Содержание
- 1 Проверка трудовой инспекции по жалобе работника
- 2 Внеплановая проверка трудовой инспекции – основания
- 2.1 Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
- 2.2 В каких случаях возможна внеплановая проверка
- 2.3 Другие основания для внеплановой проверки
- 2.4 Общие положения о проверке по жалобе работника
- 2.5 Возможность проверки по анонимному обращению
- 2.6 Документарная проверка
- 2.7 Выездная проверка
- 2.8 Сроки проверки
- 2.9 Реестр внеплановых проверок на 2019-2020 год
- 3 Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?
- 3.1 Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях возможна?
- 3.2 Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля
- 3.3 Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
- 3.4 Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?
- 3.5 Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки
- 3.6 Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда
- 3.7 Права работодателей при проведении проверок ГИТ
- 3.8 В каких случаях можно не пускать проверяющих
- 3.9 Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?
- 3.10 Итоги
- 4 Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции
- 4.1 osnovaniya_dlya_vneplanovoy_proverki_trudovoy_inspekcii.jpg
- 4.2 Похожие публикации
- 4.3 Законодательные основы проведения внеплановых проверок инспекторами труда
- 4.4 Внеплановая проверка трудовой инспекции: документарная и выездная
- 4.5 Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции
- 4.6 Что проверяет трудовая инспекция при внеплановой проверке
- 5 Трудовая инспекция
Проверка трудовой инспекции по жалобе работника
Проведение проверки органами трудовой инспекции по жалобе работника происходит с целью защиты прав сотрудников. Уполномоченные должностные лица трудовой инспекции, получившие жалобу от работника, проверяют, как работодатель соблюдает предписания трудовых норм. Инспекторы выясняют, придерживается ли начальство действующих правил по охране труда и специально выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.
При внеплановой проверке трудовая инспекция проверяет правильность проведения руководством организации профилактических мероприятий, направленных на сокращение риска нарушения норм трудового законодательства.
Внеплановые проверки, организованные по заявлению граждан могут проходить с уведомлением или без предварительного уведомления работодателя.
Важным условием для назначения внеочередной проверки является верное составление жалобы сотрудником, чьи права были нарушены. Среди главных требований, предъявляемых к письменным жалобам граждан, трудовые инспекторы называют наличие сведений, касающихся:
- ФИО заявителя, пострадавшего от противозаконных деяний (действий или бездействий), решений работодателя;
- адрес гражданина, чьи трудовые права были нарушены начальником;
- наличие сведений о нарушении норм трудового законодательства.
Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции
Как указано в ст. 360 ТК РФ, основанием для организации контрольных мероприятий по проверке соблюдения интересов рабочего коллектива является:
- окончание периода, отведенного начальству организации для исполнения властных предписаний;
- передача информации об отступлении от действующего трудового законодательства государственными органами;
- получение сотрудником трудовой инспекции обращений и заявлений от заинтересованных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и работников предприятия;
- поступление запроса от персонала компании на проверку трудовых условий на рабочих местах;
- передача распоряжения или приказа от руководства, изданного для исполнения соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ;
- получение требования прокурора в связи с обращением гражданина.
Если проверка проводится на основании акта прокурора, то уполномоченный сотрудник трудовой инспекции:
- незамедлительно извещает органы прокуратуры о принятии мер по письменному требованию;
- проводит срочную проверку без предварительного согласования с органами прокуратуры;
- совершает необходимые контрольные меры без предупреждения работодателя, подлежащего проверке.
Частой причиной для организации проверки является заявление сотрудников предприятия. Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ персонал может пожаловаться на:
- наличие угрозы жизни и здоровью людей и животных, угрозы причинения вреда растительной среде, а также ценным объектам культурного наследия;
- риск подрыва безопасности государства;
- рост вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- фактическое причинение вреда жизни и здоровью лиц, состоянию растений и животных, безопасности государства;
- отступление от норм, регламентирующих права потребителей.
Как проходит проверка трудовой инспекции
Контрольные мероприятия осуществляются должностными лицами федеральной инспекции труда. Согласно ст. 359 ТК РФ эти государственные служащие являются полномочными представителями государства, которым гарантирована защита и независимость. Сотрудники трудовой инспекции осуществляют свои полномочия при строгом соблюдении российского законодательства. Инспекции не подконтрольны иным государственным органам или должностным лицам.
