Что проверяют налоговые органы при проверке выручки?

Содержание

Содержание

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Проверка полноты учета выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения исполнение государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

2. рассмотрение инспекторами документов;

3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

4. оформление результатов исполнения государственной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

Важно

Из бератора “К вам пришла проверка” вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн.

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

Читайте также:  Ремонт корпусной мебели на дому как бизнес

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Результаты проверки

Акт проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Производство по делу об административном правонарушении

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);
  • когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. № А 05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. № А 09-7032/06-30);
  • когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей, и вы избежите наказания.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговая проверка полноты учета выручки

“Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2012, N 39

Помимо непосредственно налогового контроля к полномочиям налоговиков относится проверка соблюдения хозяйствующими субъектами кассовой дисциплины. В частности, в данном случае речь идет о контроле за полнотой учета наличной выручки. Проблема в том, что в отношении соответствующих контрольных мероприятий ограничения по срокам, периодичности, охватываемому периоду и т.п., установленные Налоговым кодексом для выездных налоговых проверок, не применяются. Более того, и положения Закона о защите юрлиц и ИП при осуществлении государственного или муниципального контроля здесь также не работают.

Оборот наличных денежных средств в рамках предпринимательской деятельности находится под строгим контролем государства.

Во-первых, юридические лица и индивидуальные предпринимателя ограничены при наличных расчетах со своими коммерческими партнерами определенным лимитом. В рамках каждого договора с иной организацией или ИП наличными денежными средствами может быть оплачено не более 100 000 руб. (Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У).

Во-вторых, принимая от населения в счет оплаты товаров (работ, услуг) наличные денежные средства, фирмы и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. Отказаться от подобной “привилегии” можно лишь при соблюдении определенных условий и далеко не всем. Причем в большинстве случаев “счастливчикам” просто позволено заменить выдаваемый покупателям кассовый чек альтернативным документом – бланком строгой отчетности либо иным документом, подтверждающим произведенную оплату (Закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, далее – Закон N 54-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 “О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники”, далее – Порядок).

В-третьих, жестко регламентирован порядок оформления движения наличности в рамках хозяйственной деятельности – от оприходования выручки до выдачи заработной платы и выдачи денежных средств под отчет, а также ее хранения (Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России от 12 октября 2011 г. N 373-П; далее – Положение). В частности, вся наличность, превышающая лимит, рассчитанный по установленным правилам, подлежит сдаче в банк для зачисления на счет хозяйствующего субъекта.

Более того, Минфином выдвинута инициатива по принудительному переходу на выплату заработной платы исключительно безналичным путем. Исключение предусматривается лишь для малого бизнеса, если численность сотрудников не достигает 35 человек (20 – для торговых компаний), и предприятий, расположенных в труднодоступных местностях.

“Наличный” состав административного нарушения

Согласно ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации” (далее – Закон N 943-1) полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложены на налоговые органы. Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона N 54-ФЗ. При этом обоими законодательными актами предусмотрено, что в полномочия налоговиков в том числе входят:

  • проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • наложение штрафных санкций в случаях и порядке, которые установлены КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

В частности, п. 2 ст. 14.5 КоАП предусмотрены штрафные санкции в размере от 30 до 40 тыс. руб. – для юридических лиц, и от 3 до 4 тыс. руб. – для индивидуальных предпринимателей:

  • за неприменение ККТ, когда таковое обязательно;
  • использование кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям;
  • эксплуатацию кассового аппарата с нарушением предусмотренного законодательством порядка и условий регистрации и применения ККТ;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в установленных случаях документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа).

Однако помимо этого п. 1 ст. 15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которая может выражаться:

  • в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
  • накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (Письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195).

Порядок выявления “наличных” правонарушений

Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях в силу ст. 23.5 КоАП уполномочены налоговые органы. Но прежде, безусловно, нарушение еще необходимо выявить. В этих целях Минфином и были утверждены два регламента:

  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 133н; далее – Регламент N 133н);
  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 132н; далее – Регламент N 132н).

По сути, оба данных документа регламентируют порядок проведения налоговыми инспекторами проверок хозяйствующих субъектов на предмет совершения соответствующих правонарушений.

Согласно п. 19 Регламента N 133н срок такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя инспекции или его зама на исполнение государственной функции. Однако что касается периодичности проведения подобных ревизий, то согласно Регламенту N 133н в отношении плановых проверок таковая устанавливается руководителем Управления ФНС или его замом. В свою очередь, внеплановые ревизии проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов инспекции. Значит ли это, что навещать фирмы или предпринимателя с подобной проверкой налоговые инспекторы вправе неограниченное количество раз в год?

С неограниченной периодичностью

Прежде всего необходимо отметить, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам. А значит, ограничения на проведение таковых, установленные п. 4 ст. 89 Налогового кодекса, на подобные ревизии не распространяются. Собственно говоря, на это в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195 указали и представители Федеральной налоговой службы.

Читайте также:  Охрана труда на предприятии аттестация рабочих мест

Более того, фирмам и предпринимателям не стоит рассчитывать на то, что при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств налоговики будут руководствоваться положениями Закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ). Напомним, что данным Законом предусмотрено, что плановые проверки органами контроля могут проводиться не чаще чем раз в три года (п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В свою очередь, внеплановые проверки могут быть назначены только при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Однако беда в том, что положения Закона N 294-ФЗ распространяются далеко не на все виды контроля, в частности они не имеют силы, если речь идет о финансовом контроле (пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Между тем в Письме от 7 июля 2009 г. N ШТ-17-2/128@ эксперты ФНС России, к примеру, посчитали, что к мероприятиям финансового государственного контроля относятся проверки в части соблюдения фирмами и предпринимателями кассовой дисциплины. Более того, чиновники заручились в этом вопросе поддержкой Генеральной прокуратуры (Письмо Генпрокуратуры РФ от 25 июня 2009 г. N 73/3-133-2009). Так, правоохранители указали, что полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки хозяйствующих субъектов возложены на налоговые органы ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1. При этом нормы данного Закона, согласно позиции Конституционного Суда РФ, имеют многофункциональное значение и направлены, помимо прочего, на обеспечение фискальных интересов государства и финансовой (в том числе налоговой) дисциплины (Определение КС РФ от 9 июня 2005 г. N 222-О, Постановление от 12 мая 1998 г.). Ведь обязательное использование ККТ вызвано прежде всего необходимостью обеспечения хранения информации, которая нужна для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Таким образом, порядок проведения проверок за полнотой учета выручки регулируется исключительно Регламентом N 133н. И раз уж данный документ периодичность таковых не ограничивает, получается, что действующее законодательство позволяет проводить подобные ревизии сколько угодно раз в год, на что, собственно говоря, и указали представители ФНС России в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195. В свете вышесказанного следует отметить, что Регламентом N 133н не ограничен и период деятельности фирмы или предпринимателя, который может быть охвачен проверкой.

Готовимся к проверке ККТ и учета денежной выручки

Автор: Ольга Мезенцева, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету аудиторской компании «ФорсТайм»

Говорить о том, что налоговики заменят «банкиров» на проверках ККТ и учета денежной выручки, не совсем корректно. Скорее всего, инспекторы будут более расширенно проверять кассу в рамках своих прежних полномочий.

До 2012 года кассу регулярно (один раз в два года) проверяли банки, в которых открыты расчетные счета компаний (раздел IV Порядка ведения кассовых операций № 40, утв. письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18; п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П, утв. советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47). Особых сложностей такие проверки не вызывали. Однако с нынешнего года с банков эти обязанности сняты (указание ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У). В настоящее время кассу проверяют налоговые инспекции, в которых фирмы стоят на учете. Что же могут проверить налоговики рассмотрено в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 10, 2012.

Об изменениях

Помимо введения в действие начиная с 2012 года нового Положения Банка России (Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение)), в феврале в силу вступили сразу два Административных регламента:

– об исполнении ФНС России функций по проверке работы с контрольно-кассовой техникой (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент 132н));

– об исполнении ФНС России функций по проверке полноты учета денежной выручки (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н (далее — Регламент 133н)).

Введение регламентов вовсе не означает, что у налогового ведомства появились новые функции. Полномочиями по проверке работы с ККТ и полноты учета денежной выручки оно обладает давно (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1; пп. 5.1.6, 5.1.7 Положения о ФНС России, утв. пост. Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Новые регламенты лишь определили порядок осуществления данных функций.

Что касается проверки соблюдения самого Положения (так называемая проверка кассовой дисциплины), то законодательством для нее никакой новый контролирующий орган (вместо банков), не назначался. Поэтому говорить о том, что инспекторы заменят «банкиров», не совсем корректно. Налоговики продолжат проверять кассу в рамках своих прежних полномочий, но более широко. Этого будет вполне достаточно для привлечения компаний к ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций.

