Содержание
- 1 Контрольная работа №2
- 2 Государственная поддержка малого предпринимательства (6)
- 3 Поддержка государства предприятий малого бизнеса контрольная
- 4 Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019
- 5 Андрей Перчян, аудитор Счетной палаты, о перспективах достижения целей нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса
Контрольная работа №2
Тема 18. Малое предпринимательство
Сущность и основные черты малого предпринимательства.
Особенности малой фирмы.
Значение малого предпринимательства в экономике.
Государственная поддержка малого предпринимательства (мировая практика).
1.Понятие малого бизнеса, его сущность и основные черты
Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Для малого бизнеса характерно:
управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
Существует ли господдержка малого бизнеса? Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
1) доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
2) доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
3) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Общая численность малых предприятий в России в 2004 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2003 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.
Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них – коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.
В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.
Государственная поддержка малого предпринимательства (6)
Главная > Контрольная работа >Экономика
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономики и управления
по дисциплине «Практикум по профессии»
тема: «Государственная поддержка малого предпринимательства»
Государственная поддержка малого предпринимательства 3
Список литературы 19
Как показывает опыт промышленно развитых стран рыночная экономика — это экономика предпринимательства, а развитие малого бизнеса важнейшее условие повышение его эффективности. Малый бизнес этихстран определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 40-50 и более процентов. Малое предпринимательство способствует поддержанию конкурентного тонуса экономики, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, формирует новый социальный слой предпринимателей.
Целью моей работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства .
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Перед нами стоят следующие задачи, такие как рассмотрение основ государственной поддержки малого предпринимательства, основных направлений, форм и методов государственной поддержки, изучение существующих систем государственной поддержки малого предпринимательства.
1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ 9 (ред. от 26.04.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Правовая система Консультант-Плюс: Высшая школа – Осень 2008.
2.Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18.07.1995 №88-ФЗ [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Правовая система Консультант-Плюс: Высшая школа – Осень 2007.
3.Авдашева, С.Б. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование; Логос 2003. – 368 с.
4.Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство;ИНФРА-М, 1998 г. – 320 с
5.Постановление Правительства РФ «Правила расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг.» от 13.11.2001 г.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.
Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.
Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законов РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», численность работников в которых не превышали:
в промышленности и строительстве – 200 человек;
в научных учреждениях – 100 человек;
в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:
представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д. 3
В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Российская экономическая академия им.Г.Плеханова
Тульский машиностроительный завод “Штамп”
Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
другие предприятия и организации
Российское агентство представляет собой независимую организацию, целью деятельности которой является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:
проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым
инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предприниимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный
Поддержка государства предприятий малого бизнеса контрольная
Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
Актуальной является организация на приграничных территориях и межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть основана при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как формирование финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для этих структур.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников средств в федеральных и территориальных фондах могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы.
Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично — 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды — органами местной администрации.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса.
Практически во всех развитых странах малое предпринимательство доказало свою ведущую роль в качестве локомотива экономического развития. Так, в Европе на долю малого бизнеса приходится 99,8% нефинансовых предприятий ЕС.
Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
Также речь идет об организационно-правовых формах малого предпринимательства. Второй раздел останавливается на изучении малого бизнеса в развитых странах и РФ. В заключении излагаются основные выводы. В ходе написания курсовой работы использовался комплексный подход к исследованию малого бизнеса как сложного феномена, имеющего существенное значение для экономики.
Социально-экономические функции малого предпринимательства выдвигают его развитие в число ключевых задач государства.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малого предпринимательства является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры семейного предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост.
Правительство Москвы уделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе правительства Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном…
Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты.
За последние годы Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего…
Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников).
Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 2. — С. 17 — 21.
контрольная по малому бизнесу.doc
Одним из элементов целенаправленной политики в сфере МП может быть обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса.
Важная задача – создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот МП, включая предоставление права на владение контрольным пакетом акций.
Алещенко В.В. Малый бизнес: пространс¬твенное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. — 2014. — № 2. — С. 132-141.
