Бюджетная система Аргентины

Когда век прошел впустую

Как Аргентина превратилась из богатейшей страны мира в бесперспективного середняка

Участники Гайдаровского форума, прошедшего на этой неделе в Москве, сравнили современную Россию с Аргентиной начала XX века. Южноамериканское государство еще век назад прочно входило в десятку крупнейших стран по объемам экономики, но сильно деградировало и уступило долю мирового рынка конкурентам. Точно так же, предупреждают специалисты, и Россия может потерять свое место в числе глобальных лидеров. Разумеется, такие аналогии всегда очень условны — отличия Аргентины, тем более тогдашней, от современной России значительны. И все же у двух стран действительно много общего, и прежде всего — ориентация на экспорт сырьевых товаров.

«Кейс» Аргентины используется экономистами как пример крайне неудачной долгосрочной экономической политики: страна, которая могла бы, пользуясь своими ресурсами, плодородными землями, климатом, удачным географическим положением стать одним из мировых лидеров, оказалась в XXI веке задвинута в третий десяток стран по номинальному ВВП. Коррупция, инфляция, регулярные экономические кризисы, сильная зависимость от зарубежных инвесторов, дефолт — вот далеко не полный список бедствий, с которыми аргентинцам пришлось столкнуться за последние сто лет.

Золотой век Аргентины

Незадолго до Первой мировой войны Аргентина считалась одной из самых преуспевающих и богатых стран мира. В знаменитой работе экономиста Ангуса Мэддисона «Мировая экономика: историческая статистика» указывается, что на 1913 год только семь стран мира имели более высокий душевой доход. Достаточно сказать, что Аргентина по тому показателю находилась на одном уровне с Францией и Германией и существенно опережала такие страны, как Италия и Испания. Соседняя Бразилия отставала от Аргентины в пять раз, а Япония, один из мировых лидеров конца XX века, — почти в три раза.

Чтобы понять, насколько существенны были экономические успехи Аргентины, достаточно сказать, что метро в Буэнос-Айресе было запущено еще в 1913 году, а сам город эксперты сравнивали с Чикаго.

Причины тогдашнего успеха Аргентины просты. Во-первых, в ее распоряжении были практически неограниченные просторы свободной плодородной земли (только в Пампе площадь территорий, пригодных для распашки, составляла около 500 тысяч квадратных километров). Во-вторых, относительно высокий уровень образования у населения открыл возможности для применения в сельском хозяйстве ведущих на тот момент технологий. В результате мигранты, населившие латиноамериканскую страну, быстро сделали ее экспортером зерна, вина и мяса практически во все регионы мира.

Перспективы Аргентины с середины XIX века привлекали в страну миллионы иммигрантов, которым стало тесно в стремительно индустриализировавшейся Европе. Испанцы, итальянцы, ирландцы, немцы, французы, шотландцы и даже арабы-христиане — все внесли посильный вклад в развитие Аргентины. Приток дешевой, но сравнительно квалифицированной рабочей силы вкупе с высоким спросом на нее дал дополнительный толчок экономике, которая в 1890-1910-х годах росла примерно на шесть процентов в год, что в три раза превышало среднемировой уровень.

Десятилетия кризиса

Перемены к худшему начались в Аргентине во время глобального кризиса 1929 года. Крах американских бирж и последовавшая затем Великая депрессия в США и Европе ударила в первую очередь по производителям сырья, в том числе и сельскохозяйственного. При этом Аргентину изначально задело не так сильно, как сопредельные государства: уже к середине 1930-х ей ненадолго удалось вернуться к устойчивому экономическому росту.

Привыкшие к определенному уровню жизни (а главное, к его стабильному росту) аргентинцы оказались не готовы к нескольким годам «затягивания поясов». В итоге власть в стране захватила военная хунта, защищавшая в основном интересы крупного капитала, особенно британского. Смена власти сопровождалась массовыми беспорядками, обострила противоречия в обществе и росту экономики никак не способствовала.

