Общественники и их проверки

Содержание

Содержание

Статья 20. Общественная проверка

Статья 20. Общественная проверка

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

2. Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

5. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.
Читайте также:  Обязанности кадровика на предприятии

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

ДолжностьЧасовая ставка
Партнер9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта6 000 рублей/час
Юрист4 500 рублей/час
Младший юрист3 000 рублей/час
Помощник юриста2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Общественники и их проверки

Если в аптеку с проверкой пришла общественная организация! Что делать? Какие полномочия имеются у общественной организации при проверке? Как вести себя фармацевтическим работникам? Постараемся ответить на эти вопросы?

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 “О защите прав потребителей” общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.

Роспотребнадзор в своем Письме от 29.06.2005 N 0100/4938-05-32 “О полномочиях общественных объединений потребителей” разъяснил, что указанная выше норма Закона сводит право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Полномочия общественных организаций при проверке

Роспотребнадзор разъясняет, что в соответствии с нормами статьи 45 Закона РФ “О защите прав потребителей” общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу статьи 45 указанного выше Закона.

[stextbox ]Общественные организации не являются субъектами государственного контроля, а потому ссылаться на Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не имеют право.[/stextbox]

Что не вправе проверять общественные организации?

При проведении проверки в аптеке общественные организации не вправе:

  • требовать предъявить субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
  • проверять соблюдения санитарных правил и норм вне торгового зала аптеки;
  • проверять наличие документов об образовании работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
  • проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;
  • проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю;
  • требовать ознакомления с учредительными и иными документами (финансовыми, бухгалтерскими) организации;
  • входить в иные, кроме торгового зала, помещения организации без разрешения должностных лиц организации;
  • осуществлять контрольные закупки.

[stextbox общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца).[/stextbox]

Из приведенных разъяснений Роспотребнадзора (Письмо Роспотребнадзора № 0100/4938-05-32 “О полномочиях общественных объединений потребителей”) можно сделать вывод о том, что общественные объединения вправе осуществлять все действия, которые вправе производить покупатель, а именно проверять:

  • наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;
  • наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;
  • правильность оформления ценников;
  • выдача кассовых и/или товарных чеков, квитанций;
  • наличие и доступность контрольного измерительного оборудования;
  • возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;
  • режим работы организации;
  • порядок размещения товаров (недопущение соседства несовместимых товаров);
  • возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле).
Читайте также:  Надзорные каникулы для малого бизнеса что это?

[stextbox ]Должностные лица организации, в нашем случае аптечной организации, не обязаны как-либо реагировать на действия представителей таких общественных объединений, не обязаны знакомиться и/или подписывать какие-либо документы, составленные ими, и т.д.[/stextbox]

Как вести себя фармацевтическим работникам при проверке аптеки общественными организациями?

  1. Не препятствовать проходу проверяющих в помещение (не дальше торгового зала).
  2. Необходимо идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов. В направлении или в поручении о проверки вашей организации должно быть: название общественной организации, проводящей проверку; основание для проведения проверки (ст. 45 Закона РФ “О защите прав потребителей”); ф.и.о. всех проверяющих (не менее двух человек); название, адрес и профиль деятельности организации, которую проверяют; срок действия направления на проверку; подпись руководителя и печать проверяющей организации;
  3. Проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы, где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  4. Взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  5. Получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  6. Необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  7. В случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  8. Не предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ “О защите прав потребителей”), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

[stextbox ]Во время проведения проверки общественная организация не вправе взимать какие-либо штрафы за выявленные нарушения и требовать с проверяемой организации оплаты услуг юристов и проверяющих.[/stextbox]

Поделиться своим опытом по данной теме можно на фармфоруме!

Как не нарушить нормы закона при осуществлении общественного контроля

Общественным организациям, работающим в сфере защиты прав потребителей, и представителям бизнеса, осуществляющим торговлю товарами народного потребления и предоставляющим услуги, доходчиво разъяснили их права и обязанности.

Знание — сила

17 ноября 2016 года на заседании Общественного совета при областном Управлении Роспотребнгадзора утвердили сразу два документа, появления которых с нетерпением ждали самарские предприниматели и правозащитники. Первый из них содержит рекомендации по проведению общественными организациями проверок на соблюдение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. Второй — является памяткой о правах о обязанностях предприятий малого и среднего бизнеса при осуществлении общественного контроля.

Теперь, по мнению членов Совета, напряжение, возникшее между двумя сторонами, должно существенно снизиться. “В последние годы в адрес Торгово-промышленной палаты Самарской области участились обращения предпринимателей, которые жаловались на прессинг со стороны общественников, которые под видом проверок банально вымогали деньги, — говорит председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре, советник президента самарской ТПП Владимир Ростовцев. — Часто между сторонами возникали конфликты, и причиной тому являлась элементарная юридическая неграмотность. Теперь же мы надеемся, что данная информация будет доведена до всех участников процесса, и в своем взаимодействии они смогут быстрее прийти к компромиссу”.

