Правила проведения проверок контролирующими органами

Содержание

Содержание

Проверка предприятий контролирующими органами в 2019 году

Виды проверок

Сутью проверки является определение, соответствуют ли отдельные аспекты деятельности лица требованиям закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ) и других нормативных актов, определяющих компетенцию ФНС РФ, ФТС РФ и иных органов, указанных в п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ.. Они различаются:

  • по проводящим органам и проверяемым объектам;
  • порядку назначения;
  • форме.

Обратите внимание! Среди органов, уполномоченных на проведение проверочных мероприятий, — федеральные и региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Например, проверки по правилам закона № 294-ФЗ проводят:

  • органы МВД по ст. 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3;
  • Ростехнадзор по п. 5.3 положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401;
  • Пожнадзор согласно закону «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • Роспотребнадзор по п. 5 положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322;
  • Трудовая инспекция согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ.

По порядку назначения проверочные мероприятия делятся на плановые и внеочередные. Об особенностях проведения плановых можно узнать из статьи «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Уполномоченные органы составляют план их проведения на будущий год. Сводный реестр всех планов ведется и публикуется Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, включена ли организация в план, можно, введя в форму поиска ее наименование, ИНН и ОГРН. По форме контрольные мероприятия делятся на выездные и документарные.

Порядок назначения проверки

Попасть в план лицо сможет при соответствии его критериям, определенным ч. 8. ст. 9 закона № 294-ФЗ, за исключением компаний, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов (предусматривается пп. 9, 9.3 ст. 9 закона № 294-ФЗ). В их отношении проверки могут проводиться чаще.

Если критерии к предприятию не применяются, то до следующей проверки должно пройти не менее 3 лет:

  • с момента регистрации компании или предпринимателя;
  • даты завершения последней плановой проверки;
  • даты начала занятия тем видом деятельности, при котором требуется обязательное уведомление о ней.

Внеплановый контроль назначается согласно п. 2 ст. 10 закона № 294 в случаях необходимости:

  • контроля за выполнением ранее выданного предписания;
  • проверки выполнения требований по лицензированию;
  • представления должностного лица в случае получения им информации о фактах причинения деятельностью предприятия вреда охраняемым законом интересам.

Его проведение согласовывается с органами прокуратуры (п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Срок от начала до завершения мероприятия не может превышать 20 дней согласно пп. 1 и 2 ст. 13 закона № 294.

Важно! Ст. 26.2 закона № 294-ФЗ определен особый порядок проведения проверок контролирующими органами для малых предприятий, сведения о которых включены в соответствующий реестр. В п. 1 данной статьи сказано, что в отношении них в период с 01.01.2019 до 31.12.2020 плановые проверки не проводятся за исключением некоторых случаев.

Распоряжение, постановление о проведении проверки, уведомление о ней

Закон регламентирует проведение проверочных мероприятий начиная с момента их назначения. В план проверка вносится до 31 декабря предшествующего года с указанием месяца ее проведения, а ее начало оформляется изданием распоряжения о проведении проверки руководителем надзорного органа (ст. 14 закона № 294-ФЗ) по утвержденной форме.

Есть и другие формы инициирующего документа. Так, если мероприятие регулируется ст. 89 Налогового кодекса РФ, руководитель ИФНС принимает решение. Ранее им принималось постановление о проведении проверки.

Согласно п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ уведомление о проведении проверки направляется контролируемому субъекту не позднее 3 дней до ее начала. О внеплановом мероприятии согласно п. 16 ст. 10 закона № 294-ФЗ сообщается за сутки любым доступным способом, который позволяет установить факт уведомления уполномоченного лица.

Нарушение этого правила станет основанием для отмены акта, вынесенного по результатам проверки (см. решение АС г. С.-Петербурга и Ленобласти от 14.09.2017 по делу № А56-37505/2017).

Законодатель, регламентируя порядок проведения проверок, уделяет особое внимание информированию субъектов предпринимательства о контрольных мероприятиях заранее, давая им время на самостоятельное устранение нарушений.

Обратите внимание! На снижение частоты добросовестных организаций направлен проект нового закона о промбезопасности, подразуемвающий добровольнгый аудит и дистанционные системы контродля за опасными объектами.

Общие требования к проведению проверок

В связи с тем, что значительная часть предприятий регулярно подвергается различным проверкам надзорных и контролирующих органов, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен знать основные правила проведения данных проверок и правила взаимодействия с контролирующими органами в их ходе.

