Проведение сертификации на предприятии

Порядок проведения сертификации продукции на предприятии

Сертификация работ (услуг) производится органом по сертификации (независимой стороной). Сертификация работ (услуг) означает процедурные действия, результатом которых является подтверждение того, что данные работы компании соответствуют правилам и стандартам (ГОСТ Р ISO, ГОСТ, ГОСТ Р и т.д.) После успешного завершения сертификации работ (услуг) предприятию выдается сертификат соответствия.

Обязательная сертификация работ и услуг не может быть проигнорирована поставщиком услуг или руководителем компании под предлогом нежелания проводить сертификацию работ (услуг), т.е. сертифицировать деятельность экономического агента.

Добровольная сертификация работ (услуг) может быть положительно воспринята партнерами компании в качестве доказательства устремленности к повышению конкурентоспособности и росту качества предлагаемых рынку работ (услуг).

Добровольная сертификация работ (услуг) становится подтверждением факта, что деятельность компании производится в соответствии с установленными правилами и госстандартами высокими требованиями.

Сертификация работ и услуг производится для: установления факта, что предлагаемые компанией работы и услуги находятся в соответствии с требованиями действующей техническо-нормативной документации (при успешном прохождении сертификации работ и услуг это должно подтверждаться сертификатом соответствия); гарантирования устойчивого качества предлагаемых компанией услуг и работ (подтверждается сертификатом качества).

Ответственность за предоставленную информацию о процессе и качестве выполняемых работ, представленных на сертификацию, несет заявитель.

Орган по сертификации несет ответственность за соблюдением конфиденциальности полученной информации при проведении сертификации работ, кроме случаев, когда результаты сертифицируемой работы представляют опасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды. К таким работам (услугам) должны быть приняты меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

В случае обращения в орган по сертификации организации, в организационную структуру которой входят несколько субъектов предоставления работ (филиалы, строительные управления и др.), проверка организации процесса выполнения работ и контроль их качества (испытания) проводятся у каждого субъекта предоставления работ. При этом юридическому лицу выдают сертификаты соответствия для каждого субъекта предоставления работ. Регистрация сертифицированных работ осуществляется занесением их в реестр Системы в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь «Порядок ведения реестра». Перечень сертифицированных работ с указанием организаций, их выполняющих, периодически публикуется в информационных изданиях Минстройархитектуры и Госстандарта.

Сертификация работ включает следующие этапы:

  • – подачу заявителем заявки на проведение сертификации работ и представление исходной информации (документов) о процессе выполняемых им работ;
  • – экспертизу представленных на сертификацию работ документов и идентификацию работ;
  • – принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации и назначение экспертов-аудиторов (формирование комиссии) по подтверждению соответствия работ;
  • – проведение проверки организации процесса выполнения работ;
  • – выборочный контроль качества работ (испытания);
  • – принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее сертификат);
  • – оформление, регистрацию и выдачу сертификата, и заключение соглашения по сертификации;
  • – инспекционный контроль за сертифицированными работами;
  • – приостановление или отмену действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации;
  • – продление срока действия сертификата.

Заявитель направляет заявку установленной формы в орган сертификации. С заявкой в орган по сертификации представляются ксерокопии документов, заверенные заявителем: положение (устав) заявителя, свидетельство о регистрации; ксерокопии лицензии на право проведения работ, заявленных на сертификацию (при наличии); сведения о системе контроля качества выполняемых работ (для лицензируемых видов работ); перечень объектов выполнения работ, на которых за последние 12 месяцев (или в течение срока гарантийного обслуживания объекта) выполнялись работы заявителем на сертификацию и выполняются в настоящее время. Сведения, приведенные в заявке и прилагаемых к ней документах, рассматриваются органом по сертификации как конфиденциальные.

Экспертиза заявки на сертификацию и прилагаемых к ней документов предусматривает оценку правильности заполнения заявки и комплектности представленных документов. Экспертиза представленных документов проводится в срок не более пяти дней с момента регистрации заявки. При идентификации работ устанавливается: принадлежность работ, заявленных на сертификацию, к области строительства; соответствие заявленных на сертификацию работ распространяющимся на них технических нормативно-правовых актов.

