Содержание
Прокурорская проверка: боевая готовность № 1
Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”
специально для ГАРАНТ.РУ
Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.
Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.
Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.
Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.
Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.
Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).
Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.
По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.
Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
- требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
- инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).
Прокурор не имеет права:
- вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
- истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
- возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
Предприниматель (руководитель организации) обязан:
- безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
- безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).
Последствия неподчинения требованиям прокурора
Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).
Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе
Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.
Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.
Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.
Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.
Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления “всех документов”, вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.
Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.
Передавайте документы прокурору только по описи.
В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.
Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.
Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки
Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры
По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.
В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.
Внеплановая проверка прокуратуры
vneplanovaya_proverka_prokuratury.jpg
Похожие публикации
Надзорные ведомства нередко назначают внеплановые проверки по требованию прокурора. Оно направляется в государственный орган, который уполномочен осуществлять контроль в определенном виде деятельности. Однако в отношении нарушителя может проводиться и внеплановая прокурорская проверка. Причин для ее назначения – множество, так как прокуратура наделена широкими полномочиями. В отличие от других контролирующих органов, она надзирает, как соблюдается законодательство в целом, а не его отдельные нормы и правила.
Чем регулируются внеплановые проверки прокуратуры на 2019 год
Большинство надзорных проверок назначаются и проводятся в соответствии с законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 – о защите юрлиц и предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий. Если ведомство утверждает собственный регламент их проведения, он не должен противоречить положениям данного правового акта. Но следует учесть, что прокурорские проверки (плановые и внеплановые) под действие закона № 294-ФЗ не попадают (п. 3 ст.1 закона № 294-ФЗ). Он применяется лишь в случае, когда требование прокурора о проведении внеплановой проверки исполняется государственным или муниципальным органом, уполномоченным контролировать определенный вид деятельности.
Основным документом, регламентирующим внеплановые прокурорские проверки, является закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 (последняя ред. от 26.07.2019). В частности, он определяет:
что проверяет данный орган (что входит в сферу надзора прокуратуры);
каковы его полномочия;
порядок и сроки проведения надзорных мероприятий.
Типовая форма решения о назначении внеплановой прокурорской проверки утверждена Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № 172 от 17.03.2017 (Приложение 1). В документе обязательно указываются цель проверки, основание, предмет и срок ее проведения. В Приложении 2 к данному приказу приводится форма решения о расширении предмета контрольных мероприятий, где необходимо изложить, чем оно было мотивировано.
Внеплановая проверка прокуратуры: основания
Согласно закону «О прокуратуре», данный орган вправе осуществлять надзор в следующих областях (п. 2 ст.1 закона № 2202-1):
за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
за соблюдением прав и свобод российских граждан;
за выполнением законодательства судебными приставами, дознавательными, следственными и оперативно-розыскными органами;
за соблюдением законодательства органами исполнения наказания и принудительного содержания под стражей.
Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения может начаться, если в надзорное ведомство поступил «сигнал» о нарушениях, допущенных в данных сферах. Как правило, им является письменное обращение граждан, которые заявляют о нарушении своих прав определенным должностным лицом, организацией или предпринимателем. Либо указывают факты нарушения российского законодательства при осуществлении деятельности юридическим лицом или другим субъектом. Однако поводом к назначению внеплановой прокурорской проверки может стать и информация, появившаяся в средствах массовой информации, указание вышестоящей прокуратуры, или сведения о нарушениях, поступившие из иного государственного органа.
В органы прокуратуры гражданин или другое лицо вправе сообщить о любых фактах нарушения закона, которые ему известны, даже если они не касаются его лично. Если без проведения внеплановой проверки полученные сведения невозможно опровергнуть или подтвердить, она будет назначена.
Внеплановая проверка прокуратуры: особенности проведения
Решение о назначении внеплановых мероприятий принимает либо сам прокурор, либо его заместитель. До их начала проверяемое лицо информируют о грядущей проверке – это можно сделать и в день проведения надзорных мероприятий. Срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней (ст. 21 закона № 2202-1).
