Содержание
- 1 Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства
- 2 Микропредприятие
- 3 Субъекты малого и среднего предпринимательства — это исполнение конкретных требований или признаки
- 3.1 Субъекты малого и среднего предпринимательства — что это
- 3.2 Организации, что могут получить правовой статус «субъект МСП»
- 3.3 Кто способен определить статус организации
- 3.4 Категория бизнеса — посредством чего может быть определена
- 3.5 Признаки малой организации
- 3.6 Требования к статусу
- 3.7 Ограничения по персоналу
- 3.8 Особенности по доходу
- 3.9 Преимущества МСП
- 3.10 Существующие льготы
- 3.11 Уплата налогов
- 3.12 Бухгалтерия — учет и отчетность
- 3.13 Что такое реестр субъектов МСП
- 4 Субъекты малого предпринимательства в государственных закупках по нормам федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 4.1 Отличия понятий в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 4.2 Особенности участия СМП в госзакупках
- 4.3 Закупки по 44-ФЗ
- 4.4 Какие льготы предусмотрены
- 4.5 Способы закупок
- 4.6 Каким условиям должны соответствовать СМП для участия в закупках
- 4.7 Закупки по 223-ФЗ
- 4.8 Объем закупок
- 4.9 Изменения в объеме закупок с 2020 года
- 4.10 Способ закупки
- 4.11 Подтверждение соответствия участниками закупки
- 4.12 Перечень закупок у МСП
- 4.13 Предусматриваемые льготы
- 4.14 Сроки оплаты
- 5 Льготы для малого бизнеса в 2020 году
Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства
Не хватает прав доступа к веб-форме.
Записаться на семинар
Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт
Under construction!
Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
Льготы и преимущества субъектов малого предпринимательства
Федеральный уровень льгот и преимуществ. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (с изменениями от 31 июля 1998 г.) предусмотрел следующие особенности статуса таких субъектов:
Возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Смотрите статью “Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства”). Еще раз подчеркнем, что свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства (Практически не применяется, но есть положительные примеры выдач кредитов МБРР и Всемирного Банка в связи с реализацией данной льготы).
Страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Практически не применяется).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. (Реализовано в виде Постановления Правительства, обязывающего выполнять данную льготу. Информацией по реальному применению не располагаем).
В России создан и функционирует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Региональный уровень льгот и преимуществ.
Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр г. Москвы (Смотрите статью “Регистрация субъектов малого предпринимательства”), имеют преимущественное право на:
- скидки до 50% лицензионного сбора (Распоряжение мэра Москвы от 20.01.1998г. № 41-РМ);
- получение кредитов, субсидий, дотаций по линии структур поддержки МП;
- льготное получение оборудования в лизинг;
- участие в целевых подрядных конкурсах по размещению доли городских заказов;
- обучение и консультирование персонала;
- участие в открытых целевых конкурсах по продаже прав на аренду;
- получения помещений из состава целевого фонда нежилых помещений для МП;
- содействия со стороны Держателя Реестра в организации и развитии делового сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями и организациями;
- оказание помощи в переквалификации и трудоустройстве персонала субъектов Реестра, высвободившегося при перепрофилировании их производств, обучение и консультирование персонала;
- регистрация изменений в учредительных документах предприятия в Московской регистрационной палате за три рабочих дня (приказ Московской регистрационной палаты № 127 от 15.12.1997г.);
- регистрация предприятия по домашнему адресу одного из учредителей – физических лиц (Закон г.Москвы от 28.06.1995г. № 14 “Об основах малого предпринимательства в Москве” статья 5, п. 5.6. и Приказ Московской регистрационной палаты № 224 от 30.11.1998г.);
- льготы по арендной плате: за нежилые помещения с 01 января 1999 года для субъектов МП увеличение арендной платы на коэффициент инфляции в 1.7 раз не производится (Постановление Правительства Москвы от 08.12.1998г. № 943 “О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год”, пункт 47);
- и иные льготы и преимущества.
Какие же конкретные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства предпринимает московское правительство?
Приведем выдержки из Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 296 “О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 “О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.”
“В течение двух лет за финансовой поддержкой обратилось более полутора тысяч предприятий, которым были выданы льготные кредиты на сумму более 80 млн.рублей. В каждом административном округе созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые имеют помещения, оснащенные техникой. Созданы гарантийные фонды. Заключено 22 договора с банками по совместной работе, дополнительно привлечено 100 млн.рублей на кредитование малых предприятий.
Реализовано более 200 лизинговых проектов на сумму более 100 миллионов рублей. Создан фонд нежилых помещений с предоставлением субъектам малого предпринимательства права выкупа помещений с рассрочкой на 10 лет; установлены льготы по аренде помещений для малых предприятий. Размер арендной платы после финансового кризиса оставлен на уровне 1998 года, а для ремесленных предприятий установлен коэффициент 0.8.
Новые возможности перед ремесленниками открыл принятый в 16.06.99 Закон города Москвы N 25 “О ремесленной деятельности в городе Москве”. Учреждена Московская палата ремесел, в административных округах при непосредственной поддержке префектур создаются центры, дворы и улицы ремесел. За отчетный период создано 8 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов (!). Создан Московский центр высоких технологий в г.Зеленограде общей площадью 14 тыс.кв.м. Для предпринимателей Москвы открыт Центральный дом предпринимателя.
В области международного делового партнерства приняло участие более 500 фирм, заключено 110 коммерческих договоров. Проводились выставочные мероприятия, по результатам которых заключено свыше 2000 договоров на поставку продукции малыми предприятиями Москвы.
По программе подготовки кадров было подготовлено свыше 30 тыс.человек не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением средств Всемирного банка, Европейского экономического сообщества, Международного валютного фонда.
Была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы, возглавляемая Мэром Москвы, по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, организована постоянно действующая “горячая линия” для предпринимателей. На базе Московского и территориальных агентств по развитию предпринимательства в префектурах производится бесплатное консультирование предпринимателей, работает электронная система дистанционного консультирования, обучения и переподготовки кадров для малых предприятий.
Распоряжением Мэра Москвы от 15.03.2000 N 271-РМ “О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы” на предприятиях города введены книги инспекторских проверок, ограничено количество проверок одного малого предприятия одной комплексной проверкой в год, а для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья населения, – двумя комплексными проверками в год.
Распоряжением Мэра Москвы от 14.03.2000 N 258-РМ “О дополнительных мерах по упрощению процедуры государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Москвы” упрощена регистрация малых предприятий. Предприниматели получили возможность начать свой бизнес бесплатно. Малым предприятиям предоставлено право использовать адреса территориальных агентств по развитию предпринимательства и типовые уставные документы”.
Автор данного материала не является экономистом, поэтому предпочитает воздержаться от суждений об эффективности и значимости перечисленных выше мер в масштабах такого города как Москва. Автор не берется также судить о том, какими в действительности качествами и возможностями должен обладать предприниматель для того, чтобы реально претендовать на содействие московских органов власти в своем бизнесе. Представляется лишь, что эти качества далеко выходят за пределы тех, которые официально перечислены в московских актах о поддержке малого предпринимательства.
Существуют и дополнительные по отношению к основным московским (Смотрите статью “Понятие субъекта малого предпринимательства”) условия, дающие субъектам малого предпринимательства г. Москвы преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города Москвы. То есть, данным лицам теоретически должен быть отдан приоритет при предоставлении, например, кредита или помещения в аренду, если претендовать на это будут несколько субъектов малого предпринимательства города Москвы. Эти дополнительные условия таковы:
Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве, или субъект малого предпринимательства должен на момент подачи заявления с просьбой о поддержке осуществлять работы по выполнению городского заказа или участвовать в реализации городских программ социально-экономического развития.
Перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, дающих преимущественное право на получение поддержки от органов власти города Москвы, утверждается Московской городской Думой.
Cубъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой (у индивидуального предпринимателя, например, нет “уставного капитала”) должен иметь:
- бизнес-план на период не менее года, если иной срок не определяется характером оказываемой помощи;
- обоснование размеров и формы необходимой поддержки с указанием целей расходования испрашиваемых финансовых средств, использования помещений и иных ресурсов и соответствия указанных целей потребностям социально-экономического развития Москвы;
- действующий договор о страховании принадлежащего ему имущества.