Если должностные лица принимают решение об организации контрольных мероприятий, они выбирают вид предстоящей проверки, которая может быть:
Органы трудовой комиссии осуществляют согласование предстоящих проверок работодателей с прокуратурой. Уведомление проходит путем направления:
- письменного сообщения в день подписания приказа о проведении проверки;
- электронного документа, содержащего усиленную квалифицированную электронную подпись.
Рассмотрев полученное заявление (в течение одного дня, следующего за моментом получения документа) прокурор выносит одно из следующих решений:
- о согласовании проведения проверки;
- об отказе в согласовании проведения контрольных мероприятий.
Полномочия трудовой инспекции при внеплановой проверке
Совершая надзорные действия за соблюдением трудовых норм государственные инспекторы, имеющие удостоверения установленного образца, имеют право:
- беспрепятственно проникать на объекты с любыми организационно-правовыми формами и формами собственности;
- совершать запрос документов, объяснений и сведений, затрагивающих гражданские трудовые права, у работодателей или их представителей, у властных органов любого уровня;
- изымать образцы используемых на производстве материалов и веществ с целью проведения диагностики. Изъятие конкретных образцов должно сопровождаться составлением соответствующих актов с четким указанием на полученные объекты исследования;
- проводить расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;
- передавать руководству проверенных организаций обязательные для исполнения предписания. В документах должны содержаться требования об устранении отклонений от действующего трудового законодательства;
- выдавать предписания об отстранении от трудовой деятельности конкретных физических лиц. Отстранению от работы по решению инспектора труда подлежат граждане, которые не прошли обязательное обучение правилам безопасности на производстве, инструктаж по охране труда, а также стажировку на рабочем месте и итоговую проверку знаний;
- подавать в судебные органы требования о ликвидации организаций, о прекращении деятельности отдельных структурных подразделений юридических лиц, совершивших недопустимые нарушения трудового права;
- оформлять протоколы и принимать к рассмотрению административные дела, передавать материалы о нарушении трудовых прав в суд и правоохранительные органы;
- выявлять факты применения непригодных индивидуальных средств защиты и запрещать их использование работниками;
- участвовать в судебном заседании в роли экспертов, чье мнение учитывается при вынесении решения о возмещении вреда, причиненного здоровью персонала на производстве.
При выполнении контроля исполнения российского законодательства инспекторы должны сохранять в секрете сведения, признанные государственной, служебной, коммерческой тайной. Не допускается распространение информации о заявителе, чья жалоба стала основанием для проведения проверки, если гражданин возражает против сообщения этих данных.
Работник инспекции не может требовать от работодателя юридических бумаг, образцов продукции или проб обследования объектов производственной среды, если они не входят в перечень предметов проверки. Отбирать образцы для исследования инспекторы вправе после составления соответствующего протокола.
Внеплановая проверка трудовой инспекции – основания
Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
- ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
- положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
- Административный регламент, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160;
- иные нормативные акты.
Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:
Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.
В каких случаях возможна внеплановая проверка
Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:
- Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
- Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
- Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.
Другие основания для внеплановой проверки
Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:
- Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
- Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
- Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.
Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.
Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.
Общие положения о проверке по жалобе работника
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).
В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:
- удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
- провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).
Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.
Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.
Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.
Возможность проверки по анонимному обращению
Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе.
При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.
В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).
Документарная проверка
Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.
Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:
- Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
- После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
- В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).
Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.
Важно! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.
ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.
Выездная проверка
Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294.
Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:
- Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
- Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
- Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
- Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
- Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
- Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).
Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.
Сроки проверки
Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.
Важно! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).
Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.
Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).
Реестр внеплановых проверок на 2019-2020 год
Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.
Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:
- Номер проверки.
- Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
- Сведения, содержащиеся в акте проверки.
- Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
- Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).
На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.
Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).
Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Роструд уже подготовил и разместил на официальном сайте реестр плановых проверок ГИТ на 2020 год.
Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.
Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?
Внеплановая проверка трудовой инспекции может коснуться любого работодателя. В каких случаях она возможна, как назначается и проходит, читайте в нашем материале.
Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях возможна?
Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:
- Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
- Поступление в ГИТ:
- информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
- жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
- заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
- информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
- Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.
Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.
Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля
Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:
- Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
- Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
- Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.
Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).
Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.
Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.
При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.
Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.
Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?
Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:
- берутся пояснения у заявителя;
- изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
- могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.
На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:
- не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
- установлено, что полученная информация не соответствует действительности.
В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).
О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:
- информация об угрозе жизни и здоровью людей;
- жалоба работника на нарушение его трудовых прав.
Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки
Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.
Документарный контроль проходит в следующем порядке:
- Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
- При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
- Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.
Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.
При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.
Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда
Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.
Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:
- присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
- требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
- брать объяснения у представителя предприятия;
- проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.
Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.
ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии. Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.
В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.
Права работодателей при проведении проверок ГИТ
Представители работодателей имеют право (ст. 21–22 Закона 294-ФЗ):
- присутствовать при проведении проверки;
- знакомиться со служебными удостоверениями инспекторов, с приказом на проведение проверки;
- получать информацию о целях, основании, предмете проверки, о составе экспертов и т. д.;
- быть ознакомленными с административным регламентом по данному виду контроля;
- давать устные и письменные пояснения по предмету проверки;
- по своей инициативе представлять документы;
- знакомиться с результатами контроля и обжаловать его;
- получать возмещение вреда, причиненного инспекторами в результате неправомерных действий.
При выездном контроле работодатель может позвонить в ГИТ и уточнить, действительно ли к нему были направлены проверяющие. Не будет лишним снять копии всех представленных инспекторами документов.
ВАЖНО! Работодателю не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Следует помнить, что за его рамки выходить контролеры не вправе.
Отметим, что при передаче в ГИТ документов, содержащих персональные данные работников, согласие на обработку таковых брать не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
В каких случаях можно не пускать проверяющих
В следующих ситуациях отказ работодателя представить документы (полностью или частично) и пустить проверяющих на свою территорию будет правомерен:
- отсутствует приказ о проведении проверки и/или служебные удостоверения явившихся инспекторов;
- приказ оформлен ненадлежащим образом: нет необходимых сведений (основание, цель, предмет, срок и т. д.), не подписан уполномоченным лицом, не удостоверен печатью;
- указанный в приказе срок проверки не наступил или уже истек (даты начала и окончания должны быть указаны в приказе);
- в приказе указаны не те проверяющие, которые фактически прибыли на предприятие;
- указан иной вид контроля (например, документарный, при этом проверяющие явились на предприятие лично);
- запрашиваемые документы не относятся к предмету проверки полностью или частично.
В иных ситуациях препятствовать проверяющим не следует, в противном случае работодатель будет привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?
Если проверка документарная, то исполнить запрос ГИТ придется в любом случае. А при выездной проверке, согласно п. 2 ст. 15 Закона 294-ФЗ, нужно, чтобы присутствовало одно из следующих лиц:
- руководитель организации/предприниматель;
- уполномоченный представитель организации или ИП (по доверенности; как работник, так и стороннее лицо);
- другое должностное лицо (имеются в виду лица, помимо руководителя имеющие право действовать без доверенности от имени организации).
Только лишь в присутствии рядовых работников ГИТ не вправе провести проверку. Некоторые работодатели используют это в качестве возможности для уклонения от проверки. Однако им нужно иметь в виду следующее:
- С 2017 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
- Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
- Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
- Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Итоги
Перечень оснований для незапланированной проверки ГИТ закрыт, но достаточно обширен. Предмет такой проверки будет зависеть от ее основания. Работодателю не рекомендуется уклоняться от оформленной надлежащим образом проверки.
Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции
osnovaniya_dlya_vneplanovoy_proverki_trudovoy_inspekcii.jpg
Похожие публикации
Внеплановая проверка охраны труда – неприятный сюрприз для работодателя. Обычно поводом для нее становится жалоба работника – закон не ограничивает в ее подаче ни работающий персонал, ни уволенных сотрудников. Претензии к работодателю они вправе изложить в заявлении и направить его в надзорный орган. Однако жалоба сотрудника – не единственное основание для проведения внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства. Она может начаться и по другим причинам.
Законодательные основы проведения внеплановых проверок инспекторами труда
Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2019 год назначаются с учетом требований, содержащихся в следующих нормативных актах:
Трудовой кодекс Российской Федерации – ст. 360 (изложены правила проведения разных видов проверок, предметом которых является соблюдение законодательства о труде);
Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госнадзора – ст. 10 (здесь представлены общие правила организации внеплановых проверок по разным предметам и основаниям);
Административный регламент исполнения Рострудом надзорной функции за соблюдением трудового законодательства, утв. Приказом Минтруда РФ № 354н от 30.10.2012 – в разделе III описаны процедуры проведения и организации плановых и внеплановых проверок, а также меры, обеспечивающие устранение выявленных нарушений.
Еще одним регулирующим документом является Положение о госнадзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. Постановлением Правительства № 875 от 01.09.2012. В частности, в п. 4 Положения, перечислено, что может стать предметом проверки трудовыми инспекторами, а в п.13 указаны правомочия контролеров во время проведения надзорных мероприятий.
Внеплановая проверка трудовой инспекции: документарная и выездная
Внеплановая проверка, организуемая государственной инспекцией труда (сокращенно – ГИТ), бывает двух видов:
Документарная проверка проводится на территории ГИТ. Инспекторы запрашивают в организации или ИП необходимые документы, касающиеся трудовых отношений. В частности, это могут быть:
Запрошенную документацию проверяют на соответствие трудовому законодательству, правильность оформления, отсутствие ошибок и недостоверных сведений.
Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции проводится на территории работодателя. Она необходима, когда по документам невозможно оценить, выполняет ли проверяемое лицо требования, установленные трудовым законодательством. Например, при выезде уточняется количество реально работающих сотрудников, как оборудованы рабочие места, и другая информация. Также выездная проверка требуется, если есть основания усомниться в достоверности и полноте представленной инспекторам документации.
Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции
Поводом для внеплановых проверок ГИТ могут стать (ст. 360 Трудового кодекса):
окончание срока, в течение которого работодатель должен был устранить ранее выявленное нарушение;
обращение работника (с изложением фактов нарушения его прав работодателем);
письменный запрос сотрудника проверить условия и охрану труда на предприятии, где он работает;
поступление сведений о допущенных нарушениях из различных источников, например, от чиновников других ведомств или из средств массовой информации (в сфере невыплаты зарплаты, уклонения от заключения трудового договора, несоблюдения требований по охране труда и т.д.);
наличие приказа / распоряжения руководителя ГИТ (или его заместителя) о проведении проверки в отношении определенных работодателей, согласно поручениям Президента, Правительства РФ, по требованию прокурора.
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника проводится чаще, чем по другим основаниям. В заявлении он обязан достоверно указать свои персональные данные, так как анонимные обращения ГИТ не рассматривает. Но вправе попросить скрыть их от работодателя во время проверки (п. 2 ст. 358 Трудового кодекса). Отзыв жалобы не является поводом прекратить проверку или отменить ее результаты.
Работникам надзорного органа следует четко знать, когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она назначается. Так, если для проведения выездной проверки не имелось вышеперечисленных оснований, это является грубым нарушением со стороны инспекторов (ст. 20 закона № 294-ФЗ). Результаты, документально зафиксированные в ходе таких выездных мероприятий, признаются недействительными и подлежат отмене по заявлению проверяемого работодателя – они не служат доказательством выявленных нарушений трудового законодательства.
ГИТ должен уведомить работодателя о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за сутки, за исключением случаев, когда основанием внезапных выездных мероприятий является обращение работника по поводу нарушения его трудовых прав, заявления о нарушениях, влекущих угрозу причинения вреда жизни, здоровью работников, приведших к невыплате в срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее МРОТ (ст. 360 ТК РФ).
Что проверяет трудовая инспекция при внеплановой проверке
Трудовые инспекторы вправе проверить:
полностью и своевременно ли выплачивается зарплата;
соблюдаются ли требования по охране труда;
доступны ли рабочие места для сотрудников с инвалидностью;
устранены ли работодателем ранее выявленные нарушения;
исполняется ли трудовое законодательство в других сферах.
Если во время внеплановых проверок ГИТ обнаружатся нарушения, их вносят в соответствующий акт. Также они фиксируются в протоколе об административном правонарушении, на основании которого работодатели или должностные лица привлекаются к ответственности (например, по ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок.
Трудовая инспекция
Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.
Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
– контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
– надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
– надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
– надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
– рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
– проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
– оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
– при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
– при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
– задержка выплаты или невыплата заработной платы;
– неверный расчет компенсаций при увольнении;
– невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
– отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
– некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
– несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
– при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
– по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
Формы и виды контроля
Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.
Плановая проверка
Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:
– окончания проведения последней плановой проверки;
– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.
При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.
При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.
При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.
К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.
Внеплановая проверка
Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.
Основаниями для их назначения являются:
– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;
– обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.
Документарная проверка
Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.
В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:
– документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);
– нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:
-положение об оплате труда и премировании;
-правила внутреннего трудового распорядка;
– инструкции по охране труда;
– другие нормативные акты.
Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;
– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);
– документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.
Выездная проверка
Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.
При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.
Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.
Сроки проведения проверки
Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.
Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.
Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.
При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки – 20 рабочих дней.
Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.
В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.
При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.