Содержание
- 1 Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях при общем режиме налогообложения
- 1.1 Организация бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения
- 1.2 Причины применения общего режима налогообложения малыми предприятиями
- 1.3 Упрощенные формы отчетности для субъектов малого предпринимательства при ОСНО
- 1.4 Организация налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения
- 2 Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях
- 2.1 Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?
- 2.2 Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
- 2.3 Ограничительный критерий — доход вместо выручки
- 2.4 Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет
- 2.5 Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина
- 2.6 Итоги
- 3 Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
- 4 Субъекту малого предпринимательства о льготах, касающихся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
- 5 Упрощенный бухгалтерский учет малого предприятия
Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях при общем режиме налогообложения
Организация бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения
Учет на предприятиях малого бизнеса существенно отличается от учета на крупных предприятиях. Как правило, в бухгалтериях малых предприятий либо вообще отсутствует разделение труда, либо оно очень слабое. Бухгалтерский учет может вести один или двое бухгалтеров, а возможно, и сам директор фирмы. Ведь у маленькой организации гораздо меньше хозяйственных операций, а значит, с отражением их в бухгалтерском учете может справиться минимальное количество человек.
Типовые рекомендации для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства. В соответствии с типовыми рекомендациями малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий. Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
— создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должность бухгалтера;
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
— рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Если предприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то к нему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». Пожалуй, самая сложная из всех систем налогов для малого бизнеса. Любой предприниматель, открыв ИП или ООО, автоматически попадает именно на налог ОСНО. И как минимум должен сдавать единую упрощенную декларацию. Даже если не вел бизнес. На этом налоге очень серьёзная налоговая нагрузка.
Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).
Причины применения общего режима налогообложения малыми предприятиями
Применять общий налоговый режим можно по целому ряду причин, например:
— налогоплательщик не может применять «упрощенку», ЕНВД или иной налоговый спецрежим, потому что не соответствует необходимым для этого требованиям;
— налоговый спецрежим применялся, но налогоплательщик превысил допустимые ограничения или нарушил требования (например, по числу работников или уровню доходов), и в результате автоматически перешел на ОСНО;
— общий режим налогообложения выгоден для организации, потому что она ведет деятельность, для которой по налогу на прибыль предусмотрены льготы (например, является участником центра «Сколково»);
— фирме или ИП выгодно быть плательщиком НДС, поскольку большая часть контрагентов работает на ОСНО и заинтересована во входном налоге.
Общая налоговая система может применяться для всех видов деятельности без ограничений по количеству сотрудников, размеру дохода и т.п.
Если вновь созданный налогоплательщик не заявил в установленном порядке о своем переходе на спецрежим, то ОСНО будет применяться к его деятельности по умолчанию – специально уведомлять ИФНС не нужно. Перейти добровольно на ОСНО со спецрежима можно с нового года, уведомив налоговую в срок до 15 января.
В то же время, общая форма налогообложения может сочетаться с некоторыми другими налоговыми режимами:
— юрлица на ОСНО вправе совмещать его с ЕНВД по некоторым видам деятельности,
— ИП могут совмещать ОСНО с ЕНВД и патентом по разным видам предпринимательства.
Обязательное условие совмещения – ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому виду своей деятельности. Нельзя совмещать ОСНО с «упрощенкой» и единым сельхозналогом (ЕСХН).
Упрощенные формы отчетности для субъектов малого предпринимательства при ОСНО
Система налогообложения допускает, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, включающую лишь две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Предприятия, не являющиеся малыми, обязаны вести полноценный бухучет и сдают полный комплект отчетных форм:
— баланс и отчет о финансовых результатах;
— отчет об изменениях капитала,
— отчет о движении денежных средств,
— пояснения к балансу и отчетам.
ИП на общей системе налогообложения НК РФ позволяет не вести бухгалтерию, но только если все доходы и расходы предприниматель отражает в книге учета доходов и расходов (КУДИР) (п. 2 ст. 54 НК РФ).
