НДФЛ и НДС двойное налогообложение

Содержание

Содержание

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Двойное налогообложение физических лиц

3 июня Совет Федерации одобрил федеральный закон о внесении изменений в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Данный закон, в частности, вносит поправки в статью 232 НК РФ, посвященную устранению двойного налогообложения доходов физических лиц. Со следующего года в этой статье будут прописаны порядок проведения зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом, а также правила применения налоговых ставок к доходам нерезидентов.

Проблема двойного налогообложения доходов может коснуться как налоговых резидентов РФ, так и лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Действующая редакция статьи 232 НК РФ не отвечает на все вопросы, которые возникают в таких ситуациях. Приведем несколько примеров.

Налоговые резиденты (то есть физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) платят НДФЛ не только с доходов, полученных от источников в РФ, но и с доходов, полученных за пределами РФ. Это предусмотрено статьей 209 НК РФ. Может случиться так, что налог с полученного за границей дохода нужно заплатить дважды (за рубежом и в России). Соответственно, возникают вопросы: можно ли зачесть налог, уплаченный за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России и какова процедура зачета налога?

Читайте также:  Как рассчитать своп на форексе

Налоговые нерезиденты (то есть физические лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) могут получать в России различные доходы. Например, вознаграждения от российских организаций. Бухгалтер такой компании может столкнуться, в том числе, с такими вопросами: можно ли применить пониженную ставку НДФЛ к доходам нерезидента, если это предусмотрено международным договором, и нужно ли получать разрешение на применение пониженной ставки в налоговой инспекции?

Законодатели сочли, что положения статьи 232 НК РФ требуют уточнений, и изложили ее в новой редакции, которая начет действовать с 2016 года. В ней установлены порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за пределами РФ, и особенности удержания НДФЛ с доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами. Расскажем об этом подробнее.

Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом

По общему правилу, предусмотренному действующим законодательством, налог, уплаченный налогоплательщиком-резидентом за рубежом с полученных там доходов, не засчитывается при уплате НДФЛ в России. Исключение составляют случаи, когда возможность такого зачета установлена международным соглашением (п. 1 ст. 232 НК РФ).

Между Россией и Республикой Беларусь заключеноСоглашение от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Данным Соглашением предусмотрено, что если гражданин России (налоговый резидент) получил доходы от работы в Белоруссии и уплатил там подоходный налог, то сумму этого налога можно вычесть из НДФЛ, подлежащего уплате в России (п. 20 Соглашения).

С 2016 года в статье 232 НК РФ по-прежнему будет указано, что уплаченный за рубежом налог можно зачесть, если это предусмотрено международным договором РФ. Порядок проведения такого зачета прописан в новой редакции статьи 232 НК РФ. Рассмотрим его.

Подтверждающие документы

Чтобы зачесть уплаченный за рубежом налог, физическое лицо должно представить в России налоговую декларацию по НДФЛ. В ней, в частности, следует указать подлежащую зачету сумму налога. К налоговой декларации нужно приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с него налога. Такие документы выдаются (заверяются) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В них должна быть отражена следующая информация:

  • вид дохода;
  • сумма дохода;
  • календарный год, в котором был получен доход;
  • сумма налога и дата его уплаты в иностранном государстве.

Вместо названных документов гражданин вправе приложить к налоговой декларации по НДФЛ копию налоговой декларации, которую он представил в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога.

Если налог за резидента заплатил иностранный «налоговый агент», то нужно предъявить документ, подтверждающий суммы дохода, полученные в каждом месяце соответствующего календарного года, а также удержанные суммы налога.

Если указанные документы составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Таким образом, с 2016 года для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие полученный доход и уплаченный налог. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету. Заметим, что возможность вернуть налог, уплаченный в иностранном государстве, комментируемым законом не предусмотрена. Также закон не позволяет зачесть налог через налоговых агентов.