Порядок проведения проверок регулируется федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Какие документы должен предъявить представитель органа надзора?

Представитель органа надзора и контроля обязан предъявить руководителю предприятия:

  1. Приказ (распоряжение), либо заверенную копию его, в котором должны быть указаны:
    • номер и дата издания приказа (распоряжения);
    • наименование органа государственного контроля (надзора);
    • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, у которого будет проводиться проверка;
    • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.)
    • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
    • время начала и окончания проверки.
  2. Удостоверение должностного лица (лиц), проводящего проверку. Это удостоверение подтверждает принадлежность должностного лица к органу надзора и контроля и то, что именно это лицо указано в предъявленном приказе о проверке. Не допускается проведение проверок внештатными сотрудниками.

Виды проверок

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в 3 года, внеплановые проверки временным сроком не ограничены, поэтому нужно внимательно относиться к её целям, которые должны быть указаны в приказе о проверке. Любая проверка должна проводиться в присутствии руководителя предприятия или уполномоченного им лица. Учёт проверок ведётся в специальном журнале.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Читайте также:  Основание для оплаты больничного листа

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • поступление в органы контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушении прав потребителей

Какие документы составляются по результатам проверки?

По результатам проверки составляется акт, в котором указывается:

  • место, срок, дата проверки, где она проводилась, что проверялось;
  • представители предприятия, участвующие в проверке;
  • выявленные нарушения с указанием конкретных фактов;
  • требования законодательства, которые были нарушены.

К акту могут прилагаться документы, объяснения, иные материалы. Акт подписывается лицом (лицами) проводящим проверку, с ним под подпись должен быть ознакомлен руководитель предприятия или его уполномоченный представитель. В случае отказа уполномоченного представителя предприятия от подписи, об этом делается соответствующая отметка в акте. Один экземпляр акта вручается представителю предприятия (либо отправляется по почте с уведомлением), второй остаётся в органе, проводящем проверку. В случае выявления нарушений может выдаваться предписание об их устранении, может также составляться протокол об административном правонарушении.

Внимание! Предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности органов надзора и контроля, неисполнение их предписаний, непредоставление соответствующих документов или их искажение.

Основные права и обязанности уполномоченного представителя предприятия

  • не допускать к проверке без приказа о её проведении с вышеназванными требованиями к нему и удостоверения лица, её проводящего;
  • не предоставлять информацию и документы для целей, не указанных в приказе о проверке, либо не относящиеся к компетенции этого органа надзора и контроля;
  • знакомиться с материалами проверки, давать на них объяснения, вносить замечания;
  • обжаловать материалы проверки руководителю органа надзора и контроля, либо в суд.
  • не препятствовать проводимой с соблюдением требования Закона проверке, предоставлять необходимые материалы и документы;
  • исполнять предписания и предложения по устранению нарушений;
  • уплачивать наложенные при проведении проверки административные взыскания (если они не обжалованы);
  • вести журнал учёта мероприятий по контролю.

Данные требования не касаются органов банковского, налогового, валютного, таможенного и метрологического контроля, прокуратуры, проведения оперативно – розыскных мероприятий, следствия, дознания. Не применяются его положения и к контролю за безопасностью движения, экологической безопасности и санэпидблагополучия на железнодорожном транспорте, при контроле за использованием атомной энергии, соблюдением государственной тайны, за опасными и режимными объектами, расследованию несчастных случаев на производстве.

Ознакомиться с услугами по данному направлению

7 правил поведения при проверке государственными органами Материал редакции

Партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin Илья Кокорин поделился с читателями vc.ru практическими советами о том, что делать и как себя вести, если в офис пришли сотрудники контролирующих органов.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Читайте также:  Срок подачи декларации по упрощенной системе налогообложения

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Легальные методы защиты при прохождении проверок контролирующих органов

Опираться в этом случае следует на положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данном федеральном законе сформулированы принципиальные моменты защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного или муниципального контроля, такие как открытость и доступность информации о проведении проверки, открытость нормативных актов, исполнение которых подлежит контролю, осуществление контроля в пределах компетенции, и установлен исчерпывающий перечень мероприятий, которые контролирующие органы вправе осуществлять при проведении проверки:

  • проверка документов;
  • обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов;
  • отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды;
  • проведение исследований, испытаний, экспертизы отобранных образцов и расследований, направленной на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

При этом также следует учитывать, что полномочия органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, прокурорский надзор, контроль исполнения антимонопольного законодательства и некоторых других органов, несколько шире.

Важным моментом в организации проверки является планирование и своевременное уведомление о начале ее проведения. Согласно положениям Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка не может проводиться чаще одного раза в три года, а уведомление о начале запланированной проверки должно осуществляться не позднее трех рабочих дней. В противном случае результаты проверки могут быть признаны судом полученными с нарушением требований закона. Примером такого решения может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.01.2014 по делу № А11-3302/2013, которым удовлетворено требование проверяемого субъекта об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по результатам проведения плановой проверки.

Как следует из установочной части судебного решения, на основании результатов проверки Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был составлен протокол об административном правонарушении о несоблюдении требований эксплуатации на нескольких опасных производственных объектах. Суд, оценив собранные по делу доказательства, указал, что контролирующим органом были грубо нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушение выразилось в том, что контролирующий орган принял решение о привлечении к административной ответственности за нарушения, выявленные на большем количестве объектов, чем было запланировано при организации проверки.

По результатам любой проверки составляется акт, где отражаются результаты. На что же необходимо рассчитывать, если в ходе проверки выявлены нарушения? Во-первых, взвесить свое положение, определить позицию по отношению к выявленным нарушениям. Во-вторых, в срок, установленный для устранения нарушений, составить письменный отзыв с приложением соответствующих документов. Также можно представить возражения по результатам проверки.

Если проверяющий допустил в ходе проверки грубые нарушения, акт проверки должен быть признан незаконным. Перечень грубых нарушений при организации и проведении проверки определен Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.

К ним относятся:

  • проведение плановой проверки более одного раза в три года;
  • проведение плановой проверки, не запланированной ежегодным планом;
  • уведомление о проведении внеплановой выездной проверки менее чем за 24 часа до ее начала;
  • проведение внеплановой проверки при отсутствии соответствующих оснований;
  • проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры;
  • превышение установленных сроков проверки;
  • проведение проверки при отсутствии приказа руководителя контролирующего органа;
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредоставление копии акта проверки.

Санкции, предусмотренные административным законодательством, могут применяться к физическому, должностному либо юридическому лицу. Кроме того, законом не исключена возможность применения санкций за выявленное нарушение одновременно как к физическому, так и к юридическому лицу. Зачастую выбор лица, на которое будет наложена ответственность, со стороны контролирующего органа носит довольно субъективный характер, так как законодательно вина сотрудника в совершении административного правонарушения полностью отождествляется с виной юридического лица.

Практике известен ряд примеров, когда суды приходили к выводу о том, что за невыдачу кассового чека продавцом ответственность должно нести юридическое лицо, хотя и обеспечившее сотруднику возможность для соблюдения требований законодательства. Такая позиция прежде всего продиктована отсутствием в конструкции нормы, предусматривающей ответственность за правонарушения данного вида такого субъекта, как физическое лицо.

Однако если следовать позиции, сформированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 119-О, трактовать положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, следует исходя из презумпции невиновности. С этой точки зрения цель законодателя – исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины. В этой связи виновность физического, должностного либо юридического лица, а в их числе и руководителя организации является вопросом доказательств.

Читайте также:  Варианты выхода предприятия из банкротства

В практике довольно часто встречаются случаи, когда юридическое лицо или руководитель и нарушитель разные люди.

Решение вопроса о привлечении к ответственности кого-либо из указанных субъектов зависит от конкретных обстоятельств, так как между их виновностью проходит очень тонкая грань.

Определяя понятие правонарушения, Кодекс РФ об административных правонарушениях указывает, что таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Следовательно, проверкой должно быть установлено, что у проверяемого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Такой подход, пожалуй, является тождественным и по отношению к результатам проведенной проверки. Своевременное принятие необходимых мер может существенно увеличить шансы на минимизацию ответственности, а возможно, и на освобождение от нее.

Спектр оснований для принятия решения о привлечении к ответственности по результатам проверки достаточно широк. К примеру, такое решение может быть принято ввиду отсутствия на момент проверки какого-либо документа, на объекте могут быть не выставлены в принципе имеющиеся специальные средства, не вовремя перечислена заработная плата, что-то просрочено, что-то не выдано. И это не только административная, но и гражданско-правовая и уголовная ответственность. При этом спасение «утопающего» становиться делом его собственных рук. Наиболее действенный метод в этом случае – постараться принять все меры для устранения возможных нарушений до принятия решения о привлечении к ответственности.

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

&copy Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 2006-2017 г.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]