У российского малого бизнеса появилась надежда увидеть свет в конце тоннеля: заручившись поддержкой высшей государственной власти, предприниматели самым активным образом должны включиться в процессы модернизации страны.
Перед нами стоят следующие задачи, такие как рассмотрение основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, основных направлений, форм и методов государственной поддержки.
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. В вышеизложенном ключе важна роль органов местного самоуправления (муниципалитетов), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на предпринимательский климат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого бизнеса.
Малое предпринимательство — это самая массовая, динамичная и гибкая форма экономической деятельности. В последние годы роль малых предприятий возросла, что особенно заметно на примере промышленно развитых стран, которые уделяют значительное внимание МСБ.
Способом решения проблем несовершенства государственного регулирования малого предпринимательства должна стать Программа содействия развитию малого предпринимательства в Российской Федерации.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Развитие отраслей промышленности и специфика формирования отечественного корпоративного бизнеса непосредственным образом связана с происходящими в стране трансформационными процессами в экономике. Поэтому следует подробнее остановиться на стратегиях и приоритетах развития промышленности. Исходя из обобщения…
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.
Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.
Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.
1.Понятие малого бизнеса, его сущность и основные черты
Разработка проекта совершенствования формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г.
Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд., перераб. и доп.) / Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: НОРМА, «ИНФРА-М», 2017. — 352 с.
Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. НурмухаметовА.В. Теория и практика госу¬дарственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства//Актуальные про¬блемы экономики и права. — 2014. — № 3. — С. 83-89.
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Приоритетные направления бизнеса для государства
По данным Министерства экономического развития и торговли, на конец 2007 года в России было зарегистрировано 1,03 млн малых компаний. Ежегодный прирост — 5%. Число занятых в малом бизнесе — около 9,5 млн человек. Вклад малых предпринимателей в рост ВВП — 15%. В США и Евросоюзе этот показатель равен 80%. На торговлю и сферу услуг приходится 72% оборота всех малых предприятий.
Корнева Ж.В Поддержка предпринимательства: анализ, критерии, решения // Концепт. — 2016. — № 20. — С. 3811-3815.
Интенсификация функционирования малого предпринимательства обладает рядом преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; создание дополнительных рабочих мест, стимулирование профессионального роста населения, селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.
Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019
В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.
На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?
Субсидии от центра занятости
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.
Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.
Грантовая поддержка
Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.
В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.
В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.
Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.
В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.
Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.
Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.
Федеральные программы поддержки бизнеса
Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:
Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).
Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.
Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».
Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.
Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.
Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.
Региональные программы поддержки
Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.
Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:
- организация соответствует критериям субъекта МСП;
- организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
- срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
- отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
- отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
- имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.
В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.
Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.
Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году
Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.
Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.
Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.
Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.
Андрей Перчян, аудитор Счетной палаты, о перспективах достижения целей нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса
Мониторинг реализации и оценка достижения национальных целей — одно из ключевых направлений работы Счетной палаты: вниманием контрольного ведомства охвачены все нацпроекты. Сегодня мы можем констатировать, что их преследуют одни и те же «детские» болезни: недоработка нормативных правовых актов, проблемы с определением показателей и путями их достижения. Это характерно и для проекта «Малое и среднее предпринимательство». Очевидно, что подобное положение дел может привести к тому, что поставленные майским указом президента цели не будут достигнуты.
Исходя из прогноза социально-экономического развития до 2024 года, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться с 22,3% до 32,5%. К двум другим задачам нацпроекта относятся увеличение численности занятых почти на 6 млн человек в этом секторе, а также рост доли экспорта субъектов МСП до 10% в общем объеме несырьевого экспорта. На реализацию этих целей в рамках нацпроекта будет направлено 481,5 млрд руб., при этом 87% — средства федерального бюджета. В период 2015–2018 годов на поддержку МСП было выделено чуть более 20 млрд руб. То есть государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса многократно возрастает. При этом проследить взаимосвязь между потраченными бюджетными средствами и результатом невозможно. Счетная палата неоднократно отмечала отсутствие объективного, полного и достоверного учета объемов оказанной МСП государственной поддержки. Ее предоставляют разные органы в различных формах и по разным каналам. Помимо Минэкономразвития России субъекты МСП финансируют Минсельхоз, Минпромторг, Фонд развития промышленности, АО «Корпорация МСП» и другие, но сводная консолидированная информация о ней сегодня просто отсутствует. Не зная общую картину, невозможно достоверно оценивать проделанную работу и планировать дальнейшие меры. Еще лорд Кельвин более 150 лет назад отметил, что невозможно управлять тем, что нельзя измерить.