Срок представления декларации

Декларацию с заявленной к зачету суммой налога можно представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором получены доходы. Поскольку новая редакция статьи 232 НК РФ вступит в силу с 2016 года, это значит, что налоговые резиденты смогут предъявить к зачету налог, уплаченный за рубежом в 2015 году, в декларации за 2015 год.

Отметим, что ранее для зачета налога нужно было подать заявление о зачете (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-08-05). Комментируемый закон не содержит такого требования.

Если Россия не имеет с тем или иным иностранным государством действующего договора об избежании двойного налогообложения, то налог с одного и того же дохода придется заплатить дважды: в России и за рубежом (письмо Минфина России от 02.11.11 № 03-04-05/8-852). С перечнем международных договоров об избежании двойного налогообложения можно ознакомиться на сайте ФНС России.

Особенности удержания НДФЛ с доходов нерезидентов

По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Но если международным договором РФ установлены иные нормы (в том числе полное освобождение доходов нерезидента от налогообложения в РФ), то действуют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

С 2015 года НДФЛ с зарплат граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения удерживается по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ. Это связано с началом действия Договора о Евразийском экономическом союзе

Таким образом, перед тем как удержать НДФЛ с дохода иностранца, бухгалтер компании должен выяснить, заключила ли Россия соответствующее международное соглашение с государством, гражданином которого является этот работник, а также запросить у него документы, подтверждающие его статус.

Подтверждение статуса нерезидента

Для подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, с которым у России подписан международный договор о полном или частичном освобождении от налогообложения, физическое лицо представляет налоговому агенту документ, удостоверяющий личность (например, паспорт). В общем случае для налогового агента этого должно быть достаточно.

Однако бывают ситуации, когда подтверждение налогового статуса вызывает трудности. Комментируемый закон предусмотрел, что если представленные документы не позволяют подтвердить наличие у гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, то налоговый агент вправе запросить официальное подтверждение его статуса. Оно выдается компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора РФ. Таким документом является, например, сертификат о подтверждении налогового статуса налогоплательщика (письмо ФНС России от 14.01.14 № ОА-4-13/232@).

Срок представления подтверждения

Документ, подтверждающий налоговый статус работника, лучше получить до того, как ему будет выплачен доход. Если же соответствующее подтверждение будет представлено позже даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения, и удержания с него налога, то налоговый агент должен будет вернуть излишне удержанный налог в порядке, предусмотренном пунктом 1статьи 231 НК РФ. Об этом сказано в новой редакции статьи 232 НК РФ.

Заметим, что комментируемый закон предписал представлять документ, подтверждающий статус нерезидента, именно налоговому агенту. И налоговый агент принимает решение о том, по какой ставке удерживать налог (либо не удерживать вовсе). Ранее встречались разъяснения о том, что налоговый агент должен направить документ, подтверждающий налоговый статус иностранного работника, в налоговую инспекцию, которая примет решение о том, по какой ставке рассчитать и удержать налог. А до этого времени следует применять ставку 30% (письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.03.10 № 20-14/3/022678).

Общение с налоговой инспекцией

Возможна ситуация, когда на основании международного договора доход иностранца освобождается от уплаты налога в России. Комментируемый закон обязал налогового агента сообщить о таком иностранном физическом лице и выплаченном ему доходе в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это нужно сделать в тридцатидневный срок с даты выплаты дохода. В этот же срок нужно уведомить инспекцию о суммах налога, которые были возвращены иностранцу (если осуществлялся возврат).

Также в законе предусмотрено, что налоговый резидент иностранного государства вправе обратиться за возвратом налога напрямую в налоговую инспекцию по месту жительства (месту пребывания) в России. Это возможно, если нерезидент получил подтверждение своего статуса (о котором мы говорили выше), а взаимоотношений с налоговым агентом на территории РФ у него уже нет. Если иностранец не имеет места жительства (места пребывания) в России, то документы на возврат налога он может представить в инспекцию по месту учета налогового агента, от которого ранее был получен доход.