Полный текст рекомендаций для общественных объединений потребителей, а также памятки для представителей МСБ, в скором времени можно будет изучить на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области ombudsmanbiz63.ru, на сайте Торгово-промышленной палаты Самарской области, а также на сайте информационно-консалтингового агентства Самарской области ikaso63.ru. А пока мы расскажем об основных моментах.

Особые полномочия

Итак, как именно должны вести себя общественные объединения потребителей? Первое, и главное, что они должны помнить — основанием для проведения проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и реализацию товаров потребителям, установлены ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей”, в соответствии с которой “общественные объединения потребителей имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений”. Иными словами, основанием для проведения проверки является поступившее обращение о нарушение прав потребителя. Также основаниями для проведения проверки могут быть открытые источники информации (радио, телевидение, газетные публикации), содержащие сведения о нарушении этих прав.

Также, в силу ст. 15 ФЗ РФ “Об общественных объединениях” они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. При этом общественные объединения потребителей являются некоммерческими организациями, и на их мероприятия не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. То есть проверяемые юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе требовать от представителей общественной организации, проводящей общественный контроль, согласие Прокуратуры и иных государственных и муниципальных органов.

Предприниматель имеет право:

– присутствовать при проведении общественного контроля;
– получать необходимую информацию, которая относится к предмету общественного контроля;
– знакомиться с результатами общественного контроля;
– вести аудио-, фото- и видеозапись действий сотрудников общественных организаций.

Право на свидетеля

Представитель общественного объединения потребителей должен предъявить документы, удостоверяющие его право на проведение проверки, ознакомить с ними руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо их представителей, с вручением их копий под роспись. В ходе проверки представитель общественного объединения потребителей вправе ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обследовать используемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для осуществления деятельности помещения, находящиеся в свободном доступе.

Общественное объединение потребителей вправе в ходе проверки производить закупку товара за свой счет, либо за счет своих членов, сторонников и волонтеров, после чего товар может направляться в экспертную организацию для проведения экспертизы.

В проверке могут принимать участие свидетели. Также представитель общественного объединения потребителей вправе осуществлять фото- и видеосъемку выявленных нарушений с отражением данного факта в акте проверки.

Представитель бизнеса не имеет право препятствовать осуществлению общественного контроля на территории торгового зала, зала ресторана, кафе, а также в местах, доступных для потребителей.

Не перегнуть палку

Важно следующее: в связи с проведением проверки общественное объединение потребителей не вправе взимать какие-либо штрафы за выявленные нарушения и требовать совершить какие-либо взносы. Также общественники не вправе требовать предъявления трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек, наличие санитарно-эпидемиологических заключений, наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю, заключений госпожнадзора и иных государственных органов.

Ну и конечно же проверяющие не имеют права изымать какие-либо документы, предметы, товары, проходить в подсобные помещения, в которых не осуществляется обслуживание потребителей, и осуществлять их проверку.

В свою очередь представители малого или среднего бизнеса имеет право запрашивать у проверяющих их представителей общественных объединений потребителей документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации, правомочность данной организации на проведение общественного контроля. Проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус, можно на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы.

В случае провоцирования общественниками конфликтной ситуации вызвать наряд полиции, либо участкового.

Решение о проведении проверки принимает лично руководитель организации, и оно может быть изложено в форме направления, поручения, приказа, распоряжения или иного документа. В нем, в целях конкретизации, желательно указать:

— наименование общественного объединения потребителей, проводящего проверку;
— основание для проведения проверки, а также ссылку на ст. 45 Закона “О защите прав потребителей” и устав общественной организации;
— ФИО проверяющих лиц;
— наименование юридического лица, его юридический адрес, либо адрес фактического места осуществления деятельности;
— дату проведения проверки;
— подпись руководителя общественного объединения потребителей и печать организации.

Читайте также:  Система предварительной проверки клиентов

Общественные контролеры: Как противостоять и взаимодействовать

Как подтвердить право на досрочное назначение Трудовой пенсии?
Кто имеет право отказаться от командировки

Подразумевается, что проверки общественными организациями не могут нанести интересам законопослушного предпринимателя какого-либо вреда. В идеале проведение таких проверок должно отделить агнцев от козлищ и обеспечить профилактику нарушений, если таковые появятся.

Примем это на веру и запомним три главных момента:

— общественные организации — это не субъекты государственного контроля. Таким образом, на них не распространяется действие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

— грамотная работа юриста позволяет, как правило, снять претензии «общественников», даже если дело доходит до Роспотребнадзора, суда и т.д.;

— проверяющим — ни копейки. Общественная организация не вправе штрафовать, а также требовать каких-то возмещений, в том числе требовать компенсаций оплаты своих «услуг».

Примечание. Законодательство о защите прав потребителей дает право общественным организациям проводить проверки хозяйствующих субъектов. Скорее всего, это право у организаций сохранится, все-таки общественный контроль, нравится нам это или нет, — неотъемлемый атрибут гражданского общества, к которому, как предполагается, мы стремимся.

Основания есть, причем законные

Основания для проведения проверки общественной организацией установлены законом. Так, ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — ЗЗПП) говорит о том, что общественная организация имеет право, в частности:

— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

— составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей;

— направлять акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях.