Несвоевременная статистика — еще один фактор, который мешает провести реальную оценку хода реализации национального проекта МСП и, соответственно, достижения его целевых показателей: «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП» и «Численность занятых в сфере МСП». Дело в том, что официальные данные по указанным показателям публикуются со значительным временным лагом — спустя один год и девять месяцев соответственно. Счетная палата считает, что для оценки достижения показателя «Численность занятых в сфере МСП» вместо статистических данных лучше использовать данные ФНС России из единого реестра субъектов МСП, сведения которого общедоступны и размещены в сети Интернет.
Возвращаясь к финансированию, стоит также остановиться на проблеме механизма поддержки МСП через микрофинансовые и гарантийные организации. К их работе у Счетной палаты есть вопросы. Региональные гарантийные организации (РГО) и микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (МФО) создавались в регионах с единственной целью — поддержать местных представителей МСП. При этом в законодательстве не прописана их организационно-правовая форма. В результате на начало 2019 года почти 20% РГО и около 9% МФО — это коммерческие организации, которые в первую очередь нацелены на получение прибыли. Это противоречит цели их создания — обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам. Условия предоставления микрозаймов субъектам МСП различны, так как устанавливаются внутренними документами самих МФО.
Стоит также отметить недостаток нормативных правовых актов, которые регулируют предоставление субсидий на поддержку МСП из федерального бюджета. Они не обеспечивают объективную оценку полученного результата и влияния государственной помощи на достижение целевых показателей национального проекта МСП. Чтобы устранить данные недостатки, Счетная палата предложила правительству дополнить показатели эффективности использования субсидий на поддержку МСП показателями роста деловой активности, такими как увеличение объема производства, рост выручки, прибыли, прирост активов и другие.
В прошлом году в послании Федеральному собранию президент заявил, что необходимо продолжить кредитование малого производственного бизнеса под фактическую ставку 6,5%. В настоящее время такой инструмент не создан. Постановлением правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» предусмотрено кредитование малого и среднего бизнеса под 8,5%. По нашему мнению, следует рассмотреть вопрос о применении ставки 6,5% годовых при кредитовании субъектов МСП.
Помимо льготного кредитования и субсидирования главным условием развития МСП в России является спрос на производимые ими товары и услуги. В этом направлении можно отметить успешную деятельность АО «Корпорация МСП» по увеличению доли закупок у предприятий малого и среднего бизнеса, которые за период с 2016 по 2018 год выросли с 1,5 трлн до 3,2 трлн руб.
Возвращаясь к проблемам, Счетная палата также выявила риск неэффективного расходования бюджетных средств при реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Мероприятия, включенные в эту программу, не прошли оценку с точки зрения их влияния на достижение целевых показателей (численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП). Мы беспокоимся, что выбранный инструментарий окажется неэффективным и деньги будут израсходованы не с тем результатом, на который все рассчитывают. Чтобы не допустить такой сценарий, целесообразно принять меры, которые позволят исключить из национального проекта МСП мероприятия, не оказывающие влияния на его целевые показатели. Я имею в виду численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП.
В завершение хочу отметить, что Национальный проект МСП реализуется параллельно с утвержденной в 2016 году Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Сравнительный анализ целевых показателей обеих программ показал, что связи между их достижением нет. Следовательно, оценить влияние мероприятий нацпроекта на достижение целевых индикаторов указанной Стратегии вряд ли получится.