Двойное налогообложение доходов физических лиц: что изменится с 2016 года

На этой неделе (3 июня) Совет Федерации одобрил федеральный закон о внесении изменений в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Данный закон, в частности, вносит поправки в статью 232 НК РФ, посвященную устранению двойного налогообложения доходов физических лиц. Со следующего года в этой статье будут прописаны порядок проведения зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом, а также правила применения налоговых ставок к доходам нерезидентов.

Вводная информация

Проблема двойного налогообложения доходов может коснуться как налоговых резидентов РФ, так и лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Действующая редакция статьи 232 НК РФ не отвечает на все вопросы, которые возникают в таких ситуациях. Приведем несколько примеров.

Налоговые резиденты (то есть физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) платят НДФЛ не только с доходов, полученных от источников в РФ, но и с доходов, полученных за пределами РФ. Это предусмотрено статьей 209 НК РФ. Может случиться так, что налог с полученного за границей дохода нужно заплатить дважды (за рубежом и в России). Соответственно, возникают вопросы: можно ли зачесть налог, уплаченный за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России и какова процедура зачета налога?

Налоговые нерезиденты (то есть физические лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) могут получать в России различные доходы. Например, вознаграждения от российских организаций. Бухгалтер такой компании может столкнуться, в том числе, с такими вопросами: можно ли применить пониженную ставку НДФЛ к доходам нерезидента, если это предусмотрено международным договором, и нужно ли получать разрешение на применение пониженной ставки в налоговой инспекции?

Читайте также:  Оплата на время стажировки

Законодатели сочли, что положения статьи 232 НК РФ требуют уточнений, и изложили ее в новой редакции, которая начет действовать с 2016 года. В ней установлены порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за пределами РФ, и особенности удержания НДФЛ с доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами. Расскажем об этом подробнее.

Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом

По общему правилу, предусмотренному действующим законодательством, налог, уплаченный налогоплательщиком-резидентом за рубежом с полученных там доходов, не засчитывается при уплате НДФЛ в России. Исключение составляют случаи, когда возможность такого зачета установлена международным соглашением (п. 1 ст. 232 НК РФ).

Между Россией и Республикой Беларусь заключено Соглашение от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Данным Соглашением предусмотрено, что если гражданин России (налоговый резидент) получил доходы от работы в Белоруссии и уплатил там подоходный налог, то сумму этого налога можно вычесть из НДФЛ, подлежащего уплате в России (п. 20 Соглашения).

С 2016 года в статье 232 НК РФ по-прежнему будет указано, что уплаченный за рубежом налог можно зачесть, если это предусмотрено международным договором РФ. Порядок проведения такого зачета прописан в новой редакции статьи 232 НК РФ. Рассмотрим его.

Подтверждающие документы

Чтобы зачесть уплаченный за рубежом налог, физическое лицо должно представить в России налоговую декларацию по НДФЛ. В ней, в частности, следует указать подлежащую зачету сумму налога. К налоговой декларации нужно приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с него налога. Такие документы выдаются (заверяются) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В них должна быть отражена следующая информация:

  • вид дохода;
  • сумма дохода;
  • календарный год, в котором был получен доход;
  • сумма налога и дата его уплаты в иностранном государстве.

Вместо названных документов гражданин вправе приложить к налоговой декларации по НДФЛ копию налоговой декларации, которую он представил в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога.

Если налог за резидента заплатил иностранный «налоговый агент», то нужно предъявить документ, подтверждающий суммы дохода, полученные в каждом месяце соответствующего календарного года, а также удержанные суммы налога.

Если указанные документы составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Таким образом, с 2016 года для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие полученный доход и уплаченный налог. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету. Заметим, что возможность вернуть налог, уплаченный в иностранном государстве, комментируемым законом не предусмотрена. Также закон не позволяет зачесть налог через налоговых агентов.

Срок представления декларации

Декларацию с заявленной к зачету суммой налога можно представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором получены доходы. Поскольку новая редакция статьи 232 НК РФ вступит в силу с 2016 года, это значит, что налоговые резиденты смогут предъявить к зачету налог, уплаченный за рубежом в 2015 году, в декларации за 2015 год.

