Надзорные каникулы для малого бизнеса что это?

О надзорных каникулах для субъектов малого предпринимательства в 2019-2020 годах

Управление Роспотребнадзора по Магаданской области (далее – Управление) информирует, что в соответствии с положениями ч.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.

Вместе с тем, ч.1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливает отдельные исключения, при которых «надзорные каникулы» не применяются.

В частности, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год Управления предусмотрено проведение проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В указанный Перечень включен федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством.

Согласно п. 20 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска.

Таким образом, «надзорные каникулы» на плановые проверки проводимые Управлением в 2019 году не распространяются.

Надзорные каникулы для малого бизнеса что это?

С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года.
Особенности организации и проведения в 2019 – 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства изложены в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Следует отметить, что на этот раз значительно сокращен круг субъектов, подпадающих под действие указанной нормы.
Так, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
В указанный перечень включено 39 видов государственного контроля (надзора), среди которых: федеральный государственный пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный и региональный государственный экологический надзор; государственный земельный надзор и иные.
Таким образом, указанные проверки могут быть осуществлены в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 – 2020 годах.
Не подпадают под действие «надзорных каникул» проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Также не будут освобождены от плановых проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
Как и ранее, «надзорные каникулы» не распространяют свое действие на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере: оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) образования; деятельности детских лагерей на время каникул; предоставления социальных услуг с обеспечением проживания.
Одновременно с этим, законодателем отдельно выделены такие виды государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие «надзорных каникул»: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный пробирный надзор.
С учетом изложенного, мораторий на проведение плановых проверок в большей степени касается муниципального контроля, а также отдельный перечней регионального контроля (надзора), среди которых, к примеру, контроль за соблюдением требований лесного законодательства, пожарной безопасности в лесах.
Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В этой связи, случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана.
Органы прокуратуры не уполномочены вносить изменения в план. Прокуроры лишь дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля по внесению изменений в план и, в случае необходимости, принимают меры реагирования.

Читайте также:  Как заработать во время декретного отпуска

Надзорные каникулы для ИП и малого бизнеса

За годы, прошедшие с начала «перехода » экономики страны с планово-социалистического пути развития на рыночные рельсы, кто только не призывал поддерживать малый бизнес. Самым запоминающимся и часто повторяемым требованием к правоохранительным органам и органам власти был призыв Д.А. Медведева — «Перестать кошмарить бизнес!». Это прозвучало на встрече тогда еще Президента РФ с представителями малого бизнеса летом 2008 г.

С тех пор этот призыв, в той или иной форме, не раз повторяли руководители страны. С целью усиления роли малого бизнеса в экономике страны (поставлена задача достичь 20% его доли в ВВП) регулярно принимаются важные и, казалось бы, всесторонне продуманные решения. Самым резонансным и действующим в настоящее время было изменение закона № 294-ФЗ, и дополнение его новой статьей. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки предприятий малого бизнеса. Вот основная суть решения, получившего название – Надзорные каникулы.

Надзорные каникулы и основные понятия

Для того, чтобы пользоваться какими-либо преференциями, применить к своему предприятию законодательные нововведения, необходимо разобраться в тонкостях. Что такое надзорные каникулы? Каковы критерии малого бизнеса? Кто может воспользоваться каникулами? Предусмотренные законом исключения. Сроки действия новых положений.

Надзорные каникулы – это временное (1 .01.2016 – 31.12.2018гг.) освобождение предприятий малого бизнеса от плановых проверок надзорными органами. Главная их задача — облегчение становления и функционирования малых предприятий. При этом вне плановые, но обоснованные проверки допускаются.

Малый бизнес – это ИП или юридические лица любой формы собственности, работающие на любом налоговом режиме и отвечающие определенным критериям:

  • общий годовой доход не должен превышать 800 миллионов рублей;
  • количество работающих в компании не должно быть более 100 человек;
  • ограничение доли гос. организаций (до 25%) и юридических лиц (до 49%) в уставном капитале предприятия

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Для того, чтобы реализовать право на получение надзорных каникул, при этом снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого бизнеса, а также максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. С 1.08.2016 г. создается единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проще говоря, чтобы получить надзорные каникулы, компания должны оказаться в реестре.