Предмет и процедура проверок

Регламенты регулируют две разные проверки. Предметом одной является соблюдение требований к ККТ порядка и условий ее регистрации и применения (далее — проверка ККТ). Предметом другой — установление факта полноты учета выручки денежных средств (далее — проверка выручки).

Проверять расходную часть в рамках указанных выше мероприятий налоговики не вправе. Но, например, чтобы проверить полноту учета выручки, контролерам придется ознакомиться почти со всеми кассовыми документами. И если при этом будут обнаружены нарушения кассовых операций, не связанные с полнотой учета выручки, компанию вполне могут привлечь к ответственности в дальнейшем (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Рассматриваемые мероприятия не носят характера налоговой проверки, так как не связаны с контролем правильности уплаты налогов (п. 1 ст. 82 НК РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 № 17-26/089973). Поэтому привлечь к налоговой ответственности в рамках этих проверок нельзя. По мнению Генпрокуратуры России, данные мероприятия относятся к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, на который не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ; письмо Генпрокуратуры России от 24.11.2011 № 73/3-319-2011; информация на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/cont_kkt/3879021/)). Это означает, что проверки ККТ и выручки могут проводиться неограниченное число раз в году. При этом оба мероприятия могут проводиться как в разное время, так и совпадать. Процедура их проведения схожа (п. 20 Регламента 132н, п. 20 Регламента 133н).

1. Только для проверки ККТ. Налоговики проверяют, выдает ли компания покупателям кассовые чеки, бланки строгой отчетности (БСО), а также документы по требованию покупателя (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу)). Проверка проводится «визуальным наблюдением» или в виде «аналитической процедуры» (п. 23 Регламента 132н). Инспектор может, например, наблюдать за выдачей кассовых чеков при проведении расчетных операций. Причем это наблюдение может быть и скрытым, так как проводится до предъявления поручения на проверку (см. об этом в п. 2). Однако если в действиях инспекторов будут усмотрены признаки контрольной закупки и в результате компанию привлекут к ответственности, штраф можно оспорить в суде (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ; Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ; пост. ВАС РФ от 16.06.2009 № 1988/09, от 16.06.2009 № 1000/09). При этом стоит ознакомиться со сложившейся в конкретном регионе арбитражной практикой (письмо ФНС России от 11.01.2009 № ШС-22-2/1@). Не все суды соглашаются с отсутствием у налоговиков права на проведение контрольных закупок (пост. ВАС РФ от 24.07.2009 № 46-ад09-1).

2. Инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки (вместе со своими служебными удостоверениями). В этом поручении нужно расписаться, указать должность и дату. Отсутствие должностных лиц на месте или уклонение от подписания данного документа не остановит проверяющих. Проверка начнется, а в поручении будет сделана соответствующая пометка.

3. Инспекторы запрашивают документы, рассматривают их и проводят проверку. Как контролеры могут истребовать документы, в регламентах не указано. Это может быть и устный запрос. Представить документы можно в виде оригиналов или заверенных копий. Если инспекторы изымают оригиналы, должен быть составлен протокол (п. 5 ст. 27.10 КоАП РФ). В регламентах для каждого вида проверки приведен конкретный перечень запрашиваемых документов (п. 34 Регламента 132н, п. 29 Регламента 133н).

Не факт, что у фирмы будут затребованы все документы из перечня. Организация вправе получать от инспекторов информацию, относящуюся к предмету проверки (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н), поэтому можно уточнить (желательно, конечно, в письменном виде) конкретный перечень необходимых документов. При этом контролеры не могут требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. То есть при проверке ККТ они, например, не вправе запрашивать авансовые отчеты.

В связи с этим возникает вопрос: как быстро надо представить документы? Ведь не секрет, что некоторые из них делаются задним числом. Из регламентов следует, что максимальный срок представления — всего один рабочий день с даты предъявления фирме поручения на проверку (пп. 36, 37 Регламента 132н, пп. 31, 32 Регламента 133н). Факт представления (непредставления) документов будет зафиксирован инспекторами в акте (подробнее о нем см. в п. 4) (пп. 37, 38 Регламента 132н, пп. 32, 33 Регламента 133н).

За непредставление документов должностное лицо фирмы могут оштрафовать на 300—500 рублей, а компанию в целом — на 3000—5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

4. По результатам проверки контролеры составляют акт в двух экземплярах (п. 45 Регламента 132н, п. 45 Регламента 133н). В нем, в частности, фиксируют правонарушения (со ссылками на нормативно-правовые акты (подп. 8 п. 47 Регламента 132н, подп. 9 п. 48 Регламента 133н)) или делают отметку об их отсутствии. Один экземпляр акта предназначен компании. В случае уклонения от получения его направят по почте заказным письмом. Если были выявлены нарушения, на компанию налагают штрафы (на основании протокола).

Отметим, что максимальный срок проведения проверки ККТ составляет 5 дней (п. 42 Регламента 132н), срок проверки выручки — 20 дней (п. 42 Регламента 133н).

Период проверки

В регламентах не указано, какой период может быть подвергнут проверке. Скорее всего, налоговики будут смотреть два-три последних месяца, включая текущий. Проводить проверку за более длительный период нет смысла. Ведь привлечь к административной ответственности в данном случае можно не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений) (ст. 4.5 КоАП РФ).

Права и обязанности сторон

Когда проверку кассы проводили банки, права и обязанности сторон законодательно нигде четко оговорены не были (разве что в договоре на обслуживание банковского счета). В настоящее время нормативными документами установлено, что при проверке ККТ и выручки сотрудники фирмы вправе непосредственно присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами, указывать в акте о согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) инспекторов в досудебном порядке (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н). Компания обязана обеспечить контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и к документации по ней, давать необходимые объяснения, справки и сведения в рамках проверки (п. 10 Регламента 132н, п. 10 Регламента 133н).

Инспекторы вправе смотреть использованные контрольные ленты, получать документацию по ККТ (п. 7 Регламента 132н, п. 7 Регламента 133н). При проверке выручки они могут пересчитать денежные средства в кассе, убедиться в наличии БСО, а также получить пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты.

Обращаем особое внимание

Внимание нужно обратить на те правонарушения, за которые установлена административная ответственность (п. 1 ст. 15.1, п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У). Прежде всего необходимо:

– отслеживать размер расчетов с другими организациями;

– ежедневно сверять фактический остаток по кассе с документами, а также все кассовые документы между собой;

– не допускать превышения лимита по кассе (а также не забыть утвердить такой лимит, в противном случае все денежные средства будут сверхлимитными) (письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@);

– пробивать чеки ККТ или оформлять в установленном порядке БСО;

– соблюдать все необходимые требования к работе с ККТ.

Четкое выполнение данных действий, конечно, не означает, что в остальном кассу можно вести как попало. За другие обнаруженные нарушения также может быть предусмотрена ответственность (например, налоговая). К ней контролеры смогут привлечь фирму в рамках налоговых проверок. Информация, полученная инспектором при проведении проверки ККТ и (или) выручки, вполне может послужить поводом для назначения, например, выездной проверки.

Если будут выявлены нарушения, за которые административная ответственность не предусмотрена, налоговики все равно должны отразить их в акте. Возможно, они попытаются привлечь фирму к ответственности или начнут пугать штрафами (к сожалению, и такое тоже бывает, многое зависит от инспектора). Но без паники! Сначала следует сопоставить выявленные нарушения с теми, за которые действительно предусмотрена ответственность. Если штрафов за названные промахи не существует, компания вправе обжаловать действия проверяющих. При наличии нарушения, за которое штрафуют, нужно проверить, не истек ли двухмесячный срок с даты, когда оно было совершено. Если организация в принципе не согласна с выявленными нарушениями, об этом нужно написать в акте.

Ситуация 1

В ходе проверки выручки налоговики обнаружили, что работник фирмы отчитался по выданным под отчет суммам позднее трех дней со дня истечения срока, на который они выданы. Был нарушен п. 4.4 Положения. Инспекторы отразили этот факт в акте. Однако административной ответственности за такое нарушение не установлено, поэтому штрафов компании они не выписали.

Ситуация 2

6 сентября налоговики предъявили компании поручение на проведение проверки выручки и затребовали кассовые документы за период с 1 июня по 5 сентября. В ходе проверки установлено, что 15 июня был превышен лимит по кассе на 50 руб. Инспекторы указали это в акте и выписали штраф в размере 50 000 руб. Однако впоследствии было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, так как срок давности привлечения к ответственности истек (ст. 4.5, подп. 6 п. 1 ст. 24.5, п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@).