Микропредприятие
Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.
Критерии микропредприятия
Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:
доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.
При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.
Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Такими условиями являются:
средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.
Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.
Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);
вновь зарегистрированные ИП;
ИП, применяющие только ПСН.
При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.
Порядок расчета выручки
Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.
В чем отличие микропредприятием от малого предприятия
Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.
Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.
Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.
Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).
Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:
Тип субьекта среднего и малого предпринимательства
Среднесписочная численность работников
Предельная величина дохода
До 15 человек включительно
От 16 до 100 человек включительно
Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.
Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.
Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:
стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;
у нее нет филиалов;
другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.
Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.
Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:
правила внутреннего трудового распорядка;
положение об оплате труда;
графики отпусков и пр.
Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.
Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.
Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.
Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).
Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.
Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие – регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.
На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.
Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.
Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
Минимум кадровой документации;
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).
Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — это исполнение конкретных требований или признаки
Какую роль играет субъект предпринимательства и что значит его статус — разберем в статье. Однако в первую очередь стоит учесть, что субъект малого и среднего предпринимательства — это в первую очередь ответственность и конкретные обязательства перед государством. В случае их несоблюдения можно лишиться данного правового статуса и ряда преимуществ.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — что это
Субъектом МСП может стать любая организация, чья основная деятельность нацелена на коммерцию. Помимо этого, такую возможность имеют ИП, статус которых официально подтвержден.
Все остальные предприятия, что являются государственными или не занимаются коммерцией, не могут иметь данный правовой статус.
Организации, что могут получить правовой статус «субъект МСП»
Рассмотрим подробнее вопрос того, кто относится к таковым субъектам, и какие фирмы могут его получить.
Если выделить наиболее основные требования: размер штата сотрудников и годовая прибыль — этого достаточно, чтобы присвоить предпринимателю правовой статус субъекта МСП. Учитывать нужно и то, что критерии соотнесения определяет государство: ФЗ № 209, в который были внесены правки, начиная с 2019 года.
Отдельно затронуть нужно ИП: критерии для них точно такие же — выручка и сотрудники. Однако если рабочего персонала нет, то выручки для соотнесения с правовым статусом вполне достаточно.
Кто способен определить статус организации
Статус каждого предприятия на территории РФ определяет Гражданский кодекс, а также частные федеральные законы — ФЗ № 209. Учитывая то, что субъектом МСП может быть только коммерческая фирма, нужно определить какие именно организации ее представляют — эти установки формирует ГК РФ.
Итак, к ним относятся:
- кооперативы
- товарищество: коммандитное и хозяйственное
- общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью
- акционерные общества: закрытые и открытые
Остальные критерии — форма собственности, тип содержания и т.д. — не играют существенной роли при определении статуса.
Категория бизнеса — посредством чего может быть определена
Определение категории бизнеса производится в соответствии со следующим рядом критериев:
- вид коммерческой организации
- годовой доход
- численность сотрудников
Однако это лишь базовые требования. Существуют также особые правила:
- при рассмотрении ИП, что не использует наемных сотрудников, — учитывается только доход
- ИП, деятельность которого организована на патентной системе, — микропредприятие
- если организация относится к проекту «Сколково», то ее категория определяется в соответствии со штатом
Таким образом, стоит не только учитывать специальные правила, но и постоянно следить за их изменениями.
Признаки малой организации
Непосредственными признаками, что определяют небольшую организацию, являются:
- годовой доход: 800 млн.
- долевое участие в организации в рамках 49%
Что касается сотрудников, то их численность также важна: до 100 человек.
Требования к статусу
Стать субъектом МСП можно только при строгом соответствии ряду критериев. Так, на сегодня получить этот правовой статус могут только: кооперативы, партнерства, хозяйства и ИП. Отметить стоит лишь то, что это начальные требования, которые зачастую имеют вторичный характер.
Каждый из них может быть лишен статуса, если будет произведено превышение лимитов, которые установлены на штат сотрудников и доход.
Видео о субъектах МСП: