Содержание
Роль и влияние малого бизнеса на экономику России
Трудно переоценить роль малого бизнеса в экономике России. Поэтому и создаются государственные программы всяческой поддержки, льготного кредитования, облегченных форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Ведь в наше непростое время очень сложно открыть свое дело и сделать его процветающим.
Что такое малый бизнес
Для начала определим, какое же предприятие можно считать малым. По законодательству России, в нем должно быть задействовано не более ста человек, а стоимость активов или общая сумма выручки от продажи товаров или услуг должна быть не более 400 млн рублей.
К малому бизнесу могут причислить себя все фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Одним из видов малого бизнеса являются микропредприятия – это небольшие организации со штатом не более 16 человек и годовым балансом до 60 млн. рублей.
В других странах показатели, определяющие малый бизнес, могут быть выше, например, в США к малым относят хозяйства с численностью коллектива до 500 человек. Но, несмотря на разницу в категориях, роль малого бизнеса в современной экономике признают во всем мире. Об этом свидетельствует тот факт, что в разное время за рубежом действовали различные государственные программы для поддержки небольших предприятий.
В чем особенности
Особенностью предприятий малого бизнеса является очень большое влияние на процессы человеческого фактора. На всех уровнях – от владельца/руководителя до наемных работников.
В условиях небольшого коллектива очень важно иметь сплоченную команду, которая будет работать на результат. Здесь невозможно «обезличить» какой-либо процесс, как это делается в больших организациях, когда отсутствие одного человека никак не влияет на работу всего отдела. И атмосфера в коллективе напрямую будет влиять на успешность всего предприятия.
Хорошим примером может служить семейный бизнес. Там, где каждый работник заинтересован в результате, и производительность труда выше, и заработки.
В чем важность
Малый бизнес – это основной создатель рабочих мест. Ведь большие корпорации стремятся автоматизировать все процессы, тем самым уменьшая использование рабочей силы. До половины всего трудоспособного населения в западных странах занято именно на предприятиях малого бизнеса. Совсем не так дела обстоят в России, а значит, есть перспективы роста в этом направлении.
Небольшие предприятия заполняют пустоты на рынке, подчас являясь единственными поставщиками товара или услуги населению. Кто, как не мелкий предприниматель, знает, на какую продукцию будет спрос, чего не хватает в том или ином населенном пункте? А чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, ему нет нужды переоборудовать огромные цеха с дорогостоящим оборудованием.
Отсутствие масштабных вложений в инфраструктуру делает малый бизнес быстро окупаемым.
Все малые предприятия с момента их создания сопровождает конкурентная борьба, без которой невозможно их развитие и улучшение качества продукции. В конечном итоге доволен потребитель, ведь он имеет возможность выбирать.
Также не нужно забывать о налогах, которые регулярно пополняют бюджет.
В чем проявляется государственная поддержка
Какие шаги предпринимает государство, чтобы нашим бизнесменам жилось комфортнее? Это выплата различных субсидий, создание гарантийных фондов, с помощью которых любой зарегистрированный предприниматель может получить кредит под выгодные ему проценты.
Чтобы получить субсидию, начинающим коммерсантам нужно представить свой бизнес-план, защитить его.
Госпрограмма предусматривает софинансирование, то есть часть суммы на открытие бизнеса должна быть найдена самим предпринимателем.
Также представители малого бизнеса имеют возможность вести упрощенный налоговый и бухгалтерский учет
Решается проблема и с арендной платой: предприниматели, которые доказали нужность своего товара или услуги на местном рынке, могут рассчитывать на льготные тарифы.
Есть пункт в государственной программе поддержки малого предпринимательства, который предусматривает оплату участия «новичков» в различных выставках и ярмарках, что будет отличным ходом в продвижении их продукции.
Приоритетные направления бизнеса
В сегодняшних условиях довольно трудно начинать новое дело, особенно с нуля, но есть такие отрасли, которые будут иметь успех и в условиях кризиса:
- производство сельскохозяйственной продукции;
- сфера бытовых услуг, общепит;
- обучение, консалтинг;
- интернет-бизнес.