Реестр создается автоматически на основании данных ФНС за предыдущий календарный год и ведется также налоговыми органами. Никаких документов, чтобы оказаться в реестре предоставлять не надо. А вот проверить достоверность своих данных необходимо. Для этого достаточно начиная с 1 августа 2016 г. зайти на официальный сайт ФНС. В реестре предприниматель увидит массу сведений о себе и о предприятии, даже таких, о которых и сам не знал.

Читайте также:  Продолжительность больничного листа для оплаты

Сведения, имеющиеся в едином реестре, будут обновляться ежегодно 1 августа на основании данных, имеющихся в налоговой службе по состоянию на 1 июля. Также предусмотрено ежемесячное (10 числа) обновление отдельных видов сведений.

Каникулы не для всех

Как и в любом правиле в надзорных каникулах предусматриваются исключения. Во-первых, каникулы — это не амнистия. Поэтому для фирм, к которым у надзорных органов за последние три года были претензии (постановление о применение штрафных санкций за нарушение закона или решение о приостановлении действия лицензии для компаний, которые обязаны их иметь) надзорные каникулы не применяются.

Кроме того, выделены отдельные сферы деятельности, занятие которыми не предусматривает применения надзорных каникул:

  • социальная (образование , медицина и пр.);
  • пожарная;
  • промышленная I и II класса опасности;
  • экологической безопасности;
  • связанной с опасностью для жизни (подземные работы, энергоснабжение и энергетика).

Специалисты подсчитали, что фирм, которые не попадают под положения о надзорных каникулах набирается 30-50 тысяч. В остальные фирмы три года не должны приходить проверяющие из пожарной инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, СЭС и пр.

Какие проверки продолжаются

Как отмечалось, что руководителям малого бизнеса, даже внимательно изучившим ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, расслабляться не стоит. Кроме приостановленных проверок, в арсенале у государства остается еще много способов повлиять на судьбу предприятия малого бизнеса. Никто не отменял таможенный и налоговый контроль. Допускаются проверки платежей во внебюджетные фонды. Никуда не девается и прокурорский надзор.

Но самым непредсказуемым может стать результат разрешенных внеплановых проверок, инициировать которые может кто угодно: от прокуратуры до, просто недовольного жизнью, потребителя. И произойти она может когда угодно.

Предупрежден значит вооружен

Вне зависимости от итогов надзорных каникул плановые проверки предприятий остаются основными. Чтобы упорядочить этот процесс, Ген. Прокуратура РФ аккумулирует сведения от всех надзорных органов о плановых проверках в следующем году и до 31 декабря эту сводную информацию размещает у себя на сайте. Но некоторые виды проверок в этот список не попадают:

  • налоговые, валютные, таможенные проверки;
  • контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • контроль за «отмыванием » денег, полученных незаконным путем и содействующих финансированию терроризма;
  • контроль за обработкой персональных данных.

Срок действия надзорных каникул через пару месяцев заканчивается. Видимо будут подводиться итоги. Но уже сейчас существует устойчивое мнение предпринимателей о недостаточной эффективности надзорных каникул.

23 октября этого года на форуме «Опора России» Президент РФ В.В. Путин предложил продлить надзорные каникулы для малого бизнеса еще на два года.

Скорее всего это предложение будет принято.

О надзорных каникулах для малого и микробизнеса в 2019-2020 гг.

Мораторий на проведение неналоговых плановых проверок субъектов малого и микробизнеса, действовавший в 2016-2018 годах, продлен еще на два года.

Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. с длинным названием “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом последних поправок, подписанных президентом РФ, предусмотрено, что в период до 2021 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за рядом исключений.

По сути, надзорные каникулы представляют собой не включение представителей малого и микробизнеса в ежегодный Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ.

Надзорные каникулы – вещь достаточно условная, так как в законе предусмотрено множество условий и исключающих обстоятельств, нивелирующих в конечном счете мораторий на непроведение проверок.

Надзорные каникулы распространяются не на все контролирующие органы и не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

    В частности, надзорные каникулы не распространяются на:
  • прокурорский надзор,
  • налоговый контроль,
  • таможенный контроль,
  • некоторые другие виды государственного надзора.

То есть, органы прокуратуры, налоговые, таможенные органы вправе назначать плановые проверки малого и микробизнеса в период действия надзорных каникул.

Мораторий не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории малых и микропредприятий, осуществляющих отдельные, в том числе лицензируемые, виды деятельности. В частности, по перечню, утвержденному правительством РФ.

    Мораторий не распространяется на внеплановые проверки малых и микропредприятий в случае обращений с заявлениями или жалобами в контролирующие органы любых физических или юридических лиц по поводу:
  • нарушения прав потребителей;
  • причинения или возникновения угрозы приченения вреда жизни, здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, а также безопасности государства;
  • возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под действие моратория не подпадают организации и индивидуальные предприниматели, у которых за предыдущие три года были административные проступки, связанные с приостановлением деятельности, аннулированием лицензии или дисквалификацией руководителя организации.

По расчетам правительства, надзорные каникулы позволяют избавить 80% субъектов малого и микробизнеса от 960 тысяч плановых проверок в целом по стране.

Поскольку малый и микробизнес в нашей стране не дотягивает пока до 25% ВВП России и не является основой экономического развития, президент и правительство в том числе и таким способом пытаются его поддержать.

Несмотря на то, что плановые проверки и так должны по закону проводиться не чаще, чем раз в три года и не обязательно они являются выездными (часто просто просят предоставить необходимые документы), не отвлечение от основной деятельности на проверки, даже для предоставления документов – экономит время. А для малых и особенно микропредприятий время – такой же критический ресурс, как и деньги.

Не говоря уже о том, что проверки чаще всего проводятся не для того, чтобы помочь бизнесу устранить проблему, а для того, чтобы наказать и оштрафовать либо закрыть предприятие, что означает финансовые потери. Как правило, очень существенные для малого и микробизнеса.

Читайте также:  Обязанности главного экономиста на предприятии

Еще одним важным ограничением разного рода плановых неналоговых проверок наряду с надзорными каникулами, является законодательная норма в отношение микропредприятий, устанавливающая лимит времени на проведение таких проверок – они не могут в совокупности превышать 15 часов в год.

А в целях учета проводимых мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), а также их результатов создан Единый реестр проверок, ведение которого возложено на органы прокуратуры.

Надзорные каникулы продлены на 2019 и 2020 годы. Но не для всех

Добрый день, уважаемые ИП!

Еще в октябре писал про то, что будут продлены надзорные каникулы. Тогда это был законопроект, а теперь закон № 480-ФЗ от 25 декабря 2018 года. О том, что такое надзорные каникулы можно посмотреть вот здесь:

Что изменилось?

Если совсем кратко, то надзорные каникулы продлеваются на 2019 и 2020 годы.

Цитата из закона:

1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей , отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года…

Но продление коснется только тех, кто относится к категории малого бизнеса. Причем, юрлица или ИП должны находиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте ФНС.

Что это за реестр и как им пользоваться, писал вот здесь:

Обязательно проверьте себя в этом реестре.

Но это не значит, что малый бизнес вовсе избавят от проверок

Во-первых, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок. То есть, ФНС все-равно может проверить.

Во-вторых, проверка может быть внеплановой.

И, наконец, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности надзорные каникулы не действуют.

Если быть конкретным, то опять цитата из закона 480-ФЗ:

1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона (мое примечание: имеется в виду часть 9 ст. 9 закона 294-ФЗ, в которой перечислены сферы здравоохранения, образования, электроэнергетики, теплоснабжения и т.д);

3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения , определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;

4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) плановых проверок, проводимых в рамках:

  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • федерального государственного пробирного надзора.

Небольшое обновление к видео в конце 2018 г. Надзорные каникулы продлили еще на 2 года. На 2019 и 2020 годы, но, как обычно, есть некоторые нюансы. Подробнее про это изменение читайте здесь: https://dmitry-robionek.ru/zakon/nadzornyye-kanikuly-2019-2020.html

Напоминаю, что на мой видеоканал на Youtube можно подписаться по этой ссылке:

На этом все

И еще раз рекомендую проверить себя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: https://rmsp.nalog.ru/

Также проверьте себя на сайте Генпрокуратуры. Там уже выложили план проверок на 2019 год: http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/

Советую прочитать:

Готово подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2020 году. Эта электронная книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.

Она так и называется:

“Как открыть ИП в 2020 году? Пошаговая Инструкция для начинающих”

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2020 год
  7. И многое другое!

Получайте самые важные новости для ИП на Почту!

Будьте в курсе изменений!

Нажимая на кнопку “Подписаться!”, Вы даете согласие на рассылку , обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности .

Об авторе

Дмитрий Робионек

Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]