Проверка налоговой после ликвидации ООО

Содержание

Содержание

Проверка налоговой после ликвидации ООО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В течение какого срока и где должны храниться договоры, бухгалтерская документация после ликвидации ООО и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Могут ли налоговые органы проводить налоговую проверку в отношении данных лиц, требовать представления документов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации, а также требовать представления каких-либо документов, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
Документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив для хранения в течение установленных для них сроков.
2. Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве и запрашивать в рамках такой проверки необходимые документы.
После прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение четырех лет.

Обоснование вывода:
Обязанность хранения документов, образующихся в результате деятельности общества, предусмотрена прежде всего Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (ст. 50), а также частью 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” (далее – Закон N 125-ФЗ).
Положения о порядке хранения документов бухгалтерского учета экономическими субъектами содержатся в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ). При этом к экономическим субъектам согласно части 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ отнесены в том числе организации и ИП.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Смотрите также информацию Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ в общем случае налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности, налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829).
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее – Перечень, Приказ N 558), разработанным в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Каких-либо специальных правил хранения документов после ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП) НК РФ и Законом N 402-ФЗ не установлено.

Юридическое лицо

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Отметим, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, далее – Закон N 129-ФЗ).
После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации (поскольку организация утрачивает статус налогоплательщика) (ст.ст. 19, 44, 88, 89 НК РФ, письмо Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).
С учетом изложенного полагаем, что после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица никаких требований или претензий к этому лицу (в том числе требования о представлении документов) со стороны налоговых органов быть не может, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
Косвенное подтверждение сказанному содержится в письме Минфина России от 21.02.2018 N 03-02-07/1/11093 (смотрите дополнительно постановление АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15105/16 по делу N А57-30722/2015).
В письме Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267 приведен вопрос налогоплательщика: “Какие именно и сколько по времени нужно хранить документы после ликвидации юридического лица?”. Чиновники на данный вопрос прямо не ответили, однако привели норму пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и указали на Перечень Приказа N 558. Не ответили на аналогичный вопрос и представители налогового органа в письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (“Какие именно документы и в течение какого времени после ликвидации юридического лица обязана хранить ликвидационная комиссия?”).
Принимая во внимание нормативные акты, приведенные в вышеупомянутом письме Минфина России, можно сделать вывод, что и после ликвидации организации ее документы должны храниться в течение сроков, установленных НК РФ и Перечнем Приказа N 558. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства (абзац 3 п. 1.4 Перечня).
Так, согласно Перечню:
– договоры, соглашения хранятся 5 лет (ст. 436);
– первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.), хранятся 5 лет при условии проведения проверки (ревизии) (ст. 362);
– налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов, декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет (ст. 392);
– реестры сведений о доходах физических лиц хранятся 75 лет, как и лицевые карточки, счета работников (ст.ст. 397, 413).
Как следует из части 10 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Это документы:
– сроки временного хранения которых не истекли;
– по личному составу;
– включенные в состав Архивного фонда РФ.
Передача документов ликвидируемой организации в архив входит в обязанность ликвидационной комиссии. При этом документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются (п.п. 9.7.4 и 9.7.5 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).
Для передачи документов ликвидационная комиссия заключает договор с архивом (ч. 17 ст. 3, ч. 3 ст. 21, ч.ч. 8, 10 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, п. 2.7 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 N 526 (смотрите также Энциклопедию решений: Передача документов при ликвидации юридического лица.

