечении указанного срока осуществление автобусных перевозок без лицензии не допускается. Исключение из этого правила сделано для организаций (ИП), которые имеют намерение приступить к таким перевозкам в течение 120 дней со дня вступления в силу изменений (т.е с 01.03.2019 по 29.06.2019) (п. 4 ст. 6 Закона № 386-ФЗ). Они должны получить лицензию до начала осуществления такой деятельности.

Вместо уведомления Ространснадзора сведения об автобусах будут вноситься в реестр лицензий

С 01.03.2019 перевозчики, использующие автобусы, должны включить сведения об этих автобусах в реестр лицензий. Состав сведений, которые необходимо внести в реестр, будет установлен положением о лицензировании деятельности по перевозке автобусами. Его разработает Ространснадзор. В реестр лицензий будет включена информация не только о собственных автобусах перевозчика, но и об автобусах, принадлежащих ему на других основаниях (например, при аренде).

Чтобы включить автобус в реестр лицензий, перевозчик должен подать заявление вместе с документами, подтверждающими право перевозчика на владение автобусами. Заявление рассматривается Ространснадзором в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган должен отослать перевозчику выписку из решения о включении сведений об автобусах в реестр лицензий или об отказе в этом. Использовать в деятельности автобусы, сведения о которых не внесены в реестр, запрещается. Соответствующие изменения установлены в новой статье 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Одновременно с этим утратит силу п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. По этим нормам организации и предприниматели должны были уведомлять Ространснадзор об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (кроме перевозок по маршрутам регулярных перевозок и перевозок для собственных нужд).

Тахографы должны устанавливать физлица, использующие автобус и грузовой автомобиль

В настоящее время организации и ИП, использующие грузовики и автобусы, обязаны устанавливать в них тахографы (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, далее – Закон № 196-ФЗ).

Напомним, что тахограф – это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения автомобиля, о времени управления автомобилем, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Требования к тахографам, а также категории и виды их установлены приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

С 01.11.2019 физлица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, также должны будут устанавливать тахографы в том же порядке, что и организации или ИП. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 20 Закона № 196-ФЗ.

С этой же даты проверяющие от Ространснадзора получат доступ к тахографам, установленным на грузовиках и автобусах физлиц.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]