Может ли государственное предприятие заниматься коммерческой деятельностью?

Может ли государственное предприятие заниматься коммерческой деятельностью?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли автономная некоммерческая организация “Спортивно-стрелковый клуб” осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация, самостоятельно, не создавая хозяйственные общества или участвуя в них?
Является ли в таком случае предпринимательской деятельностью оказание услуг на платной основе по стрельбе из оружия в тире?

Прежде всего отметим, что принципиальная возможность осуществления автономной некоммерческой организацией (далее также – АНО) предпринимательской деятельности следует как из общих положений гражданского законодательства, посвященных правовому положению некоммерческих организаций (п.п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ)), так и из специальных норм, регулирующих деятельность непосредственно АНО (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 5 ст. 123.24 ГК РФ сформулированы не самым удачным образом. Согласно их буквальному прочтению АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. С одной стороны, учитывая, что п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает прежде всего самостоятельно осуществляемую деятельность, носящую рисковый характер, а участие лица в хозяйственном обществе по смыслу ст. 87 и ст. 96 ГК РФ не предполагает непосредственного осуществления им какой-либо деятельности и означает несение рисков только в пределах внесенного вклада в уставный капитал, можно предположить, что данная норма предоставляет возможность АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, а также создавать хозяйственные общества, занимающиеся такой деятельностью, и/или участвовать в них.
С другой стороны, следует помнить, что п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ под предпринимательской и иной деятельностью некоммерческих организаций, приносящей доход, понимает в том числе и участие этих организаций в хозяйственных обществах. И хотя по уже отмеченным нами выше причинам участие в хозяйственных обществах не отвечает признакам предпринимательской деятельности и должно рассматриваться в качестве иной деятельности, приносящей доход, отсутствие в данной норме четкого разграничения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности позволяет толковать эту норму расширительно. Иными словами, в силу этой нормы участие в хозяйственных обществах может рассматриваться также в качестве разновидности предпринимательской деятельности некоммерческой организации, пусть и осуществляемой опосредованно. Подобное толкование п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ с учетом того, что абзац второй данного пункта предусматривает возможность установления законодательством ограничений на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, изменяет и понимание п. 5 ст. 123.24 ГК РФ: в этом контексте указанная норма ограничивает право АНО на занятие предпринимательской деятельностью только одним способом – участием в осуществляющих соответствующую предпринимательскую деятельность хозяйственных обществах.
Следует отметить, что данная точка зрения поддерживается и судебной практикой, которая указывает на невозможность для АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, без создания соответствующего хозяйственного общества (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5.02.2018 N 18АП-16867/17, апелляционное определение СК по административным делам Белгородского областного суда от 21.07.2016 по делу N 33а-3676/2016, решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.12.2017 по делу N 2а-11057/2017).
Тем не менее, это, на наш взгляд, не означает невозможности для АНО непосредственно оказывать какие-либо услуги, отвечающие целям ее деятельности, и взимать за это плату. Ведь из буквального толкования п. 1 ст. 123.24 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ следует, что основной целью создания АНО является именно предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. При этом ни ст. 123.24 ГК РФ, ни ст. 10 Закона N 7-ФЗ не устанавливают, что такие услуги должны и могут предоставляться АНО только на безвозмездной основе. Не вытекает условие о безвозмездном оказании услуг АНО и из общих положений гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Следовательно, можно сделать вывод, что законодательство допускает непосредственное оказание АНО услуг за плату. В противном случае, если бы для возмездного оказания любых услуг АНО требовалось бы создание хозяйственного общества, то, с учетом названных выше целей создания АНО, утрачивался бы всякий смысл в учреждении организации с такой организационно-правовой формой.
Косвенно данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. Так, например, ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к числу которых в силу п.п. 18 и 20 ст. 2, ч. 1 ст. 22 этого Закона и п. 3 ст. 50 ГК РФ могут относиться и АНО, право осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