При необходимости орган по сертификации может запросить дополнительную информацию о деятельности заявителя в предшествующий период до подачи им заявки на сертификацию: сертификат на систему менеджмента качества согласно СТБ ISO 9001 (при наличии); перечень используемых технических нормативно-правовых актов, технологической документации на сертифицируемые виды работ; сведения о персонале, выполняющем сертифицируемые виды работ; акты последних проверок органами государственного строительного надзора; информацию о наличии претензий к качеству работ от потребителей; перечень основных заказчиков с реквизитами; краткую информацию о деятельности заявителя в области работ в строительстве.

По результатам экспертизы орган по сертификации принимает решение о проведении (не проведении) работ по сертификации. При отрицательных результатах экспертизы заявка и представленные материалы возвращаются заявителю с представлением решения органа о невозможности проведения работ по сертификации с указанием причин. При положительном решении по заявке заявителю направляется решение по заявке и договор на проведение работ по сертификации.

Проведение проверки организации процесса выполнения работ включает:

  • – назначение экспертов (формирование комиссии) для проверки, в которую входят эксперты-аудиторы органа по сертификации;
  • – идентификацию работ, выполняемых заявителем, при которой устанавливается: представляет ли данный заявитель работы от своего имени и, следовательно, несет ли он ответственность перед потребителем за безопасность и качество предоставляемых работ;
  • – проверку организации процесса выполнения работ;
  • – оформление листа выявленных при проверке несоответствий (при необходимости);
  • – составление акта по результатам проверки организации процесса выполнения работ.

Для контроля качества (испытаний) перечень (не менее трех) объектов выполнения работ по каждому виду работ, заявленных на сертификацию. Орган по сертификации работ в строительстве осуществляет выбор одного объекта выполнения работ из предоставленного заявителем перечня.

Выборочный контроль качества (испытания) работ осуществляется специалистами испытательной лаборатории, аккредитованной в Системе аккредитации Республики Беларусь, в соответствии с требованиями проектной документации. Контроль качества (испытания) работ проводится по программе испытаний на объекте выполнения работ, выбранном органом по сертификации.

В течение 6 месяцев с момента выдачи сертификатов организация должна представить объект выполнения работ для проведения сертификационных испытаний и переоформления сертификата соответствия на работы на срок до 3 лет при положительных результатах контроля качества (испытаний). Если объект выполнения работ не будет представлен или результаты испытаний будут отрицательные, то действующий сертификат аннулируется.

По результатам проверки организации процесса выполнения работ комиссия оформляет акт проверки, в котором приводится заключение о возможности заявителем выполнять работы, соответствующие требованиям технической нормативно-правовых актов, а также способности заявителя обеспечивать стабильный уровень качества выполняемых работ несоответствия не могут быть устранены в срок до 2 месяцев, орган по сертификации принимает решение об отказе от дальнейших работ по сертификации.

Решения по результатам сертификации работ принимает орган по сертификации. Для принятия решения по сертификации орган рассматривает следующие материалы: акт проверки организации процесса выполнения работ; программу и протоколы выборочного контроля (испытания) качества сертифицируемых работ листы несоответствий; письменный отчет заявителя об устранении отмеченных при оценке соответствия работ замечаний; сертификат на систему менеджмента качества; письменный отчет заявителя об устранении отмеченных при оценке соответствия работ замечаний; сертификат на систему менеджмента качества; информацию по проверкам органами государственного строительного надзора.

При положительном решении (положительных результатах контроля качества работ, устранении заявителем отмеченных несоответствий) орган по сертификации оформляет сертификат на специальных бланках, который подписывается руководством органа по сертификации и заверяется печатью. Сертификат соответствия оформляется на каждый вид строительных работ. Одновременно с выдачей сертификата орган по сертификации заключает с заявителем соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства органа по сертификации и владельца сертификата.

Проведение инспекционного контроля предусматривает выполнения следующих процедур: назначение эксперта-аудитора; анализ представленной исполнителем работ информации о результатах проверки качества сертифицированных работ органами государственного строительного надзора; контроль процесса выполнения работ; проведение выборочного контроля качества (испытания0работ; оценка исполнителя работ; оформление акта по результатам инспекционного контроля; принятие решения по результатам инспекционного контроля.

