Содержание
Сложно ли малому бизнесу участвовать в госзаказе
В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.
Как работает система
Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.
В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.
Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.
Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.
С чего начинать
Предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. В каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.
У представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:
- Нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
- Обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.
Основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. Основных минусов два:
- высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
- отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).
Если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.
Временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. Но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.
Где и чему нужно учиться
Сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:
- казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
- платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
- платные и бесплатные вебинары.
Каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.
Если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:
- порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
- порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
- поиск перспективных тендеров;
- нюансы изучения технической документации заказчика;
- подготовка предложений для участия в торгах;
- исполнение договоров;
- оспаривание решений заказчика в ФАС.
Каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.
Специфика участия субъектов малого предпринимательства
Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.
Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.
Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.
Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:
- От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
- Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
- Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
- Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.
В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.
В целом государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Имеющаяся начальная сложность – закономерное следствие перехода многих общественных институтов на оцифрованную информационную платформу.
Овладев навыками работы в цифровом информационном пространстве, активный предприниматель быстро научится ориентироваться на рынке государственных закупок с максимальной выгодой для себя.
Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео
Большие закупки у малого бизнеса
Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.
«Подрядчики, участвуя в госзакупках, считают себя защищенными от действий недобросовестных контрагентов, как это часто бывает между коммерческими организациями, когда затягиваются сроки оплаты выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг. В случае с государством все кажется стабильнее: оно не обанкротится, не сбежит, не уклонится», — говорит руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS Анастасия Яремчук.
Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству). Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов. Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.
Очевиден прогресс в доступе МСП к госзаказу за последние несколько лет. Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.
Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.
Косвенным свидетельством расширения участия МСП в системе госзакупок может служить и статистика банковского сектора по выданным гарантиям для участия в них. Так, по оценке сервиса Fintender.ru (принадлежит Совкомбанку), за последние три года увеличилась доля банковских гарантий бизнесу (для участия в госзакупках по 44-ФЗ) на сумму до 100 тыс. руб. Если в 2016 году она составляла 48% всех гарантий, то уже в 2017-м находилась на уровне 53%, а в 2018-м достигла 54%. Основная причина, как отмечали в Совкомбанке, увеличение доли более мелких контрактов.
Квоты для МСП
По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.
Сразу несколько госкорпораций существенно расширили сотрудничество с малым бизнесом. Однако так происходит далеко не везде, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «Основная цель госзакупок — прежде всего повышение их эффективности, а поддержка МСП — важная, но не первостепенная задача в этой системе». В некоторых случаях на крупных проектах, по его словам, малый бизнес — даже целым пулом малых предприятий — не всегда может справиться с задачами. «В этих случаях крупный подрядчик может объективно оказаться более эффективным», — говорит Павел Самиев. При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.
Кроме того, предприниматели, опрошенные «Опорой России», заявляют, что более 50% заказов приходится на квалифицированных генподрядчиков, а не на прямых заказчиков, в результате чего значительная часть прибыли по таким заказам остается у них, а не у компаний МСП.
В Минэкономразвития уверены, что повышение с Нового года квот на участие МСП в госзаказе будет способствовать росту участия малого и среднего бизнеса в госзакупках напрямую: «Это позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у данной категории лиц, а также будет способствовать прямому доступу к закупкам большего количества предпринимателей».
Сегодня общая стоимость договоров отдельных категорий заказчиков, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП («спецторги»), должна составлять не менее 15% совокупного годового объема; в свою очередь, общая квота для субъектов МСП составляет 18%, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития. Со следующего года, по данным ведомства, общая квота по закупкам у субъектов МСП должна вырасти до 20%, а квоты по «спецторгам» — до 18%. Соответствующее постановление правительства РФ было принято в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в августе этого года и вступит в силу 1 января 2020 года.
Утром деньги
Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.
Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.
Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.
Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов. С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
По мнению Минэкономразвития, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров.
При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.
Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства.
Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году
Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.
Критерии малого и среднего бизнеса:
Малый | Средний | |
Max количество работников | 100 чел. | 250 чел. |
Max выручка в год | 800 млн руб. | 2 млрд руб. |
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:
Какие льготы действуют?
1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :
- Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
- Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
- Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ.
2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.
3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для МСП
Заказчики должны закупить у МСП не меньше 18% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:
- Поучаствовать в которых могли только МСП.
- Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
- «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.
При этом 15% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
В каких закупках могут участвовать МСП?
Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:
- Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если такой запрос поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
- Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
- Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)
3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.
Что упростит жизнь?
1. С 2020 года представители МСП будут получать деньги за 15 рабочих дней после подписания акта приемки (а не 30 календарных, как сейчас). Срок сократят для всех ситуаций:
- закупку провели на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только МСП,
- МСП выступали субподрядчиками.
2. Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.
Бизнес на госзакупках с нуля: пошаговая инструкция
Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.
Общая информация
Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация – это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия – считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна – не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.
Выбираем свою нишу
Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.
Как всё работает?
В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:
- Принципы работы системы государственных закупок.
- Открытый и закрытый конкурсы.
- Аукцион (в том числе и электронный).
- Кто может брать участие.
- Специфические моменты.
- Начинаем сотрудничество.
Принцип работы
Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт – сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.
Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое – процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа. Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система. В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.
Открытый и закрытый конкурсы
Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.
Аукцион
Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.
Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?
Кто же может принять участие?
Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации – индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо – роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.
Пошаговая инструкция к предпринимательству
Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:
- Получить электронно-цифровую подпись. В современном мире она становится всё более необходимой каждому предпринимателю и юридическому лицу. Почему? Дело в том, что согласно законодательству многих стран, в том числе и Российской Федерации, ЭЦП эквивалентна стандартной подписи директора. Только создана она специально для использования посредством интернета. А в некоторых сферах деятельности даже предусмотрено, что без ЭЦП – никуда.
- Выбрать площадку. После того, как готова электронно-цифровая подпись, следует определиться, где же исполнителю удобнее всего искать заказы. В России можно использовать следующие площадки, которые предлагают: Единая информационная система в сфере закупок, ОАО «Госзакупки», РТС-тендер, Сбербанк-АСТ. Конечно, есть и другие. Какую среди них выбрать – всё зависит исключительно от того, кто хочет обслуживать государство. Главное – чтобы площадка была аккредитована. Всё остальное – дело вкуса.
- Прохождение аккредитации. Чтобы зарегистрироваться и получить доступ, необходимо идентифицировать себя. Эта процедура проводится для каждого портала отдельно. Для аккредитации достаточно, как правило, заполнить специальную регистрационную форму и приложить учредительские документы, как то: устав, выписка из государственного реестра, доверенность на участие в торгах (если этим занимается не непосредственно руководитель организации), свидетельство. После этого администратор портала в течении 5 дней должен рассмотреть всю документацию.
Маленькие шаги к великому будущему
Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:
- Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
- Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.
Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.
Полезные правила
Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.
Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо – более вероятен успешный исход, грубо и хамовато – жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.
Заключение
Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.
Госзакупки у малого бизнеса: правовой режим в деталях
Закупки бюджетных учреждений, естественных монополий и принадлежащих государству организаций регулируются двумя основными нормативными актами – законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а так же законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Первый регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью прописывает проведение торговой процедуры. Второй — устанавливает общие принципы првоведения закупок, и в то же время более детально описывает закупки со стороны организаций с долей участия государства более 50%, естественных монополий, а так же закупки со стороны бюджетных организаций, проводимых за счет внебюджетных источников.
На что нужно обратить внимание представителям предприятий малого и среднего бизнеса при подготовке к участию в госзакупке, исходя из требований законодателя? Несколько важных замечений.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закрепила обязанность заказчиков осуществлять определенные закупки только среди субъектов малого предпринимательства (СМП).
При этом закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП. В данном случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Основными нововведениями для СМП стало ведение с 01 августа 2016 года Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр СМП представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных, содержащую широкий состав сведений о СМП России. Сведения Реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории СМП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
В отличие от закупок по ФЗ-44 закупки по ФЗ-223 могут быть осуществлены только у малого и среднего бизнеса, если такая компания имеется в Реестре СМП.
Организация не сможет участвовать в закупках по ФЗ-223, которые проводятся только среди субъектов малого и среднего бизнеса, если сведения о нем отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Так считает Минэкономразвития России в письме от 29.12.2016 №Д28и-3468.
Проведение закупок среди указанных лиц регулирует постановление Правительства РФ №1352 от 11.12.2014 г. Согласно его положениям участники закупки по 223-ФЗ, проводимой только среди субъектов малого и среднего бизнеса, должны подтверждать свой статус сведениями из реестра СМП. Это правило не распространяется на вновь созданные компании и вновь зарегистрированные ИП. Они обязаны представить вместо сведений из реестра декларацию о соответствии критериям отнесения к субъектам СМП.
Если сведения об участнике отсутствуют в реестре СМП или не представлена декларация, заказчик на этом основании принимает одно из следующих решений:
– об отказе в допуске к участию в закупке такого участника;
– об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.
Следует отметить, что от участников закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства, не требуется подтверждать принадлежность к малому бизнесу данными из реестра СМП. Они должны представить в заявке только декларацию.
Критерии отнесения к предприятиям малого и среднего бизнеса
С 1 августа 2016 г. постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены новые критерии по доходам СМП.
При отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) перешли к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности.
Предельные значения дохода установлены такими же, как предельные значения выручки:
– для микропредприятий — 120 млн руб.,
– для малых — 800 млн руб.,
– для средних — 2 млрд руб.
Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.
Таким образом, организация может быть отнесена к категории малого предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. состоит до 800 млн. руб. При этом должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 100 человек).
Следует отметить, что с 1 января 2017 года также вступила в силу часть 8.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ, согласно которой в случае неисполнения обязанности по закупкам у СМП в течение календарного года заказчик в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля, обязан руководствоваться Законом №44-ФЗ. Причем данное ограничение вступает в силу, при условии, если:
– заказчик не осуществил закупки у субъектов МСП в объеме, предусмотренном Постановлением №1352 от 11.12.2014 г.;
– заказчик указал недостоверную информацию в годовом отчете об объеме закупок у СМП;
– заказчик не разместил годовой отчет о закупках у СМП.
Таким образом, последние нововведения в сфере закупок в основном коснулись определения и подтверждения организациями статуса субъекта малого предпринимателя в связи с введением в работу Единого реестра СМП. Данный ресурс позволяет оперативно проверить отнесение организации к СМП, не проверяя его учредительный состав, среднесписочную численность или объем годовой выручки.