Содержание
- 1 Чем занимаются отделы камеральных проверок №1, №2, №3, №4, №5, №6 в налоговой службе
- 1.1 Коротко о процедуре камеральной проверки
- 1.2 Чем занимается камеральная служба
- 1.3 Структура отдела камеральной проверки.
- 1.4 Обязанности начальника
- 1.5 Обязанности заместителя начальника
- 1.6 Обязанности налоговых инспекторов
- 1.7 Деление отдела камеральной проверки по секторам
- 1.8 Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва
- 2 Организационная структура и деятельность отдела выездных проверок № 2
- 3 Отдел камеральных проверок Федеральной налоговой инспекции РФ
- 4 Работа в отделе выездных проверок ИМНС
- 5 Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка
- 5.1 Чем занимается отдел предпроверочного анализа
- 5.2 Источники предпроверочного анализа
- 5.3 Тайны отбора претендентов для выездной проверки
- 5.4 «Ручной» анализ
- 5.5 Анализ эффективности выездных налоговых проверок
- 5.6 Заключение по результатам предпроверочного анализа
- 5.7 Как предотвратить налоговую проверку
- 5.8 Видео: признаки приближения выездной проверки
Чем занимаются отделы камеральных проверок №1, №2, №3, №4, №5, №6 в налоговой службе
При сдаче отчетности налогоплательщиком, в ФНС запускается процедура камеральной проверки, которая проверяет декларации на предмет полноты и своевременности уплаченных налогов в казну государства.
Законодательством РФ утверждены порядка 20 видов налогов, и по каждому предусмотрена отчетность.
Для обработки поступающей информации в ФНС сформирована отдельная служба. В статье речь пойдет о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, какие обязанности и полномочия возложены на сотрудников.
Коротко о процедуре камеральной проверки
Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.
Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ
Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.
С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.
По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.
При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:
- запрашивает уточненный документ;
- организует выездную проверку;
- при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.
Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.
Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.
Чем занимается камеральная служба
Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.
Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.
Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.
На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:
- Федеральные:
- на добавленную стоимость(НДС);
- на доходы физических лиц (НДФЛ);
- на прибыль;
- акцизы;
- единый социальный (ЕСН);
- государственная пошлина;
- другие.
- Региональные:
- транспортный (ТН);
- на имущество организаций (НИ).
- Местные:
- Земельный;
- на имущество физических лиц.
Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:
- упрощенная система (УСН);
- система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.
Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:
- конституция РФ;
- кодекс налоговый РФ;
- федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
- прочие документы.
Структура отдела камеральной проверки.
Управление отделом строится линейно, приказы и указания передаются от вышестоящего начальника, который держит в руках полное управление. Но он не имеет права отдавать приказы подчиненным минуя их непосредственного руководителя.
Обязанности начальника
Это специалист высокой квалификации с опытом работы в налоговых структурах. Грамотный в вопросах налогового и государственного законодательства. Организатор и лидер по натуре.
- На его плечах лежит организация отдела, кадровые вопросы, разработка регламента для каждого сотрудника отдела.
- Взаимодействует с контролирующими, законодательными, судебными органами со средствами СМИ.
- В срочном порядке отслеживает и применяет на практике новшества касательно работы отдела.
- Выносит окончательные заключения по итогам проверок.
- Инициирует меры наказания для нарушителей, вплоть до уголовных.
- Ведет отчетную работу перед подразделениями ФНС и вышестоящим руководством.
Обязанности заместителя начальника
Подчиняется непосредственно начальнику. В его отсутствие исполняет обязанности руководителя.
Должен хорошо знать нормативные государственные налоговые бухгалтерские документы, должностные регламенты подчиненных, нормы ТБ и ОТ, методы работы со СМИ и гражданами.
В его ведомстве:
- кадровые вопросы;
- публичные выступления;
- участие в судебных разбирательствах;
- участие в принятии решения о приостановлении движения денежных средств на счетах компании, прекращении ее деятельности в случаях, утвержденных налоговым правом;
- также он ответственен за хранение секретной информации отдела и за архив как в бумажном, так и электронном виде.
Обязанности налоговых инспекторов
Старший налоговый инспектор руководит отдельным сектором камерального отдела. Таковых штатных единиц может быть несколько, в зависимости от количества секторов. Сотрудник должен обладать лидерскими качествами и углубленно знать нормативы и законодательную базу того отдела, которым руководит.