Читайте также:  Выращивание быков как бизнес

Куда жаловаться

В регламентах подробно описано, на что можно пожаловаться и как составить жалобу (пп. 66—79 Регламента 132н, пп. 67—80 Регламента 133н). Предъявить претензии можно не только за нарушение своих прав и законных интересов, неправомерные решения, действия (бездействие) работников инспекции, нарушение ими регламентов, но также и за некорректное поведение или нарушение служебной этики. Поэтому, если проверяющий откровенно запугивает, не нужно бояться сообщить об этом в вышестоящие инстанции: УФНС России (устно или письменным обращением, направленным по почте), на сайт УФНС или ФНС России (заполнив электронную форму). К жалобе можно приложить подтверждающие неправомерные факты документы и материалы (их копии). Максимальный срок рассмотрения жалобы может достигать 60 дней, а инспекторы должны прислать письменный ответ.

Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента компании «Градиент Альфа»

Новые полномочия налоговиков

Проверки ККТ налоговики проводили и раньше (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ). А вот проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы до 2012 года были прерогативой банка, работающего с компанией. Нов­шеством для инспекторов является также проверка полноты учета выручки.

Налоговики начнут проверку с предъявления фирме поручения на исполнение государственной функции. Далее они рассмотрят необходимые документы, связанные с приобретением, регистрацией, обслуживанием, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ. Также будут просмотрены бланки строгой отчетности (БСО), журналы и справки-отчеты кассира-операциониста, контрольные ленты ККТ, сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации и иные документы, связанные с использованием ККТ и БСО (список этих документов открыт).

В ходе проверки полноты учета выручки в обязательном порядке проинспектируют наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. В случае расхождений фактических и учетных данных налоговики возьмут подробные объяснения у ответственных лиц и сделают выводы о полноте учета выручки наличных, о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (излишков). По окончании проверки будет составлен акт с указанием документально подтвержденных фактов нарушений или с записью об отсутствии таковых. Акт составляют в двух экземплярах. Его подписывают налоговики и представители фирмы.

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Комментарий к регламентам контроля за полнотой учета наличной выручки и за соблюдением правил применения ККТ

Проверки ККТ и кассовой дисциплины не относятся к налоговым, хотя и проводят их налоговые инспекции. Поэтому на кассовый контроль не распространяются установленные НК правила и сроки проведения проверок. Однако собственных правил у него до сих пор не было (если не считать внутренних указаний налоговой служб Из-за этого инспекторы могли проводить «кассовые» проверки так, как им заблагорассудится, и столько, сколько им удобно.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Проверки ККТ и полноты учета выручки налоговики могут проводить хоть каждый день. Ведь на них не распространяются ограничения, установленные Законом о защите прав юрлиц при проведении госконтроля.

Теперь Минфин утвердил два регламента: один — для проверок (начал действовать 5 февраля этого года), другой — для проверок полноты учета выручк (действует с 19 февраля).

Это две разные проверки, которые могут проходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Но даже если инспекторы совмещают их проведение, они должны составить отдельный акт по итогам каждой из них.

Общее у проверок ККТ и полноты учета выручки

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекци

За воспрепятствование законной деятельности проверяющих инспекция может оштрафоват

  • организацию — на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • директора или предпринимателя — на сумму от 2000 до 4000 руб.

Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможным провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственн

При проверке у инспекторов есть прав

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом денег (последние — только при проверке полноты учета выручки);
  • требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.

Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертиз

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без нег

Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно — тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.

В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней — с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Как и какие документы у вас могут потребовать

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверк Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т. д.

Современные ККТ гораздо умнее и «функциональнее» своих предшественников. Поэтому с их помощью можно получить и проверить значительно больше данных

Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копи Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протоко

В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.

Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафоват Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.

Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки — налоговой.

Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустим Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафоват и вам придется оспаривать штраф в суде.

Проверки полноты учета выручки

  • сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
  • сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
  • изучать правильность оформления кассовых документов.

Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручк Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за ни

Проверки ККТ

Последовательность действий проверяющих такова.

ЭТАП 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т. п.). Результат фиксируют в акте проверк

Законодательного права делать контрольную закупку налоговики не имеют, а вот снимать на камеру, кто и что у вас покупает, им дозволено

То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапис

Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.

ЭТАП 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.

ЭТАП 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверк

Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелик

ЭТАП 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

Что в результате

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.

По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.

Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?

Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателе возможе

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договор

А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могу

  • за неприменение ККТ или БСО;
  • применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
  • применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
  • применение БСО с нарушением требований к ним;
  • невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Минфин предлагает «пострадавшим» от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши прав

Оцените статью
Добавить комментарий