В 1943 году в Аргентине произошел новый военный переворот. Он сыграл ключевую роль в истории страны из-за того, что дал путь в большую политику одной из самых противоречивых фигур в Латинской Америке XX века — Хуану Перону, офицеру, который в новом правительстве занял пост министра труда. Перон способствовал принятию нового законодательства в интересах рабочего класса, и оно стало одним из самых прогрессивных на тот момент в мире. После победы Перона на президентских выборах в 1946 году Аргентина пошла по социал-демократическому пути развития.

Анализ бюджетного сектора Аргентины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

Анализ бюджетно-налоговой политики означает последовательное и детальное изучение динамики доходов и расходов бюджета. В этой работе мы рассмотрим динамику доходов и расходов, а также бюджетный дефицит / излишек Аргентины.

Содержание работы

2.1. Дефицит бюджета и оценка его динамики.……………………………3
2.2. Анализ политики доходов.……………………………………………. 4
2.3. Анализ политики расходов……………………………………………..7
Литература………………………………………………………….…

Файлы: 1 файл

case 2 ready.doc

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

“Анализ бюджетного сектора Аргентины”

Выполнил: Хайриев Ш.

Приняла: Тошпулатова Л.М.

2.1. Дефицит бюджета и оценка его динамики.…………………… ………3

2.2. Анализ политики доходов.……………… ……………………………. 4

2.3. Анализ политики расходов……………………………………………..7

Литература…………………………………………………… …….…10
Анализ бюджетно-налоговой политики означает последовательное и детальное изучение динамики доходов и расходов бюджета. В этой работе мы рассмотрим динамику доходов и расходов, а также бюджетный дефицит / излишек Аргентины.

2.1 Дефицит бюджета и оценка его динамики

(Millions of Peso: Fiscal Year Ends December 31)

Deficit (-) or Surplus

Источник: 2009, IMF, International Financial Statistics Yearbook

Бюджетный дефицит / излишек = Доходы + гранты – (Расходы + (Кредиты – платежи)).

Можно увидеть из таблицы, что в Аргентины наблюдается нестабильное бюджетное сальдо. Не трудно увидеть тенденцию, показывающую, что доходы и расходы государственного бюджета растут почти одинаково. Особенно с 2006 года бюджетный излишек начал падать. В 2006 году бюджетный излишек был самим высшим.

Surplus (mln. Peso)

GDP (billions. Peso)

Источник: World Factbook (data by CIA), 2008 www.cia.com

Минимум профицита по отношению к ВВП можно увидеть в 2004 году. Профицит составил 1.9% ВВП в 2004. Потом доходы, а соответственно и излишек бюджета начал расти быстрее, чем ВВП.

Ограниченные возможности по эффективном использованию поступающих в национальную экономику средств стимулировали их массированный вывоз в зарубежные страны.

2.2 Анализ политики доходов

Taxes on income, profits and capital gains

Taxes on payroll and workforce

Taxes on property

Taxes on goods and services

General taxes on goods and services

Taxes on Int.l trade and transactions

Social security contributions

Other social contributions

From foreign government

From international organizations

From other general government units

Источник: Data reported by the International Monetary Fund 2008.

В Аргентины действует единый налог на доходы корпораций, составляющий 32%, который уплачивается частями дважды в год. Корпорации с местом пребывания в Аргентины облагаются налогом со всего дохода, полученного ими во всех странах.

Наиболее важными требованиями для совместного налогообложения являются следующие:

аргентинские дочерние компании обычно должны находиться в полной собственности, прямо или косвенно. В отношении иностранных дочерних компаний, необходимо иметь максимальную долю владения ими по законодательству страны их пребывания.

· Все компании, включенные в совместное налогообложение, должны осуществлять операции в рамках единого финансового года.

· Владение акциями дочерних компаний, включенных для совместного налогообложения, необходимо осуществлять в течение всего финансового года. Вновь инкорпорированные компании могут быть включены в совместное налогообложение с момента их присоединения.

Читайте также:  Порядок оплаты уставного капитала ООО при создании

· Преимущества, получаемые при вычете убытков иностранных дочерних компаний, могут иметь постоянный или временный характер в зависимости от реальных обстоятельств.

Как и во всех странах Латинской Америки, система взимания НДС в Аргентины базируется на директивах Латинской Америки.

Режим, применимый к датским холдинговым компаниям, является в основном более благоприятным, чем в других странах, в особенности в связи с отменой налога на дивиденды, выплачиваемые за рубежом.

В Аргентины нет оффшорных компаний, но можно зарегистрировать партнёрство, не подпадающее под корпоративное налогообложение при условии того, что партнёрство Аргентины будет иметь иностранных партнёров, и не будет извлекать доходы из Аргентины.

Законодательство Аргентины также предлагает реальную альтернативу оффшорным банкам – финансовые трастовые компании, зарегистрированные в Аргентины.

Table 1. Development in the tax structure in Argentina 1983 – 2010 (selected years)

Income tax to government

Income tax to municipality, church

and county (-2006)

Labor market contribution

Social contributions 1)

Property taxes, property value tax 2)

Real interest tax/pension returns tax

VAT and payroll tax

Other taxes on goods and services

Other taxes and duties 3)

Total taxes and duties, DKK billion

Source: Statistics Argentina and the Ministry of Finance of Argentina, August 2011

Данные с 2000 года и далее основываются на данных статистики Аргентины из исправленных национальных счетов.

Прогрессивных подоходный налог увеличился за последние 10- 15 лет, когда база налогов увеличилась и вклад в рынок труда и “зелёные налоги” на вредные природе издержки стали более важней. Это показано в таблице выше, где полные налоги за 1983 до 2010гг. показаны по их типу.

Часть налогов которая шла на подоходный налог с 1983 по 2006гг. снизилась более чем в два раза с 24% до 11%. В то же время, вклады в рынок труда увеличились на 10%.

Реформа местных властей и финансовая реформа имеет некоторые результаты насчёт распределения подоходного налога между муниципалитетом и государством. Самое важное, число уровней налогообложения было снижено с 3 до 2, что не принято в округе, не может быть принято в налогах. Согласно 1 января 2007г. муниципалитет принял часть государственного дохода, который не отвечает новым вкладам в здравоохранение в 8% т.е. примерно 4%.

Это повышение в подоходном налоге государству и упадок в подоходном налоге в муниципалитет, в округ и церковь видны ниже.

______________________________ ______________________________ ________

1) ATP (the labour market supplementary pension scheme), unemployment insurance funds etc. From 1999 the figures include contributions to early retirement schemes.
2) The years before and after 2000 are non comparable. The figures exclude tax on rental value from 1983-1999 but include property value tax from 2000.
3) Capital tax, inheritance tax and gift duties, fees etc.

Since the start of the 1990s, VAT and duties have accounted for around 32-34% of the total.

The proceeds of the real interest tax, which was replaced by the tax on pension returns in 2000, tend to be highly volatile as they are linked to financial market developments. In 2002 the proportion of tax on pension returns in relation to the total taxes and duties is considered insignificant because of the set-off of negative tax from 2001. The proportion was at a very high level in 2005. Over the coming years, the returns on shares are expected to return to more ”normal” levels.

The proportion of business taxes has been increasing since the start of the 1990s which is partly due to a boom at the beginning of the 1990s and again in recent years.

Почему в Аргентине снова экономический кризис

Президент Аргентины Маурисио Макри обещал покончить с экономическим кризисом, придя к власти в 2015 г. Но спустя четыре года и за месяц до новых президентских выборов страна снова находится на пороге дефолта, ее ВВП снижается, цены стремительно растут, а население скупает доллары, пытаясь сохранить ­сбережения.

За последние 60 лет МВФ уже около 30 раз оказывал финансовую помощь Аргентине, отмечает WSJ. Часто это происходило на условиях жестких бюджетных ограничений, которые страна так же часто нарушала. Всего год назад Буэнос-Айрес договорился с МВФ о новом пакете помощи на рекордные $57 млрд. Но в августе правительство Макри предложило инвесторам реструктурировать долг на $101 млрд, в том числе по уже полученным $44 млрд от МВФ, чтобы Аргентина избежала уже девятого дефолта в своей истории. Крупнейший из них стоимостью $100 млрд произошел в 2001 г.