К содержанию
Плюсы российского бизнеса
Наряду со сложностями, которые испытывают российские предприниматели, нельзя не упомянуть и преимущества, которыми при умелом подходе можно воспользоваться.
Можно найти такое дело, где у вас практически не будет конкурентов, – многие ниши до сих пор остаются свободными.
В основном это новинки, которые еще не получили широкого распространения, и чаще всего они связаны с веб-бизнесом.
Если же вы не хотите связываться с малоизвестными новшествами, возьмите раскрученную идею, но повысьте уровень обслуживания.
В России и в этом направлении есть куда расти.
Итак, несмотря на то, что Россия традиционно считалась страной заводов и фабрик, именно малый бизнес может быть той движущей силой, которая поможет вывести российскую экономику из очередного крутого пике. Именно малые предприятия смогут решить проблему безработицы, дефицита некоторых продуктов и услуг. И сумеют быстро приспособиться к новым реалиям. Такой должна быть роль малого бизнеса в рыночной экономике сегодняшней России.
Малый бизнес в России: Видео
Роль малого бизнеса для развития экономики
Особенности роли малого бизнеса в экономике
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия недавнего финансового кризиса.
Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они – основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем [17, c. 54].
Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Процесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая – всех занятых, застопорился.
Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.
Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Для работников малый бизнес – возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей – это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.
Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.
Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация – отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов [13, c. 78].
Становление и развитие предприятий малого бизнеса является стратегической проблемой экономической политики в современных экономических условиях. Это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 – 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малых предприятий. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Экономическая среда современной России все еще не насыщена малым предпринимательством. Основной причиной этого является отсутствие условий для развития малого предпринимательства. В расчете на 1000 жителей число малых предприятий в России в 10-14 раз меньше чем странах ЕС [17, c. 141].
Тем не менее, пока уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. В них на 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно. Но в России этот показатель и другие, из него вытекающие, не отражают реального положения дел в этой сфере. Дело в том, что в России почти половина сферы малого предпринимательства функционирует в организационно-правовой форме «ИПБОЮЛ» – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.А эта категория не отчитывается перед Госстатистикой. Данные о них есть только в налоговых инспекциях. Последние 5 лет отчетливо просматривается тенденция уменьшения числа занятых на МП и увеличения ИПБОЮЛ. Причина – в разных налоговых условиях [17,c. 142].
Динамика развития предприятий малого бизнеса в России представлена на рис. 2.
Рис. 2. Развитие малых предприятий в России
По представленным данным можно сделать вывод, что в 2010 г. количество малых предприятий значительно увеличилось до 891, тогда как в 2007 г. их количество составляло 842.
В 2011-2012 г. количество малых предприятий снизилось до 821, однако в 2013 г. наблюдается их незначительный рост до 845.
Предприятия малого бизнеса выполняют множество функций, которые представлены в таблице 1.
Содержание функций предприятий малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и их реализация в экономике
Функции малых предприятий (МП)
Содержание функций в странах с развитой рыночной экономикой
Реализация функций в транзитивной экономике
1 Микроэкономические — новаторская
МП способны использовать новые идеи, быстро внедрять новую технику и технологию, гибко реагировать на изменение спроса
Ограниченность нововведений но причине недостаточности финансовых ресурсов, отсутствия правил и гарантий инвестиционной деятельности
Способность МП мобилизовать все виды экономических ресурсов, рационально их распределять и наиболее эффективно использовать
Ограничение доступа к экономическим ресурсам (информационным, производственным, финансовым, земельным)
Самостоятельное решение вопросов организации собственного дела, диверсификации, выбора стратегии деятельности и развития Управление производством, трудовыми ресурсами, финансами, инвестициями, материальными потоками и сбытом, партнерскими связями и др.
