Какой максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов?

Содержание

Содержание

Статья 13. Срок проведения проверки

Статья 13. Срок проведения проверки

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

1.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

2.1. В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

2.2. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

4. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Максимальный срок трудовой проверки зависит от ее вида и от категории проверяемого субъекта. В статье разъясним, сколько длятся проверки, могут ли их продлить и с какого момента считать контрольное мероприятие начавшимся.

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Согласно ст. 13 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ) проверять работодателя могут максимум 20 рабочих дней. Это относится и к документарным, и к выездным контрольным мероприятиям.

Установлены ограничения для проведения выездных плановых проверок в отношении:

  • малого бизнеса — не более 50 часов в год;
  • микропредприятий — не более 15 часов в год.

По документарным плановым, а также по внеплановым проверкам этих субъектов такого ограничения нет. О критериях отнесения предприятия к указанным категориям см. ст. 4 закона «О развитии малого…» от 24.07.2007 № 20-ФЗ.

Допускается продление выездных плановых проверок на тот же срок, но лишь в исключительных случаях. Они должны быть связаны с потребностью в проведении длительных и/или сложных экспертиз, расследований и т. д. Другие виды проверок не подлежат продлению.

Приостановление проверки возможно только в отношении малого бизнеса и микропредприятий и лишь в одном случае — при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия. Напомним, что инспекторам ГИТ запрещено требовать от работодателя документы, которые имеются в распоряжении государственных или муниципальных органов (в том числе лицензии).

Срок приостановления — не более 10 рабочих дней. В этот период инспектора не могут находиться на территории работодателя.

Если необходимо проверить организацию, имеющую подразделения в нескольких субъектах РФ, срок по каждому подразделению должен устанавливаться отдельно. Но общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней.

С какого момента исчисляется срок проверки ГИТ?

Правовым основанием для проведения проверки трудовой инспекцией выступает приказ ее руководителя или его заместителя (ч. 1 ст. 14 закона 294-ФЗ). В приказе указывается как общий срок проверки, так и дата, с которой инспектора обязаны приступить к ее проведению. Именно с этой даты и начинается срок проверки ГИТ.

Приказы о проведении плановых проверочных мероприятий должны издаваться на основании утвержденного плана. Отметим, что планы находятся в открытом доступе. С ними можно ознакомиться на официальном портале ГИТ по субъекту РФ. Также узнать о запланированных контрольных мероприятиях можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Читайте также:  Господдержка малого бизнеса в 2019 году

Однако в планах указывается лишь месяц проверки. О конкретной дате ее проведения работодатель узнает, когда получит на руки копию соответствующего приказа (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки).

По-другому обстоит дело с внеплановыми проверками. По общему правилу уведомить работодателя о таком мероприятии должны не позднее чем за 24 часа до его начала (ч. 16 ст. 10 закона 294-ФЗ). При этом ГИТ не обязана уведомлять работодателя о внеплановом визите, если основанием для него явилось следующее (ч. 8 ст. 360 ТК РФ):

  • сообщение работником о нарушении его трудовых прав;
  • информация об угрозе жизни и здоровью людей, полученная из различных источников — от граждан, организаций, СМИ, госорганов и т. д.

Максимальный срок трудовой проверки — 20 рабочих дней, а для малого бизнеса и микропредприятий — 50 и 15 часов соответственно. На такой же срок могут продлить плановые выездные проверки, но лишь в исключительных случаях. Срок начала проверки начинается с даты, указанной в приказе о ее проведении.

Срок проведения проверок

Данная статья посвящена срокам проведения проверок, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели.

Сроки проведения проверок являются важным составляющим любой проверки. В целях соблюдения баланса интересов медицинских (фармацевтических) организаций и органов надзора в сфере здравоохранения, недопущения произвольного и неограниченного вмешательства органов надзора в деятельность проверяемых ими лиц, действующее законодательство устанавливает конкретные сроки, в рамках которых допускается проведение проверки в отношении медицинских (фармацевтических) организаций. В данной статье сроки проведения проверок будут рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Законные основания проведения проверок

По общему правилу сроки проведения проверок и случаи продления сроков проведения проверок регламентируются Законом № 294-ФЗ. Исключение составляют прокурорский , налоговый и другие формы контроля, указанные в п. 3, 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