Средняя инфляция в Аргентине с 1944 г. равна 196,8%, по данным Национального института статистики и переписи населения. Из 61 председателя ЦБ Аргентины лишь один до конца проработал на своем посту (еще в 1940-х гг.). «Похоже, Аргентина не может порвать со своей историей», – цитирует WSJ местного экономиста Даниэля Маркса.

Главная проблема Аргентины – хронический бюджетный дефицит – почти каждый год с середины XX в., когда президентом стал Хуан Доминго Перон. До этого он был военным атташе в Италии времен Муссолини, и ему понравилось, как государство контролирует общество. Его реформы были направлены на национализацию и повышение уровня жизни с помощью субсидий и роста зарплат. Но протекционизм сделал аргентинские компании неэффективными, а вместе с зарплатами росла и инфляция.

Кто готов ответить за дефолт в Аргентине

Обычно Аргентина справляется с бюджетным дефицитом, печатая деньги или активно занимая доллары за границей, что ускоряет инфляцию. Страна экспортирует в основном сельскохозяйственную продукцию, поэтому она зарабатывает мало твердой валюты и ей трудно возвращать долги.

Когда в 2003–2015 гг. президентами были перонисты Нестор Киршнер и его супруга Кристина Фернандес де Киршнер, цены на электроэнергию в Аргентине были одними из самых низких в мире, а правительство потратило $1,3 млрд на бесплатную трансляцию футбольных матчей, отмечает WSJ. Макри стал сокращать государственные расходы, но и при нем бюджетный дефицит в среднем был около 5% ВВП. Поэтому Макри пришлось активно занимать за границей. В результате за годы его президентства курс песо снизился с 9,8 до 57,2 песо/$, а годовая инфляция достигла примерно 50%.

Чтобы не допустить оттока капитала и остановить снижение валютных резервов, Макри в начале сентября ввел меры валютного контроля. Экспортеры теперь обязаны репатриировать прибыль, компании, желающие приобрести доллары, должны получить разрешение властей, а люди могут покупать не более $10 000 в месяц. На черном рынке курс песо к доллару примерно на 15% ниже официального, пишет FT. Из-за этого рынок фьючерсов на аргентинский песо, которые используются для хеджирования валютных рисков, фактически перестал функционировать. «Официальный курс лишился доверия» инвесторов, приводит издание слова Вальтера Штеппельверта из Portfolio Personal Inversiones.

Даже сбережения в долларах не всегда бывают надежными. После дефолта 2001 г. правительство забрало хранившиеся на банковских вкладах доллары, конвертировав их в песо или вернув в виде гособлигаций. Поэтому некоторые аргентинцы сейчас забирают долларовые вклады, пишет WSJ. По оценкам экономистов, жители страны хранят дома или в банковских ячейках от $70 млрд до $150 млрд. Еще у них есть активы на $500 млрд за границей, утверждает бывший замминистра финансов Орландо Ферререс.

В середине августа Макри с большим отрывом проиграл президентские праймериз перонисту Альберто Фернандесу, союзнику бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер. Инвесторы стали бояться возвращения популистов, из-за чего и произошел обвал песо, курс которого к концу августа упал на 23%.

Фернандес пообещал отменить рыночные реформы Макри и непопулярные меры жесткой экономии. Он планирует пойти по пути Перона – стимулировать экономику, увеличив зарплаты и пенсии. «Чтобы выйти из этого цикла, необходимо подстегнуть потребление, и я не буду спрашивать у МВФ разрешения на это», – сказал Фернандес WSJ в конце августа. При этом он настаивает, что постарается придерживаться сбалансированного бюджета. А на встрече с инвесторами в Испании в начале сентября Фернандес пообещал предотвратить дефолт в случае победы на президентских выборах 27 октября.

Читайте также:  Оценка и управление недвижимостью предприятия

В интервью WSJ также Фернандес выразил недоумение, почему инвесторы предпочитают Макри: «Его правительство нанесло Аргентине такой же урон, как в 2001 г.: дефолт, истощение валютных резервов, резкая девальвация песо, рост бедности. Поразительно, почему мир верит в Макри».