Основанием для проведения проверки является решение руководителя организации. Оно формулируется в виде направления или поручения. В этом документе указываются:

— наименование общественной организации, проводящей проверку;

— основание для проведения проверки (ст. 45 ЗЗПП);

— Ф.И.О. всех проверяющих, которых должно быть не менее двух человек;

— название, адрес и профиль деятельности проверяемой организации;

— срок действия направления на проверку;

— подпись руководителя и печать проверяющей организации.

Что проверяют общественники

Предметом проверки является соблюдение продавцом, исполнителем работ и услуг прав потребителей, установленных ЗЗПП, а также иных нормативных актов, в том числе правил работы предприятия розничной торговли, продажи отдельных видов товаров, продажи товаров по образцам и т.д.

Проверяются:

— наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;

— наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;

— правильность оформления ценников;

— выдача кассовых и (или) товарных чеков, квитанций;

— наличие и доступность контрольно-измерительного оборудования;

— возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;

— режим работы предприятия;

— порядок размещения товаров;

— возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия.

Каковы цели?

Пожалуй, стоит напомнить о целях проверки, хотя цель, конечно, святая — выявление нарушений прав потребителей, т.е. установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

В то же время общественники не вправе проверять:

— наличие или отсутствие у работников медицинских книжек;

— наличие или отсутствие санитарно-эпидемиологических и прочих заключений;

— соблюдение санитарных прав или норм вне торгового зала и иных помещений;

— наличие документов об образовании торговых работников;

— применение или неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ);

— наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Общественники однозначно не вправе изымать какие-либо документы, предметы, товары, проверять подсобные помещения, осуществлять контрольные закупки.

Оформление итогов

В тот же день проверяющие обязаны составить акт о проведенной проверке. Форма акта законом не установлена, но, как правило, в документе указываются :

— наименование и адрес проверяемой организации;

— Ф.И.О. всех присутствующих при проведении проверки;

— время начала и окончания проверки;

— выявленные нарушения (со ссылками на статьи законов и иных нормативно-правовых актов);

— отметки об устранении нарушений в ходе проверки.

Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в проведении проверки. Разумеется, перед тем как подписывать, следует внимательно ознакомиться с актом.

В случае отказа от подписи проверяющая организация делает соответствующую запись в акте.

Заметим, что представитель проверяемой организации, будь то директор, продавец или менеджер, вправе:

— устранить выявленное нарушение прямо во время проведения проверки;

— внести свои письменные замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к акту.

Один экземпляр акта обязательно должен быть передан лицу, представляющему проверяемую организацию, под роспись.

Примечание. Сроки проведения проверки законом не предусмотрены, т.е. чисто теоретически — хоть ежедневно (если не учитывать туманно, но все же сформулированный законом запрет на злоупотребление правом). Впрочем, длительность проверки на практике не превышает одного-двух часов.

Что потом

Статья 45 ЗЗПП устанавливает, что общественные объединения потребителей по результатам проведения проверки вправе:

— составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях;

— участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ;

— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При удовлетворении исков в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Эти суммы взыскиваются с ответчика по иску.

Проверяющие: универсальные советы

Несмотря на то что тема нашего разговора — проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими.

Примечание. Несмотря на то что тема нашего разговора — проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими. «Идти на принцип» и скандалить смысла нет. Во-первых, вряд ли поможет, во-вторых, вызовет у проверяющих ответное желание «идти на принцип». Более разумно вести себя спокойно и сосредоточиться на поиске аргументов — с учетом того, что впереди наверняка маячит судебное разбирательство.

Обязательно убедитесь в том, что это действительно проверяющие. Попросите представиться, предъявить служебное удостоверение и документ на проведение проверки. Целесообразно сделать ксерокопии этих документов или, на худой конец, переписать данные указанных документов.

До начала проверки следует выяснить все вопросы, связанные с ее законностью, правомерностью самого факта ее осуществления (нередко проверки инициируются в неформальном порядке — по звонку, по знакомству, «спускаются сверху» и т.д.).

В ходе проверки и по результатам ее вам будет неоднократно предложено подписаться под тем или иным документом (акты проверки, протоколы, объяснения и т.д.).

Что делать? Подписывать или не подписывать?

С одной стороны, в ходе проверки довольно трудно объективно оценить предъявленные претензии, а ведь именно они впоследствии лягут в основу вашего обвинения.

С другой стороны, отказ от подписи на составленных документах не изменит ситуацию в вашу пользу. Проверяющие ставят визу «от подписи отказались» и заверяют сие своими подписями. От отсутствия вашей подписи документ силы не потеряет, а ваше поведение сформирует негативное к вам отношение.

Оптимальный вариант — в предложенных для подписи документах сделать запись «С актом (протоколом, нарушениями) не согласен». Причем это можно сделать и без указания причин, тем более что в результате воздействия стрессовой ситуации можно дать такие объяснения, что и обвинений не потребуется. С изложением причин можно повременить до тех пор, пока не появится возможность спокойно проанализировать документы, лучше с юристом. В любом случае рассмотрение материалов должно проводиться только в вашем присутствии.

Источник — журнал «Практический бухгалтерский учет»

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]