Содержание
- 1 Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
- 2 Государственные унитарные предприятия
- 2.1 В чем заключается суть данного предприятия?
- 2.2 Почему их создают?
- 2.3 Особенности работы
- 2.4 Какие есть формы?
- 2.5 Основанные на праве хозяйственного ведения
- 2.6 Основанные на праве оперативного управления
- 2.7 Вопросы имущества
- 2.8 Откуда берется имущество?
- 2.9 Программы деятельности
- 2.10 Особенности финансов
- 3 Тема 10. Унитарные предприятия и учреждения. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
- 4 Унитарное предприятие — определение, назначение, классификация
- 5 ВУЗРУ
- 6 Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
ГАРАНТ:
См. Положение о принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 августа 2007 г. N 505
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ пункт 1 статьи 20 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 16.1
16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
4. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ в пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
Государственные унитарные предприятия
Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Также стоит отметить, что унитарным предприятие может считаться еще и потому, что его имущество является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
В чем заключается суть данного предприятия?
Стоит отметить, что унитарное предприятие представляет собой довольно специфическую форму организации деятельности. В частности, унитарность характеризуется следующим:
- Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.
- Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.
- Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.
- Имущество является абсолютно неделимым.
- В компании полностью отсутствует возможность членства.
- Органы управления являются единоличными.
Почему их создают?
Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие:
- Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
- Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
- Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе.
Особенности работы
Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в муниципальной или государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах, описанных далее.
В фирменном наименовании, которое имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.
Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества. Помимо этого стоит отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия всецело отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного имущества.
Орган унитарного предприятия – это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подответным.
Какие есть формы?
В соответствии с действующим Гражданским Кодексом унитарные предприятия формируются исключительно в форме муниципальных и государственных компаний, которые основываются на разных правах.
Основанные на праве хозяйственного ведения
Федеральное государственное унитарное предприятие, которое основывается на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли. Устав, которым руководствуется федеральное государственное унитарное предприятие, должен включать в себя, помимо стандартной информации, которая является необходимой для каждого юридического лица, также информацию о конкретном предмете и различных целях деятельности данного предприятия и информацию о размере уставного фонда. Стоит отметить тот факт, что предприятие унитарного типа представляет собой единственную коммерческую организацию, у которой есть гражданские права и обязанности, непосредственно связанные с деятельностью, обозначенной уставом.
Уставной фонд, который имеет муниципальное унитарное предприятие, должен быть больше суммы, равной 1000-кратной сумме минимальной зарплаты в месяц, в то время как государственное предприятие должно иметь фонд, превышающий сумму, 5000-кратную размеру МРОТ. Также стоит отметить, что собственник должен всецело оплатить уставной фонд на протяжении трех месяцев после того, как зарегистрируется данная организация.
Собственник имущества, которое закрепляется за данным предприятием, не отвечает по обязательством компании за исключением тех случаев, когда банкротство компании является прямым следствием указаний со стороны собственника данного имущества. Учредитель же определяет, каким составом будет руководствоваться муниципальное унитарное предприятие, а также кто именно будет назначен его руководителем.
Основанные на праве оперативного управления
Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.
Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.
Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.
Вопросы имущества
Имущество унитарного предприятия может использоваться следующими способами:
- Оперативное управление.
- Хозяйственное ведение.
Стоит отметить, что имущество данного предприятия представляет собой собственность РФ, ее субъекта или же определенного муниципального образования, а также находится в его распоряжении на разных правах, указанных выше.
Если речь идет о хозяйственном ведении, то в данном случае права унитарного предприятия включают в себя возможность распоряжения данным имуществом, а также доходами и выпускаемой продукцией полностью самостоятельно, учитывая различные ограничения, которые устанавливаются законодательством и другими правовыми актами.
В случае оперативного управления предприятие может распоряжаться имуществом, собственной продукцией и доходом исключительно в том случае, если на это было получено согласие со стороны собственника.
Собственник имущества полностью решает вопросы касательно создания предприятия, выбора определенного предмета, а также задач, которые ставит перед собой его деятельность, ликвидации и реорганизации. Помимо этого, им осуществляется контроль над использованием по определенному назначению и надлежащей сохранностью имущества, принадлежащего предприятию. Стоит отметить, что производственное унитарное предприятие может получить имущество от собственника исключительно в качестве вклада в уставной фонд или же сверх определенного уставного фонда.
Управление унитарным предприятием не предусматривает возможности учреждать какие-либо дочерние предприятия, так как присутствует законодательный запрет на то, чтобы выступать учредителем каких-либо других унитарных предприятий посредством передачи им определенной доли своего имущества в хозяйственное ведение. Необходимость в использовании данного запрета обуславливается тем, что нельзя вывести из-под контроля имущество предприятия посредством создания дочерних компаний.
Откуда берется имущество?
Финансовые ресурсы, которые имеет государственное или частное унитарное предприятие, имеют такие же источники, как и все остальные коммерческие предприятия.
В частности может быть несколько возможных источников формирования имущества такой компании:
- Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;
- Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;
- Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;
- Различные заемные средства, включая также кредиты банков;
- Амортизационные отчисления;
- Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;
- Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;
- Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;
- Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.
У унитарного предприятия есть право самостоятельно распоряжаться активной частью средств. В частности такая компания может продавать другим предприятиям, учреждениям или же организациям различные транспортные средства, оборудование, сырье или же инвентарь, а также прочие материальные ценности для того, чтобы получить доход от реализации данных активов.
У такой компании нет возможности каким-либо образом распоряжаться недвижимым имуществом, и в случае необходимости его продажа может осуществляться только в том случае, если на это было получено непосредственное согласие со стороны собственника данного имущества.
Согласование различных сделок предприятия с любым имуществом, цена которого является более 150 000 000 рублей, проводится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, причем данное управление в процессе своей работы основывается на решении правительства РФ или же тех решениях, которые по его поручению принимаются заместителем председателя правительства.
В соответствии с действующим постановлением правительства различные сделки, связанные с продажей федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на правах хозяйственного ведения, проводится посредством продажи данного имущества через аукцион. Организатором в данном случае должно выступать само предприятие или же то лицо, которое действует на основании договора с определенным предприятием.
Программы деятельности
Взаимоотношения между государственным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.
В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
Особенности финансов
Особенности финансов в данном случае основываются на методах формирования источников получения денежных ресурсов компании. Финансы, которые присутствуют у того или иного унитарного предприятия, значительно отличаются от финансов организаций и, в первую очередь, финансов акционерных обществ. Данные отличия заключаются в формировании уставного капитала, получении и дальнейшем использовании полученной прибыли, а также привлечении сторонних бюджетных источников финансирования или же заемного капитала.
Уставной капитал, который имеют унитарные предприятия, формируется посредством закрепленных оборотных и основных активов, а его размер отображается в балансе компании на дату утверждения данного устава. Уставной фонд унитарного предприятия выполняет точно такие же функции, как и уставной капитал каких-либо других коммерческих организаций. Помимо того, что данный фонд рассматривается как материальная основа для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, именно он используется в качестве базового индикатора ее эффективности.
Если в конце финансового года цена чистых активов данного предприятия окажется меньше того минимального размера, который был установлен на дату государственной организации, и при этом на протяжении последующих трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена хотя бы до этого уровня, в таком случае собственником муниципального предприятия в обязательном порядке должно быть принято решение о его окончательной ликвидации.
Тема 10. Унитарные предприятия и учреждения. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
1. Унитарным предприятие признается (ст. 113 ГК РФ) коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
2. «Право хозяйственного ведения» – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс, находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.
3. «Право оперативного управления» – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс – все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
4. Имущество государственного унитарного предприятия (ГУП) или муниципального унитарного предприятия (МУП) является собственностью государства (Российской Федерации и субъектов РФ) или муниципального образования.
5. Имущество ГУП или МУП принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется гл. 4 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
7. Унитарные предприятия (УП) делятся на:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы) – могут распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами;
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральные казенные предприятия (КУПы) – вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
8. Размер уставного капитала ГУП не может быть менее (ст. 12 ФЗ № 161-ФЗ) чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
9. Размер уставного капитала МУП не может быть менее (ст. 12 ФЗ № 161-ФЗ) чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
10. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – это казенное предприятие.
11. Государственное или муниципальное унитарное предприятие (ГУП/МУП) может быть создано в случае (ст. 8 ФЗ № 161-ФЗ):
– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
– необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
– необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
– необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
12. Казенное предприятие может быть создано в случае (ст. 8 ФЗ № 161-ФЗ):
– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;
– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
– необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
13. Учредительным документом унитарного предприятия является устав предприятия.
14. Имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
15. УП вправе только по согласованию с собственником:
1) изменять свою организационно-правовую форму юридического лица;
2) распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом;
3) распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом;
4) создавать филиалы и открывать представительства;
5) быть участником коммерческих и некоммерческих организаций;
6) выступать учредителями кредитных организаций;
7) создавать дочерние унитарные предприятия.