Бюджетная система Аргентины

Рассмотрим особенности экономической политики Аргентины на современном этапе. Вся эта политика направлена по сути на преодоление последствий монетаристских реформ Доминго Кавальо под руководством МВФ, после осуществления которых Аргентина оказалась в ситуации тяжелого экономического кризиса (резко упал уровень ВВП, значительно снизилась покупательная способность населения, значительно увеличился уровень бедности. Справедливости ради стоит заметить, что Кавальо удалось вначале остановить гиперинфляцию и запустить рост экономики). Экономика Аргентины после кризисных явлений начала 2000-х гг. уже в 2003-м продемонстрировала рост на 8,8%. В период с 2005 по 2011 год реальный ВВП увеличивался в среднем на 7,7% в год. За 10 лет правительству удалось почти в 6 раз – до 9,9% – сократить уровень бедности. В 2008-м капиталовложения в страну достигли 23% ВВП – это больше максимальных показателей докризисных 1990-х.

Политику, которую продолжает сейчас президент страны Кристина Киршнер, начал с января 2002 г. ставший президентом, сенатор от партии перонистов Эдуардо Дуальде. При нем были введены налоги на экспорт углеводородов, установлен контроль над ценами на товары первой необходимости и коммунальные услуги, отменена привязка песо к доллару, что привело к удешевлению национальной валюты почти в 4 раза и, следовательно, к увеличению прибыльности экспортеров. Необходимо отметить, что Бразилия в рассматриваемый период, оправилась от кризиса, и экспорт аргентинских товаров в эту страну возрос. Кроме того, уже в июле 2002-го на мировом рынке резко повысились цены на соевые бобы, при том, что Буэнос-Айрес является третьим в мире поставщиком этой культуры. Цена бобов также выросла, также как и на кукурузу, медь и нефть. Нужно обратить внимание на интенсивность влияния на экономику Аргентины финансовых последствий мексиканской девальвации.

В дальнейшем Аргентина продолжила движение по пути госкапитализма со ставкой на аграрный сектор и промышленность, которая должна была вытеснить импорт, и экспорт.

В мире активно шли поиски торговых партнеров. При этом внешнеторговая активность сопровождалась закрытием внутреннего рынка для импорта. Государство стало жестко контролировать поставки продукции из других стран и движение капиталов. Особенности экономики Аргентины:

  • – располагает разнообразной минерально-сырьевой базой и в значительной степени обеспечивает себя нефтью и газом. Развита горнорудная промышленность, а также машиностроение и металлообработка (производство транспортных средств, сельхозмашин, металлообрабатывающих станков, оборудования для атомной энергетики). Страна экспортирует ядерные технологии;
  • – полностью обеспечивает себя продовольствием и является одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются производство зерновых (пшеница, кукуруза) масличных культур (соя), свежих фруктов (яблоки, груши, лимоны), вина, а также мясное и молочное животноводство. В последние годы активно развивается производство биодизельного топлива;
  • – имеется дифференцированное налогообложение, субсидирование некоторых секторов и отраслей экономики, ограничения импорта товаров и услуг;
  • – распространена практика заключения правительством соглашений с производителями, оптовыми и розничными торговыми сетями о сдерживании цен на различные товары и услуги, потребляемые средним классом;
  • – действует запрет на вывоз валютной выручки всеми юридическими и физическими лицами. Действуют жёсткие ограничения на покупку как крупных, так и незначительных сумм иностранной валюты;
  • – по окончании 2010 года золотовалютные резервы Центробанка Аргентины составляли 52,2 млрд. долл., а по окончании 2011 года – 46,3 млрд. долл.;
  • – внешний долг Аргентины по состоянию на конец 2011 года составил 135 млрд. долл. (в 2010 году – 125,0 млрд. долл.).
  • – в 2011 году инфляция в Аргентине составила по официальным данным 11 процентов. В 2012 году инфляция, по официальным данным, составит порядка 13%;
  • – в 2011 года объёмы аргентинского экспорта составили 84,3 млрд. долл. (рост на 24%), объёмы импорта – 73,9 млрд. долл. (рост на 31%), а положительное сальдо торгового баланса – 10,4 млрд. долл. (11,6 млрд. долл. в 2010 году). Основными импортёрами аргентинских товаров в этот период являлись Бразилия (20,7%), КНР (6,8%), Чили (5,3%) и США (4,8%), а основными поставщиками товаров на аргентинский рынок были Бразилия (29,4%), КНР (13,1%), США (10,1%) и Германия (5%);
  • – в 2012 году правительство Аргентины продолжило курс на усиление жесткого регулирования валютных операций и борьбы с утечкой капиталов.