Отметим, что ранее для зачета налога нужно было подать заявление о зачете (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-08-05). Комментируемый закон не содержит такого требования.

Если Россия не имеет с тем или иным иностранным государством действующего договора об избежании двойного налогообложения, то налог с одного и того же дохода придется заплатить дважды: в России и за рубежом (письмо Минфина России от 02.11.11 № 03-04-05/8-852). С перечнем международных договоров об избежании двойного налогообложения можно ознакомиться на сайте ФНС России.

Особенности удержания НДФЛ с доходов нерезидентов

По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Но если международным договором РФ установлены иные нормы (в том числе полное освобождение доходов нерезидента от налогообложения в РФ), то действуют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

С 2015 года НДФЛ с зарплат граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения удерживается по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ. Это связано с началом действия Договора о Евразийском экономическом союзе (см. «Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого дня их работы в России»).

Таким образом, перед тем как удержать НДФЛ с дохода иностранца, бухгалтер компании должен выяснить, заключила ли Россия соответствующее международное соглашение с государством, гражданином которого является этот работник, а также запросить у него документы, подтверждающие его статус.

Подтверждение статуса нерезидента

Для подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, с которым у России подписан международный договор о полном или частичном освобождении от налогообложения, физическое лицо представляет налоговому агенту документ, удостоверяющий личность (например, паспорт). В общем случае для налогового агента этого должно быть достаточно.

Однако бывают ситуации, когда подтверждение налогового статуса вызывает трудности. Комментируемый закон предусмотрел, что если представленные документы не позволяют подтвердить наличие у гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, то налоговый агент вправе запросить официальное подтверждение его статуса. Оно выдается компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора РФ. Таким документом является, например, сертификат о подтверждении налогового статуса налогоплательщика (письмо ФНС России от 14.01.14 № ОА-4-13/232@).

Срок представления подтверждения

Документ, подтверждающий налоговый статус работника, лучше получить до того, как ему будет выплачен доход. Если же соответствующее подтверждение будет представлено позже даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения, и удержания с него налога, то налоговый агент должен будет вернуть излишне удержанный налог в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 НК РФ. Об этом сказано в новой редакции статьи 232 НК РФ.

Заметим, что комментируемый закон предписал представлять документ, подтверждающий статус нерезидента, именно налоговому агенту. И налоговый агент принимает решение о том, по какой ставке удерживать налог (либо не удерживать вовсе). Ранее встречались разъяснения о том, что налоговый агент должен направить документ, подтверждающий налоговый статус иностранного работника, в налоговую инспекцию, которая примет решение о том, по какой ставке рассчитать и удержать налог. А до этого времени следует применять ставку 30% (письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.03.10 № 20-14/3/022678).

Общение с налоговой инспекцией

Возможна ситуация, когда на основании международного договора доход иностранца освобождается от уплаты налога в России. Комментируемый закон обязал налогового агента сообщить о таком иностранном физическом лице и выплаченном ему доходе в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это нужно сделать в тридцатидневный срок с даты выплаты дохода. В этот же срок нужно уведомить инспекцию о суммах налога, которые были возвращены иностранцу (если осуществлялся возврат).

Также в законе предусмотрено, что налоговый резидент иностранного государства вправе обратиться за возвратом налога напрямую в налоговую инспекцию по месту жительства (месту пребывания) в России. Это возможно, если нерезидент получил подтверждение своего статуса (о котором мы говорили выше), а взаимоотношений с налоговым агентом на территории РФ у него уже нет. Если иностранец не имеет места жительства (места пребывания) в России, то документы на возврат налога он может представить в инспекцию по месту учета налогового агента, от которого ранее был получен доход.