16. Органом УП является (ст. 21 ФЗ №161-ФЗ) руководитель, который назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
17. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
18. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
19. Собственник (т.е. государство или муниципальное образование) имущества казенного предприятия по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества несет субсидиарную ответственность.
20. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
21. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
22. Государственное или муниципальное учреждение может быть:
23. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
24. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
25. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе, закрепленным за ним недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом.
26. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
27. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
29. При переходе права собственности на ГУП или МУП как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества, такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Унитарное предприятие — определение, назначение, классификация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ведение всякой хозяйственной деятельности (не путать с личным подсобным хозяйством) в нашей стране сопряжено с обязательным созданием хозяйствующего субъекта (т.е. ИП или юридического лица).
Некоторые из субъектов ведут коммерческую деятельность, некоторые – некоммерческую (что такое некоммерческие организации).
Но классификация организаций на этом не заканчивается. Хозяйствующие субъекты также дифференцируются (подразделяются) на виды в зависимости от формы собственности (частные, государственные, смешанные) и от правового статуса.
Классификация в зависимости от правового статуса подразумевает следующие виды предприятий:
- ИП;
- хозяйственные общества и товарищества (ООО, ОАО, ПАО и др.);
- кооперативы;
- унитарные предприятия.
Сегодня мы в деталях рассмотрим, что такое унитарное предприятие, для чего создается и какие виды унитарных предприятий существуют.
Унитарное предприятие – это …
Разберем этот термин дословно, и тогда сразу станет понятна организационная суть унитарной организации:
- предприятие – это юридическое лицо, ведущее хозяйственную деятельность (т.е. оно либо производит продукцию, либо реализует товары, либо предоставляет услуги и т.д.);
- «унитарный» в переводе с латинского (ūnitās) означает «единство».
Понятие «унитарное» применительно к предприятию означает, что имущество, принадлежащее данной организации, является неделимым (единым), оно не делится на доли.
Унитарное предприятие (УП) имеет коммерческую направленность, т.е. целью его хозяйственной деятельности является получение дохода.
Основная особенность УП в том, что имущество, закрепленное за этой организацией, не является ее собственностью. В нашей стране собственниками имущества УП может быть либо государство, либо муниципальные образования.
Предприятие пользуется этим имуществом только как управленец. Прибыль от ведения хозяйственной деятельности получает собственник имущества (т.е. государство или муниципальное образование).
Причины и цели создания
Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.
Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.
Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.
Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.
Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.
И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).
Виды унитарных предприятий
Исходя из принадлежности имущества, УП подразделяют по следующим видам:
- Федеральные государственные предприятия (ФГП) – имущество УП принадлежит государству, учреждается Правительством РФ либо властью федерального уровня;
- Государственное унитарное предприятие (ГУП) субъекта РФ (что это такое?) – имуществом владеет субъект РФ, решение об образовании принимается этим самым субъектом РФ:
- ОГУП (областное),
- КГУП (краевое),
- РГУП (районное);
- муниципальное унитарное предприятие (МУП) – имущество принадлежит муниципальному образованию (что это такое?), решение об учреждении исходит от органов местного самоуправления.
Если УП создано для хозяйствования на основе оперативного управления, то такое предприятия называется казенным.
Исходя из права, на основании которого ведется хозяйственная деятельность УП, принята следующая классификация:
Для того чтобы понять суть такого управления, посмотрите следующую схему:
Устав, фонд и ответственность унитарного предприятия
УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:
- фирменное наименование предприятия с указанием владельца его имущества. Например – «МУП». Из названия становится понятно, что имущество принадлежит муниципальному образованию;
- точный юридический и фактический адрес;
- цель деятельности;
- предмет деятельности (описание того, чем должно заниматься конкретное УП);
- сумма уставного фонда.
Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.
При создании УП учреждается уставной фонд (УФ) (минимальный размер имущества УП). Исключение составляют унитарные казенные предприятия, при их создании УФ не формируется.
УФ может быть в форме денежных средств, ценных бумаг (что это такое?) и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.
Размер уставного фонда:
- УФ государственного УП ≥ 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда) на дату регистрации организации;
- УФ муниципального УП ≥ 1000 МРОТ.
Ответственность унитарного предприятия:
- УП отвечает по всем своим долговым и прочим обязательствам, принадлежащим ему имуществом. Это значит, что в случае невозможности расплатиться, например, с поставщиком за поставленный товар, УП вынуждено будет реализовывать свое имущество для получения необходимых денежных средств;
- УП не отвечает своим имуществом за обязательства владельца имущества;
- Владелец имущества УП не несет ответственности за обязательства УП (исключение – собственник казенного УП, он несет равную ответственность с УП по его обязательствам).
Законодательное регламентирование деятельности
Создание, деятельность, права, обязанности УП регулируется государством в следующих законодательных актах:
- Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.;
- ФЗ РФ № 131-ФЗ (ст. 17) от 06.10.2003 г.;
- Гражданский Кодекс (ГК) РФ (ст. 113, 114).
Краткое резюме
- Унитарное предприятие ведет коммерческую деятельность.
- Имущество УП принадлежит государству или муниципальному образованию.
- УП несет ответственность по своим обязательствам имуществом УП.
Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!
ВУЗРУ
“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”
Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием
За унитарным предприятием закрепляется определённое имущество на праве хозяйственного введения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определённых законодательных границах.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:
— «имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников».
Имущество, находящееся у унитарного предприятия на балансе, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления т.е. у имущества унитарного предприятия есть собственник в лице государства.
При этом казенные предприятия менее самостоятельны в распоряжении имущества, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.
Распоряжаться своим имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Также собственник определяет порядок использования прибыли предприятия. Без разрешения собственника казенное предприятие не может распоряжаться движимым или недвижимым имуществом. Собственник вправе изъять имущество неиспользованное, излишнее, а также имущество, используемое не по назначению. Имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем, доходы предприятия от его деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источниками формирования имущества предприятия. На совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с распоряжением или отчуждением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением), необходимо согласие собственника, что составляет еще одно отличие правомочий казенного предприятия.
К примеру, у казенного предприятия ограничены права на распоряжение земельным участком, который находится у него в аренде. Казенное предприятие, которое берет в аренду земельный участок, находящийся в собственности государства не имеет права:
— отдавать в залог арендные права;
— сдавать в субаренду данный земельный участок;
— передавать по договору аренды другим лицам (перенаем) свои права и обязанности;
— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Предприятия, относящиеся к типу, основанному на праве хозяйственного ведения, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Законодательство устанавливает следующие ограничения на право распоряжения имуществом унитарных предприятий:
— ГМП не вправе распоряжаться переданным ему собственником недвижимым имуществом без согласия собственника: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо распоряжаться иным способом;
— остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, однако такое распоряжение допустимо лишь в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой установлены его уставом (это же ограничение распространяется дополнительно и на распоряжение недвижимым имуществом);
— предприятие не вправе без согласия собственника: предоставлять займы, выдавать поручительства, получать банковские гарантии, осуществлять сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; а также заключать договоры простого товарищества.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Однако, но в обоих разновидностях имеют место резервный, жилищный, мобилизационный, социальный фонды, фонд материального поощрения работников, фонд развития предприятия, фонд специального назначения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ «уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До завершения формирования уставного фонда, унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Таким образом, правосубъектность унитарного предприятия в полном объеме возникает только после завершения формирования уставного фонда.
Уставный фонд необходим для формирования минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов предприятия. В ином случае если интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, то формирование уставного фонда не требуется.
Уставный фонд унитарных предприятий формируется за счет денежных средств, но может также формироваться с помощью ценных бумаг, иных вещей, а также имущественных прав, имеющих денежный эквивалент. Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.
В дальнейшем размер уставного фонда может изменяться подобно тому, как это предусмотрено для организаций частного сектора:
– в случае передачи собственником недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ГУП на праве хозяйственного ведения, уставной фонд ГУП подлежит увеличению и перерегистрации в общеустановленном порядке;
– в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов ГУП окажется меньше размера его уставного фонда, уставной фонд подлежит уменьшению до размера, не превышающего стоимости чистых активов; соответствующие изменения регистрируются в установленном порядке.
«Управление государственными предприятиями – это система организационно-экономических отношений между руководителем государственного предприятия и органами управления исполнительной власти по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».
Основы управления унитарными предприятиями были заложены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности управления казенными предприятиями регулируются Постановлением Правительство РФ от 15.12.2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяется Министерством экономического развития РФ.
Можно выделить следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:
— обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);
— внедрение системы экономического мониторинга и контроля функционирования федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества).
Деятельность унитарного предприятия не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью подобных предприятий со стороны государства.
Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью унитарных предприятий:
– механизм административного управления;
– механизм правового управления;
– механизм экономического управления.
Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов (Рис. 3).
Государство, как собственник решает большой круг вопросов, среди них:
— вопросы, связанные с распоряжение недвижимым имуществом ГУП;
Механизм управления государственным предприятием