Низкий уровень реализации предпринимательского потенциала, неразвитая система самоорганизации Слабые знания, недостаточный опыт управления, низкий управленческий уровень предпринимательских кадров
МП функционируют в небольших рыночных сегментах, связанных с удовлетворением нестандартного и дифференцированного спроса, который не могут удовлетворять крупные и средние предприятия МП способствуют объединению экономики в единое целое и содействуют ее структурной достаточности
Доминирование крупных предприятий, монополизация рынка, негибкость экономики, замедленная реакция на изменение спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах
Формирование конкурентной рыночной среды, создание новых направлений деятельности, рынков, видов продукции, расширение ассортиментa товаров и услуг, повышение их качества, снижение издержек и цен
Простое воспроизводство МП, ограничение сфер деятельности, наличие барьеров демонополизации экономики Блокирован механизм гибкости цен, замедленная реакция в повышении качества продукции
Возможность реализовать предпринимательские и творческие способности, создать новые рабочие места, обеспечить занятость населения Формирование социального слоя мелких собственников (средний класс)
Ограничение возможности создания своего дела по причине нехватки стартового капитала и сохраняющихся административных барьеров Замедленный рост числа МП не способствует росту занятости населения
Обеспечение взаимоотношений малого предпринимательства с государством и крупным бизнесом, влияние на политическое устройство общества Сектор МП служит основой для формирования среднего класса
В предпринимательской деятельности не задействованы широкие слои населения, что не способствует формированию полноценного слоя собственников
Итак, на основании выше сказанного можно заключить, что роль малого бизнеса в рыночной экономике значительна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.
Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Роль малого предпринимательства в экономике России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 12.01.2016 2016-01-12
Статья просмотрена: 16066 раз
Библиографическое описание:
Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. №2. С. 626-629. URL https://moluch.ru/archive/106/25029/ (дата обращения: 31.01.2020).
Малое предпринимательство, недооцененное в России, является двигателем экономики многих стран. Так почему же в нашей стране оно не получило должного развития, внимания?
Итак, начнем с определения, малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка [1].
Для их деятельности характерен небольшой размер как самого бизнеса, так и прибыли, дохода, в сравнении с средними и крупными предприятиями. Также существуют и ограничения по количеству сотрудников, для данного вида компаний — это менее 100 человек.
Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней.
Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование [6]. Правительство Российской Федерации устанавливает следующие способы и меры помощи:
меры финансовой поддержки;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
меры для развития инфраструктуры поддержки;
применение специальных налоговых режимов [2].
Всё это помогает развивать малое предпринимательство, а в дальнейшем и экономику России. Но для того, чтобы понять плюсы и минусы государственной помощи в нашей стране, необходимо сравнить с зарубежными странами.
Нельзя не упомянуть о том, что многое зависит от системы государственной поддержки предпринимательства с учетом особенностей государственного и политического устройства, традиций и направлений экономического развития. В связи с данными особенностями, не рационально прямое перенесение в наше страну американскую, германскую или другую модель государственной поддержки малого бизнеса. В то же время исследование механизмов поддержки малого бизнеса, организационных структур в других странах помогает выявить и бороться с проблемами Российской системы. С учетом зарубежного опыта можно выделить следующие системы формирования и поддержки малого бизнеса:
- Наличие правовых актов, которые определяют цели государственной политики и регулируют комплекс вопросов для поддержания малого предпринимательства.
- Разработка систем и программ государственного финансирования, консультационного, внешнеэкономического, информационного и технологического содействия малому бизнесу.
- Сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства. То есть решение и управление недостатков, присущих той или иной системе поддержки бизнеса, а также создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности.
- Наличие развитой системы учреждений и организаций, обеспечивающих скоординированное выполнение комплекса задач, для поддержки предпринимательства.
- Распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти, с сохранениями основных функций за центром.
Малый бизнес в развитых странах занимает прочные позиции в торговле, строительстве, сфере деловых услуг. Около половины изобретений создаются именно малыми предприятиями, также малое предпринимательство уже проникает в новые отрасли производства (машиностроение, энергетика, приборостроение, коммуникации, телекоммуникации и т. д.). Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Немаловажно, что зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого бизнеса в кризисных условиях, когда экономика нуждается в коренной перестройке и требуется снижение социальной напряженности.
Для развития экономики России, малый бизнес имеет большое значение. Рассмотрим, почему так происходит.
- Малый бизнес — важный сектор экономики.
Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса. Ведь когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно малые предприятия помогли в укреплении и становлении рыночной экономики.
- Малый бизнес — один из основных источников налоговых поступлений.
Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджета. Предприниматели совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизнес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения [5].
- Социально-экономическая роль малого бизнеса.
Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, тем самым повышая уровень занятости населения, уменьшая уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает небольшое количество человек, что оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения.
Вместе с преимуществами у малого предпринимательства есть и свои недостатки, проблемы, с которыми также необходимо ознакомиться.
Для предпринимателей, задавшихся целью основать малый бизнес необходим постоянный поиск инвестиций, чтобы создать собственное дело, а в дальнейшем продолжить и не разориться [3]:
затрудненное инвестирование. Государство оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, но этого не достаточно и не всегда государственные структуры вкладывают деньги и силы в начинающие предприятия. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов [4];
малодоступные кредиты. Не смотря на бизнес-проекты, идеи малого бизнеса, банки не имеют достаточного стимула, чтобы кредитовать такие предприятия. Не помогают и проводимые государством программы;
лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для начинающих предпринимателей.
Итак, малое предпринимательство в России испытывает трудности, чтобы их преодолеть, необходима последовательная работа по совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого предпринимательства, а также повышению эффективности региональных программ и преодолению коррупции. Сейчас необходима долгосрочная стратегия развития малого бизнеса, которая сможет решить социально-экономические проблемы страны [5].
Далее рассмотрим, что же необходимо для успешного развития малого бизнеса не только с позиции государства и улучшения экономики, но и с позиции предпринимателя, ставившего перед собой цель — материальное благополучие (табл.).
Меры, необходимые для развития малого предпринимательства в России
Меры
Содержание мер
Развитая правовая система
Включает в себя законы, защищающие предпринимателя, формирование правовой среды, которая помогает решать проблемы, стоящие на пути предпринимателя, начиная с момента регистрации.
Удаление административных барьеров
Расходы на преодоление административных барьеров — достигают 10 % от выручки предпринимателя. Также необходимо упростить сам процесс регистрации компании. Административное вмешательство в основном негативно сказывается на малом бизнесе.
Развитие системы гарантия и страхования рисков
Развитие данной системы предназначено для финансирования и кредитования малого бизнеса и связанные с этим риски. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, что ограничивает малые предприятия, существует необходимость в специальных банках, предназначенных для малого бизнеса.
Решение такого рода проблем — обязательное составляющее для повышения уровня экономики страны, ведь в нашей стране происходит давление налоговой системы на малое предпринимательство. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики.
Так как в России наблюдается социально-экономическая нестабильность, инфляция, то малоэффективные реформы не налаживают тандем «предпринимательство — государство — общество». Итак, для эффективного решения социальных и экономических задач общества, развития предприятий малого предпринимательства необходимо: дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, уменьшение налоговой нагрузки, целенаправленное расходование финансовых средств и оказание поддержки в решении финансово-имущественных проблем.
Итак, в России в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли малого бизнеса, что положительно влияет на экономику в целом. Малый бизнес — неотъемлемый субъект экономической системы государства, хоть и доля малых предприятий не велика. Я считаю, что необходимо усиление государственной поддержки и инвестиций в данный вид бизнеса.
Бизнес и его перспективы в условиях санкций
Проблема развития малого и среднего бизнеса давно являлась одной из ключевых проблем нашей страны, решение которой в строго необходимой степени требовалось для наращивания темпов экономического развития.
Уровень актуальности данной проблемы в высшей степени обострился в связи с введением санкций против России странами Запада и последовавшим за этим ответом в виде контрсанкций. Это привело к возникновению суровых условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса и замедлению экономического роста.
Вместе с тем, с самых высоких трибун регулярно звучали и продолжают звучать заявления о неминуемом оздоровительном эффекте подобных условий, потому что, по оценкам ряда экспертов, сложившаяся ситуация рынка заставит сектор МСП приспосабливаться и решать задачи по импортозамещению и диверсификации экономики страны.
Таким образом, на малый и средний бизнес возложена фундаментальная роль в решении задач по ускорению темпов экономического развития страны. Каковы же перспективы этого развития? Что делать государству и как бизнесу помочь самому себе в условиях кризиса и «санкционных войн»?
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, формируя необходимый сегодня средний класс, который должен составлять значительную долю активного населения в экономике. Западные страны отводят ведущее место именно малому бизнесу. Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости МСП сектора, и там ему сознательно отводится ведущее место.
Развитие малого бизнеса способствует сокращению числа безработных, росту уровня доходов населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет, обеспечению благоприятных условий формирования потенциала в науке и производстве.
Тем не менее, российская и зарубежная практика свидетельствует о важности госвмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. Действующие условия кризиса и санкций, а также ограниченности бюджетных средств подталкивают к необходимости выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий.
Осуществление эффективных и действенных мер политики государства предполагает наличие реального представления об актуальном состоянии МСП сектора и особенностях его развития в стране.
Что с малым бизнесом сейчас?
Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.09.2019 соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий – 225 556, средних предприятий – 16 977, микропредприятий – 5 570 745. Сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 428 476 человек.
По сравнению с аналогичными данными годичной давности наблюдается резкая отрицательная динамика. Количество субъектов уменьшилось более чем на 100 000. За год прекратили свое существование около 80 000 микропредприятий, 25 000 малых предприятий и 2 000 средних. Общее количество работников сократилось на полмиллиона человек.
Вклад МСП сектора в ВВП России относительно развитых европейских стран минимальный.
Как видно из предложенной выше статистики доля МСП в ВВП России снизилась до минимального уровня в 2014 году, во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций против нашей страны. За представленный период показатель доли МСП не превышал 21,2%. В 2018 году он по-прежнему сохраняется на уровне 21%.
Роль малого бизнеса в экономике РФ остается довольно незначительной. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте России, точно также, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
Малый бизнес в западных странах является непосредственным источником роста экономики страны. Там существует настоящий культ малого предпринимательства, в результате чего преобладающая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего».
Государственная политика России, направленная на поддержку малых предприятий, неэффективна. Если мы обратим внимание на отраслевая структуру МСП, то увидим, что высокие темпы развития наблюдаются лишь в сфере оптовой и розничной торговли, которая составляет 37% от общей доли МСП, 21,7% принадлежит предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации.
Сложившееся положение требует реорганизации структуры МСП посредством разработки мероприятий, создания норм и реализации программ, направленных на увеличение доли малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики.
Что делать государству?
Основными направления повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства следует считать:
- Улучшение условий кредитования. Понижение ставок и решение проблем залогового обеспечения.
- Выработка новых кредитных программ. Долгосрочные займы для инновационных компаний с высокопроизводительными рабочими местами.
- Предоставление грантов. Прежде всего для предприятий в сфере сельского хозяйства, промышленности, товарного производства, высоких технологий, социальных услуг.
- Создание комплексной инфраструктуры объектов, оказывающих помощь предпринимателям.
- Постоянный мониторинг эффективности предпринимаемых мер и их совершенствование.
Также важно отметить, что одной из ключевых причин, позволяющих успешно развиваться малому бизнесу, является целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Практика зарубежных стран в этой области и их опыт построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса не может не вызывать интереса.
Так, в большинстве развитых стран малому бизнесу на законодательном уровне присваивается статус особого субъекта госрегулирования. Социальная и экономическая значимость МСП сектора определяет особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Результатом такой политики экономически развитых стран является создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера.
Что делать бизнесу?
Кризис и санкции повлекли за собой возникновение массы проблем, большая часть которых остаются актуальными и сегодня:
- недостаток оборотных средств;
- снижение курса рубля / валютная нестабильность;
- снижение спроса на продукцию;
- недоступность заемных финансовых ресурсов;
- ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;
- сокращение объемов производства компании;
- сокращение инвестиционных программ компании / их перенос на более поздний срок;
- невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.
Без поддержки со стороны государства бизнес, конечно, не справиться со всей этой массой проблем, но, чтобы оставаться на плаву в текущих условиях, ему необходимо применять всевозможные уместные для конкретной компании антикризисные меры, среди которых наиболее распространены:
- сокращение расходов;
- реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
- оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции;
- продажа непрофильных активов;
- повышение цен;
- переориентация на выпуск иной продукции;
- сохранение/увеличение инвестпрограмм;
- сокращение производства/оказания услуг.
Несмотря на тяжелое положение, в котором оказался бизнес в результате введения санкций и влияния мирового экономического кризиса, у него появился ряд возможностей. К ним относят:
- импортозамещение;
- увеличение рынка сбыта продукции и услуг компаний внутри страны;
- рост конкурентоспособности;
- диверсификация бизнеса;
- заключение новых госконтрактов;
- рост экспорта.
Описанные выше пункты неоднозначны и носят дискуссионный характер. Позитивные оценки санкций со стороны государства не всецело разделяются бизнес-сообществом. Так, согласно статистике Российского союза промышленников и предпринимателей, влияние санкций на процесс импортозамещения рассматриваются позитивно только половиной опрошенных компаний.
Заключение
В условиях экономического кризиса и санкций представители малого и среднего предпринимательство страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого предпринимательства, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Государству необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства МСП сектор сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Влияние малого бизнеса на экономику России
Одной из составных частей экономики развитых стран, как показывает мировая практика, является малый и средний бизнес. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, влияя на стабильность и динамичность развития экономики государства в рыночной среде. В этих условиях предприниматели используют не только преимущества специализации своего предприятия и заинтересованность его работников, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: более эффективное использование таких элементов производства, как основные средства, сырьё, материалы, топливо и энергия, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Причиной распространенности малого бизнеса является доступность для широкого круга людей, функционирование в различных сферах деятельности, не требующих крупных финансовых вложений, больших материальных и трудовых ресурсов [6]. Именно малый бизнес является базой формирования среднего класса, обеспечивающего стабильность развития российского общества. Деятельность субъектов малого бизнеса более всего распространена в торговле, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности, на транспорте.
К показателям, характеризующим роль малого предпринимательства в экономике любой страны, относятся:
– число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов экономики;
– объем ВВП, произведенного малыми предприятиями, и его доля в объеме ВВП в отдельном регионе, субъекте Федерации или в стране в целом;
– обеспечение бесперебойной работы крупных промышленных предприятий;
– сумма налогов и сборов, уплаченных субъектами малого предпринимательства, и их доля в формировании региональных и федеральных бюджетов;
– численность работников, занятых на малых предприятиях полную норму рабочего времени, внешних совместителей и временно занятых на основании договоров гражданско-правового характера;
– эффективность деятельности малых предприятий, которую можно оценить через показатели финансовых результатов деятельности предприятий этой группы;
– вклад малых предприятий в насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами) и удовлетворение потребностей населения. Этот индикатор может использоваться только в тех странах, где малый бизнес еще недостаточно развит.
К критериям отнесения предприятий к категории малых и средних, в соответствии с положениями законодательства, относят среднюю численность работников, независимо от вида деятельности, и предельный объем выручки от реализации продукции (работ и услуг) и балансовую стоимость активов [2]. Субъектами малого предпринимательства являются также внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, для которых суммарная доля участия субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25 % и средняя численность работников не превышает 100 человек, со средней выручкой для микропредприятий – 60 млн руб., для малых предприятий – 400 млн руб. [8]
К особенностям отечественных малых предприятий в России следует отнести:
– поиск отечественными предприятиями дополнительных источников дохода, зачастую не связанных с основным видом деятельности, в условиях нестабильности;
– низкий уровень технической оснащенности и безграмотность предпринимателей в управленческой сфере;
– решение проблем занятости населения;
– налоговая и кредитная политика, направленные на стимулирование развития предпринимательства [8].
По данным Федеральной налоговой службы на апрель 2015 г. в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. Подобная негативная тенденция имеет административную и экономическую основу.
В настоящее время вновь наблюдается небольшое оживление в сфере малого бизнеса. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось на 25,6 ед. и составило 1 464,4 ед.
Согласно статистическим данным количество малых предприятий в 2013–2015 гг. в России растет, несмотря на неблагоприятные экономические условия. Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе по стране не сократилась, но темпы роста численности в 2014 г. были ниже, чем в 2015 г. На индивидуальных предпринимателях сложности 2014 г. отразились сокращением численности в 2014 г. на 3,4 % [7]. Но предприниматели быстро адаптировались к существующим экономическим условиям, и в 2015 г. их численность выросла на 19 %.
Несмотря на развитие, малый бизнес имеет ряд проблем, затрудняющих его функционирование:
– недостаточная заинтересованность органов власти субъектов Федерации в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса;
– отсутствие механизма предоставления льгот финансовым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов;
– дефицит маркетинговой и консультационной поддержки субъектов малого бизнеса;
– отсутствие широкого информационного обеспечения функционирования предприятий малого бизнеса.
Основными экономическими причинами неразвитости малого бизнеса являются постоянно повышающиеся в результате скачков курса рубля цены на сырье и основные средства, высокие ставки по кредитам, рост отчислений в социальные внебюджетные фонды, организация сбыта произведенной продукции [5].
В условиях кризиса перед экономикой страны стоит задача стимулировать инвестиционную активность реального сектора экономики. Причем главным инвестиционным ресурсом выступают собственные средства. Стимулирование инвестиций осуществляется в этих условиях с помощью таких инструментов государственного регулирования, как налоговые льготы. Для субъектов малого бизнеса инвестиционно-ориентированная налоговая политика включает следующие условия:
– налоговое стимулирование производственных и научно-производственных организаций;
– освобождение организаций от уплаты налогов в течение первых двух лет с момента создания;
– введение специальных налоговых режимов.
Все эти условия работают в рамках действующего налогового законодательства России [3]. Вместе с тем существуют недостатки налоговой системы в части налоговых льгот для малых предприятий в рамках общей системы налогообложения в целях увеличения и стимулирования инвестиционной активности.
Масштабы развития малого предпринимательства в России и вклад данной сферы в оздоровление экономики в настоящее время явно недостаточны. Они все еще не соответствуют мощному природно-ресурсному, научно-техническому и человеческому потенциалу нашей страны [1]. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса.
Если говорить о влиянии на формирование доходов бюджета, то по данным Федеральной налоговой службы РФ общий объем поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный бюджет РФ в 2014 г. увеличился на 18 %. Более 64 % общего объема поступлений налога на совокупный доход приходится на единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения.
Значение, роль и место малого предпринимательства в экономике Дагестана отмечены в стратегии социально-экономического развития РД на период до 2025 г., согласно которой объем выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВВП республики должен увеличиться в 2025 г. примерно до 45 % [4]. За последнее время руководством республики Дагестан приняты и реализованы ряд мер по развитию и защите прав предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и создание правовой базы.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане создана специальная инфраструктура, которая включает систему грантов и бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РД, Дагестанская лизинговая компания и мобильный консультационный центр. Дагестанские предприниматели активно участвуют в конкурсах грантов, проводимых дагестанским правительством: в 2009 г. гранты получили 177 предпринимателей, в 2014 г. – 455 предпринимателей, а в 2016 – 484 предпринимателя. На мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане в 2016 г. из федерального бюджета было выделено 248,1 млн руб.
Степень эффективности применения мер по поддержке малого бизнеса в Республике Дагестан демонстрирует динамика изменений количества и среднесписочной численности предприятий малого бизнеса.
Анализ численности лиц, занятых в малом бизнесе РД, показывает, что в 2014 г. произошло снижение количества налогоплательщиков на 5,2 % на фоне ввода западных санкций и роста инфляции, а в 2015 г. произошел рост численности предпринимателей на 11,2 % [9]. Причем снижение произошло в результате выхода из бизнеса плательщиков ЕНВД, т.е. лиц, занятых в сфере услуг. В 2015 г. население адаптировалось к существующим условиям и вернулось в бизнес, что подтверждает и рост налоговых платежей [10]. Причем рост налоговых платежей опережает прирост количества налогоплательщиков, что свидетельствует об увеличении прибыльности малого бизнеса и эффективности администрирования налогоплательщиков, занятых в сфере малого предпринимательства (табл. 3).
Изменение количества и численности занятых на малых предприятиях РФ в 2013–2015 гг.