Читайте также:  Документы для открытия столовой на предприятии

Индивидуальный предприниматель

Датой прекращения деятельности физического лица в качестве предпринимателя является дата внесения соответствующей записи в ЕГРИП (п. 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-01-11/1-17).
В отличие от юридических лиц у физического лица статус налогоплательщика сохраняется и после прекращения им предпринимательской деятельности. Утрата статуса ИП не предусмотрена п. 3 ст. 44 НК РФ в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Пункт 11 ст. 89 НК РФ, регулирующий порядок проведения выездных проверок при ликвидации и реорганизации юридических лиц, не распространяет свое действие на прекращающих деятельность предпринимателей.
Специалисты Минфина России и налоговых органов отмечают, что нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок физических лиц, утративших статус ИП. Однако в силу п. 4 ст. 89 НК РФ в общем случае в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (смотрите письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62, от 23.01.2012 N 03-02-08/6, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 9 и 15)). Аналогичную позицию занимают суды (смотрите постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2015 N Ф02-1452/15, ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2009 N А52-1130/2009).
Таким образом, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве. Такая проверка проводится, как правило, на территории налогового органа (письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).
В рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица представители налоговых органов могут в частности:
– запрашивать у него необходимые для проверки документы;
– производить выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
– истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ). Смотрите письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355.
Как мы уже упоминали выше, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает ИП в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.
Аналогичное требование содержится в п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430).
По мнению Минфина России, физическое лицо должно обеспечивать сохранность первичных учетных документов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет независимо от прекращения статуса ИП (письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104, от 11.05.2012 N 03-02-08/45). Иными словами, и после прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности (снятия с учета в налоговом органе) документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение установленного срока.
При этом обязанность по передаче в государственный или муниципальный архив документов ИП, прекративших свою предпринимательскую деятельность, ни Законом N 125-ФЗ, ни каким-либо другим нормативным правовым актом не установлена. Следовательно, физическое лицо после прекращения предпринимательской деятельности может не передавать документы в государственный или муниципальный архив.
Вместе с тем, учитывая, что физическое лицо, осуществлявшее ранее предпринимательскую деятельность, обязано хранить первичные учетные документы и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и страховых взносов, после прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо обязано обеспечить сохранность указанных документов в течение установленных сроков. Полагаем, что где и как хранить такие документы, физическое лицо должно решить самостоятельно.
На наш взгляд, физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве ИП, также может обратиться с письменным запросом в муниципальный архив для уточнения возможности хранения документов на договорной основе или же заключить договор на хранение документов со специализированной организацией.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
– Энциклопедия решений. Перечень документов ООО, подлежащих хранению;
– Энциклопедия решений. Проведение выездной налоговой проверки в отношении ИП, прекратившего предпринимательскую деятельность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Особенности налоговой проверки после ликвидации ООО

Ликвидировать ООО в некоторых случаях бывает труднее, чем его открыть. Чтобы пройти процедуру ликвидации, нужно собрать немало бумаг, провести целый ряд переговоров, погасить долги, разобраться со счетами. Еще одной головной болью для владельца ликвидируемого предприятия может стать выездная налоговая проверка, которую иногда назначают после закрытия ООО.

Чего ждать от этой проверки? Как к ней подготовиться? Какие документы необходимо предоставить и в какой срок? Что делать по результатам ревизии? Разберемся.

Обязательна ли налоговая проверка ликвидируемого бизнеса?

Далеко не все ликвидируемые ООО проходят налоговую проверку. Местные органы ФНС вовсе не обязаны назначать ревизию после закрытия предприятия. Тем не менее такое право у них есть – оно закреплено в ст. 89 Налогового кодекса. Причем проверка может быть назначена на любое время, вне зависимости от того, когда на предприятии была предыдущая налоговая ревизия.

Обратите внимание! По общему правилу, налоговые органы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в год. Однако ревизия после ликвидации ООО может быть назначена на тот же год, когда проводилась плановая проверка. То есть владельцу ликвидируемого бизнеса, возможно, придется выдержать две проверки подряд.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.
Читайте также:  Цели и виды реорганизации предприятий

Как будет проходить проверка

Если налоговая проверка все же будет назначена, без ее результатов закрыть предприятие не удастся. Поэтому владельцу бизнеса придется внимательно отнестись и к ходу ревизии, и к ее результатам.

В рамках проверки налоговые органы запросят у компании финансовую документацию и отчетность не более чем за 3 года, предшествующих ревизии. Просить бумаги за больший срок запрещено Налоговым кодексом. В пакет документов для налоговиков должны войти следующие бумаги:

  • выписка из ЕГРН на недвижимость, которую занимает предприятие (на праве собственности или аренды);
  • кассовые чеки, квитанции, ордера прихода-расхода;
  • документация первичного учета;
  • налоговые декларации;
  • сведения о зарплатах сотрудников.

В рамках проверки сотрудники ФНС произведут следующие действия:

  • оценят рабочие места сотрудников ООО на предмет соответствия нормам трудового права;
  • проведут инвентаризацию всего имущества предприятия;
  • сфотографируют помещения и оборудование;
  • сверят бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • изымут необходимую документацию.

Сотрудники ФНС сверят показатели, чтобы установить, нет ли у предприятия задолженности по налогам. Ведь бюджет считается одним из кредиторов любого ООО, соответственно, налоговые задолженности, то есть долги перед бюджетом, нужно погасить наряду со всеми другими платежными обязательствами.

Если налоговики выявят наличие долгов или неточностей в отчетной документации, в ликвидации предприятия будет отказано до устранения всех нарушений. После их устранения документы придется перепроверять, и в них снова могут обнаружиться неувязки. Соответственно, к налоговой проверке после ликвидации ООО необходимо подходить очень внимательно, чтобы не растянуть процесс закрытия бизнеса на десятилетия.

Каковы максимальные сроки ревизии

С 2017 года срок налоговой проверки малого бизнеса был сокращен до одного года. Однако налоговики могут продлить его еще на полгода. Поэтому не стоит ожидать прохождения проверки в кратчайшие сроки: всегда стоит готовиться к худшему.

Для справки

В соответствии со ст. 89 НК РФ стандартный срок прохождения налоговой проверки после ликвидации ООО составляет 2 месяца.

К слову, срок назначения проверки после подачи документов о ликвидации законодательно не ограничен. Поэтому, подав уведомление о закрытии ООО по форме Р15001, владелец бизнеса должен самостоятельно обращаться в налоговые органы и узнавать, назначена ли ему ревизия или он может спокойно закрывать свою фирму.

Если суммировать эти сроки, то проверка после ликвидации может занять больше 2 лет: в течение первого года ревизия будет назначаться, еще полтора года налоговики будут осматривать и фотографировать помещения, инвентаризировать движимое имущество, проверять бумаги. Чтобы минимизировать потери, владелец бизнеса должен постараться привести свой бизнес перед ликвидацией в то состояние, в котором ему точно не понадобится налоговая проверка.

В каких случаях налоговая проверка точно не потребуется

Владельцы некоторых категорий бизнеса могут быть спокойны: им налоговая ревизия после ликвидации точно не грозит. Проверку точно не назначат, если предприятие соответствует одному из следующих пунктов:

  • продается;
  • имеет всего одного учредителя, поэтому делить активы не с кем;
  • не ведет деятельность уже 3 года и более;
  • имеет нулевой бухгалтерский баланс.

Кроме того, как уже отмечалось, налоговая проверка может не понадобиться компании, которая всегда аккуратно вела налоговые дела. Однако отсутствие задолженностей в предыдущие годы не является стопроцентной страховкой от ревизии. А вот нулевой бухгалтерский баланс – является. Впрочем, если фирма всегда аккуратно вела дела, скорее всего, к моменту закрытия у нее и будет ноль на балансе. Вряд ли ответственные владельцы допустят неожиданное появление долгов прямо перед закрытием.

Что делать по результатам ревизии

Если налоговые органы не выявят нарушений в финансовой деятельности предприятия, его владелец получит соответствующие документы, подтверждающие отсутствие долгов перед бюджетом и других кредиторских задолженностей. Таким образом ФНС подтвердит чистоту и полноту уплаты налогов и даст добро на закрытие бизнеса. После этого владельцу останется лишь законодательно завершить процедуру и поступить с бизнесом так, как он планировал: полностью ликвидировать, продать, передать другим владельцам или любым другим образом распорядиться своей бывшей компанией.

Проверка после ликвидации

В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

Из письма в редакцию

В апреле 2015 году генеральным директором была продана компания. В 2018 году, эта компания была ликвидирована уже новым руководителем. Сейчас выясняется, что по компании контрагентам приходят требования о представлении документов за 2015 год и повестки от ИФНС. Подскажите может ли идти проверка в отношении директора, который продал компанию в 2015 году? Или эта проверка связана с ликвидацией?

Мнение эксперта

В прошлом году были приняты поправки в нормативные документы, которые позволяют налоговиками проводить проверки и делать доначисления по закрытым или ликвидированным компаниям. Кроме того, внесены дополнения в субсидиарную ответственность, а значит директору и учредителям могут «прилететь» доначисления по налогам.

Если по компании, которая была продана в 2015 году есть недоплаты по налогам, то проверка может идти в отношении директора, продавшему компанию и одновременно в отношении директора, который её ликвидировал. Если вы работали с подозрительными фирмами, которые попали под проверку, прежнего директора тоже могут привлечь к ответственности. Более того, если есть неуплаченные налоги и их сумма подпадает под статью 199 УК РФ и квалифицируется, как не уплата налогов в особо крупном размере, на прежнего директора могут завести дело. Причем, прежний директор и ликвидировавший компанию директор могут быть объединены в группу лиц, действовавших по сговору.

Итак, все зависит от того, что у вас было по той компании.

Вариант 1. Если была не уплата налогов в особо крупном размере, то ОЧЕНЬ велика вероятность возбуждения уголовного дела на прежнего директора по сговору с последним директором. Проверьте несколько цифр. Первое, была ли не уплата налогов. Второе, подпадает ли сумма неуплаченных налогов под крупный и особо крупный размер.

Крупным размером считается сумма, составляющая за три года более 5 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов более 25 процентов подлежащих уплате. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 000 000 рублей.

Особо крупный размер – это сумма, составляющая за три года более 15 000 000 рублей и превышает 50 процентов подлежащих уплате налогов, либо более 45 000 000 рублей.

Если да, то срок давности привлечения составляет 6 лет. У налоговиков и у СК есть еще масса времени, чтобы отработать уголовное дело. Это самый опасный для вас вариант. Обоих директоров могут привлечь по 199 УК РФ, как группу лиц. Если вы думаете, что сговор нужно доказать в суде, избавьтесь от иллюзий. Сам факт продажи и будет считаться сговором.

При этом неуплата налогов до продажи компании будет вменяться в ответственность первого директора. Не уплата налогов после 2015 – ответственность последнего директора. Но в группе лиц – это может оказаться неважным. Так как, есть солидарная ответственность. Здесь нужно будет полагаться на адвоката.

Вариант 2. Если была незначительная неуплата налогов, которая не подпадает под статью 199 УК РФ, могут быть только доначисления и гражданский иск к директору от ИФНС. Но, скорее всего, ничего не будет. Мала вероятность того, что ИФНС уложится в допустимые сроки для проверок и привлечения.

Вариант 3. Если у вас все «чисто» по налогам, по крайней мере нет крупных сумм, беспокоится нечего.

Налоговая проверка при ликвидации

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

Читайте также:  Проверочный лист при проведении плановой проверки ГИТ

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

Добровольная ликвидация ООО и уведомление инспекции ФНС

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Уведомление о ликвидации подается по форме № Р15001.

Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации.

Проведение её регулируется нормами ч. 1 НК РФ, а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ Методическими указаниями для налоговых органов, Письмом ФНС РФ от 21.12.2007 N ШС-6-02/998@ и др.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Формулировка п. 11 ст. 89 НК РФ о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена. Там говорится лишь об этой возможности.

То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления формы Р15001 от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?»

В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

П. 11 ст. 89 НК РФ говорит о сроках такой проверки следующее:

  • она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;
  • проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]