Обязанности старшего инспектора:
- координирует проведение камеральных проверок;
- собирает и анализирует информацию о лице, подавшем декларацию;
- общается с налогоплательщиками, по вопросам нарушения проведения камеральной проверки;
- уполномочен письменно запрашивать уточненные документы или вызывать свидетелей для дачи показаний;
- участвует в решении вопросов по правонарушениям, составление протоколов;
- вносит предложения по мерам наказания в случае налогового правонарушения;
- анализирует возможные схемы ухода от выплат налогов.
Налоговые инспекторы подчиняются старшему налоговому инспектору. Это сотрудники с высшим образованием, разбирающиеся в основах законодательных, налоговых и бухгалтерских нормативов, владеющие компьютером на уровне пользователя.
На рабочих местах инспекторы:
- проверяют правильности расчета уплаченных налогов в отчетных декларациях, на основании нормативов и других отчетов от налогоплательщика;
- по итогам выверки оформляют результаты, в случае успешного прохождения заносят информацию в электронную базу ФНС;
- при обнаружении ошибок сообщают об этом старшим инспекторам;
- по указанию руководства готовят запросы в юр отдел и отдел урегулирования задолженностей;
- готовят платежные документы, уведомления и справки по востребованию для организаций и физ. лиц.
Деление отдела камеральной проверки по секторам
У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС
За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.
Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:
- отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
- какова численность сотрудников;
- ФИО руководителя;
- подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.
Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва
Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.
- Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
- Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
- Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
- Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
- Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
- Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.
Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.
В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.
Организационная структура и деятельность отдела выездных проверок № 2
Выездная налоговая проверка – объективная реальность, с которой может столкнуться любая организация. В связи с этим необходимо хорошо знать порядок её проведения, права и обязанности всех, кто в ней участвует.
Выездная налоговая проверка – серьезная форма контроля. Порядок её проведения и дальнейшее рассмотрение материалов проверки приведены в главе 14 НК РФ «Налоговый контроль». Целью выездной, так же как и камеральной, налоговой проверки является контроль соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Отдел выездных проверок №2 является структурным подразделением ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, положением о территориальном органе ФНС России, нормативными и иными правовыми актами ФНС России, правовыми актами вышестоящего территориального органа ФНС России.
Деятельность отдела регламентируется Положением об отделе и штатным расписанием.
Деятельность работников отдела определяется должностными регламентами. Профессиональный уровень работников должен отвечать требованиям квалификационных характеристик, утвержденных Законом РФ №79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 27.09.2005 №1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС РФ. Отдел в своей работе руководствуется инструкциями технологии работы территориальных органов ФНС России в условиях использования системы ЭОД (электронная обработка данных).
Отдел выездных проверок возглавляет начальник, который отличается высоким уровнем профессионализма, поэтому на эту должность назначаются налоговые инспекторы, во-первых, обладающие достаточным опытом работы в этой сфере налоговой контрольной деятельности и творчески применяющие его в своей работе; во-вторых, обладающие организаторскими способностями, то есть умениями осуществить расстановку сотрудников отдела выездных налоговых проверок по рабочим местам в соответствии с их возможностями и способностями: повседневно распределять между ними объем работы в отделе, осуществлять контроль и оказывать практическую помощь.
Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении заместителя руководителя Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска., осуществляющему координацию и контроль деятельности Отдела.
- – распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими отдела;
- – участвует в подборе, расстановке кадров отдела, обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими отдела служебной дисциплины;
- – создает условия для повышения профессиональной подготовки государственных гражданских служащих отдела, наложении на них дисциплинарных взысканий;
- – принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для государственных гражданских служащих отдела;
- – представляет интересы инспекции в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в соответствии с установленным порядком.
Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел, соблюдение действующего законодательства, исполнение приказов и распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства инспекции, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении отдела, обеспечение соблюдения сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.
В настоящее время в отделе выездных проверок № 2 работает 3 человека. К огромному сожалению сотрудников не хватает, поэтому на работающих лежит большая нагрузка. Одновременно инспекторы ведут до четырех проверок.