Однако особенности организации и проведения проверок в части, касающейся (в том числе) сроков проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора). К таким видам контроля, например, относится лицензионный контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Общий срок проведения проверок

В отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций могут проводиться плановые и внеплановые проверки, в документарной или выездной формах. Срок проведения каждой из форм проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения проверок в отношении медицинской (фармацевтической) организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Сроки проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

В соответствии со ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. Критерии для отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства даны в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Правила исчисления срока

Необходимо обратить внимание, что сроки проведения проверок исчисляются в рабочих днях. В рабочие дни не включаются выходные и нерабочие праздничные дни, официально установленные действующим законодательством.

Действующее законодательство устанавливает максимальную продолжительность проведения проверки – 20 рабочих дней. На практике срок проверки может составлять менее 20 дней, в приказе (распоряжении) о проведении проверки указывается конкретное количество рабочих дней, в течение которых будет проводиться проверка и превысить которое должностные лица органа контроля не имеют право.

Продление срока проведения проверки

Согласно действующему законодательству, продление срока проверки допускается только в случаях, предусмотренных законом. Далее в статье будут рассмотрены случаи продления сроков проведения проверок.

Продление срока проведения плановых выездных проверок

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем соответствующего органа контроля на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку.

Срок выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов. Необходимо обратить внимание, что срок проведения остальных проверок (документарные плановые проверки, внеплановые проверки в любой форме) продлению не подлежит.

Приостановление срока проведения проверки

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Причем повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел положения о том, что на период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с проверкой действия органа надзора на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъектов малого предпринимательства (п.2.2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Таким образом, данная норма никоим образом не касается иных хозяйствующих субъектов и срок приостановления проведения проверки никак не повлияет на действия контролирующего органа по проведению проверки в их отношении.

Привлечение экспертов и экспертных организаций при проведении выездной проверки

Органы государственного контроля привлекают к проведению выездной проверки медицинских и (или) фармацевтических организаций экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с медицинской и (или) фармацевтической организациями, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Понятие аффиллированных и лиц дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Под экспертами, экспертными организациями, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ понимаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, в связи с их участием в мероприятиях по контролю, может производиться в установленных случаях за счет соответствующего государственного или муниципального бюджета или за счет медицинской (фармацевтической) организации, в отношении которой проводится проверка, в том числе, на основании предписания о проведении экспертизы.

Сроки проведения проверок отдельными органами контроля (надзора)

В данной статье рассматриваются правила проведения проверок некоторыми из органов государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом № 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленными иными федеральными законами.

Сроки проведения проверки радиационной безопасности

Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» .

Согласно п. 7 ст. 10.1 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» срок проведения проверки составляет не более чем 30 рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Сроки проведения проверки лицензирующим органом

Статья 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» посвящена порядку организации и осуществления лицензионного контроля. Данная статья не содержит специальных правил в части сроков проведения проверок и прямо отсылает к нормам Закона № 294-ФЗ.

Читайте также:  Телефон с функцией оплаты банковскими картами

Сроки проведения проверки органами пожарной безопасности

Сроки проведения проверки пожарной безопасности, в соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентируются Законом № 294-ФЗ.

Сроки проведения проверки Роспотребнадзора

Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, к данному виду контроля применяются сроки, рассмотренные в данной статье.

Сроки проведения проверки трудовой инспекции

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства от 01.09.2012 № 875.

Однако действующим трудовым законодательством также не установлены особенности в части срока проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций.

Сроки проведения проверки налоговыми органами

В начале данной статьи отмечено, что Закон № 294-ФЗ не подлежит применению к отдельным видам контроля (надзора), в том числе к налоговым, прокурорским, страховым, валютным и иным проверкам.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских (фармацевтических) организаций при осуществлении налогового контроля регулируются Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Санкции за нарушение сроков проведения проверки

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ органы контроля (надзора) не имеют право использовать незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми медицинскими и (или) фармацевтическими организациями.

Недействительность результатов проверки

Нарушение сроков проведения проверки в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением действующего законодательства. Результаты проверки, в данном случае, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления медицинской и (или) фармацевтической организацией.