Обозначим успехи политики Киршнер. Снижение влияния олигархических кланов и подвластных им СМИ (группа Clarín), иерархов католической церкви, традиционно сильных военных и профсоюзной бюрократии. Выплата долга МВФ и накопление резервного фонда за счет поступлений от экспорта сельскохозяйственной продукции. Национализирование пенсионной системы, введение выплаты в поддержку семьи и материнства, установление прожиточного минимума с его привязкой к минимальной заработной плате. Введение протекционистских пошлин, защитивших внутренний рынок. Резкое увеличение потребительского спроса. Введение свободной котировки песо. Страна перешла к плавающему курсу доллара, после девальвации песо стал стоить в 3 раза дешевле. Произошла диверсификация экономики: хотя в специализации страны по-прежнему преобладают сельское хозяйство, тяжелая индустрия и машиностроение, ощутимые успехи достигнуты в биотехнологии, программном обеспечении, волоконной оптике, производстве возобновляемых источников энергии (страна является 5-м в мире производителем биотоплива и крупнейшим его экспортёром). Проведена девальвация валюты, а также некоторое снижение экспортных налогов привели к быстрому росту экспорта страны. Установлена бюджетная дисциплина: строгий контроль за финансами, благодаря чему бюджет в течение нескольких лет сводился с профицитом.

Одновременно проводилось последовательное дистанцирование от США и ставка на региональные союзы.

Центральной частью внешней политики провозглашено активное участие в организации МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки). Ныне эта структура охватывает почти половину стран региона с 75% его ВВП.

Негативные моменты, характеризующие экономику Аргентины в настоящем: высокая инфляция; отток капитала и сокращение инвестиций; долг Парижскому клубу составляет 7 млрд долларов. Образовалась новая задолженность, достигающая почти 50% ВВП; большие расходы на субсидии гражданам и предприятиям. На социальные выплаты и отчисления энергетическим и транспортным компаниям, предоставляющим услуги жителям, уходит примерно 5% ВВП ежегодно; в 2011-м впервые за несколько лет бюджет Аргентины показал дефицит в 1,7%; спрос на аргентинские товары на внешних рынках сокращается; срок действия правительственных программ поддержки истек; имеется искусственное удержание розничных цен на энергоносители на низком уровне и одновременное ограничение отпускных цен производителей; экспортный сектор страдает из-за укрепления песо и снижения цен на алюминий и другие промышленные цветные металлы; в 2011 году замедлился рост китайской экономики, при том, что Китай является одним из основных торговых партнеров Аргентины. Затормозился рост бразильской экономики, которая является ключевым торговым партнером Аргентины.

Пока Аргентина сохраняет достаточно высокие темпы роста. И, несмотря на то, что тенденция к замедлению может сохраниться и по итогам 2012 года, рост ВВП Аргентины останется одним из самых высоких в мире. Так в 2011 г. ВВП страны увеличился на 8,9%, в то время как в 2010 г. темпы развития составляли 9,2%. Аргентина может вскоре объявить дефолт. В 2001 г. Аргентина уже становилась банкротом и тогда объявила дефолт по долгам на $100 млрд. В Bank of America Merrill Lynch считают, что экономика страны при негативном исходе может замедлиться сразу на 5%. На этом фоне в последнее время резко возросла стоимость страховки от дефолта по облигациям Аргентины (CDS). По пятилетним контрактам котировка находится на отметке, близкой к 3500. В экономике Аргентины впервые за последние годы отмечено падение производства, затронувшее, в первую очередь, сферу машиностроения. Согласно статистике на середину лета, промышленное производство в южноамериканской стране сократилось за 12 месяцев на 4,4%, продолжив падение и в июне (- 0.1%). В сфере металлообработки спад составил свыше 7%. Пострадало производство автомобилей: экспорт транспортных средств в Бразилию, где охотнее всего покупали аргентинские машины, снизился за июнь 2012 года сразу на 30%. Общий объем экспорта упал за год на 7%.

Читайте также:  Некоммерческое предприятие имеет право выпускать акции

Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Аргентину сейчас низкий, всего около 20% ВВП. Объем внутренних инвестиций также недостаточно высокий. В 2011 году по показателю уровня экономической свободы Аргентина заняла 158-е место из 179 исследуемых стран, опустившись на 20 позиций, по сравнению с 2010 годом. Большинство стран Латинской Америки заняли более высокие позиции: Уругвай – 29-ю, Мексика – 54-ю, Бразилия – 99-ю. Венесуэла заняла 174 строчку, Куба – 177-ю. Ожидается, что по итогам 2012 года позиция Аргентины ещё более ухудшится, так как уже в текущем году были приняты очередные меры по импорту, квалифицированные мировым сообществом как ограничительные.

В апреле 2012 г. Киршнер объявила о национализации нефтяной компании Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF), принадлежащей на 57% испанской Repsol.

Этот шаг Киршнер объяснила в парламенте появлением дефицита топлива и растущими тратами на его импорт. Виной тому, по ее мнению, стало нежелание Repsol инвестировать средства в YPF, приведшее к резкому падению объемов добычи. Ее решение укладывается в лозунг, представленный в ходе выборной кампании: “Мы не против капитализма. Но мы говорим: “Капиталисты мира, признайте свою социальную ответственность”. Это не первая национализация: в последние годы аргентинское правительство национализировало почту (Correo Argentino), водоснабжение (Aguas Argentinas), железные дороги, частные пенсионные фонды, а также крупнейшую авиакомпанию (Aerolineas Argentinas). Согласно опросам общественного мнения, решение о национализации YPF и восстановлении энергетической независимости поддерживают более двух третей аргентинцев, считающих, что проведенная в 90-е годы прошлого века приватизация привела к острому экономическому кризису 2001-2002 годов.

Аргентина не имеет доступа к международному кредиту, поэтому у Испании практически нет инструментов давления на Буэнос-Айрес. Любые попытки давления принесут больше вреда Мадриду – в отличие от Испании, где мало аргентинских фирм, испанский бизнес широко представлен не только в энергетическом, но и в телекоммуникационном секторе аргентинской экономики В ноябре 2012 г. рейтинговое агентство Fitch понизило оценку надежности страны сразу на 5 ступеней до “CC” с “негативным” прогнозом. Краткосрочный рейтинг опустился и до “C”. Таким образом, еще в 2001 г. экономика южноамериканской страны столкнулась с проблемами, схожими с теми, что сейчас есть у Греции – проблемами чрезмерной долговой нагрузки и переоцененным песо. Тогда Аргентина приняла решения объявить дефолт и девальвировать валюту. Экономика впала в депрессивное состояние, но затем последовал десятилетний оживленный рост.

Стране в настоящее время нужно опять корректировать экономическую политику и продолжать разрешать проблемы в экономике, которые были до МВФ, были порождены сотрудничеством с МВФ и возникли уже в период после МВФ. И нужно заметить, что как и в случае с РФ – МВФ генерировал предложения и указания не имея четкого представления об особенностях Аргентины и ее экономики.

Аргентинская драма

Москва, 13 августа – “Вести.Экономика” Буквально за пару дней экономика Аргентины пережила серьезный удар. Итоги местных предварительных выборов, в результате которых победил кандидат от оппозиции Альберто Фернандес в паре с экс-президентом страны Кристиной Киршнер, стали настолько неожиданными для рынков, что выход из аргентинских активов больше напоминает бегство. Чем закончится очередная латиноамериканская экономическая драма и насколько мрачной может быть тень этого кризиса для России, анализирует Александр Бахтин, инвестиционный стратег “БКС Премьер”.

Александр Бахтин, инвестиционный стратег “БКС Премьер”.

“По большому счету проблемы у Аргентины продолжаются с самого начала века, периодически они обостряются. Случившийся в 2001 г. системный социально-экономический коллапс, кульминацией которого стали массовые беспорядки и масштабный дефолт по обязательствам на $132 млрд, показал, насколько глубокие дисбалансы накопились к тому моменту в экономике латиноамериканского государства. На рубеже веков Аргентина оказалась уязвимой перед негативными последствиям кризиса в Юго-Восточной Азии, которые выразились в масштабном оттоке капитала и драматическом сокращении ВВП. За 2002 г. экономика Аргентины в долларовом выражении сократилась практически втрое.

Динамика ВВП Аргентины

После этого менялись президенты, экономические программы, лозунги, но воз аргентинской экономики и ныне там: страна то и дело скатывается в рецессию. В 2005 и 2010 гг. Аргентина реструктуризировала долг после дефолта 2001 г., а в 2014 г. снова пережила дефолт, восьмой по счету в истории.

В 2015 г. страну возглавил правоцентрист Маурисио Макри. Будучи представителем деловой среды, он сразу объявил о коренных изменениях в экономической политике с целью побороть “хронические” проблемы – высокий уровень бюджетного дефицита, масштабную инфляцию, непродуманную политику социальных выплат и другие.

Одной из ключевых мер, объявленных Макри, стала политика жесткой экономии. При всей ее разумности она, как это часто бывает, не нашла понимания у населения, что во многом и выразилось в итогах праймериз. Иностранный капитал, поначалу делавший ставки на президента-бизнесмена, тоже не увидел реальных улучшений и продолжил утекать, необходимой почвы для создания в стране новых конкурентоспособных и высокотехнологичных производств с начала 2000-х гг. так и не появилось.

При этом соотношение госдолга Аргентины к ВВП с 2017 г. выросло с 56,6% до 86,2%, дефицит бюджета составляет 5,5%, а инфляция в 2019 г. держится на уровне выше 50%. Дополнительное давление на экспортно ориентированную экономику Аргентины оказывает торговый спор между США и Китаем.

Уровень инфляции в Аргентине

В текущей ситуации, анализируя бурную негативную реакцию рынков на итоги праймериз, стоит отметить, что рынки расстроены не столько проигрышем Макри, сколько тем, что к власти могут вернуться политики популистского, протекционистского толка, которые уже привели Аргентину к дефолту в 2014 г. Напомним, что при Киршнер национализации подверглись пенсионные фонды, был ужесточен валютный контроль, введены ограничения для иностранных инвесторов. Экономике с традиционно высокой зависимостью от притока иностранного капитала это все как минимум не помогало.

Фернандес, с которым Киршнер баллотируется в паре, рассматривается инвесторами как еще более “нерыночный” политик. Существуют опасения, что в случае победы на выборах 27 октября Фернандес и Киршнер захотят пересмотреть долговые обязательства государства, в том числе и перед Международным валютным фондом (МВФ), которому Аргентина должна более $57 млрд.

Один из ключевых вопросов сегодня – перекинется ли аргентинский “пожар” на другие рынки. Первоначальная реакция в экономически тесно связанных с Аргентиной странах показывает, что на текущем этапе кризисная ситуация там рассматривается как локальный обвал, а настроения далеки от панических. Так, бразильский биржевой индекс IBOVESPA на фоне аргентинского негатива потерял всего порядка 2%.

Российские активы также в целом пока реагируют на политические новости из Буэнос-Айреса в рамках общей умеренной коррекции emerging markets. Если предположить, что сейчас мы наблюдаем пик аргентинского спада и дальше ситуация будет выправляться, например, действиями МВФ и аргентинского регулятора, то для рублевых активов данный процесс пройдет условно безболезненно.

Однако нельзя исключать того, что аргентинские рынки продолжат падение, которое в определенный момент может транслироваться в бегство из активов развивающихся стран. Осенью, в условиях когда risk off может усилиться со стороны таких факторов, как торговый конфликт США и Китая, Brexit без сделки и развитие кризиса в Венесуэле, рубль может оказаться под давлением, сместившись в паре с долларом к зоне значений 67-69″.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]