Приостановление или отмена действия сертификата и соглашения по сертификации проводятся в случае: установление фактов несоблюдения требований настоящего технического кодекса; поступления отрицательных актов проверок качества сертифицированных работ от органов государственного строительного надзора, а также от органов технического надзора заказчика; поступления информации от общественных организаций по защите прав потребителей о ненадлежащем качества выполненных работ; отрицательных результатах выборочного контроля качества (испытаний) выполненных работ; изменения требований технических нормативно-правовых актов на работы и методы их контроля, технологического процесса выполнения работ, которые могут вызвать несоответствие показателей, подверженных при сертификации; невыполнения владельцем сертификата обязательств, предусмотренных соглашением по сертификации; отказа владельца сертификата от проведения и оплаты инспекционного контроля; отрицательных результатов инспекционного контроля.

Читайте также:  Производство кирпича как бизнес

Не менее чем за 3 месяца до окончания срока действия сертификата соответствия его владелец, желающий продлить срок действия сертификата, должен направить в орган по сертификации письменное обращение о продлении срока действия сертификата, к которому должны быть приложены: справка о наличии (отсутствии) жалоб и рекламаций за период действия сертификата соответствия на выполняемые работы с указанием причин их возникновения и принятых мерах; результаты проверок качества работ органами государственного строительного надзора; копии документов, подтверждающих юридический статус и организационную структуру владельца сертификата.

После анализа представленных материалов, а также результатов последнего инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата или проведении инспекционного контроля.

При положительных результатах инспекционного контроля по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата и соглашения по сертификации. Срок действия сертификата продлевается на срок до трех лет.

Орган по сертификации ведет учет выданных (продленных, отмененных) сертификатов на работы в строительстве и направляет информацию о них в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь для внесения в реестр системы и Минстройархитектуры.

Оплата работ по сертификации осуществляется на договорной основе за счет средств заявителя. Оплату работ по контролю качества (испытаниям) работ производит заявитель на основании договора, представленного аккредитованной лабораторией, проводившей испытания. Если орган по сертификации испытательная лаборатория входят в организационную структуру одного юридического лица, то допускается проведение оплаты работ по сертификации и испытаниям по одному договору. Заявитель оплачивает все расходы по проведению работ по сертификации независимо от их результатов 8 .

Рассмотрев порядок проведения сертификации строительно-монтажных работ в ОАО «Гомельпрострой» в следующей главе мы рассмотрим направления совершенствования организации сертификации работ (услуг).

Этапы сертификации

Этапы сертификации включают обязательную проверку ряда производственных процессов и системы испытаний контроля качества продукции на предприятии.
В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить следующие этапы сертификации:
I этап сертификации – предварительная (заочная) оценка системы качества;
II этап проведения сертификации – окончательная проверка и оценка системы качества на предприятии;
III этап – инспекционный контроль сертифицированной системы качества.

Предварительная оценка системы качества – это заочная проверка системы качества экспертом, в результате которой по анализу предоставленных документов специалист Органа по сертификации делает вывод о готовности предприятия к дальнейшим работам по сертификации. В качестве исходных данных в Орган по сертификации необходимо предоставить организационно-структурные схемы предприятия, перечень документов системы качества предприятия, политику в области качества. В ходе предварительной оценки Органом по сертификации могут быть затребованы дополнительные документы, касающиеся технологии производства, стандарты предприятия, регламентирующие методы контроля продукции.

Очередность этапов проведения сертификации

Для проведения окончательной проверки и оценки системы качества (II этап) экспертной группой Органа по сертификации разрабатывается программа, которая оглашается на предварительном совещании, где члены экспертной комиссии знакомятся с представителями организации-заявителя. Далее проводится обследование предприятия, в ходе которого производится анализ производственных процессов, анализ деятельности подразделений, изучение мероприятий по обеспечению качества продукции. Сбор и регистрация фактических данных и наблюдений в процессе обследования происходит путем опроса персонала подразделений, анализа используемой документации. Результаты аудита оформляются в виде отчета, в котором экспертами принимается решение о соответствии системы качества предприятия требованиям стандарта и о выдаче предприятию сертификата соответствия или об отказе в выдаче (в случае неудовлетворительных результатов аудита).

Если в ходе аудита отмечены незначительные несоответствия, как правило, сертификат соответствия на продукцию выдается, а их устранение проверяется при последующих ежегодных инспекционных проверках. При выявлении значительных несоответствий сертификат может быть выдан только после проверки факта устранения этих несоответствий.
Сертификат качества ГОСТ Р или сертификат соответствия Таможенного Союза выдается обычно сроком на 3 года с ежегодным подтверждением соответствия системы СМК предприятия требованиям стандарта. Ежегодные плановые инспекционные проверки проводит эксперт Органа по сертификации. Внеплановый надзорный аудит назначается чаще всего в случае поступления в Орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Сертификация продукции включает следующие этапы:

– подача заявки на сертификацию;

– рассмотрение и принятие решения по заявке;

– отбор, идентификацию образцов и их испытания;

– оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

– анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия (об отказе в выдаче);

– выдача сертификата соответствия;

– осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

– корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель в праве направить заявку в любой из них.

При сертификации по схемам 6,9 и 10 изготовитель вместе с заявкой на проведение сертификации представляет в орган по сертификации заявку-декларацию.

2. Орган по сертификации рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации:

– указывается схема сертификации;

– перечень необходимых документов (заключение санэпиднадзора, ветеринарной службы и т.д.);

– перечень аккредитованных испытательных лабораторий;

– перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).

3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.

Испытания проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

4. В зависимости от схемы сертификации проводиться анализ состояния производства продукции (схемы 2а, 3а и 4а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).

Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию.

5. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключение эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. Также орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).

6. Орган по сертификации оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех нормативных документов, установленных для данной продукции.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или система качества. Но не более чем на три года.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. (Понятие партии имеет разное содержание для различной продукции. Например, для пищевой промышленности – это объем продукта, выработанного за одну смену; для выращенной и собранной продукции – это урожай с одного поля.)

Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции.

В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.

Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиа­туру названия стандарта — Р(оссийский) СТ(андарт). Он указы­вает на национальную принадлежность знака соответствия.

Читайте также:  Книга учета проверок юридического лица

Под знаком соответствия при обязательной сертификации проставляется буквенно-цифровой код ОС — две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сер­тифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; ЛТ — текстиль; БП — посуда; ПП, ПО, ПР. — пище­вые продукты и продовольственное сырье; ЛД — товары детс­кого ассортимента; ЛК — кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME — электрооборудование; АЮ, АЯ — расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест— Москва».

Маркирование продукции знаком соответствия осуществля­ет изготовитель (продавец). Изготовителю (продавцу) право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой ОС. В лицензии устанавливается обязательство из­готовителя (продавца) обеспечить соответствие всей продук­ции, маркированной знаком соответствия, стандартам и испы­танному образцу.

Знак соответствия ставится на изделие или тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.

7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой серти­фикации) в течение всего срока действия сертификата и лицен­зии не реже одного раза в год в форме периодических и внепла­новых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного кон­троля, как это уже указывалось выше, — подтверждение соот­ветствия реализуемой продукции установленным требованиям.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступ­ления информации о претензиях к качеству продукции от по­требителей, торговых организаций, а также надзорных органов.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контро­ля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертифика­та и аннулировать лицензию на право применения знака соот­ветствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов.

Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется.

Инспекционный контроль осуществляют, как правило, органы по сертификации, проводившие сертифика­цию данной продукции.

8. Корректирующие мероприятия проводятся при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

– приостанавливает действие сертификата;

– информирует заинтересованных участников сертификации;

– устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

– контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.

– определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушениями продукции, модель, номер и размер партии;

– уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:

– указывает производителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;

– информирует заинтересованных участников сертификации.

При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9617 – | 7393 – или читать все.

134.249.83.1 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок проведения сертификации

Сертификация продукции включает следующие основные этапы:

– рассмотрение заявки и комплекта документов, предусмотренных для данной продукции, принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

– отбор образцов, их идентификация;

– анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

– выдача сертификата соответствия;

– инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации.

Рассмотрение заявки/принятие решения по заявке

Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в орган по сертификации. Заявитель вправе направить заявку в любой орган по сертификации, уполномоченный на право проведения работ по сертификации данной продукции в Системе.

Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации, из числа установленных в Системе. Определение схемы сертификации осуществляется органом по сертификации совместно с заявителем.

К заявке прилагается комплект документов, включающий учредительные документы, проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию, информацию о производителе продукции, сопроводительную документацию (для сертификации партии продукции).

Заявитель также может представить в орган по сертификации протоколы испытаний, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, документы об испытаниях, выполненных сторонними испытательными лабораториями, и другие документы, прямо или косвенно свидетельствующие о соответствии продукции установленным в требованиям.

Орган по сертификации не позднее 10 дней со дня получения заявки направляет заявителю решение.

Решение по заявке содержит:

– в случае положительного решения – условия сертификации, в том числе схему сертификации, рекомендуемые испытательные лаборатории (центры);

– в случае отрицательного решения – причины отказа.

При положительном решении по заявке орган по сертификации заключает договор на проведение сертификации и после оплаты работ по договору приступает к процедурам оценки.

Испытания продукции проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, идентификации, условия транспортирования и хранения устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных документов на продукцию.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам).

Отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр). По завершении отбора составляется акт отбора образцов, который подписывают лица, проводившие отбор, и представитель заявителя.

По решению органа по сертификации могут также отбираться образцы и храниться в качестве контрольных в установленном органом по сертификации порядке на случай возможного возникновения споров по поводу правильности проведения сертификации.

Испытания проводятся испытательными лабораториями (центрами), уполномоченными на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

Результаты испытаний предоставляются по установленной форме и подписываются испытателями. Испытания могут быть проведены также специалистами уполномоченной испытательной лаборатории с использованием, собственных средств контроля испытательной лаборатории.

Протоколы испытаний представляются в орган по сертификации и заявителю. Протоколы испытаний подлежат хранению (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат соответствия, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) в течение сроков, установленных в документах испытательной лаборатории, но не менее трех лет.

Решение о выдаче сертификата

Орган по сертификации на основании анализа протоколов испытаний, проверки производства, если это установлено схемой сертификации, других документов о соответствии продукции, осуществляет общую оценку соответствия продукции установленным требованиям и принимает решение о возможности выдачи сертификата соответствия на продукцию.

При отрицательных результатах подтверждения соответствия продукции орган по сертификации выдает мотивированное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин и доводит его до сведения заявителя.

Оформление сертификата соответствия

На основании принятого решения о возможности выдачи сертификата соответствия орган по сертификации оформляет его в соответствии с правилами заполнения формы сертификата соответствия.

Если руководитель ОС принимает непосредственное участие в процедуре подтверждения соответствия (сертификации) продукции, то сертификат соответствия подписывает заместитель руководителя ОС.

Срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию устанавливает орган по сертификации с учетом результатов оценок по всем процедурам, предусмотренным схемой сертификации, степени потенциальной опасности продукции, прогнозируемого срока ее выпуска и других факторов, но не более 3 лет.

Срок действия сертификата соответствия на партию продукции или на образец продукции не устанавливается.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверки производства этой продукции.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата соответствия.

Инспекционный контроль проводится не реже одного раза в год в форме инспекционных проверок (периодических и внеплановых), включающих процедуры, предусмотренные схемой сертификации, и систематического анализа информации о сертифицированной продукции.

При определении периодичности и объема инспекционной проверки учитываются следующие факторы: степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции, наличие системы качества, информация о результатах испытаний, проведенных изготовителем, проверок продукции, проведенных органами государственного контроля и надзора.

В случае приостановки производства сертифицированной продукции и (или) отсутствия образцов для испытаний держатель сертификата соответствия обязан до установленного срока проведения инспекционной проверки официально известить об этом орган по сертификации. На основании полученной информации орган по сертификации может перенести срок запланированной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

Читайте также:  Фасовочное оборудование для малого бизнеса

Внеплановые инспекционные проверки проводятся в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей (пользователей), а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия.

Результаты инспекционного контроля оформляют заключением, в котором делается вывод о возможности сохранения действия выданного сертификата соответствия.

По результатам проведенного инспекционного контроля орган по сертификации (руководитель ОС или заместитель руководителя ОС и эксперт) принимает одно из следующих решений:

– подтвердить действие сертификата соответствия;

– приостановить действие сертификата соответствия;

– прекратить действие сертификата соответствия.

Подтверждение соответствия в виде принятия декларации о соответствии.

В общем случае работы по регистрации деклараций о соответствии включают, следующие действия:

– подача заявления с декларацией о соответствии;

– рассмотрение декларации о соответствии и представленных документов;

– принятие решения о регистрации декларации о соответствии.

В соответствии с действующими на территории Российской Федерации положениями правовых актов, со стороны ОС «Реактив» не предусмотрены процедуры контроля за действием зарегистрированных деклараций о соответствии и за продукцией, указанной в зарегистрированных декларациях о соответствии.

Порядок проведения сертификации

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

1. Подача заявки на сертификацию.

Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции от исполнителя. Анализ декларации-заявки. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

2. Отбор, идентификация образцов и их испытания.

Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

3. Экспертиза материалов.

Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства.

4. Оценка производства.

Формирование комиссии по проверке производства. Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) оформляет приказ о составе комиссии.

5. Проверка производства.

Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы). Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) принимает программы проверки производства. Проверка производства включает в себя формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет акт о результатах проверки производства.

6. Выдача сертификата соответствия.

Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов производится по результатам проверки производства. Оформление проекта сертификата. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) направляет акт о результатах проверки производства, проекта сертификата в технический центр регистра. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.

Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.

Инспекционный контроль за сертифицированным производством состоит из выполнения процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) в техническом центре регистра оформляет акт проверок.

Объединенным институтом СЕН/СЕНЭЛЕК для стран-членов ЕЭС и стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) разработаны европейские стандарты EN серии 45000. Это организационно-методические документы, касающиеся деятельности испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации персонала, а также определяющие действия изготовителя, решившего заявить о соответствии своей продукции требованиям стандартов. В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации. В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля над сертифицированной системой качества (производством). Значительную роль в становлении и развитии международной, региональной и национальной сертификации играют ряд международных организаций. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них. Крупнейшей международной организацией, которая ставит своей целью разработку правил и условий мировой торговли, является Всемирная торговая организация (ВТО) (до 1993 г. — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)).

В настоящее время членами ГАТТ/ВТО являются 123 государства, на долю которых приходится около 90 % мирового товарооборота. С 1992 г. Российская Федерация имеет статус наблюдателя б ГАТТ, который открыл перед нашей страной ряд существенных возможностей, позволив, в частности, привлекать специалистов ГАТТ к экспертизе российского внешнеэкономического законодательства, а также пользоваться в полном объеме информацией о торговой статистике и ограничительных мерах, вводимых другими странами.

СНГ, находятся в стадии присоединения к Генеральному соглашению. Целями присоединения России к ГАТТ/ ВТО в качестве полноправного участника являются: устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и улучшение доступа на мировые рынки российских товаров и услуг; перевод торгово-экономических отношений России с третьими странами на равноправную, долгосрочную экономико-правовую основу и, как следствие, повышение конкурентоспособности всех отраслей российской экономики; совершенствование внутренней законодательной базы и практики ее применения с целью дальнейшего развития экономических реформ.

Основные требования ГАТТ/ВТО в области оценки соответствия сводятся к следующему: стороны должны гарантировать, что системы оценки соответствия разрабатываются и применяются так, чтобы не создавать препятствий в международной торговле. В случае если соответствующих рекомендаций международных организаций не существует или системы оценки соответствия отличаются от рекомендаций международных организаций, следует, как можно раньше обеспечить издание уведомления о предполагаемом введении системы оценки соответствия, чтобы все заинтересованные стороны могли своевременно ознакомиться с этим уведомлением.

Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО) в области сертификации заключается в организационно-методическом обеспечении данной процедуры. До 1985 г. этими вопросами занимался Комитет сертификации (СЕРТИКО), а в 1985 г. в связи с расширением его области деятельности он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).

СЕРТИКО совместно с МЭК, Международным торговым центром, Конференцией ООН по торговле и развитию (ГОНКТАД) и ГАТТ/ВТО издал материалы специального исследования «Сертификация. Принципы и практика», тем самим было закреплено возрастание роли сертификации в международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях.

В работе КАСКО участвую! около 50 стран, Россия как правопреемница СССР является членом ИСО с правом голоса, избрания в Совет и участия в заседаниях Генеральной Ассамблеи ИСО. В ИСО Россию представляет Госстандарт РФ.

При разработке стандартов ИСО на продукцию основной акцент делается на установление единых методов испытаний, а также на определение требований к продукции в части ее безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости.

На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ИСО разработаны также стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (серия стандартов ИСО 9000).

ИСО поддерживает контакты по вопросам стандартизации более чем с 400 международными организациями. В долгосрочную стратегию деятельности ИСО входят вопросы сотрудничества с организациями потребителей, установления специальных связей по техническому сотрудничеству с ГАТТ/ВТО.

Использование знака ИСО/МЭК означает мировое признание.

В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК. Основополагающими в области сертификации считаются: Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификация; Руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории, определение технической компетентности и области.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]