Таким образом, законодатель для любых видов и форм контроля установил единый срок для проведения проверки не более 20 рабочих дней (за исключением проведения проверки организаций, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов- не более 60 рабочих дней), который продлению не подлежит. Исключения из данного правила составляют выездные плановые проверки.

Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

Срок проведения

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Требования к организации

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Читайте также:  Малое предпринимательство в строительной отрасли

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Полезное видео

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

Как ГИТ будет проверять предприятия в 2020 году

У инспекторов государственной инспекции труда появился новый регламент по проведению проверок за соблюдением трудового законодательства. Административный регламент вступил в силу с 22 октября 2019 года. Кардинальных изменений не произошло, но многие поправки будут выгодны и полезны предприятиям.

Регламент утвержден приказом Минтруда № 160 от 13.06.2019г., но зарегистрирован в Минюсте только 10.10.2019г.

Регламент очень обширный на 96 страницах, но рассмотрим только самые важные моменты.

Плановые проверки

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Те предприятия, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют. Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Внеплановые проверки

ГИТ в 2018 году провела 136,9 тыс. проверок; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд. 251 млн. руб. штрафов.

Поводом для внеплановой проверки может послужить жалоба работника на нарушение его прав, а также иная информация, поступившая в государственную инспекцию труда, содержащая сведения об имеющихся нарушениях трудового законодательства.

Наиболее вероятным поводом для внеплановой проверки являются получение сведений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан (п.90 Регламента), а к ним относятся случаи когда работодатель:

— не проводит спецоценку условий труда;

— не предоставляет оплачиваемые отпуска;

— не выплачивает заработную плату полностью или ее часть;

— нарушает режим труда и отдыха работников предприятия;

— не обеспечивает работников средствами защиты;

— не предоставляет гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда;

— не оформляет или ненадлежащее оформляет трудовые отношения;

— допускает к работе сотрудников не прошедших инструктаж, медосмотр, обучение и т.д.

Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). В Регламенте установили, что обращение гражданина о прекращении рассмотрения его заявления — не основание для прекращения внеплановой проверки (п. 29 Регламента). Таким образом, если пожаловавшийся в ГИТ работник решит вопрос с работодателем и отзовет жалобу, на проведение проверки это не повлияет.

Условия прекращения проверки

Например, если о плановой проверке компанию уведомили за один день. Это грубое нарушение, на которое нужно обратить внимание ГИТ (п. 53 Регламента). Если инспектор не прекратит проверку, ее результаты будут недействительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Проверку также прекратят, если после ее начала выявили анонимность обращения, которое было поводом для проверки, либо установили, что в обращении содержатся заведомо недостоверные сведения (п. 27 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Обратите внимание. Инициатором прекращения проверки может быть работодатель. Поэтому, если в ходе проверки стало известно о грубых нарушениях со стороны инспектора, заведомо ложных сведениях в обращении или других обстоятельствах, перечисленных в п. 27 и 104 Регламента, направьте в ГИТ заявление с требованием прекратить проверку.

Документы, которые инспектор запросит при проверке

Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ. В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя.

Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).

Срок проведения проверки

Обратите внимание. Продлить проверку могут, только если это необходимо в связи с проведением сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований. Если такие обстоятельства есть — срок проверки могут увеличить максимум на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, микропредприятий — не более чем на 15 часов (п. 24 Регламента). Продлевать максимальный 20-дневный срок проведения внеплановой проверки нельзя (п. 107 Регламента).

Акт проверки

В целом в Регламенте вопросы составления акта урегулированы детально. В частности, указано, что выявленные нарушения должны быть изложены подробно, со ссылкой на статьи и пункты актов, требования которых, по мнению ГИТ, нарушены. Результаты проверки должны быть подтверждены документами, пояснениями, проверочными листами и иными доказательствами, хранящимися в деле вместе с актом (п. 69, 70, 72, 74 Регламента). Разъяснили также, как инспектор должен оформлять предписание об устранении нарушений. В нем должны быть детально указаны нарушения, которые необходимо исправить, ссылки на конкретные акты.

Обратите внимание. Если инспектор не передаст работодателю акт проверки, он нарушит требования ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Результаты проверки в этом случае подлежат отмене на основании заявления юрлица (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

До прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а также сервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн.руб. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]