Содержание
- 1 «Челночный бизнес – адский труд»
- 2 Челночный бизнес
- 3 Челночный бизнес
- 3.1 Что такое челночный бизнес?
- 3.2 Появление и развитие челночного бизнеса
- 3.3 Турция – популярное место для челночного бизнеса
- 3.4 Что челночный бизнес привозит из Китая?
- 3.5 Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?
- 3.6 Сколько нужно вложить в челночный бизнес?
- 3.7 Окупаемость челночного бизнеса
- 4 Челночный бизнес
- 5 Что такое челночный бизнес?
«Челночный бизнес – адский труд»
8,8 тонны «серых» товаров ввозят еженедельно дальневосточные «помогайки» якобы для личного пользования, сообщила недавно пресс-служба ДВТУ. KONKURENT.RU решил вспомнить, что такое челночный бизнес.
Когда-то в 90-е Максим Гриценко зарабатывал «бешеные деньги» на плащах фасона «монтана», пошитых из армейских парашютов, а сегодня, в период упадка рыночной торговли, едва сводит концы с концами.
«В 1987 г. армия продавала все, что могла — от парашютов до ночных прицелов, предлагали и просто ткань, которой в магазинах уже не было. Лично мы покупали парашюты и шили из них плащи, — рассказал Максим Гриценко. — Сначала отдавали на распорку знакомой девочке — она получала по рублю за метр и таким образом зарабатывала больше своих родственников на заводе, но труд это был нелегкий, потому что на стандартный десантный парашют уходило 73 метра материала. Стропы забирали на дачу подвязывать помидоры. Уже распоротую ткань красили в черный цвет. В продаже не было синтепона, ватин почти исчез с прилавков, так что покупали минвату и утепляли ею пальто. Шить приходилось в респираторах, не знаю, насколько вредно было это носить.
По сравнению с простыми гражданами, которые тогда нищенствовали, зарабатывали много. Например, одно время продавали брюки (не нашего пошива) и с пары имели 50 рублей. Представьте, 10 брюк продашь — 500 рублей в кармане. Конечно, я приоделся. Купил настоящий «Адидас» (потом уже пошли китайские подделки) — стоил такой костюм 28 чеков, или около 300 рублей, в валютном магазине, кажется, «Парусе», был специальный отдел, где загранработники, те же моряки, могли эти чеки получить и купить на них хоть автомобиль. Жене за 17 чеков — французские духи. В «Адидасе», кстати, ходили и в рестораны, и в театры — считалось, шикарный вид. У жены тоже был «Адидас».
Торговали сначала на барахолке на Геологической, потом стали ездить в Находку, уже появился рэкет, пришлось в Находке познакомиться с одним человеком, он нас с женой «оберегал» практически бесплатно — подарили ему один раз брюки. Валера-Колесо, неплохой был парень.
Примерно в 91-м, когда все кинулись шить, эта тема умерла. Началась эра челночества — стали ездить в Китай. Продавали все подряд — от бюстгальтеров до электрических титанов. Что было самым ходовым товаром? Да практически все. Потому что в стране ничего не было. Ездили в Находку с колясками — там спрос почему-то был лучше, становились на площади перед вокзалом. Однажды за неделю продали 100 титанов на 10 тыс. долларов. Цены накручивали в три раза.
В начале 90-х торговля начала принимать хоть какие-то цивилизованные формы. Появились патенты, мы оформились в налоговой, но система аренды тогда еще не появилась, рынки были «дикими». Перед субботой, воскресеньем место приходилось занимать в 12 часов ночи и ночевать там же. Потом откуда-то возникли люди, распределявшие места и бравшие за это плату. Уполномочивал ли их кто-то, не могу сказать, деньги все равно отдавали в руки и квитанций никаких не получали.
Бывало, становились свидетелями разборок. Отлично помню, как рэкетиры били китайцев на Первореченском рынке. Китайцы не хотели платить, за что и пострадали, а сопротивляться рэкетирам было бессмысленно — здоровые ребята из борцовских и боксерских секций. Кто из них брал наглостью, кто мозгами, кто жестокостью. Развешиваю я, значит, товар, а рядом людей избивают — картинка из 90-х. За товаром — глаз да глаз, вокруг процветало воровство.
Торговали также на Луговском рынке, на Школьной. Вообще челночный бизнес — адский труд, особенно для женщин, которые таскали по 50–60 кг, «помогаек» сначала не было. Первые «челноки» ездили в вагонах-поездах, потом в автобусе, дорога была — жуть. А стоять целый день на морозе?
Спрос мало-помалу падал, конкуренция росла, и в 1996 г. я начал таксовать, потому что дело стало совсем плохо. Сегодня у меня одна торговая точка — денег она приносит очень немного, бывает, пять тысяч, бывает, тысячу рублей в день, а порой и совсем ничего, так что такси не бросаю.
Рынки тогда и теперь — абсолютно разная история. Иногда я вспоминаю с ностальгией, как за торговлю «варенками» меня забирал ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, дело, как правило, заканчивалось взяткой в виде тех же брюк-варенок. Но это время прошло, и слава богу, надо жить здесь и сейчас».
Челночный бизнес
Челночный бизнес. Это целая полоса в нашей жизни. Мой муж на теплоходе “Витязь” ходил судовым врачом Новороссийск-Стамбул. Брал заказы в магазинах. Это позволило нам не заметить тяжелых 90-х годов. Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес.
«Челнок» — это такая деталь швейной машины. В 90-е годы прошлого века данный технический термин приобрел принципиально новое значение и довольно быстро вытеснил из общеупотребительного термина его изначальный смысл. На сломе эпохе перехода от «коммунизма» к «капитализму» миллионы граждан бывшего СССР, названных «челноками», были вынуждены зарабатывать таким нелегким и небезопасным бизнесом на жизнь.
Ничего же не было, нужно было доставать.
Возникновение «челночного» бизнеса было обусловлено двумя важнейшими факторами: дефицитом самого необходимого для населения СССР (России) и отсутствием рабочих мест для сотен тысяч граждан страны с самым разным социальным статусом. С «челночным» движением в начале 90-х, начавшем приобретать массовый характер, неразрывно связано понятие «чартер» — рейс за рубеж, официально якобы туристический, но на самом деле связанный с оптовыми закупками вещей для их последующей реализации в России. В середине 90-х из Турции и Греции «челноки» везли кожаные куртки, плащи, шубы из натурального меха.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать закупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
Муж часто брал меня в рейсы и я наблюдала за «челноками». Сразу же, как только мы отчаливали от нашего причала в Новороссийске, многие из них отправлялись в бар. С этим связано много курьезных случаев. Запомнилось несколько. На следующее утро часто были разборки. Женщина кричала и пыталась выяснить, кто украл ее доллары из трусов. Моему мужу приходилось спасать от алкогольного опьянения.
Часто в рейсы ходили одни и те же челноки, знали друг друга, обменивались советами. Среди них были и профессора, инженеры, учителя.
По прибытию в Стамбул, «челноки» отправлялись за товаром. Иногда мужу приходилось женщин возить в женскую консультацию после того, как они натаскаются баулов. Некоторые из них были беременными и это не останавливало их.
На обратном пути упаковывали товар. Золотые украшения прятали в свое нижнее белье, в прически. Шубы скатывались в «скатки», похожие на футбольные мячи, обматывались скотчем, и прятались в машинное отделение. Провозить разрешено было определенное количество товаров, избыток нужно было как-то припрятать.
Мужчина перевозил сумки, в которых под завязку женское нижнее белье. Он долго оправдывался перед таможенниками, что все это везет себе. Таких казусов было много.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее, несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Как рассказал один из «челноков», между собой они называют свою работу не «челночной торговлей», а «перевозками». Как явление-это было в нашей жизни, а из песни слов не выкинешь..
Челночный бизнес
Что такое челночный бизнес, стоит ли вкладывать деньги в это дело или оно уже изжило себя? На эти вопросы вам ответит данная статья.
Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$
С ними неразрывно связана целая эпоха.
Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.
А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.
Речь идет о челночниках.
Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес.
А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!
Какая ситуация на рынке сейчас?
Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?
На эти вопросы вам ответит данная статья.
Что такое челночный бизнес?
Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.
Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.
Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.
Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.
Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.
Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.
Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:
- шубы, куртки, плащи;
- мужская, женская и детская обувь;
- ювелирные украшения;
- различная бытовая техника, электронные устройства;
- платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.
Появление и развитие челночного бизнеса
Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.
В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.
Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.
Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.
Сами челночники «убивали двух зайцев».
Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.
Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.
Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.
А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.
Турция – популярное место для челночного бизнеса
Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.
Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.
Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.
Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.
Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.
Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.
А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!
Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.
Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.
Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.
Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.
Что челночный бизнес привозит из Китая?
Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.
Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.
Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.
Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.
Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.
Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.
Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.
Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.
Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.
Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.
Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?
Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.
Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.
Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.
Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.
Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.
Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».
Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.
Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.
Сколько нужно вложить в челночный бизнес?
Однако и челночная торговля требует немалых затрат.
Ориентировочный список представлен в таблице:
Статья расходов по бизнесу | Сумма |
---|---|
Итого: | 2750 $ |
Покупка товара для перепродажи | От 2000$ |
Расходы на проезд и проживание во время шоппинга за границей | От 400$ (для Турции) |
Затраты на получение лицензии, оплата таможенных сборов | От 100$ |
Оплата аренды торгового места | 25-100$ ежедневно (для Москвы) |
Налоговые выплаты | – |
Зарплата для продавца | 100-150 $ ежемесячно на человека |
Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.
Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.
К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.
В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.
Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.
Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!
Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.
Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,
посвящен следующий видеосюжет:
Окупаемость челночного бизнеса
И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.
Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.
Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.
Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.
Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.
Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.
Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.
Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.
Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.
Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.
Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.
Челночный бизнес
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:23, доклад
Описание
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой.
Работа состоит из 1 файл
ченочный бизнес.docx
Главные характеристики челночного бизнеса
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой. Подобная деятельности охватывает широкий спектр товаров широкого потребления (одежду, обувь, электробытовые приборы, бижутерию и т.д.). Другой ее характеристикой является большая частота посещений зарубежных стран. Действительно, челноки-профессионалы осуществляют до 20 поездок в год.
Челноки не регистрируют свою деятельность в России в качестве юридических лиц (как предприятия или фирмы), а получают лицензию на право ведения розничной торговли.
Близким к челночной торговле вариантом являются так называемые “шоп-туры”, которые в рамках единой поездки за рубеж преследуют двойную цель: туризм и коммерцию. При том, что экономический смысл этих двух вариантов различен, на практике их трудно отличить. Кроме того, представители новой российской элиты (так называемые “новые русские”) во время пребывания в Милане или Париже могут потратить на приобретение одежды сумму, эквивалентную стоимости закупок профессиональных челноков.
История развития челночного бизнеса
Челночный бизнес зародился в самом конце 80-ых годов, когда были открыты границы для частных поездок за рубеж. Возможность выезжать за границу была встречена с энтузиазмом, который, однако, сразу же натолкнулся на ограниченность финансовых средств в распоряжении советских граждан. Отсюда родилась идея “коммерческого элемента”, чтобы оплатить свою поездку и немного заработать. Денежные средства “инвестировались” в относительно дешевые товары “Made in USSR” (электрические чайники, утюги, телевизоры и т.д.), которые затем перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта использовалась для закупки потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе.
Первый же опыт показал, какие экономические возможности дает этот вид торговли. Поэтому можно считать, что челночный бизнес оформился в 1991-93 гг., когда для растущего числа граждан этот бизнес стал основным способом заработка. В условиях все более сложной социально-экономической ситуации (в этот период валовый внутренний продукт в России сократился на более, чем 20%)люди самых разных процессий и разных социальных групп начали заниматься челночными операциями. Так, например, в него пришли те, кто покинул предприятия оборонного комплекса, оставшиеся без госзаказов и, следовательно, испытывающие финансовые трудности.
Первые челноки, так же как и российские покупатели, были неопытны и невзыскательны в отношении качества товаров: они привозили, в основном, дешевые товары соответствующего качества. Первые страны, “открытые” для челночного бизнеса – Польша, Китай, Турция – полностью соответствовали этим требованиям. Со временем ситуация изменилась: потребители значительно повысили свои требования и к ассортименту, и к качеству товаров, Одновременно челноки расширили географию своих поездок, включив в нее западно-европейские страны, такие как Италия и Греция.
Можно говорить о том, что за первым этапом экспансивного развития челночного бизнеса, характеризующимся быстрым ростом количества импортируемых товаров и высоким процентом прибылей, последовал второй этап (продолжающийся и в настоящее время), который можно определить как “укрепление позиций”. Это этап характеризуется процессом “цивилизации” челночного бизнеса, сопровождающимся укрупнением отдельных его представителей и улучшением общей организации, в том числе касающейся реализацией товаров (например, развитием вещевых рынков). Кроме того, появилась специализация челноков по группам товаров и/или по странам, где производятся закупки. Эти изменения не затронули, однако, основных характеристик челночного бизнеса, и даже в случае наиболее организованных челноков, которых вполне можно отнести к разряду мелких оптовиков, сохраняется оперативность и низкие затраты, лежащие в основе их конкурентоспособности по отношению к традиционной торговле.
Экономика челночного бизнеса
Закупка товаров. Расходы на закупку товаров во время одной поездки варьируются в незначительных пределах: начиная от 2.000 долларов в случае мелкого или начинающего свою деятельность челнока до среднего уровня, определяемого в 10.000-20.000 долларов в случае уже организованного челнока, имеющего одну или более торговые точки. Представляется, что максимальная сумма, предназначенная для закупки товаров, достигает уровня 50.000 долларов. Эта статья расходов также зависит от страны и от типа товаров, достигая более высокого уровня, например, при закупке одежды достаточно высокого качества в Италии.
Оборотный капитал. Первоначально необходимый для челночной деятельности капитал приравнивался к стоимости затрат на одну поездку. На заре челночного бизнеса можно было отправиться в Турцию или Индию, имея 300 долларов. В настоящее время эти цифры значительно выросли как за счет увеличения некоторых затрат, так и за счет более организованного характера операций в целом. Предположив, что товар, приобретенный во время только одной поездки может быть продан в течение одного месяца и добавив 20% на нереализацию, затраты на управление (см.ниже) и т.д., необходимый оборотный капитал может быть оценен в 2.500-5.000 долларов США для мелкого челнока и в 75.000 долларов США для оптовика. Возросшая потребность в финансовых средствах смягчается наличием так называемого кредита со стороны поставщиков. Несмотря на кажущееся противоречие с неформальным характером этого бизнеса, некоторые челноки достигли достаточно высокого уровня доверительности в отношении своих поставщиков.
Затраты. Процесс “цивилизации” челночного бизнеса приводит к увеличению расходов по сравнению с начальным этапом. Кроме расходов на закупку товаров, основными затратными статьями челночного бизнеса являются: расходы на дорогу и проживание за рубежом, растаможивание, разгрузку, аренду торговой точки или места на рынке и ее обслуживание (например, места на вещевом рынке). К этим затратам необходимо добавить налоги, которые челноки платят не как субъекты внешнеторговой деятельности, а как физические лица, имеющие лицензию на розничную торговлю: т.е. налог на доход, являющийся прогрессивным, а также НДС. В конце параграфа приведен пример стандартных затрат челнока, базирующегося в Москве.
Прибыли. Как любой новый вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным риском (как известно, многие челноки пострадали от неправильного выбора товара или подверглись изъятию партии товара на таможне), в начальный период челночный бизнес давал высокие прибыли, т.е. прибыли на уровне 100% и 200% считались вполне нормальными. В настоящее время возросшая конкуренция привела к значительному сокращению уровня прибыли. Так, в Москве для “обычных” товаров прибыли не превышает 50%. Это сокращение уровня прибыли в свою очередь повлияло на процесс дифференциации челноков, и особенно, на увеличение масштабов деятельности преуспевающей части.
Транспортировка товара и его реализация
Транспортировка. Одной из главных проблем, с которой сталкивается каждый представитель челночного бизнеса, является доставка груза в Россию. Если в первое время челноки перевозили закупленный товар как личный багаж, то с развитием бизнеса постепенно внедряются такие цивилизованные формы как карго-перевозчик, когда импортер только покупает товар, а его доставкой занимаются специализирующиеся на перевозках груза фирмы (грузоперевозчики). Естественно, пользование их услугами означает для челноков дополнительные расходы. Другой проблемой являются сложные отношения челноков с российской таможней. Во избежание конфликтов и споров, многие предпочитают заплатить за услуги фирмам, которые наряду с организацией шоп-туров обеспечивают растаможивание.
Реализация товара. Продажа импортированных челноками товаров, как правило, происходит на специальных рынках, на которых во многих случаях осуществляется как оптовая, так и розничная торговля. Например, в Москве известны два “челночных” рынка, где кроме розничной ведется также оптовая торговля: Лужники и Покровский . Эти рынки также регулярно посещают коммерсанты из других регионов. С другой стороны, многие челноки из регионов, летающие через Москву, предпочитают перепродавать здесь свои товары, т.к. платежеспособный спрос выше, чем в других городах РФ.
Как для всех прочих участников торгового бизнеса, залогом успеха для челноков является их способность правильно “ угадать” товар в стране, где производятся закупки, быстро и гибко реагируя на спрос покупателей. Для этого нужно хорошо знать как российский рынок (спрос), так и рынок страны, где товары закупаются (предложение). Поэтому в организациях челноков из разряда мелких оптовиков есть свои специалисты по маркетингу и сбыту. Как правило, в настоящее время челнок такого типа налаживает прямые отношения с фабриками, специализируясь на закупке товаров в какой-либо одной стране, а в некоторых случаях получает товар на реализацию.
Другой интересной характеристикой челночного бизнеса является его связь с официально зарегистрированными оптовыми фирмами-импортерами. Например, когда челноку не удается реализовать свой товар (товар “завис”), он обращается к оптовой фирме с тем, чтобы взять товар на реализацию, используя таким образом свою торговую точку. Официальные фирмы-импортеры, со своей стороны, иногда используют челноков для неформальной проверки реакции рынка на новый товар.
Что такое челночный бизнес?
По социологическим опросам значительная доля наших сограждан поддерживает контроль государства над крупными предприятиями, регулирование цен и прочие проявления «планового хозяйства». Однако таким результатам не следует удивляться: если в Москве и немногочисленных городах-миллионниках за прошедшие 25 лет произошли радикальные изменения среды и при всей кривизне наших институтов возникли новые возможности, то в большинстве провинциальных городов переход к рынку разрушил старое, но создал слишком мало нового. Да, во времена СССР был дефицит продуктов питания и потребительских товаров. Но при этом все были более-менее равны, имели ощущение социальных гарантий. Рынок принес острое социальное расслоение, а наличие товарного изобилия мало что дает тем, у кого нет денег.
Конкуренция против коррупции
Уникальна ли Россия в этом отношении с точки зрения экономической истории? И да и нет. «Дикий капитализм», который пришел в Россию в 1990-е, имел много общего с тем, как развивался рынок в США в XIX веке. Подобный формат капитализма там тоже нес с собой сильное социальное расслоение, бандитизм и политическую коррупцию. Но одновременно в США в это время происходило реальное освоение огромной страны. Конкуренция между штатами при невысоких издержках переезда приводила к тому, что, если людям где-то очень не нравилось, они перемещались в другие штаты. И когда конкретный штат терял людей из-за внутренней миграции, это был вызов, который требовал что-то улучшать в местной среде. Так работал процесс институциональной конкуренции на уровне регионов. Тем не менее стоит подчеркнуть, что на переход от «дикого капитализма» и массовой политической коррупции к более-менее цивилизованным институтам США потребовалось много десятилетий.
Цены против планов
В России 1990-х произошло стремительное сваливание в рынок с очень глубоким спадом производства, ломкой хозяйственных связей, в том числе с бывшими республиками Советского Союза. Одновременно выявились мощнейшие диспропорции советского планового хозяйства, которое строилось на принципиально других принципах, нежели рыночная экономика.
В советской экономике рынок заменяла система цен. И эти цены были важны, потому что нельзя все спланировать в натуральных единицах — нужно иметь сводный план в агрегированных показателях. В этих условиях цены были инструментом учета. В качестве обобщающего индикатора плановые органы использовали так называемую валовую продукцию, которая исчислялась в рублях. Но если предприятию устанавливался план в рублях, то у него возникали стимулы к завышению отпускных цен, поскольку это означало меньший выпуск в натуральном выражении и меньшие затраты ресурсов. Так было легче выполнить план, спущенный сверху. Таким образом возникало объективное столкновение интересов плановых органов, которые пытались удержать цены, и стимулов к завышению цен, которые сама плановая система формировала на уровне предприятий.
Эта проблема осознавалась, и для контроля за ценами предприятий был создан специальный орган — Госкомцен. Но это ведомство оказалось не в состоянии проверить миллионы плановых калькуляций, представлявшихся десятками тысяч предприятий в обоснование своих цен. В особенности когда речь шла о так называемой новой продукции. Ведь можно взять кресло, привинтить к нему новый шуруп другого типа — и это уже новое кресло. То же самое со станками или с пальто. Конечно, с простыми однородными товарами, такими как сахар, мука или цемент, сложнее придумать искусственное обоснование для повышения отпускных цен.
К чему это приводило? Цены на простые товары контролировались довольно жестко, их было тяжело завысить, просто не было оснований. А цены на более сложную продукцию, причем это касалось как потребительских, так и инвестиционных товаров (станков, оборудования), постоянно ползли вверх. И так продолжалось много десятилетий. При этом сложившийся искаженный уровень цен закладывался в новые планы, порождая еще большие структурные искажения в экономике. В частности, низкие цены на сырье и электроэнергию закладывались в расчет инвестиционных проектов и создавали иллюзию эффективности заводов, которые строились на Крайнем Севере.
Такой торг с ценами на продукцию ежегодно шел между предприятиями и плановыми органами на стадии формирования плана. Но на потребительском рынке цены оставались фиксированными. Поэтому товары, которые пользовалось спросом, быстро раскупались. Однако у производителя не было стимулов и ресурсов к тому, чтобы производить их в большем количестве. Это стало фактором накопления дефицита.
Челночный бизнес
В результате в первой половине 1990-х на фоне двукратного падения производства и уровня жизни в стране по-прежнему наблюдался неудовлетворенный спрос на потребительские товары. И этот спрос стал основой для челночного импорта. Люди, которые работали учителями, врачами, инженерами, вдруг потеряли работу в начале 1990-х. Причем их даже не увольняли, им просто не платили денег. Тем не менее в это время появились и новые возможности. Человек мог взять взаймы у соседа $200–300, поехать в Турцию или Китай, купить там товаров и за два месяца продать их на рынке, заработав $1500. Это реальные цифры 1992–1993 годов. Потом норма рентабельности стала снижаться.
Конечно, это был рискованный бизнес, потому что бандитов хватало везде: и у нас, и в Турции, и в Китае. Могли ограбить или даже убить. Тем не менее люди таким образом пытались входить в рынок. И хотя отдельные игроки пытались заниматься производством или даже новыми технологиями, основной бизнес строился именно на торговле. Причем принцип «купить в одной точке и продать в другой» работал и между регионами.
Что получили в самом начале и в середине 1990-х обычные люди? Прежде всего, падение уровня жизни, массовые неплатежи по зарплате (и на предприятиях, и в бюджетном секторе), рост преступности, неопределенность и отсутствие гарантий на будущее.
В то же время можно было начать свое дело. Люди, понимавшие что-то в технологиях, пытались запустить свой бизнес. Например, Дмитрий Зимин создал «ВымпелКом». Но это скорее исключения. В этом отношении характерна эволюция центров НТТМ (научно-технического творчества молодежи), которые еще в советский период создавались при райкомах комсомола. Из самого названия центров НТТМ следовало, чем они должны были заниматься. Но в основном они делали деньги на том, что покупали компьютеры за одну сумму в долларах, завозили их в Советский Союз и продавали за другую сумму в рублях. Важным условием такого бизнеса был доступ к валюте по льготному курсу. Иными словами, это был бизнес, который возникал около власти. Из подобного «комсомольского» бизнеса вышло много активных людей, которые по натуре были предпринимателями. Например, один из таких центров стал стартовой площадкой для Михаила Ходорковского.
Из возможностей для обычных людей: можно было поехать за рубеж, если у тебя были какие-то деньги, хотя бы минимальные. Можно было открыть ларек или заняться челночной торговлей, может быть, с выходом потом на что-то большее. Стартовали мобильные операторы, торговые сети, в которых тоже можно было работать. Возник рынок транспортных услуг.
Победа над дефицитом
Но, пожалуй, главное, что получили обычные граждане, — наполнение товарного рынка в основном за счет импорта. В действительности это произошло за два года. Уже к 1994 году товарный спектр был хотя и хуже, чем в Европе, но это было несопоставимо с советскими временами. Ситуация, когда, например, йогурты в Москву в 1997 году завозились из Германии, была стандартной. Это, конечно, нонсенс, когда простой продукт, вместо того чтобы производиться на месте, ввозится из-за тысячи километров. Тем не менее наполнение рынка произошло. И как неоднократно отмечали Егор Гайдар и другие реформаторы начала 1990-х, благодаря либерализации цен удалось избежать голода, который казался неотвратимым для крупных городов в конце 1991 года.
То отношение к рынку и капитализму, которое мы сейчас наблюдаем по опросам Левада-центра, где больше половины респондентов хотят назад в плановую экономику, — это, к сожалению, реакция на наши 1990-е. В конце 1980-х, читая газеты и слушая выступления демократических лидеров по телевизору, люди рассчитывали на лучшую жизнь после перехода к рынку. В 1990-е для большинства из них этого не случилось. И затем эти неоправдавшиеся ожидания оказали сильное влияние на политические предпочтения обычных людей.
В чем здесь парадокс? То улучшение жизни, которое мы наблюдали в 2000-е годы, на самом деле во многом стало следствием сделанного в 1990-е, когда все-таки возникли основы для рынка и кривая экономика очень медленно и отнюдь не всегда прямым путем стала выправляться и вставать на нормальные рельсы. Но люди скорее соотносили этот результат с «новым курсом» на восстановление в экономике роли государства.