Двойное налогообложение: как зачесть НДФЛ

Зачастую россияне привлекаются к выполнению работ за рубежом, если компания ведет международный бизнес. В связи с этим работодатели сталкиваются с проблемой налогообложения своих работников. Если специалист не утратил статус резидента, его доход, полученный заграницей, подлежит налогообложения по НК РФ. Но при этом ему предстоит уплатить аналогичный налог и по законодательству страны, в которой совершались работы.

Как быть? Для устранения двойного налогообложения страны заключают соответствующие международные договоры и подписывают конвенции. Однако даже наличие таких договоренностей не гарантирует возврат излишне уплаченного налога.

В частности, рассматривая спор между ОАО «МАГЭ» и налоговым органом, Арбитражный суд Мурманской области пришел к выводу, что оснований для возврата НДФЛ нет. Российская компания осуществляла работы на континентальном шельфе Норвегии с привлечением российских граждан. С дохода, выплачиваемого работникам, был удержан налог на доходы как по норвежскому, так и по российскому законодательству. В связи с этим работодатель обратился в налоговый орган с заявлением на возврат излишне уплаченного НДФЛ. Налоговики отказали в удовлетворении этого заявления. Арбитражный суд с ними согласился по следующим причинам:

  1. работодатель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате налога с пропуском установленного трехлетнего срока. В связи с этим отказ в удовлетворении этого заявления является обоснованным. При этом суд указал, что пропуск срока на обращение в налоговый орган не свидетельствует о пропуске исковой давности и не лишает сторону права на обращение в суд;
  2. согласно условиям Протокола и Конвенции об избежании двойного налогообложения, заключенным между Россией и Норвегией, ее нормы не применяются к следующей ситуации:
    • доход получен резидентами одного государства при осуществлении деятельности в зоне, расположенной за пределами территориального моря другого государства – участника Конвенции;
    • эта зона в соответствии с нормами международного права и национального законодательства этой страны признается (может быть признана) территорией, где государство вправе осуществлять права в отношении природных ресурсов, морских недр и морского дна.

Поскольку работы велись на континентальном шельфе, суд счел неприменимой в данном случае норму Конвенции о порядке налогообложения зарплаты. Поэтому доход работников подлежал обложению по законодательству Норвегии. При этом суд счел возможным применить нормы Конвенции об устранении двойного налогообложения.

Читайте также:  Электронная валюта bitcoin как заработать

Согласно им устранение двойного налогообложения осуществляется следующим образом. Сумма налога, подлежащего уплате в Норвегии, может вычитаться из российского налога, но не более исчисленного в соответствии с НК РФ суммы НДФЛ.

Возврат излишне удержанного налога работодателю возможен в двух случаях:

  • закон возлагает обязанность по возврату излишне удержанных сумм на налогового агента;
  • налоговый агент добровольно вернул работнику излишне удержанную сумму налога.

Поскольку рассматриваемый спор не относился ни к одному из названных случаев, в удовлетворении требования о возврате НДФЛ было отказано. Суд разъяснил, что с таким заявлением надлежало обращаться самим работникам.

Если бы в результате зачета сумма налога по российскому законодательству превысила размер налога, уплаченного в Норвегии, разница подлежала бы возврату. Поскольку граждане в установленный срок не обратились с заявлением о зачете излишне удержанных сумм НДФЛ, оснований для возврата данной суммы не имеется.

Примечательно, что до обращения в суд российская компания самостоятельно пыталась устранить неясности в регулировании данного вопроса. По результатам взаимосогласительной процедуры между уполномоченными налоговыми органами России и Норвегии принято решение о необходимости уплатить ОАО «МАГЭ» все необходимые норвежские налоги, в том числе с заработной платы наемных работников. При этом последний налог был уплачен работодателем за счет собственных средств.

Это не повлияло на принятие решения по делу, поскольку переплата налога была произведена в бюджет Норвегии, а за возвратом истец обратился к бюджету Российской Федерации.

Подробнее с позицией суда можно ознакомиться в Решении АС Мурманской области от 29 июня 2018 г. по делу №А423-2441/2017.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Иностранное государство — партнер по СДН

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]