Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства

Содержание

Содержание

Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

Льготы и преимущества субъектов малого предпринимательства

Федеральный уровень льгот и преимуществ. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (с изменениями от 31 июля 1998 г.) предусмотрел следующие особенности статуса таких субъектов:

Возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Смотрите статью “Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства”). Еще раз подчеркнем, что свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства (Практически не применяется, но есть положительные примеры выдач кредитов МБРР и Всемирного Банка в связи с реализацией данной льготы).
Страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Практически не применяется).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. (Реализовано в виде Постановления Правительства, обязывающего выполнять данную льготу. Информацией по реальному применению не располагаем).
В России создан и функционирует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Региональный уровень льгот и преимуществ.

Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр г. Москвы (Смотрите статью “Регистрация субъектов малого предпринимательства”), имеют преимущественное право на:

  • скидки до 50% лицензионного сбора (Распоряжение мэра Москвы от 20.01.1998г. № 41-РМ);
  • получение кредитов, субсидий, дотаций по линии структур поддержки МП;
  • льготное получение оборудования в лизинг;
  • участие в целевых подрядных конкурсах по размещению доли городских заказов;
  • обучение и консультирование персонала;
  • участие в открытых целевых конкурсах по продаже прав на аренду;
  • получения помещений из состава целевого фонда нежилых помещений для МП;
  • содействия со стороны Держателя Реестра в организации и развитии делового сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями и организациями;
  • оказание помощи в переквалификации и трудоустройстве персонала субъектов Реестра, высвободившегося при перепрофилировании их производств, обучение и консультирование персонала;
  • регистрация изменений в учредительных документах предприятия в Московской регистрационной палате за три рабочих дня (приказ Московской регистрационной палаты № 127 от 15.12.1997г.);
  • регистрация предприятия по домашнему адресу одного из учредителей – физических лиц (Закон г.Москвы от 28.06.1995г. № 14 “Об основах малого предпринимательства в Москве” статья 5, п. 5.6. и Приказ Московской регистрационной палаты № 224 от 30.11.1998г.);
  • льготы по арендной плате: за нежилые помещения с 01 января 1999 года для субъектов МП увеличение арендной платы на коэффициент инфляции в 1.7 раз не производится (Постановление Правительства Москвы от 08.12.1998г. № 943 “О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год”, пункт 47);
  • и иные льготы и преимущества.

Какие же конкретные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства предпринимает московское правительство?
Приведем выдержки из Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 296 “О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 “О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.”

“В течение двух лет за финансовой поддержкой обратилось более полутора тысяч предприятий, которым были выданы льготные кредиты на сумму более 80 млн.рублей. В каждом административном округе созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые имеют помещения, оснащенные техникой. Созданы гарантийные фонды. Заключено 22 договора с банками по совместной работе, дополнительно привлечено 100 млн.рублей на кредитование малых предприятий.

Реализовано более 200 лизинговых проектов на сумму более 100 миллионов рублей. Создан фонд нежилых помещений с предоставлением субъектам малого предпринимательства права выкупа помещений с рассрочкой на 10 лет; установлены льготы по аренде помещений для малых предприятий. Размер арендной платы после финансового кризиса оставлен на уровне 1998 года, а для ремесленных предприятий установлен коэффициент 0.8.

Новые возможности перед ремесленниками открыл принятый в 16.06.99 Закон города Москвы N 25 “О ремесленной деятельности в городе Москве”. Учреждена Московская палата ремесел, в административных округах при непосредственной поддержке префектур создаются центры, дворы и улицы ремесел. За отчетный период создано 8 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов (!). Создан Московский центр высоких технологий в г.Зеленограде общей площадью 14 тыс.кв.м. Для предпринимателей Москвы открыт Центральный дом предпринимателя.

В области международного делового партнерства приняло участие более 500 фирм, заключено 110 коммерческих договоров. Проводились выставочные мероприятия, по результатам которых заключено свыше 2000 договоров на поставку продукции малыми предприятиями Москвы.

По программе подготовки кадров было подготовлено свыше 30 тыс.человек не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением средств Всемирного банка, Европейского экономического сообщества, Международного валютного фонда.

Была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы, возглавляемая Мэром Москвы, по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, организована постоянно действующая “горячая линия” для предпринимателей. На базе Московского и территориальных агентств по развитию предпринимательства в префектурах производится бесплатное консультирование предпринимателей, работает электронная система дистанционного консультирования, обучения и переподготовки кадров для малых предприятий.

Распоряжением Мэра Москвы от 15.03.2000 N 271-РМ “О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы” на предприятиях города введены книги инспекторских проверок, ограничено количество проверок одного малого предприятия одной комплексной проверкой в год, а для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья населения, – двумя комплексными проверками в год.

Распоряжением Мэра Москвы от 14.03.2000 N 258-РМ “О дополнительных мерах по упрощению процедуры государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Москвы” упрощена регистрация малых предприятий. Предприниматели получили возможность начать свой бизнес бесплатно. Малым предприятиям предоставлено право использовать адреса территориальных агентств по развитию предпринимательства и типовые уставные документы”.

Автор данного материала не является экономистом, поэтому предпочитает воздержаться от суждений об эффективности и значимости перечисленных выше мер в масштабах такого города как Москва. Автор не берется также судить о том, какими в действительности качествами и возможностями должен обладать предприниматель для того, чтобы реально претендовать на содействие московских органов власти в своем бизнесе. Представляется лишь, что эти качества далеко выходят за пределы тех, которые официально перечислены в московских актах о поддержке малого предпринимательства.

Существуют и дополнительные по отношению к основным московским (Смотрите статью “Понятие субъекта малого предпринимательства”) условия, дающие субъектам малого предпринимательства г. Москвы преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города Москвы. То есть, данным лицам теоретически должен быть отдан приоритет при предоставлении, например, кредита или помещения в аренду, если претендовать на это будут несколько субъектов малого предпринимательства города Москвы. Эти дополнительные условия таковы:

Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве, или субъект малого предпринимательства должен на момент подачи заявления с просьбой о поддержке осуществлять работы по выполнению городского заказа или участвовать в реализации городских программ социально-экономического развития.
Перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, дающих преимущественное право на получение поддержки от органов власти города Москвы, утверждается Московской городской Думой.
Cубъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой (у индивидуального предпринимателя, например, нет “уставного капитала”) должен иметь:

  1. бизнес-план на период не менее года, если иной срок не определяется характером оказываемой помощи;
  2. обоснование размеров и формы необходимой поддержки с указанием целей расходования испрашиваемых финансовых средств, использования помещений и иных ресурсов и соответствия указанных целей потребностям социально-экономического развития Москвы;
  3. действующий договор о страховании принадлежащего ему имущества.

Микропредприятие

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

вновь зарегистрированные ИП;

ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

До 15 человек включительно

От 16 до 100 человек включительно

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

у нее нет филиалов;

другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

правила внутреннего трудового распорядка;

положение об оплате труда;

графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие – регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

Минимум кадровой документации;

Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — это исполнение конкретных требований или признаки

Какую роль играет субъект предпринимательства и что значит его статус — разберем в статье. Однако в первую очередь стоит учесть, что субъект малого и среднего предпринимательства — это в первую очередь ответственность и конкретные обязательства перед государством. В случае их несоблюдения можно лишиться данного правового статуса и ряда преимуществ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — что это

Субъектом МСП может стать любая организация, чья основная деятельность нацелена на коммерцию. Помимо этого, такую возможность имеют ИП, статус которых официально подтвержден.

Все остальные предприятия, что являются государственными или не занимаются коммерцией, не могут иметь данный правовой статус.

Организации, что могут получить правовой статус «субъект МСП»

Рассмотрим подробнее вопрос того, кто относится к таковым субъектам, и какие фирмы могут его получить.

Если выделить наиболее основные требования: размер штата сотрудников и годовая прибыль — этого достаточно, чтобы присвоить предпринимателю правовой статус субъекта МСП. Учитывать нужно и то, что критерии соотнесения определяет государство: ФЗ № 209, в который были внесены правки, начиная с 2019 года.

Отдельно затронуть нужно ИП: критерии для них точно такие же — выручка и сотрудники. Однако если рабочего персонала нет, то выручки для соотнесения с правовым статусом вполне достаточно.

Кто способен определить статус организации

Статус каждого предприятия на территории РФ определяет Гражданский кодекс, а также частные федеральные законы — ФЗ № 209. Учитывая то, что субъектом МСП может быть только коммерческая фирма, нужно определить какие именно организации ее представляют — эти установки формирует ГК РФ.

Итак, к ним относятся:

  • кооперативы
  • товарищество: коммандитное и хозяйственное
  • общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • акционерные общества: закрытые и открытые

Остальные критерии — форма собственности, тип содержания и т.д. — не играют существенной роли при определении статуса.

Категория бизнеса — посредством чего может быть определена

Определение категории бизнеса производится в соответствии со следующим рядом критериев:

  • вид коммерческой организации
  • годовой доход
  • численность сотрудников

Однако это лишь базовые требования. Существуют также особые правила:

  • при рассмотрении ИП, что не использует наемных сотрудников, — учитывается только доход
  • ИП, деятельность которого организована на патентной системе, — микропредприятие
  • если организация относится к проекту «Сколково», то ее категория определяется в соответствии со штатом

Таким образом, стоит не только учитывать специальные правила, но и постоянно следить за их изменениями.

Признаки малой организации

Непосредственными признаками, что определяют небольшую организацию, являются:

  • годовой доход: 800 млн.
  • долевое участие в организации в рамках 49%

Что касается сотрудников, то их численность также важна: до 100 человек.

Требования к статусу

Стать субъектом МСП можно только при строгом соответствии ряду критериев. Так, на сегодня получить этот правовой статус могут только: кооперативы, партнерства, хозяйства и ИП. Отметить стоит лишь то, что это начальные требования, которые зачастую имеют вторичный характер.

Каждый из них может быть лишен статуса, если будет произведено превышение лимитов, которые установлены на штат сотрудников и доход.

Видео о субъектах МСП:

Преимущества МСП

У МСП есть ряд существенных преимуществ, что стимулируют получение этого правового статуса. Так, выделим основные из них:

  1. Введение статистического наблюдения субъектами МСП — раз в пять лет.
  2. Упрощенный порядок кассовых операций.
  3. Возможность использования преференций при аренде помещений.

Это лишь основной перечень. Иные же плюсы статуса гораздо специализированнее и охватывают конкретные нюансы деятельности.

Существующие льготы

Государство обеспечивает МСП соответствующими льготами. Причин для их реализации много, однако, к основным относится:

  • выход из тени самозанятого населения
  • снижение расходов по безработице
  • создание новых рабочих мест

В совокупности это позволяет получить значительную прибавку к государственному бюджету, однако не стоит считать, что это игра в одни ворота. Предприниматель при статусе МСП получает льготы, описанные в таблице 1.

Льготы

Налоговые

Финансовые

Административные

Первое — особый режим налогообложения: возможность использования упрощенной системы и прочих.

Второе — возможность получить более низкий налог от государства по выделенным системам.

Третье — зарегистрированные в реестре предприятия могут не уплачивать налоги, если были внесены в него до 2020 года.

Она выражена в непосредственной поддержке: гранты и субсидии (безвозмездные). Полученные деньги можно реализовать по-разному: оплатить лизинг, процент по займам и т.д.

Подразумевается послабление, что может быть выражено в использовании надзорных каникул, упрощенном процессе бухгалтерских отчетов, кассовая дисциплина и т.д.

Как итог: выигрывают две стороны — государство получает официальный список предпринимателей, а те, в свою очередь, льготы.

Уплата налогов

Первое, что необходимо уяснить, — особых режимов налогообложения для МСП не предусмотрено. Существуют лишь те режимы, для которых необходимо соблюдение ряда условий. Эти требования полностью регулируются государством и также могут быть им изменены. Они просты и более привлекательны для небольшого бизнеса, тем не менее, для тех, кто не соответствует им — налогообложение производится в общем порядке.

Однако стоит отметить, что, несмотря на подобное разделение между теми, кто соответствует, и кто нет — существует локальная лазейка: законы субъектов РФ могут устанавливать соответствующие льготы для предпринимателей, но в рамках конкретного региона. Учет при этом идет в соответствии с теми стандартами, что установлен НК РФ в общем порядке.

Бухгалтерия — учет и отчетность

Бухгалтерский учет у МСП может производиться в упрощенной форме. Это значит, что предприятие может не использовать ряд счетов, что в настоящий момент являются действительными.

Говоря проще: если все расходы фиксируются на счете 20, то указание остальных, что являются частью группы — 23, 28, 29 — не требуется. Они фактически становятся лишними в случае с МСП.

Отчетность же заполняется в меньшем объеме: сведения о балансе (активном и пассивном) используют всего 2 раздела — в них содержится порядка 5 групповых статей. Если затронуть форму 2, то для нее предусмотрено использование только 7 строк (18 ранее) — справочный раздел также исключен.

Что такое реестр субъектов МСП

В России существует реестр, который официально регулируется государством с 2016 года. Он призван вести учет всех субъектов МСП, и находится на официальном сайте Налоговой службы. Обновление информации в реестре производится автоматически — в соответствии с данными, что содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и отчетах для налоговой.

Помимо основной информации: наименование организации, категории, кодах ОКВЭД и лицензии — руководство фирмы также может внести дополнительную информацию о себе. В роли дополнительных сведений может выступать:

  • информация о производимой продукции и критериях, которым она соответствует
  • данные о сотрудничестве с государственными заказчиками
  • перечень контрактов, что подтверждают участие фирмы в государственных заказах

Видео о работе в реестре МСП:


Льготы для малого бизнеса в 2020 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2020 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней – не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существуют специальные системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2020 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников – всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
  5. НПД – пилотный режим для так называемых самозанятых, с января 2020 года действует в 23 регионах РФ. Налог на профдоход могут платить не только обычные физлица, но и ИП. Здесь установлены самые жесткие ограничения по доходу (не более 2,4 млн рублей в год, запрет на наём работников, только определенные виды деятельности).

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, – это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2020 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Административные льготы для малого бизнеса в 2020 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2020 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут работать без кассы до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота – госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Читайте также:  Уведомление об изменении существенных условия оплаты труда
Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]