Отличительные особенности унитарных предприятий

Содержание

Всё по специальности Менеджмент

Учебные материалы для обучающихся по специальности Менеджмент

Особенности учреждения и деятельности унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Характерные особенности унитарного предприятия

1. У нитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества.

2. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками.

3. Управление унитарным предприятием осуществляет единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен.

4. В зависимости от принадлежности собственности, закрепленной за унитарным предприятием, различают государственные и муниципальные унитарные предприятия.

5. Учредительным документом унитарного предприятия является Устав.

6. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем, различают 2 типа унитарных предприятий:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

Предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное), имеет большую самостоятельность в управлении (владеть, пользоваться и распоряжаться) имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми аспектами;

Предприятие, основанное на праве оперативного управления, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

7. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

При несостоятельности казенных предприятий Российская Федерация, как учредитель предприятия, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества.

8. Предмет и цели деятельности такого предприятия определяет собственник имущества, он же осуществляет контроль достижения этих целей.

9. Размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее 1000- кратного размера минимальной месячной оплаты труда на дату представления устава предприятия для регистрации.

10. Учредитель – собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления.

11. Казенное предприятие может быть создано только на базе федерального имущества по решению Правительства РФ. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства.

12. Имущественный статус казенных предприятий похож на положение госбюджетных учреждений, но в отличие от них они не финансируются, а имеют самостоятельный баланс и получают доходы от результатов своей деятельности.

13. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, по сути действуют от имени государства и в его интересах, поэтому государство несет субсидиарную ответственность по их долгам.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Читайте также:  Как инициировать проверку налоговой инспекции для предприятия?

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Унитарное предприятие

Особенности унитарного предприятия.

Согласно п. 1 ст. 113

ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, учрежденная государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В отношении этого имущества они обладают ограниченным вещным правом — хозяйственного ведения либо оперативного управления. Собственником имущества унитарного предприятия является его учредитель.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления унитарное предприятие приобретает с момента передачи ему имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования, имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, также поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Правоспособность унитарного предприятия носит специальный характер; в уставе унитарного предприятия в обязательном порядке указываются предмет и цели его деятельности.

Контроль за деятельностью унитарных предприятий со стороны публично-правовых образований необходим, так как при неограниченной оперативной самостоятельности в части выбора сферы реализации коммерческих интересов возрастает риск злоупотребления или потери государственного (муниципального) имущества. Следует учесть, что унитарные предприятия действуют в самых разных, но, как правило, важнейших сферах экономики, например ГУП “Экотехпром” занимается переработкой мусора.

Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель (директор). Он назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Условия контракта с директором предприятия и назначение на должность согласовываются с трудовым коллективом предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру администрации и аппарата управления предприятия, ее численный и квалификационный состав, назначает на должность и освобождает от должности всех работников администрации согласно контракту или трудовому договору, заключенному с ними.

Выделим основные особенности унитарного предприятия.

Формальным признаком унитарного предприятия является то, что фирменное наименование предприятия должно содержать указание на собственника имущества.

Унитарное предприятие не может быть собственником имущества, ибо таковым является учредитель — государство или муниципальное образование.

Унитарное предприятие имеет имущество либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Органом управления является только руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником лицом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

ВУЗРУ

“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”

Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях

В научной литературе по экономике под «предприятием» понимается прежде всего технико-организационная единица (завод, фабрика), а под «фирмой» — организация, которая ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. На практике и в хозяйственном законодательстве понятие «предприятия» используется в широком смысле. Так, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Кредитование малого бизнеса процентная ставка

Среди предприятий, создаваемых государством или органами местного самоуправления, основной организационно-правовой формой, является унитарное предприятие.

В соответствии с п.1 ст. 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия».

Уникальность финансово правового статуса унитарных государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что финансы и имущество данного вида предприятий относится на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. «Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь форму двух видов:

  1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия обладают более свободной экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные коммерческие предприятия, и собственник имущества, обычно, не отвечает по обязательствам данного предприятия;
  2. Основанные на праве оперативного управления. Данные предприятия носят название казенных предприятий. Они во многом напоминают предприятия, существовавшие при плановой экономике, а государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Таким образом, основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний.

Достоинствами государственных унитарных предприятий по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень их защищенности. Главным недостатком можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Основой для создания государственных предприятий около 400 лет назад послужили государственные производственные мануфактуры, создаваемые для обслуживания казенных нужд. Например, около 1680 г. Оружейная палата становится мануфактурой с численностью мастеров 300 человек.

Начиная с XVIII века казенные мануфактуры стали передаваться частным лицам, но уже к концу века процесс принял обратный характер – казна выкупала разорившиеся предприятия.

В начале ХХ века к числу наиболее крупных казенных заводов принадлежали заводы военной сферы промышленности– Тульский, Ижевский, Сестрорецкий оружейные, Охтинский пороховой, Петербургский патронный, арсеналы; заводы морского ведомства – Обуховский и Ижорский, судостроительные верфи; заводы горного ведомства – Пермский, Златоустовский, Воткинский.

После октябрьской революции в руках государства оказались практически все крупные промышленные и торговые предприятия, большая часть кредитных учреждений.

В период плановой экономики государственное имущество находилось на праве оперативного управления у государственных предприятий, которое заключалось во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом в соответствии с законодательством.

В период экономических реформ были значительно расширены права трудовых коллективов предприятий. В соответствии с Законом ССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» государственные предприятия имели право заниматься эмиссией ценных бумаг (акций), которые распределялись внутри рабочего коллектива.

В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому был определен перечень государственных органов, которые получали полномочия осуществлять приватизацию, были регламентированы порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий.

Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» положил начало акционирования крупных предприятий базовых отраслей экономики.

Следующий этап приватизации характеризуется принятием Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В этот период организации, находящиеся в муниципальной собственности по своему числу превышали объекты государственной собственности.

В 2001-2005 годах наблюдалась стабилизация числа государственных предприятий, однако с 2006 года сокращение их числа ежегодно составляет 7-9%.

Современное положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», нормативными актами Правительства РФ и Минэкономразвития РФ.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» были строго ограничены условия создания унитарных предприятий: «производство преобладающей части продукции для государственных нужд, запрет на приватизацию имущества, контроль за ценами с целью решения социальных задач, производством дотируемой, изъятой из оборота или обеспечивающей безопасность страны продукции, проведение деятельности, которая исключительно для казенных предприятий, предусмотрена федеральными законами».

Унитарные предприятия в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, переданное в распоряжение унитарного предприятия, можно разделить на три уровня:

Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП). Имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Государственные унитарные предприятия субъекта Российской федерации (областные государственные унитарные предприятия, или ОГУП). Имущество принадлежит субъекту РФ.

Муниципальные унитарные предприятия (МУП). Имущество принадлежит муниципальному образованию.

Достоинства данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:

— оказание большого количества государственных услуг, при этом низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по государственному заказу;

— относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством);

— упрощенные способы получения государственной поддержки. Решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган;

— резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти.

Федеральное антимонопольное агенство РФ приводит отраслевую структуру унитарных предприятий, имеющих признак доминирования на рынках (Рис.1).

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий начиная с 2013 года утроилось. При этом, количество государственных и муниципальных унитарных предприятий растет, а федеральных государственных унитарных предприятий – сокращается. Это объясняется тем, что Правительство РФ утвердило госпрограмму «Управление федеральным имуществом», в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году.

Читайте также:  Госавтоинспекция проверка транспортного средства на штрафы

Считается, что ФГУП является неэффективной формой участия государства в экономической деятельности, поскольку производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

В настоящее время в экономической литературе ведется дискуссия об обоснованности существования унитарных предприятий. Ряд специалистов считает целесообразным сохранить унитарные предприятия для решения:

— вопросов организации безопасности государства, в основном продовольственной;

— социальных обязательств, включающих в себя снабжение производства товаров и услуг по как можно низким ценам;

— научных целей, затрагивающих государственные и общественные интересы;

— задач производства некоторыхинв отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Так, от развития важнейшего направления деятельности ФГУП «Гознак», связанного с выпуском продукции с элементами защиты, зависит качество конечной продукции (банкноты). В России только данное предприятие способно обеспечить уникальную защиту ценных бумаг и документов, так как придерживается самых высоких стандартов и использует передовые технологии, гарантирует полную безопасность и конфиденциальность.

«Системе национальной безопасности может угрожать не только военная агрессия, но и изменение правового положения юридического лица, входящего в систему оборонно-промышленного комплекса или опосредованно относящегося к ней…» Поэтому, указанные выше виды деятельности недопустимо передавать в частные руки, нужно их сохранить в ведении государства, развивать и совершенствовать, так как они имеют огромное значение для решения государственных и муниципальных задач.

УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ

Особенности прекращения акционерного общества по способам

• Может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью –

• Может быть преобразовано в производственный кооператив

Особенности прекращения акционерного общества по формам:

• Добровольная ликвидация общества

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении паевых взносов.

Признаки производственного кооператива:

§ Объединение для производственной или иной хозяйственной деятельности

§ Добровольное объединение граждан на основе членства

§ Объединение основано на личном трудовом или ином участии членов кооператива

§ Особое фирменное наименование

§ Субсидиарная ответственность членов производственного кооператива по его обязательствам

Учредительные документы производственного кооператива (устав) содержат:

§ Условия о размере паевых взносов членов производственного кооператива

§ Состав паевых взносов и порядок их внесения

§ Ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов

§ Характер и порядок трудового участия членов производственного кооператива в его деятельности

§ Ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию

§ Порядок распределения прибыли и убытков кооператива

§ Размер и условия субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам

§ Состав и компетенция органов управления кооператива и порядок принятия ими решений

Могут быть наемные работники – не более 30%

Каждый член кооператива имеет один голос, независимо от его доли

Особенности прекращения производственного кооператива:

1. Добровольная ликвидация либо реорганизация – на основании решения общего собрания

2. Преобразование кооператива возможно лишь по единогласному решению его членов

1. Может быть преобразован в хозяйственное товарищество

2. Может быть преобразован в хозяйственное общество

Унитарное предприятие – это:

• Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество

• Имущество является неделимыми и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий

• В форме унитарного предприятия могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия

• Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

• Устав должен содержать помимо сведений, общих для учредительных документов юридических лиц, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере его уставного фонда, порядке и источниках его формирования

Признаки унитарного предприятия:

• Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество

• Само же имущество унитарного предприятия находится в государственной и муниципальной собственности

• Унитарному предприятию имущество принадлежит либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления

• Отвечает по своим обязательствам все принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества

• Имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям

• Принадлежит одному собственнику государству или муниципальному образованию

Учредительные документы унитарного предприятия, (устав) содержат:

• Предмет и цели деятельности

• Размер уставного фонда

• Порядок и источник формирования уставного фонда

Виды унитарных предприятий:

• На праве хозяйственного ведения

• На праве оперативного управления.

Казенное предприятие – унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. (Создаются только в некоторых отраслях экономики.) Федеральная собственность государства. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Правительство РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8995 – | 7276 – или читать все.

134.249.83.1 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]