Порядок организации прокурорских проверок, осуществляемых с целью проконтролировать, не были ли нарушены российские законы или права гражданина, установлен Приказом Генпрокуратуры РФ № 195 от 07.12.2007. Данный документ носит не только нормативный, но и декларативный характер, так как его отдельные положения указывают, к чему нужно стремиться органам прокуратуры при проведении проверок (п.14 Приказа № 195).
Внеплановые надзорные мероприятия должны исключать истребование лишних документов и сведений, если их можно затребовать непосредственно при выездной проверке. Анализируя законность деятельности предпринимателя или организации, нельзя выходить за пределы предмета проверки.
Прокурорские проверки, в том числе, внеплановые, следует осуществлять гласно, предоставляя средствам массовой информации интересующие их сведения. Осуществляя надзорные функции, прокуроры не должны вовлекаться в коммерческие споры между хозяйствующими субъектами.
Прокурорские проверки ограничили
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
Проверки прокуратуры
Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».
Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.
Что и кого может проверять прокуратура
Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.
О прокурорской проверке не предупреждают
Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.
Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.
Этапы прокурорской проверки
Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.
Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.
Существует три вида проверок:
Сроки осуществления мероприятия
Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.
Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:
- допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
- сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
- на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
- если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.
Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.
Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения
Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:
- проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
- проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
- контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
- контролировать деятельность судебных приставов;
- проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
- осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
- проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
- осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.
Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.
Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.
Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.
Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения
Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.
Жалобы могут поступать от:
- недовольных клиентов;
- партнеров по бизнесу и контрагентов;
- правоохранительных органов;
- анонимны источников;
- публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.
Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.
Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.
- подозрение в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих национальной безопасности;
- нарушения миграционного характера и т.д.
Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.
Руководитель может сотрудничать с прокурором
Итоги проведения проверки прокуратурой
Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.
Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:
- в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
- если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
- замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.
Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.
Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
1. Какова периодичность проведения плановых проверок?
Ответ: Периодичность проведения плановых проверок установлена п.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ): плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
В соответствии с ч.9ст. 9Федерального закона № 294-ФЗ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Переченьтаких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 года № 944.
В соответствии с требованиями ч.9.3ст 9 Федерального закона № 294-ФЗ в зависимости от отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска, определенному классу (категории опасности) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлена следующая периодичность проведения плановых проверок:
– 1 класс опасности – чрезвычайно высокий – один раз в календарном году;
– 2 класс опасности – высокий – один раз в 2 года;
– 3 класс опасности – значительный – один раз в 3 года;
– 4 класс опасности – средний – не чаще чем один раз в 4 года;
– 5 класс опасности – умеренный – не чаще чем один раз в 6 лет;
– 6 класс опасности – низкий – освобождаются от планового контроля.
2. Все ли внеплановые проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры?
Ответ: В соответствии пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласованию с прокуратурой подлежат внеплановые выездные проверки, организуемые по поступившим обращениям граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Внеплановые выездные проверки по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, по жалобам потребителей, права которых нарушены, внеплановые выездные проверки по приказу руководителя Роспотребнадзора, изданные на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора, с органами прокуратуры не согласовываются. Не согласовываются с органами прокуратуры и документарные проверки.
3. Может ли быть продлён срок проведения проверки?
Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» висключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем государственного контроля (надзора) органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
4. Что такое Единый реестр проверок? Где он размещён?
Ответ: Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.
Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правилаформирования и ведения Единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» оператор Единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
1) учетный номер проверки;
2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1- 6и 9 части 2 ст. 14Федерального закона № 294-ФЗ;
3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1- 6 части 2 статьи 16Федерального закона № 294-ФЗ;
4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований);
5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
Единый реестр проверок размещён по адресу https://proverki.gov.ru.
5. Могут ли должностные лица проводить проверку, если они не указаны в распоряжении о проведении проверки?
Ответ: Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2020
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7
Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
[email protected]
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2020
Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
[email protected]
Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт