Продление моратория на проверки малого бизнеса

Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.

Мораторий на проверки

Напомним, что запрет проводить неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Для «надзорных каникул» был предусмотрен трехлетний период — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Соответственно, ожидалось, что с 2019 года плановые неналоговые проверки малого бизнеса будут возобновлены. Однако комментируемый закон продлевает освобождение субъектов малого предпринимательства от плановых неналоговых ревизий.

Когда плановых проверок не избежать

Впрочем, при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы все же смогут проводить плановые неналоговые проверки малого бизнеса. Так, мораторий не будет действовать, если были установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определенной категории риска. Проще говоря, если при проверках применяется риск-ориентированный подход (в частности, такой подход используется при проверках, проводимых трудинспекциями, Росприроднадзором, МЧС). Напомним, что суть такого подхода в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Кроме этого, как и раньше запрет на осуществление проверок не действует, если:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация либо административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • организация или ИП занимается видами деятельности, которые приведены в перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Читайте также:  Идеи для малого бизнеса в сфере услуг

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мораторий налоговые проверки малому бизнесу

Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговые проверки 2019 – Малый бизнес ИП ООО – Кто попадет под выездную налоговую проверку

Мораторий на проверки малого бизнеса может быть продлен

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до года и расширят его действие на средние предприятия. Внести.

Одноклассники Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия.

РБК направил запрос в Минэкономразвития. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении. Риск-ориентированная реформа Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019—2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько.

Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений. Реклама на РБК www. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе.

Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов.

Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Бизнес на доверии Владимир Путин поручил продлить надзорные каникулы Продлить мораторий на проверки малых компаний и самозанятых на два года поручил президент. Мера не коснется тех, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также специфические сферы, как, например, оборот драгоценных металлов и камней. Также нужно избавить компании от “вороха бумаг”, считает глава государства. Президент напомнил, что и в Послании, и в майском указе была цель обеспечить качественное развитие малого и среднего бизнеса.

За шесть лет нужно сделать так, чтобы его вклад в ВВП превысил 30 процентов, а затем стремился бы к 40 сейчас около 20.

Предстоит создать еще почти 6 млн рабочих мест в этом секторе и укрепить экспортный потенциал небольших фирм. Правительство по поручению президента подготовило план – нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса. Естественно, сохранив баланс с интересами общества и государства.

Президент призвал максимально использовать возможности цифровых технологий – это избавит компании от вороха бумаг, и поручил кабмину установить исчерпывающий перечень отчетности для небольших компаний – “чтобы у некоторых чиновников не было соблазна. Госдума может ввести штрафы для самозанятых Также нужно расширить доступ продукции небольших фирм на рынок.

Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства предстоит к 2024 году довести объем закупок компаний с госучастием у таких фирм до 5 трлн рублей, сказал глава государства и отметил рост доли технически сложной продукции и услуг – 70 процентов от объема закупок.

Еще одна задача – совершенствовать и расширять линейку инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. В том числе речь идет о стартапах и фермерских хозяйствах. А также о социальном предпринимательстве, закона о котором до сих пор нет, и Путин попросил принять его в самые короткие сроки. Еще он предложил поддержать малый бизнес в сфере спорта. Наболевший вопрос – работа контрольно-надзорных органов.

Но еще очень многое предстоит сделать, и главный критерий эффективности наших усилий – насколько сами предприниматели чувствуют себя комфортно”, – пояснил президент. К сожалению, зачастую небольшим мастерским выгоднее работать без регистрации: контролеры не нагрянут. Малые предприятия и самозанятые граждане будут освобождены от плановых проверок еще на два года “Наша общая, фундаментальная задача – обеспечить максимальную прозрачность, открытость деятельности контрольно-надзорных органов”, – объявил Путин.

Есть реестр проверок, но заполняют его сами контролирующие организации – “часто как Бог на душу положит”. Нужно, чтобы и предприниматели могли размещать информацию, кто из проверяющих, с какими целями и результатами приходил. Для этого можно использовать цифровую платформу “Бизнес-навигатор”, а в дальнейшем “состыковать” обе системы. И если данные не будут совпадать, то это сигнал для Генпрокуратуры и общества, считает глава государства. Самозанятых освободят от отчислений в Пенсионный фонд Путин приготовил для небольших фирм большой подарок.

В декабре завершается трехлетний мораторий на плановые проверки по большинству видов госконтроля в отношении малых компаний. Мера затронула более полумиллиона предпринимателей. Стало понятно, что нужен постоянный и более жесткий контроль в компаниях с высоким профилем риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также в специфических сферах, например, оборот драгметаллов и камней.

Перед выступлением на форуме Путин посетил лаборатории образовательного центра “Техноград” вместе с мэром Москвы. Необычные яства увидел президент в кулинарной мастерской, где шел мастер-класс – байкальского омуля со свеклой и чернилами каракатицы.

Читайте также:  Как создать предприятие с нуля?

Неподалеку на молекулярной кухне творили пастилу из перепелов. А в мастерской ландшафтного дизайна главе государства продемонстрировали методики по созданию декоративного ручья и топиарных фигур, а также по укладке плитки.

Весь проект заточен на то, чтобы давали конкретные знания, нужные для города и для профессии”, – рассказал главе государства Сергей Собянин. Новости проекта.

Мораторий на проверки малого бизнеса до 2022 вступил в силу

Мораторий на налоговые проверки — это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса в основном малых и микропредприятий , снижение госрасходов и др. На нашем форуме разбираем много интересных моментов в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Например, в этой ветке можно выясняем, когда правомерна повторная выездная налоговая проверка. Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки Любая налоговая проверка — головная боль для коммерсанта, так как происходит отвлечение трудовых ресурсов от непосредственно производственного процесса, перелопачивается множество документов, изрядно изнашивается нервная система всего коллектива.

Государство со своей стороны тоже несет затраты по организации и обеспечению налогового контроля. Всего этого избежать помогает мораторий на проверки. Подробнее о том, кто может считать себя малым предприятием, см.

К сожалению, налоговых проверок этот мораторий не коснулся — как и прежде, коммерсанты должны быть готовы и к плановым, и к внеплановым визитам налоговых контролеров. Как снизить риски, если грозит налоговая проверка Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно — самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля.

Доначисления, пени, штрафы — эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок случайных или намеренных. Поэтому руководству любой компании: Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности.

Необходимо наладить систему внутреннего контроля ст. Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов. Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке. Итоги Мораторий на налоговые проверки государство вводить не торопится, поэтому в интересах любого коммерсанта — всегда быть готовым к приходу контролеров.

Чтобы не сомневаться в правильности расчета своих налоговых обязательств, нужно подобрать квалифицированный персонал, наладить внутренний контроль, грамотный документооборот, а также проявлять осмотрительность при выборе контрагентов.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.

Статьи для бухгалтера Мораторий на проверки бизнеса: как заявить о правах на него В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества.

Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и продлится вплоть до 2019 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года. Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита — когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие.

Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?

Главное условие действия мониторинга — предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить? Для средних предприятий заработок за год до 2 млрд. Предпринимателям с такими условиями которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества можно еще на полтора года расслабиться — федеральным законодательством они освобождаются от проверок.

Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался — они входят в список исключений. Управляющие компании многоэтажек; Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики; Аудиторские конторы; Компании, за которыми в последние три года были замечены серьезные нарушения закона.

Какие проверки отменяет мораторий Владельцам бизнеса стоит понимать, что введение моратория не означает, что налоговики в течение его действия вообще не заинтересуются фирмой. Отменяются только плановые проверки — и выездные, и документальные. В стандартном режиме проведут: Внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или после возникновения в компании аварии или ЧС; Проверку на предмет соблюдения налогового законодательства; Прокурорские, страховые, таможенные, валютные контрольные мероприятия; Проверки в отношении объектов первых двух классов опасности пожарной, экологической и т.

Как заявить о правах на действие моратория? Нередки ситуации, когда предприниматель уверен, что его фирма имеет все критерии, чтобы в ее отношении не проводилась проверка, но мораторий на нее по какой-то причине не распространяется и компания включена в план проверок. Причин такого развития ситуации две: либо произошла досадная ошибка, либо налоговики просто хотят воспользоваться возможной неосведомленностью предпринимателя.

В любом случае бизнесмен не должен бездействовать. Что нужно предпринять? Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут: Сведения о финансовой деятельности за год; Численность работающих сотрудников.

В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса список документов — тот же, что и в первом пункте.

При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит — вынесенное инспектором решение признается недействительным. Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ОКОНЧАНИЯ МОРАТОРИЯ 2015-2016 НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК БИЗНЕС


Продление моратория на проверки малого бизнеса

С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года.
Особенности организации и проведения в 2019 – 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства изложены в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Следует отметить, что на этот раз значительно сокращен круг субъектов, подпадающих под действие указанной нормы.
Так, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
В указанный перечень включено 39 видов государственного контроля (надзора), среди которых: федеральный государственный пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный и региональный государственный экологический надзор; государственный земельный надзор и иные.
Таким образом, указанные проверки могут быть осуществлены в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 – 2020 годах.
Не подпадают под действие «надзорных каникул» проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Также не будут освобождены от плановых проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
Как и ранее, «надзорные каникулы» не распространяют свое действие на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере: оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) образования; деятельности детских лагерей на время каникул; предоставления социальных услуг с обеспечением проживания.
Одновременно с этим, законодателем отдельно выделены такие виды государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие «надзорных каникул»: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный пробирный надзор.
С учетом изложенного, мораторий на проведение плановых проверок в большей степени касается муниципального контроля, а также отдельный перечней регионального контроля (надзора), среди которых, к примеру, контроль за соблюдением требований лесного законодательства, пожарной безопасности в лесах.
Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В этой связи, случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана.
Органы прокуратуры не уполномочены вносить изменения в план. Прокуроры лишь дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля по внесению изменений в план и, в случае необходимости, принимают меры реагирования.

Читайте также:  Оборудование для малого бизнеса в гараже

Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]