К аналогичному выводу приходят и органы государственной власти в разъяснениях, даваемых ими по вопросам осуществления деятельности АНО. В частности, Министерство юстиции РФ, так же как и суды в приведенных выше постановлениях, отмечает, что предпринимательская деятельность может осуществляться АНО только опосредовано – через создание хозяйственных обществ или участие в них. Однако иную деятельность, приносящую доход, не относящуюся к предпринимательской, АНО может осуществлять без создания хозяйственных обществ или участия в них (смотрите разъяснение “Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций”, размещенное на официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети Интернет (с текстом разъяснения можно ознакомиться пройдя по ссылке http://minjust.ru/ru/node/313370).
Впрочем, подтверждение возможности АНО самостоятельно извлекать доход путем взимания платы за услуги, оказываемые ею непосредственно в качестве исполнителя, на практике осложняется тем, что понятия “предпринимательская деятельность” и “деятельность, приносящая доход” в законодательстве четко не разграничены.
Выше уже отмечалось, что п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, формально отделяя эти два вида деятельности некоммерческих организаций друг от друга, фактически не дает представления о том, что из перечисленного в этой норме следует считать предпринимательской деятельностью, а что – иной деятельностью, приносящей доход.
Не помогает, как показывают также приводившиеся выше доводы, и использование для такого разграничения общего определения предпринимательской деятельности, содержащегося в п. 1 ст. 2 ГК РФ, поскольку, вопреки указанным в этой норме признакам, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ фактически признает возможность осуществления предпринимательской деятельности через участие в хозяйственных обществах.
Более того, из п. 4 ст. 50 ГК РФ вытекает, что законодатель, по сути, отказывается от использования термина “предпринимательская деятельность” по отношению к деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, заменяя его термином “деятельность, приносящая доход” (в частности, именно последний термин используется при характеристике деятельности бюджетного учреждения – п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Поэтому использование термина “предпринимательская деятельность” по отношению к деятельности АНО в ст. 123.24 ГК РФ является практически единственным случаем в Кодексе, когда данный термин применяется напрямую к деятельности некоммерческой организации. Причем в этой норме также не содержится критериев, которые позволили бы установить, в каких случаях оказание АНО услуг является предпринимательской деятельностью и требует создания хозяйственного общества, а когда – деятельностью, приносящей доход.
Для поиска критерия для такого разграничения следует, на наш взгляд, обратить внимание на сферы деятельности, для предоставления услуг в которых создается АНО (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ). Как мы полагаем, по смыслу, заложенному в указанные нормы законодателем, услуги, которые оказывает непосредственно АНО, должны иметь своей прямой целью достижение определенных результатов именно в соответствующей нематериальной сфере развития человека (общества) (например, результатом может являться получение лицом, которому оказаны услуги, определенного уровня образования, достижение им определенного уровня спортивной подготовки, улучшение состояния его здоровья, продвижение в научной сфере и т.п.).
В пользу данной точки зрения свидетельствует правоприменительная практика, которая подчеркивает, что цели деятельности АНО, обозначаемые в ее уставе и связанные с получением платы за оказываемые услуги, должны иметь своим результатом, в первую очередь, достижение определенных нематериальных результатов, квалифицируемых как общественное благо (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2015 по делу N А72-14649/2014).
Также косвенное подтверждение сделанному нами выводу можно найти и в ранее применявшемся законодательстве. В частности, действовавшие до 1 сентября 2013 года нормы п. 1 и п. 2 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I “Об образовании” не рассматривали в качестве предпринимательской платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения, если получаемый от нее доход полностью шел на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
В связи с изложенным полагаем, что если в рассматриваемом случае оказываемые спортивно-стрелковым клубом на платной основе услуги по стрельбе из оружия в тире имеют своим первоначальным конечным итогом достижение потребителями этих услуг результатов в какой-либо нематериальной, общественно-полезной сфере (например, получение спортивного разряда, обучение безопасному обращению с оружием и т.п.), то такие услуги не должны расцениваться как предпринимательская деятельность и для их оказания клубу не нужно создавать хозяйственное общество.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что в связи с неопределенностью формулировок законодательства, отсутствием как в законодательстве, так и в правоприменительной практике четких критериев для разграничения видов деятельности АНО, все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением, а окончательное решение по заданному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

4 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также:  Изготовление теплиц как бизнес

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

— налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

— сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Может ли государственное предприятие заниматься коммерческой деятельностью?

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1] . Как справедливо отмечают Головизнин А.В. и Чорновол Е.П. «…анализ соответствующих правоположений и формирующейся правоприменительной практики указывают на неоднозначный подход к пониманию нормативно-правовых признаков предпринимательской деятельности также со стороны законодателя и судебных органов» [2] . Согласно статье 50 ГК РФ коммерческие организации это вид юридических лиц, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что дает однозначный ответ, что не любая деятельность, осуществляемая коммерческими организациями, является предпринимательской, например, благотворительная деятельность, не приносящая доход, более того, влекущая расходы [3] . В свою очередь напрашивается достаточно дискуссионный вывод, что основной вид деятельности коммерческих организаций автоматически следует относить к предпринимательской.

Пункт 4 статьи 50 ГК РФ предусматривает право некоммерческих организаций осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям [4] . Такая деятельность отграничена от предпринимательской и представляет собой особый вид деятельности, понятие которого, однако, ГК РФ не раскрывает. Приносящая доход деятельность содержательно более широкое понятие, чем предпринимательская деятельность и не любую такую деятельность коммерческих организаций следует относить к предпринимательской.

Читайте также:  Производство кошачьего наполнителя как бизнес

Согласно статье 50 ГК РФ у унитарного предприятия как у коммерческой организации извлечение прибыли следует считать в качестве основной цели своей деятельности [5] . Тем не менее, деятельность унитарного предприятия не может быть рассмотрена как предпринимательская, в случаях, когда отсутствуют главные критерии предпринимательской деятельности, установленные статьей 2 ГК РФ:

1) получение прибыли;

2) самостоятельность и осуществление ее на свой риск, что применительно к унитарному предприятию связано с нестандартным имущественным режимом и специальной правоспособностью.

Предпринимательская деятельность направлена именно на получение прибыли, но деятельность унитарных предприятий, приносящая доход, не во всех случаях может быть рассмотрена как предпринимательская. Действующее законодательство не содержит общих легальных определений категории “прибыль” и “доход”. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в статье 247, определяя объект налогообложения по налогу на прибыль организаций, под которыми имеются в виду как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица, признает прибылью полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов [6] . А объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, согласно статье 209 НК РФ являются именно доходы, а не прибыль. К примеру, в пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан при определении признаков предпринимательской деятельности указывается на получение дохода, а не прибыли: “Предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг…” [7] .

Унитарные предприятия в отличие от других организационно-правовых форм коммерческих организаций являются самыми противоречивыми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, Данная противоречивость следует из того, что предпринимательская деятельность основана на самостоятельности хозяйствующих субъектов, а унитарные предприятия далеко не свободны в своих решениях в силу наличия ряда ограничений, установленных для них правом и последующей практикой его применения. Автономию воли унитарного предприятия ограничило положение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» о ничтожности любой сделки по распоряжению движимым и недвижимым имуществом за пределами, лишающими его возможность осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом без согласия собственника имущества [8] .

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; казенное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд, а также иные фонды в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия, средства которого используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Унитарные предприятия, созданные для выполнения публичных (государственных и муниципальных) функций по своей правовой природе близки к некоммерческим организациям, так как эффективность их деятельности не ставиться в зависимость от финансового результата. Более того, выполнение публичных функций предполагает зачастую заведомую убыточность и дополнительное государственное, либо муниципальное финансирование [9] .

Таким образом можно сделать вывод о том, что если изначально выполнение унитарным предприятием публичных функций предполагает заведомую убыточность и дополнительное государственное, либо муниципальное финансирование (расходы на деятельность муниципального унитарного предприятия превышают цену, по которой эти услуги оказываются потребителям), то такую деятельность едва ли следует относить к деятельности, приносящей доход, не говоря о предпринимательской деятельности как таковой.

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

[2] Чорновол Е.П., Головизнин А.В. Нормативно-правовые, доктринальные и правоприменительные признаки предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2016. № 1. С. 16-22.

Возможность для ГБУ, МБУ участвовать в коммерческих организациях

Ответ на первый вопрос очевиден: безусловно, ГБУ может стать учредителем общества с ограниченной ответственностью. Основанием служат приведённые ниже нормы российского законодательства и та практика хозяйственной жизни, которая уже стала реальностью с участием «Кластеров». Юридически, это аргументируется следующим образом.

В Федеральном законе от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон) определены правовые возможности государственных и муниципальных бюджетных учреждений (ГБУ, МБУ).

В соответствии с текстом статьи 6 Закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Эта норма означает, чтов случае внесения учредителем в устав ГБУ, МБУ (раздел «Цели и задачи») положения: «Разработка и участие в программах регионального развития», с приложением соответствующих ОКВЭД, такое бюджетное учреждение становится полноправным участником всех видов деятельности в рамках социально-экономических проектов на территории региона или района.

Подпункт д) пункта 3) статьи 5 Закона вносит в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) абзац следующего содержания: “Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (…)».

Текст данного абзаца предполагает для ГБУ, МБУ возможность получать доход от видов предпринимательской деятельности, закреплённых в Уставе (текст Устава, в соответствии со статьёй 6 Закона, утверждает орган исполнительной власти соответствующего уровня).

Таким образом, Законом утверждается правовая основа для осуществления ГБУ, МБУ предпринимательской деятельности с целью получения дохода, в рамках уставных положений, определённых учредителем (органом исполнительной власти). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, это означает возможность «самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке», то есть, в рассматриваемом случае ГБУ, МБУ.

Одним из способов получения прибыли является участие в деятельности общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Отношения участников ООО регулируются Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Статья 7 данного закона гласит, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Пунктом 2 статьи 7 установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ. Ограничений для ГБУ, МБУ в качестве участников ООО не предусмотрено.Хотя государственные (муниципальные) учреждения создается государственными или муниципальными органами, закрепляющими за ними имущество на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), оно само, как таковое, не является государственным или муниципальным органом, поэтому на него не распространяется запрет, содержащийся в пункте 2 статьи 7 указанного ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью». В законодательстве отсутствует прямой запрет на участие государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в качестве учредителей в обществах с ограниченной ответственностью, что означает: такое участие допускается.

Совокупность приведённых выше норм показывает, что для ГБУ, МБУ существует закреплённая в законе возможность выступать учредителем коммерческой структуры. При этом уставная деятельность учреждаемой структуры (в рассматриваемом случае – ООО) может отличаться от уставной деятельности ГБУ или МБУ, то есть: предпринимательская деятельность ООО может осуществляться по иным, чем для ГБУ или МБУ, кодам ОКВЭД. Запретов на участие одних юридических лиц в уставном капитале других юридических лиц, имеющих различающуюся с учредителем уставную сферу деятельности, в законодательстве не предусмотрено.

Прибыль, поступающую на расчётный счёт ГБУ, МБУ, данное бюджетное учреждение обязано использовать в соответствии с целями и направлениями деятельности, определёнными уставом. При этом в пункте 5) статьи 5 Закона установлено, что «доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Таким образом, полученная ГБУ, МБУ за счёт участия в ООО прибыль является собственным доходом ГБУ, МБУ, не отражается в статьях доходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования, исполнительный орган власти которого выступил учредителем ГБУ, МБУ, и относится к категории внебюджетных (внереализационных) доходов.

Самостоятельное распоряжение полученным доходом со стороны ГБУ, МБУ ограничено получением согласия со стороны собственника (органа власти, учредившего бюджетное учреждение) только тогда, когда речь идёт об особо ценном имуществе, переданном собственником учреждению либо купленном на деньги собственника (пункт 5) статьи 5 Закона). Во всех прочих случаях, доходы от предпринимательской деятельности ГБУ, МБУ направляются учреждением для решения уставных задач по распоряжению руководителя учреждения. ГБУ, МБУ могут выполнять все виды работ и оказывать все виды услуг, предусмотренные его учредительным документом (уставом) для граждан и юридических лиц за плату (пункт 5) статьи 6 Закона).Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Существенными являются условия, на основании которых ГБУ, МБУ выполняют бюджетное задание за счёт бюджетных субсидий. В соответствии с пунктом 5) статьи 6 Закона, для выполнения бюджетного задания из бюджета соответствующего уровня на счёт ГБУ, МБУ перечисляются соответствующие средства, причём «бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) бюджетного задания». Обязательным условием является ведение разделённого баланса для бюджетных и внебюджетных доходов и расходов (осуществляемого, в рамках системы АС, на двух разных счетах, открытых ГБУ, МБУ в казначействе).

Читайте также:  Производство пеллет оборудование для малого бизнеса

Это означает, что осуществление со стороны ГБУ, МБУ полученного бюджетного задания в пределах выделенных субсидий не предполагает прохождение ГБУ или МБУ конкурсных процедур, если само задание основано на наличии в уставе учреждения целей и полномочий по его выполнению. В частности, повторяя ранее сказанное: если устав ГБУ, МБУ содержит формулировку «разработка и реализация проектов и программ регионального (муниципального) развития», основанную на праве бюджетного учреждения, в соответствии со статьёй 6 Закона, осуществлять деятельность в иных сферах, помимо науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной защиты – такая формулировка позволяет бюджетному учреждению без конкурсных процедур получать бюджетные средства, направляемые на реализацию проектов развития (например, строительство производственных и социальных объектов).

Таким образом, осуществление проектов развития территории (без проведения в отношении ГБУ, МБУ конкурсов, а затем – без проведения конкурсов самими бюджетными учреждениями) за счёт, частично, бюджетных средств, превращает ГБУ, МБУ в инструмент целевого бюджетного финансирования таких проектов.

Можно ли работать в государственном бюджетном учреждении имея свою фирму и коммерческую деятельность

Могу ли я работать в бюджетной организации ведущим инженером энергетиком и одновременно работать директором строительной коммерческой организации, нужно ли при этом согласование с руководителем бюджетной организации.

Ответы юристов ( 5 )

Добрый день. Если Вы не госслужащий, а это Скорее всего так и есть то никаких согласований ни с кем не требуется. Ограничения на занятия иной оплачиваемой деятельностью касается только госслужащих в Вашем случае

Уточните! осуществление коммерческой деятельности при работе на основной должности в бюджетном учреждении должно быть за пределами рабочего времени на основной работе? И заводятся или нет трудовые книжки в коммерческих организациях.

Уточните! осуществление коммерческой деятельности при работе на основной должности в бюджетном учреждении должно быть за пределами рабочего времени на основной работе?

Не обязательно. Коммерческая деятельность не всегда предполагает непосредственное присутствие. Главное, чтобы в рабочее время на основном месте Вы исполняли свои должностные обязанности,

Работник обязан:добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

И заводятся или нет трудовые книжки в коммерческих организациях.

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Дополню коллегу и муниципальных служащих. В МБУ таких как правило нет, или один единственный — руководитель.

Вот ограничения если вы муниципальный служащий.

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;
2) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
— КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 14 вносятся изменения.
— 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 21-ФЗ)
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 92-ФЗ)
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ.
3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
4. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оцените статью
Добавить комментарий