Организация налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения
Традиционная (общая) система налогообложения предусматривает уплату всех налогов и взносов, декларируемых налоговым законодательством. Это, прежде всего:
— налог на прибыль – для предприятий;
— НДФЛ – налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей;
— НДС – налог на добавленную стоимость;
— налог на имущество организаций – для юридических лиц;
— страховые отчисления в социальные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС.
Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.
Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:
— доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:
— порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
— порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
— методы оценки материалов, сырья и товаров,
— формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
— учет операций с ценными бумагами,
— в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
— применяемые налоговые регистры и т.д.
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Организации ежеквартально и по итогам отчетного года представляют в ИФНС декларацию по налогу на прибыль. Срок подачи – 28 число месяца, следующего за отчетным периодом, а годовая декларация подается до 28 марта. При уплате авансовых платежей, отчетность подается до 28 числа каждого месяца.
ИП, получив первый доход на общем режиме налогообложения, обязан представить декларацию 4-НДФЛ о предполагаемом доходе, а за прошедший налоговый период подает декларацию о доходах 3-НДФЛ. Она представляется ежегодно до 30 апреля.
Декларация по НДС подается ежеквартально в электронном виде до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Плательщики НДС должны вести налоговые регистры – книги покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.
По налогу на имущество декларация представляется только организациями, ИП отчитываться не нужно. Срок подачи годовой декларации – 30 марта следующего года. Кроме того, ежеквартально необходимо сдавать расчеты по авансовым платежам до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налогообложение ОСНО предполагает уплату и других налогов, в том числе местных, а также страховых взносов, отчитываться по которым следует в сроки и по формам, установленным федеральным и местным законодательством.
Таким образом, общий налоговый режим – это базовая система, на которой строится налогообложение всех предприятий на территории России. Это самый сложный и многогранный вид учета и налогообложения, применение которого требует специальных знаний и квалификации от сотрудников бухгалтерии, финансового, планового отдела. Применение ОСНО возможно как для крупных предприятий и холдингов, так и для ООО и ИП. Это базовая структура налогообложения, не имеющая никаких ограничений и особых требований к бизнесу. Как правило, на добровольных началах применяют ОСНО в основном крупные компании, имеющие большой штат и разветвленную структуру. В остальных случаях предприятия стремятся уйти от сложностей и переплат, подобрав подходящий специальный налоговый режим.
В части ведения бухгалтерского учета и отчетности к ИП и ООО на общей системе предъявляются идентичные требования – любая операция должна быть соответствующим образом задокументирована и отражена в отчетности. Это вполне объяснимо – так как налоги на ОСНО напрямую зависит от характера и объема операций купли и продажи, налоговой инспекции необходимо иметь возможность отследить их.
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях
Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?
О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:
- ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
- упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).
Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.
Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.
ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.
Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.
Согласно этой статье к СМП относятся:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребкооперативы;
- КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
- ИП.
При этом вышеуказанные субъекты:
- должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
- соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.
Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.
Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.
Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:
- должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
- должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
- коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
- субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
- в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).
Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).
Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:
- для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
- для малых компаний Чср до 100 чел.;
- для микрофирм Чср до 15 чел.
Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.
Ограничительный критерий — доход вместо выручки
Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.
ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:
- микрофирмы — 120 млн руб.;
- малые компании — 800 млн руб.;
- средние предприятия — 2 млрд руб.
Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.
Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:
Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).
О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:
Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет
У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:
- забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
- применять упрощенную систему учетных регистров;
- отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
- применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
- не формировать резервы;
- не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
- не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).
Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале “Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)”.
Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:
- сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
- отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
- раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
- исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.
При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.
Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Исходя из этих рекомендаций, СМП:
- не сможет обойтись без оформления учетной политики;
- должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
- может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).
Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:
- организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
- вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
- построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.
О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:
Итоги
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.
Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.
Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.09.2018 2018-09-14
Статья просмотрена: 2184 раза
Библиографическое описание:
Ильченко Т. П. Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. 2018. №37. С. 104-106. URL https://moluch.ru/archive/223/52607/ (дата обращения: 31.01.2020).
В современных условиях малое предприятие выступает, как самая массовая форма деловой жизни. Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с существующими противоречиями в законодательстве и его нестабильностью. Цель статьи состоит в изложении и обосновании особенностей, методических и организационных подходов к ведению учета на предприятиях малого бизнеса. Раскрыты особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях.
Ключевые слова: учет, финансовая отчетность, субъект малого предпринимательства.
Одним из перспективных направлений для рыночной экономики в настоящее время является развитие малого предпринимательства. Поэтому особое внимание при разработке изменений и дополнений, вносимых в законодательство, уделяется представителям малого бизнеса. Связано это с тем, что учет и отчетность представителей субъектов малого предпринимательства на территории России постоянно меняются, добавляются новые и корректируются уже имеющиеся нормативные и законодательные акты и документы.
Субъект малого предпринимательства — это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли.
К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Критерии отнесения субъектов ккатегории малого предпринимательства
Категория субъекта
Микропредприятие
Малое предприятие
Среднее предприятие
Выручка без НДС за год
Среднесписочная численность работ
не более 15 человек
не более 100 человек
не более 250 человек
Субъекты малого предпринимательства имеют право на основании Типового Плана счетов составлять свой план счетов. Такой план счетов будет являться упрощенным и может содержать в себе только те счета, которые организация будет использовать в процессе ведения бухгалтерского учета.
При составлении своего «упрощенного» плана счетов малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов Типового Плана счетов на одном синтетическом счете.
Применяя рабочий план счетов СМП следует руководствоваться Инструкцией по его применению (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению») [2].
Бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом: -первичная документация;
В настоящее время нет обязательных к применению форм первичных документов. Субъекты малого предпринимательства, по желанию, могут использовать типовые формы.
Протоколом от 25 апреля 2013 года № 4/13 Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности», которые предусматривают три формы ведения учета на малых предприятиях:
‒ полная форма упрощенного учета;
‒ простая форма [3].
Полная форма предполагает использование регистров бухгалтерского учета. В них записываются все факты хозяйственной жизни. Данная форма предусматривает использование комплекта ведомостей:
‒ ведомость учета основных средств и амортизации — форма № 1МП;
‒ ведомость учета материально-производственных запасов — форма № 2МП;
‒ ведомость учета затрат на производство — форма № 3МП;
‒ ведомость учета денежных средств — форма № 4МП;
‒ ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № 5МП;
‒ ведомость учета продаж — форма № 6МП;
‒ ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № 7МП;
‒ ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП;
‒ сводная ведомость (шахматная) — форма № 9МП.
При этом ключевым моментом является то, что СМП могут разрабатывать учетные регистры самостоятельно, применительно к условиям своей деятельности, но при условии, что учет будет вестись посредствам двойной записи.
Следует обратить внимание на то, что при использовании сокращенной формы учета все хозяйственные операции регистрируются в Книге учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-1МП. Наряду с ней предпринимателям малого бизнеса рекомендуется использовать Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП. Таким образом, данная форма предусматривает ведение учета без применения учетных регистров, но обязует применение двойной записи.
Наименьшее давление при организации и ведении учета, со стороны законодательной базы, испытывают микропредприятия, поскольку только им дозволено использовать «простую» форму учета. Простая форма предполагает ведение бухгалтерского учета без применения двойной записи. В этом случае хозяйственные операции сразу формируются по группам статей Баланса и Отчета о финансовых результатах. Также может использоваться Книга учета фактов хозяйственной жизни.
Существует также ряд особенностей, определяющих состав финансовой отчетности, и предусмотренных только для малого бизнеса.
Состав бухгалтерской отчетности СМП определяется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно ему финансовая отчетность малых предприятий должна содержать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним [4].
СМП, применяющие упрощенные способы ведения учета, вправе составлять отчетность в сокращенном объеме, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. При этом СМП, подлежащие обязательному аудиту обязаны вести учет по общим правилам. За ведение учета на таких предприятиях отвечает руководитель.
Для субъектов малого предпринимательства Налоговым Кодексом Российской Федерации установлены специальные режимы налогообложения, которые могут предусматривать особый порядок налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
‒ УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения — «доходы» и «доходы за вычетом расходов»;
‒ ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений;
‒ ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции;
‒ ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок [5].
Специальные режимы налогообложения создают более благоприятные условия для определенных отраслей, а также для стимулирования малого предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.
Выводы.
Предприятия малого бизнеса играют все более важную роль в экономической жизни страны. За последние годы количество малых предприятий значительно увеличилось.
Однако в сфере малого бизнеса существует ряд особенностей и ряд недостатков, которые влияют на организацию, и ведение бухгалтерского учета.
Это позволяет говорить о несовершенстве законодательной базы, применяемой в отношении ведения учета на малых предприятиях. Возникает необходимость разработки нормативной базы, которая бы учитывала специфику деятельности и отраслевую принадлежность малых предприятий.
Создание малых аудиторских фирм, которые, в свою очередь, проверяли бы отчетность СМП, оказало бы положительное влияние на ведение учета и составление отчетности. Так как часто на таких предприятиях ведением учета занимается руководитель, который менее осведомлен в данной области.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
- Протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 года № 4/13 утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности»
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018).
Похожие статьи
Разработка индивидуального плана счетов малыми.
Утрата статуса субъекта малого предпринимательства приведет к утрате права применения льгот для организации по организации и ведению бухгалтерского учета. Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет с применением одного из трех вариантов плана счетов.
Похожие статьи
Разработка индивидуального плана счетов малыми.
Утрата статуса субъекта малого предпринимательства приведет к утрате права применения льгот для организации по организации и ведению бухгалтерского учета. Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет с применением одного из трех вариантов плана счетов.
Субъекту малого предпринимательства о льготах, касающихся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
Организации, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, часто удовлетворяют критериям субъекта малого предпринимательства. Это позволяет им воспользоваться рядом льгот, связанных, например, с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности.
В статье рассмотрены данные льготы применительно к организациям:
- применяющим только спецрежим в виде ЕНВД, без совмещения с иным режимом налогообложения;
- не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (для таких субъектов рассматриваемые льготы действуют в очень усеченном варианте).
Кроме того, в статье не акцентировано внимание на микропредприятиях, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, но для которых предусмотрены дополнительные льготы.
Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных лиц, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (данный критерий должен соблюдаться «вмененщиком» в силу пп. 1 п. 2.2 и п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Ведение бухгалтерского учета
Эта льгота не распространяется на организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 5 данной статьи). Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит, приведен в п. 1 ст. 5Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в частности, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
Основными документами, регулирующими упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, являются:
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее – Типовые рекомендации). Документ применяется в части, не противоречащей Закону о бухучете;
Информация Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2012);
Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке:
- применять сокращенный план счетов;
- не использовать регистры бухгалтерского учета;
- отказаться от применения ряда ПБУ;
- учитывать отдельные виды хозяйственных операций в упрощенном порядке.
Руководитель СМП вправе принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).
Отметим, что льготы, которыми организация планирует воспользоваться как СМП, необходимо отразить в учетной политике, чтобы избежать риска споров с налоговой инспекцией.
Рассмотрим эти льготы подробнее.
Сокращенный план счетов
Например, организация может открыть для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), следующие счета:
- счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
- счет 44 «Расходы на продажу».
Таким образом, СМП самостоятельно определяет на базе типового плана счетов, какие именно счета он будет использовать, исходя из специфики деятельности. Рабочий план счетов прилагается к утвержденной организацией учетной политике.
Упрощенная система регистров
Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Типовым рекомендациям). Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (см. разд. 4.2 Типовых рекомендаций) предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Отражение операций в бухгалтерском учете
СМП вправе признавать выручку кассовым методом (то есть выручка признается не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы отражаются после погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Внеоборотные активы. На основании п. 7 – 9Информации № ПЗ-3/2012 СМП вправе в бухгалтерском учете:
- не проводить переоценку основных средств, предусмотренную п. 15ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
- не проводить переоценку НМА, а также не отражать обесценение НМА, которые предусмотрены п. 17, 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Финансовые вложения.СМП вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений (как рыночных, так и нерыночных) в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»), то есть по первоначальной стоимости.
Условные факты. СМП разрешено не применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3 ПБУ). В результате организация не будет отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете и отчетности. Для этого СМП может в том числе не создавать никаких резервов (например, на оплату отпусков работникам, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание), а все фактически понесенные расходы учитывать в составе расходов по мере возникновения.
Расходы по займам и кредитам. СМП вправе признавать прочими расходами проценты по всем займам и кредитам, в том числе по тем, которые используются для приобретения (создания) инвестиционного актива и проценты по которым по общему правилу включаются в его стоимость (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).
Исправление ошибок прошлых периодов. По общему правилу существенные ошибки прошлых лет исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и с применением ретроспективного пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). СМП вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без применения счета 84 и без ретроспективного пересчета.
Отражение последствий изменения учетной политики. По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением отдельных ситуаций (п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). СМП вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
Бухгалтерская отчетность
Кроме этого, СМП вправе:
- самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности;
- включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей, без детализации показателей по статьям;
- раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах СМП приложены к вышеуказанному документу.
СМП приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае, если они существенны и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.
СМП разрешено не применять следующие ПБУ, касающиеся составления бухгалтерской отчетности:
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (п. 3 ПБУ). В результате организация в бухгалтерской отчетности не будет отражать информацию по сегментам;
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1 ПБУ). Неприменение этого ПБУ позволяет организации не соблюдать требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.
Малым предприятиям разрешено также не применять ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», за исключением случаев, когда они публикуют бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 ПБУ 11/2008). В результате они вправе не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.
Упрощенный бухгалтерский учет малого предприятия
Не каждая фирма может позволить себе ведение бухгалтерского учета по национальным стандартам, приближенным к МСФО. А в курсе ли вы, что для малых предприятий появились новые возможности для упрощения учета?
Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.
В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.
* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.
Учет материально-производственных запасов
Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.
Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности микропредприятия не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.
Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.
А как вести учет продаж?
В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.
Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» движения денежных средств в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения упрощенной системы налогообложения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.
Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.
И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.
Учет основных средств
Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости основных средств (ОС) и их амортизации.
Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.
Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.
Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная стоимость определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.
В правила амортизации тоже внесены два упрощения.
Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.
Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:
- сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
- ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
- мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.
Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).
Как видно, упрощенный подход к учету ОС приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.
Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.
Учет нематериальных активов и расходов по НИОКР
Внесены поправки, упрощающие применение ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». А именно, малые предприятия получили право не амортизировать нематериальные активы. Теперь их стоимость вы можете списать единовременно.
Аналогичным образом разрешено списывать затраты на НИОКТР – на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Определять срок для равномерного списания этих затрат малым предприятиям не требуется. Списание производится учетными записями типа:
Дебет 20 Кредит 60, 76, 70, 69, 10 и др.
— списаны затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Изменение учетной политики и бухгалтерская отчетность
Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета. Из вышеприведенных способов можно выбрать любые, а выбор закрепить в приказе об изменении учетной политики.
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, то есть с 1 января 2017 года.
На основании пункта 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия не обязаны отражать в бухгалтерской отчетности изменения учетной политики ретроспективно. Это означает, что в связи с изменением учетной политики в бухгалтерской отчетности корректировать остатки по счетам на 31 декабря 2016 года вам не потребуется. Остатки приводят в соответствие упрощенными правилами в отчетном, то есть в 2017 году. На основании ПБУ 1/2008 корректировки отражают по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
И последнее, на что нужно обратить внимание бухгалтера. В момент перехода на упрощенные правила бухгалтерского учета сумма активов бухгалтерского баланса понизится. На пассиве баланса такой переход проявит себя уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка).
Если малое предприятие работает стабильно, то упрощенные правила учета сырья, материалов и товаров дополнительных убытков порождать не будут.
Ведь они приобретаются, а значит, и списываются в среднем равномерно – по мере получения выручки, поскольку ее реально обеспечивают.
А вот за счет повышенных расходов на амортизацию деятельность компании окажется менее прибыльной.
Елена Диркова, эксперт по бухучету и налогам
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование