Содержание
Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок
Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок
Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ).
Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны. Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О, камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная же налоговая проверка согласно ст. 89 НК РФ ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Внимание
С 1 января 2015 года налоговым органам предоставлено право проводить осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика также и при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДС в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Различаются камеральные и выездные налоговые проверки также по месту их проведения, срокам, продолжительности. Основные их отличительные характеристики приведем в таблице.
Камеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка
Текущий документальный контроль на основе анализа налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Углубленная форма налогового контроля на основе углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотра, выемки документов и предметов) (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.
Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Представление налоговой декларации (расчета).
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не требуется (п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ)
Вынесение решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки (п.п. 1, 2 ст. 89 НК РФ)
По месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ)
На территории (в помещении) налогоплательщика, а при отсутствии такой возможности – по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ)
Правильность исчисления и своевременность уплаты только одного налога (сбора), по которому представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)
Период, за который представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Период, не превышающий трех (а в отдельных случаях – пяти) календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)
По каждой представленной налоговой декларации (расчету), в том числе, по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением определенных случаев (п. 5 ст. 89 НК РФ)
Проведение повторных проверок
Проведение повторных проверок по одной и той же декларации (расчету) НК РФ не предусмотрено.
Проверка уточненной декларации рассматривается как самостоятельная камеральная налоговая проверка. В случае представления уточненной налоговой декларации во время проведения камеральной проверки, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)
1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ).
В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Приостановление проверки или продление срока ее проведения НК РФ не предусмотрено
Не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Возможно приостановление проверки на общий срок, не превышающий шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)
Возможность исправления ошибок
Налоговый орган сообщает о выявленных в отчетности ошибках, несоответствии (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность до окончания камеральной проверки исправить ошибки и внести исправления в отчетность, подав уточненную налоговую декларацию (расчет)
НК РФ не вменяет в обязанность налоговым органам сообщать налогоплательщику до окончания проверки о выявленных ошибках. Поэтому возможность их исправить отсутствует
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок ” Энциклопедия решений. Налоги и взносы ” – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке “Энциклопедии решений. Налоги и взносы” использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.
Отличие выездной налоговой проверки от камеральной
Пункт 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.10 №441-О-О напомнил, что данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки очень похожей на ту, что проводилась ранее в 90-е годы прошлого столетия. Тогда такая проверка называлась документальной налоговой проверкой.
В настоящее время, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения такой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако это не означает, что выездная налоговая проверка на территории налоговой инспекции в таком случае совпадает по своим параметрам и предназначению с камеральной проверкой.
Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда предварительных и специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Камеральная же налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства. Данный контроль проводится на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и на оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Это позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими положений налогового законодательства.
Отвечает Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса
Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки
Чем отличается камеральная проверка от выездной?
Выездные и камеральные налоговые проверки отличаются разными сроками этих мероприятий, периодами, основаниями для их проведения и последствиями. При этом они имеют общие черты, например, и камеральная, и выездная проверка проводятся на основе отчетной документации предприятия о выплатах, отчислениях, расчетах, других данных.
В связи с большим количеством существенных различий между ними сравнительная характеристика видов контроля лучше всего отображается в виде таблицы.
Таблица камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение
Отличия | Камеральная | Выездная |
Срок | 3 месяца | 2 месяца с правом продления до полугода |
Период | Текущий отчетный период | Три года (включая текущий при изучении НДФЛ) |
Основания | Периодические плановые мероприятия | Наличие организации в плане индивидуального контроля или подозрений со стороны органов исполнительной власти в уклонении от уплаты налогов |
Периодичность | По мере предоставления деклараций | Не больше двух раз в год |
Проверяет | ИФНС(в отдельных случаях совместно с органами исполнительной власти) | ИФНС |
Объект | Декларация о доходах | Весь объем документации по доходам, расходам, данных организации |
Последствия | Предъявление требований об уточнении информации в случае обнаружения ошибок, доплата налогов, а также выплата пени и штрафов | Доплата налогов, выплата пени и штрафов, возбуждение уголовного дела и привлечение руководства организации к ответственности |
Средняя сумма доначислений | Около 18 тысяч рублей | Свыше 20 млн. рублей |
Кроме ФНС также существуют аналогичные виды контроля ФСС и ПФР. Их проводят соответствующие органы на предмет изучения отчетности по взносам.
Также существуют камеральные проверки на выезде. То есть инспектор фискальной службы имеет право посетить складские помещения для проведения инвентаризации. Порядок проведения всех описанных процедур описывается в НК РФ.
Таким образом сходства и различия между описанными видами мероприятий, проводимых различными государственными службами и фондами, очевидны. Они затрагивают правильность оформления отчетности, своевременность ее подачи, достоверность указанной информации. Сравнительный анализ показывает, что выездной контроль проходит индивидуально. Это значит, что он затрагивает далеко не каждую организацию.
Разница между выездной и камеральной проверкой
Законодательством России предусмотрены 2 вида государственных проверок — выездные и камеральные. В чем их сущность?
Факты о камеральных проверках
Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, осуществляемое государственными инспекторами по месту их работы. Обычно оно состоит в изучении отчетных документов, предоставленных в государственный орган. Таких как, например, налоговые декларации. Если проходит камеральная таможенная проверка, то нередко проверяются и транспортные документы, а также иные источники, удостоверяющие перевозку товаров через границу России.
Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит нарушение, то в адрес проверяемой организации может быть вынесено предписание по его устранению. Но если с документами все в порядке, то фирму обычно никак не уведомляют о факте проведения данного контрольного мероприятия. Проверяемая организация также имеет возможность направить в контролирующее ведомство возражения по поводу результатов изучения документов.
Как правило, нарушения, обнаруживаемые в ходе камеральных проверок, связаны с ошибками в отчетных источниках, с просрочкой их предоставления в государственный орган или с некорректной их комплектацией. Поэтому все, что нужно обычно сделать проверяемой организации в ответ на получение предписания об устранении недоработок, — перенаправить в контролирующее ведомство новый или исправленный пакет документов.
Факты о выездных проверках
Выездная проверка — это контрольное мероприятие, которое осуществляется государственными инспекторами непосредственно на территории проверяемых организаций. Нередко дополняет камеральную — то есть оба мероприятия могут быть выполнены одной и той же госструктурой. Если у фирмы нет возможности принять представителей ведомств у себя, то встреча с ними проводится все-таки в территориальном подразделении соответствующего государственного органа.
Выездная проверка может быть связана с изучением не только отчетных документов, но и бухгалтерских, и любых других, что отражают финансово-хозяйственные операции фирмы. Также при выездных проверках нередко проверяются фактические условия деятельности компании, проводятся различные тесты и измерения.
По итогам соответствующих контрольных мероприятий государственные ведомства могут выносить различные предписания, которые проверяемые организации обязаны устранять в установленные сроки.
Следует отметить, что выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Мероприятия первого типа осуществляются по графику, который обычно заблаговременно публикуется — например, на сайте контролирующего ведомства. Поводом для внеплановых проверок может стать получение проверяющей госструктурой информации о том, что подконтрольная организация допускает нарушения в своей работе.
Камеральные мероприятия, в принципе, также проводятся в соответствии с планом — однако составляется он исключительно для внутриведомственного пользования. Проверяемые организации, как мы отметили выше, могут в принципе ничего не знать о фактах проведения соответствующих проверок предоставленных ими отчетных документов.
Сравнение
Главное отличие выездной проверки от камеральной, как это можно понять из названия соответствующих мероприятий, — в месте их проведения. В первом случае таковым является территория подконтрольного объекта, во втором — место работы инспекторов ведомства. Также выездные и камеральные мероприятия отличаются по содержанию. Проверки первого типа обычно более глубокие и всесторонние. В рамках камеральных мероприятий, как правило, изучаются только документы — из числа тех, что предоставлены организацией в контролирующее ведомство в порядке отчетности.
Рассмотрев то, в чем разница между выездной и камеральной проверкой, зафиксируем выявленные нами критерии в небольшой таблице.
Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных
Для контроля налогоплательщиков с целью выявления всех нарушений в области налогового законодательства представители налоговой службы проводят проверки. Они проверяют документацию и выявляют те средства, которые не были уплачены компанией как налоговый сбор. Существует два основных вида проверок: камеральные и выездные. Между ними можно выявить целый ряд существенных отличий. В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных.
Камеральный вид
Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать. Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте. Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.
Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.
Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.
Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.
Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.
Выездной тип
Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости. Чаще всего такая проверка проходит при ликвидации компании или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной. Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.
Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.
По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.
Подробнее
Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.
Вид проверки | Основание для проведения | Срок | Составление акта | Место проведения |
Камеральная | Подача документов в налоговой орган со стороны организации | 3 месяца | Акт составляется только в случае выявленных нарушений. Если же их нет, то акт не оформляется | В налоговой инспекции |
Выездная | Приказ руководителя подразделения ФНС | 2 месяца | Акт составляется, только если не было обнаружено нарушений | На проверяемом предприятии |
Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.