Важными функциями отдела являются следующие:
осуществление работы по планированию выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
- – проведение предпроверочной подготовки выездных налоговых проверок на основе изучения и анализа всей имеющейся в налоговом органе информации из внешних источников о налогоплательщиках, запланированных к проверке ( в том числе косвенной информации об объемах потребления энергетических ( электро- и теплоэнергии) ресурсов, водных и иных материальных ресурсов; информации, полученной от правоохранительных и других контролирующих органов, Минтранса России, ГИБДД МВД России, других данный);
- – проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и осуществление оформления их результатов;
- – рассмотрение с участием отдела аудита представленных налогоплательщиками возражений по актам ВНП;
- – осуществление передачи юридическому отделу материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
- – своевременно и в полном объеме заполнять информационные ресурсы в системе ПК «ЭОД» относящимися к компетенции структурного подразделения;
- – осуществление передачи в отдел урегулирования задолженности служебных записок о дополнительно начисленных суммах налогоплательщикам по результатам проведенных ВНП для принятия процедуры взыскания задолженности; проведение анализа материалов выездных налоговых проверок на предмет наличия схем уклонения от налогообложения, выработка предложений по их предотвращению;
- – ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов отдела.
Отдел для решения возложенных на него задач и функций имеет право:
- – вносить на рассмотрение курирующему заместителю руководителя инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела ВНП;
- – запрашивать и получать от других отделов инспекции согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенных к компетенции отдела;
- – взаимодействовать с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам , входящим в компетенцию отдела;
- – осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами ФНС России, Минфина РФ и УФНС по Хабаровскому краю.
Немаловажная роль отводится отделу выездных проверок по проведению взаимодействия с правоохранительными органами по материалам налоговых проверок, содержащих признаки преступления.
Как показывает практика, с каждым годом все большее количество налогоплательщиков, используют свое право на обращение с обжалованием актов и действий должностных лиц налоговых органов в суды. Поэтому отдел выездных налоговых проверок очень тесно работает с юридическим отделом.
Приоритетной задачей отдела выездных налоговых проверок является контроль по соблюдению налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Отдел выездных налоговых проверок ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска достойно ведет контрольную и правовую работу, обеспечивающую соблюдение законности в деятельности налоговых органов и налоговых правоотношениях. Их труд чрезвычайно важен для налоговой службы.
Схема, наглядно иллюстрирующая организацию налоговой проверки (см. приложение А, С.25).
В ходе прохождения практики в отделе выездных проверок присутствовала на мероприятии налогового контроля – допросе свидетелей в рамках выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя.
Все действия были регламентированы ст. 90 НК РФ. Показания свидетелей были зафиксированы в протоколах. Форма протокола допроса свидетеля установлена приказом ФНС России от 31 мая 2007г. № ММ-3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». В ходе практики была оказана практическая помощь отделу – протокол допроса мной был разнесен в системе «ЭОД».
Отдел камеральных проверок Федеральной налоговой инспекции РФ
В структуре налоговой службы есть отделы, за каждым из которых закреплены свои обязанности и задачи. Отдел камеральных проверок занимается анализом и мониторингом различных налоговых отчетов и документов, связанных с начислением налогов и других выплат.
Помимо этого, сотрудники данного отдела налоговой службы наделены рядом других обязанностей.
Что это такое
Перед тем как рассматривать основные задачи и структуру, необходимо дать четкое определение, которое отразит суть работы отдела камеральных проверок. Данный отдел представляет коллектив налоговых сотрудников, основной задачей и функцией которых является контроль по соблюдению налоговых обязанностей предприятий на основе предоставляемой ими отчетности. В целом, основную функцию отдела можно охарактеризовать как проверку налоговых отчетов и документации.
Особенность сотрудников данного отдела заключается в том, что вся работа по анализу и изучению документов происходит в департаменте самой налоговой службы, без выезда к налогоплательщикам.
Чем занимается отдел камеральных проверок в налоговой службе
Как уже было отмечено, основная функция налоговых инспекторов из отдела проверок – анализ и изучение финансовых отчетов налогоплательщиков. Помимо этого, в список обязанностей работников отдела входят следующие задачи:
- Прием и обработка документации, связанной с налоговыми исчислениями и выплатами.
- Рассмотрение спорных вопросов, возникающих в процессе начисления взносов и других платежей.
- Инициация проверок и рассылка запросов по другим налоговым органам с целью получения информации о налогоплательщике.
- Подготовка законодательной базы для грамотного оформления нарушений в адрес недобросовестных граждан.
Объекты проверок
Под проверки камерального отдела могут попадать любые коммерческие предприятия и юридические лица, которые получают прибыль в результате своей деятельности. Сейчас довольно распространена практика, когда проверке подвергаются только те организации, которые занимаются коммерческой деятельности.
При необходимости налоговые инспекторы из камерального отдела могут начать проверку различных религиозных и благотворительных организаций, которые не получают прибыли.
Как правило, в большинстве случаев проверке подвергаются лишь те предприятия и организации, которые в процессе своей деятельности уже имели недочеты в вопросе налогообложения. Также часто проверкам подвергаются те коммерческие организации, налоговые исчисления от которых гораздо ниже выплат, осуществляющихся со стороны предприятий такого же уровня доходов.
При своевременной и «прозрачной» выплате взносов и налогов со стороны предприятий, вероятность встречи с камеральным отделом резко снижается, т.к. основная доля всех проводимых в налоговых службе проверок приходится на уже «отметившиеся» организации.
Законодательная база
В процессе работы сотрудники отдела камеральных проверок руководствуются строго прописанными в законодательствами актами и указами. На данный момент «камералка» обязана использовать в своей работе нормы права, прописанные в статьях 87, 88, 90, 91 Налогового кодекса РФ.
Приказы Федеральной Налоговой службы (ФАС) также имею высшую силу для сотрудников отдела. Все основные вопросы, связанные с камеральным отделом, четко прописаны в статье 88 Налогового кодекса РФ.
Помимо того, что сотрудники налоговой службы опираются на уже изданные законодательные акты, камеральный отдел внимательно отслеживает все изменения в законодательстве. Такой мониторинг законодательной базы позволяет инспекторам осуществлять свою деятельность в режиме максимальной эффективности.
Цели и виды
Основная задача проводимых сотрудниками отдела проверок – выявление нарушений со стороны налогоплательщиков и отдельных коммерческих предприятий. Камеральный отдел обязан регулировать соблюдение налогового законодательства гражданами, а также способствовать препятствию нарушений.
В случае выявления нарушений инспекторы обязаны инициировать налоговое и административное разбирательство. Несмотря на то, что в большинстве случаев проверка производится прямо в налоговой службе (в департаменте), при выявление различных недочетов сотрудники занимаются выездными проверками.
Для получения единой базы с налогоплательщиками, сотрудники «камералки» обязаны осуществлять сбор и систематизацию информации о них. На данный момент различают несколько видов проверки:
- Проверка в формальном режиме подразумевает простой вариант анализа предприятия или юридического лица на предмет наличия или отсутствия конкретного документа. Помимо того, что при формальной проверке сотрудники проверяют наличие отчетов, они обязаны выявлять недочеты в их заполнении и оформлении.
- Нормативная проверка производится на основе действующего законодательства.
- Арифметический анализ недочетов подразумевает проверку всех численных показателей в документах.
Функции отдела
В целом, камеральная налоговая служба проводит огромный объем работ, который можно разделить на несколько основных функций:
- Анализ и проверка документации.
- Выявление нарушений.
- Подготовка законодательной базы для возбуждения выездной проверки.
- Создание и пополнение единой базы дополнительными данными.
- Переподготовка кадров.
Действующая структура
На данный момент в структуру отдела входят сотрудники следующих должностей:
- руководитель отдела, наделенный широким спектром обязанностей;
- специалисты в сфере высоких технологий;
- бухгалтеры;
- юристы;
- экономисты.
В зависимости от конкретного налогового органа, состав и структура могут быть урезаны, что приводит к тому, что один сотрудник выполняет обязанности сразу по нескольким направлениям.
Работа государственного налогового инспектора
В процессе переподготовки и дополнительного обучения налоговые инспекторы получают доступ к выполнению более ответственных и трудных задач, поэтому его работу можно охарактеризовать как постоянный процесс по выявлению правовых и налоговых нарушений со стороны предприятий коммерческого и некоммерческого типа.
Также в обязанности сотрудника входит сбор информации и статистики по налогообложению по региону в целом.
Должностные обязанности других сотрудников
Помимо главного инспектора в структуру большинства камеральных отделов входят сотрудники следующих должностей: бухгалтер, юрист, экономист. Каждый из сотрудников обязан оказывать помощь и содействие коллегам по выявлению налоговых нарушений, а также способствовать своевременному и грамотному оформлению административных разбирательств.
Общая информация по камеральным налоговым проверкам представлена ниже.
Работа в отделе выездных проверок ИМНС
Цели и задачи отдела выездных проверок
Основные цели Отдела:
– обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (проверяемые организации) обязательных для исполнения требований, проверка которых входит в компетенцию органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования (далее – уполномоченный орган);
– изучение и оценка деятельности проверяемых организаций;
– выявление в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
Основные задачи Отдела:
– контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;
– планирование выездных налоговых проверок;
– организация и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению законодательства о налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок;
– осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела.
Основные функции Отдела:
– осуществление работы по планированию выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– проведение предпроверочной подготовки выездных налоговых проверок на основе изучения и анализа всей имеющейся в налоговом органе информации из внешних источников о налогоплательщиках, запланированных к проверке;
– проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и осуществление оформления их результатов;
– рассмотрение с участием юридического отдела представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
– рассмотрение возражений (объяснений) по актам о нарушении законодательства о налогах и сборах, представленных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, совершившими нарушение законодательства о налогах и сборах;
– осуществление передачи в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях;
– передача в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок, и решений по результатам рассмотрения актов о нарушениях лицами, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах, для ввода в базу «Системы Электронной обработки данных»;
– участие в производстве по делам об административных правонарушениях;
– осуществление передачи в отдел урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций;
– проведение встречных проверок, в том числе по запросам других налоговых органов;
– проведение анализа материалов выездных налоговых проверок на предмет наличия схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению;- информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков – юридических лиц;
– участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
– формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела;
– подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела;
– участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
– ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов Отдела.
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
– вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;
– по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении;
– вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
– готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
– давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;
– запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;
– работать с документами отделов Инспекции для выполнения, возложенных на Отдел задач;
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления.
Деятельность отдела регулируется Налоговым Кодексом РФ, а так же Должностным регламентом государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы.
Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка
По этой теме вы можете так же посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»
За последние 3 года количество проверок налоговой сократилось более чем в 2 раза. При этом сумма штрафов наоборот возраста с 6 млн до 12,5.
Совпадение или нет?
Как у налоговой получается так точно определять предприятия «достойные» выездной проверки, которые гарантированно принесут прибыль в казну?
Ответ прост – благодаря предпроверочному анализу выездной налоговой проверки. В этой статье раскроем все его секреты, и вы поймете, на что обратить внимание на вашем предприятии.
Чем занимается отдел предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, и данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:
- Имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
- Какие суммы доначисления грозят предприятию;
- Насколько реальны перспективы взыскать данные доначисления;
На основании вышеуказанных данных, налоговой принимается решение совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии, если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!
Источники предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:
- Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
- Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
- Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
- Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
- Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
- Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
- Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
- Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.
- ПК ВАИ (визуальный анализ информации)
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
«Ручной» анализ
Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:
- Используют специальный комплекс «Однодневка», который содержит перечень проблемных, подозрительных организаций. Инспектор проверяет всех контрагентов, которые работали с «подозреваемым». Под подозрение попадут все фирмы, которые хотя бы раз имели дело с фирмой-однодневкой.
- СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). С помощью этой системы налоговики проверяют всех контрагентов с которыми вы работали, получая полную информацию о нем (адреса, телефоны, ОКВЭД, ИНН и т.д.).
- Интернет источники и социальные сети. Проверяют сайт компании, группы в социальных сетях, личные публикации учредителей. Случайно написанная фраза об оборотах компании, ее прибыли, или нескольких филиалов может заинтересовать инспектора.
- Сайт арбитр.ру. С его помощью определяют, участвовали ли ваши контрагенты, хоть раз, в арбитражном процессе. Причем, если да, то это как раз хорошо. Поскольку лишь 5% компаний по статистике налоговой никогда не принимали участие в арбитражных делах. А значит, полная «чистота» всех ваших контрагентов обязательно заинтересует налоговую.
- Проверка IP и MAC адресов предприятия. Например, регулярные платежи вашего ООО стороннему ИП совершаются с одного IP адреса, а это означает, что ООО контролирует данное ИП. Это будет являться основанием для доначисления налога на прибыль ООО, поскольку платежи к ИП не будут являться в таком случае расходами предприятия. Причем, информацию запрашивают и по закрытым счетам. Поэтому, если такое было у вас в компании, не спешите бежать закрывать счета, к сожалению уже поздно. Лучше придумать логичное объяснение, поскольку с вас его в любом случае потребуют.
Анализ эффективности выездных налоговых проверок
Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.
Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.
Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.
Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):
- Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
- На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
- Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
- Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
- Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
- Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
- Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
- Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
- Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
- Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
- Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
- Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.
Заключение по результатам предпроверочного анализа
По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:
- Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
- Оценка финансово-хозяйственной деятельности
- Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
- Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
- Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
- Результат
Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.
Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.
Какие выводы можно сделать:
- Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
- Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
- Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.
Как предотвратить налоговую проверку
За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.
Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?
С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.
С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.
- Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
- Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
- Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).
Видео: признаки приближения выездной проверки
В продолжение статьи вы можете посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?» , а так же почитать его статью «Должна ли ИФНС предупреждать о проведении выездной налоговой проверки«.