Организация процесса товародвижения на предприятии

Организация процесса товародвижения

Процесс товародвижения можно охарактеризовать последовательным прохождением ряда этапов (рис. 8).

Рис. 8.Основные этапы системы товародвижения

Характеристика элементов по схеме

Цели товародвижения можно рассматривать с 2-х позиций:

1) степень удовлетворенности покупателей;

Методом достижения целей первой группы может быть минимизация случаев отсутствия товаров в наличии и своевременное выполнение заказов путем создания эффективной системы транспортировки. Важно также минимизировать случаи повреждения грузов при транспортировке.

Так, применительно к ассортименту, цели могут быть следующие:

1) срок оборачиваемости запаса не более месяца;

2) отправка товара в течение одного дня с момента получения заказа;

3) 100-процентное выполнение заказа.

2) снижение затрат.

Цели относительно затрат так же можно конкретизировать, как правило, какой-то величиной, которую не должен превышать либо общий уровень затрат, либо устанавливать ограничения по отдельным статьям.

2) Элементы системы товародвижения

После определения целей товародвижения необходимо разработать элементы системы товародвижения.

1. Обработка заказов.

Создание системы обработки заказов, т.е. их получения, передачи на склад, отборки товаров, выписки счетов и транспортных документов. Системы обработки в наиболее крупных компаниях полностью автоматизированы.

Так крупнейшая американская компания розничной торговли “Kmart” ввела следующую прогрессивную систему обработки заказов: работник с помощью сканера на контрольно-кассовом аппарате регистрирует покупки и соответствующие данные о продажах поступают в компьютер главного офиса компании. Компьютер автоматически выдает заказы на поставку товаров в магазины с учетом хода реализации не дожидаясь заказов с мест, которые обычно поступают тогда, когда полки магазинов становятся пустыми. Заказы передаются на склады “Kmart”, где формируются партии и отправляются в магазин.

Принципиальная схема подобной системы обработки заказов представлена на рис. 9.

Рис. 9. Автоматизированная система обработки заказов

2. Обработка грузов – это определение местоположения товара на складе, его доставка к месту комплектования, где товары сортируют и укладывают для отгрузки, перемещение товара на погрузочную площадку и погрузка в транспортное средство. Последовательность этапов обработки грузов представлена на рис. 10.

Рис. 10. Последовательность этапов обработки грузов

Чем выше уровень автоматизации и компьютеризации компаний, тем быстрее проходит процесс формирования количества и ассортимента товара к отправке, причем особое значение имеет здесь использование штрихового кодирования товаров.

Важную роль в эффективной системе отработки грузов играют количество и качественный уровень складских помещений.

Существует два вида складов:

общего пользования и

Склады общего пользования предоставляются фирмам в аренду. Такие склады выгодно использовать компаниям, производящим сезонную продукцию и товары с циклическим спросом. Некоторые склады общего пользования имеют емкости с температурным контролем.

В России такими складами сегодня являются большинство складских баз бывших крупных государственных торговых объединений, которые, как правило, обладают необходимой технической оснащенностью и хорошими подъездными путями. Хотя сами торговые объединения в ходе приватизации практически перестали существовать, складские базы “удерживаются на плаву” за счет платы за предоставление в аренду складских помещений.

Частные склады являются собственностью фирм, которые нуждаются в хранении продукции на постоянной основе. Сюда относятся склады производителей, где товары хранятся до отправки их покупателям и склады розничных и оптовых фирм, имеющих большое количество магазинов.

Одной из характерных тенденций последних лет является строительство крупных распределительных центров, т. е. крупных автоматизированных складов с компьютеризированной обработкой заказов и перемещении грузов. Для эффективного использования складов и распорядительных центров нужна действенная система управления запасами. Такая система призвана определять количество заказываемого товара для поддержания оптимального уровня запаса и оптимальной частоты заказов.

Легче всего рассчитать указанные величины для товаров, спрос на которые является устойчивым на протяжении всего года. Сложнее регулировались заказы сезонной продукции (прохладительные напитки, средства против комаров, кремы для загара и т. д.).

Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списывались постоянные расходы и обеспечить устойчивую загрузку производственного персонала. В результате в межсезонье на складах скапливаются значительные запасы готовой продукции.

Поэтому при круглогодичном выпуске таких товаров необходимо сопоставлять более низкие производственные издержки в период межсезонья с более высокими издержками хранения запаса. Кроме того, в периоды снижения спроса по этим товарам следует также шире использовать инструменты стимулирования сбыта: скидки, распродажи и т. д. Наибольшую трудность определения оптимального размера заказа и его частоты представляет для товаров “беспорядочного” спроса, связанного, прежде всего, с направлениями моды. Проблема должна решаться, во-первых, путем постоянного тщательного слежения за состоянием потребительского рынка данных товаров, во-вторых, минимизации складских запасов на основе поставок “точно вовремя”.

На рис. 11 показаны три вида издержек, необходимых для поддержания размера заказа на должном уровне.

Рис. 11. Основные издержки хранения товаров

Текущие затраты – это издержки связывания капитала в запасах, а так же ряд дополнительных затрат типа налогов, страхования запасов и т. д. Эти издержки могут быть весьма значительными и составлять до 25 % стоимости самого запаса. Чем дольше товар находится на складе, тем выше текущие затраты.

Издержки исчерпывания запаса – это сумма потерь от снижения продаж в связи с отсутствием товара. Сумма таких потерь тем значительнее, чем выше спрос на товар.

Издержки пополнения запаса – это затраты, связанные с получением новых партий, включающие транспортировку, оформление и т. д.

Оптимальный размер запаса зависит от всех перечисленных элементов затрат. При возрастании уровня запаса потери от отсутствия запаса сокращаются, поскольку выше вероятность того, что товар будет в наличии. Снижаются и издержки пополнения запаса, поскольку заказы оформляются реже, однако текущие издержки при этом возрастают.

Задачей определения оптимального размере запаса является минимизация всех вышеперечисленных издержек. На графике этот размер отображается точкой Q.

Другим важным параметром является частота подачи заказа. Она зависит от оптимального размера заказа и уровня спроса, и определяется как:

где n – частота подачи заказа

Д – уровень спроса

Q – оптимальный размер заказа

Если спрос равномерен – это будет означать подачу заказов по графику через определенные периоды времени.

В случае случайного сезонного или беспорядочного спроса большинство заказов будет в период пика спроса и нужно четко отслеживать состояние рынка.

Альтернативой поддержания запаса на высоком уровне является система поставки “точно вовремя”, позволяющая минимизировать уровень запаса, а значит и издержки товародвижения. Поставки “точно вовремя” означают выпуск продукции в строгом соответствии с рыночным спросом и в момент, когда ее требуется доставить покупателю. Поставки “точно вовремя” наиболее реальны в случае равномерного и предсказуемого спроса.

Система “точно вовремя” была разработана японскими специалистами в качестве метода регулирования производства, а не распределения. Идея заключалась в том, чтобы материалы поступали на производственную линию строго в тот момент, когда они потребуются. с целью сохранить затраты на хранение материалов в процессе производства. Эту концепцию распространили на систему распределения в начале 80-х годов, когда высокие процентные ставки повлекли за собой существенное увеличение текущих затрат. Наилучшим способом их снижения является сокращение запасов, что обеспечивала система “точно вовремя” выпуская готовую продукцию в тот момент, когда она требовалась покупателям.

Система “точно вовремя” предполагает наличие 4-х условий:

1) быструю обратную связь от покупателей относительно их потребностей;

2) наличие эффективной компьютерной системы;

3) быстрая и эффективная транспортировка;

4) наличие центров комплектования, т. е. перевалочных пунктов, куда продукция поступает с различных мест с целью комплектования заказов (но не хранения).

На последнюю операцию товародвижения – транспортировку приходится в среднем 40–45 % всех издержек товародвижения. В системе “точно вовремя” эта доля еще выше, т. к. минимизируются запасы товара и издержки хранения. В этой связи выбор транспортного средства является одной из самых важных задач в системе управления товародвижением. Классификация основных видов транспорта, их преимущества и недостатки представлены в таблице 3.

Таблица 3 Характеристика различных видов транспорта

Быстрота, своевременность, разнообразие маршрутов, часты отгрузки

Высокая стоимость, небольшой размер партий, зависимость от погодных условий

Разнообразие маршрутов, крупные партии, разнообразие перевозимых товаров

Медленность, ограниченная гибкость, ограниченная частота отгрузки

Быстрота, частые отгрузки, снижение риска порчи товаров

Высокая стоимость, ограниченность маршрутов, зависимость от погодных условий

Низкая стоимость, крупные партии, разнообразие товаров

Медленность, ограниченные маршруты и частоты перевозок

Низкая стоимость, ……своевременной доставки, частые отгрузки

Ограниченное разнообразие товаров и ограниченные маршруты

Одним из важных достижений в товародвижении стало применение смешанных перевозок, когда сочетают перевозки различными видами транспорта. При контейнерных перевозках контейнеры перегружают с автомобилей на ж/д платформы; перевозки “поезд–судно” предполагает сочетание железнодорожного и водного транспорта. Необходимое условие смешанных перевозок контейнеризация, т. е. перевозка товаров в специальных контейнерах, которые можно перегружать с одного вида транспорта на другой. Характерной чертой экономики развитых стран является сегодня отход в сфере транспортировки от специализированных транспортных компаний, занимающихся перевозками на одном виде транспорта к универсальным, осуществляющим весь путь доставки груза от покупателя к продавцу, сколько бы видов транспорта для этого не потребовалось.

4. Оценка эффективности проведения операций.

Заключительным этапом системы товародвижения является оценка эффективности проведения операций. Контроль предполагает сопоставление результатов с намеченными целями.

Показателями эффективности системы товародвижения:

1) время обработки одного заказа (мин., час., сут.);

2) время выполнения одного заказа (мин., час., сут.);

3) время нахождения товара в запасе (час., сут., мес.);

4) издержки товародвижения в % к продажам (%);

5) доля грузов, получивших повреждение при транспортировке;

6) доля случаев несвоевременной доставки грузов.

Неспособность достичь целей с учетом названных критериев может свидетельствовать о наличии проблем в системе товародвижения, что требует анализа каждого вида операций в системе.

Компании обычно уделяют больше внимания определенным видам операций в зависимости от выбранной стратегии. Например, наличие системы “точно вовремя” требует большего контроля за транспортными операциями, а не за регулированием запасов. Поэтому менеджеры следят за своевременностью доставки грузов тщательнее, чем за оборачиваемостью запаса. И, наоборот, компания, располагающая крупными запасами будет уделять больше внимания издержкам хранения запасов.

Товародвижение – функции, управление, анализ, формы

Товародвижение в торговле – это процесс перемещения товара от компании-производителя до конечного потребителя. Этот процесс является неотъемлемой частью деятельности всех торговых предприятии. Для того, чтобы грамотно организовать товародвижение от начального этапа то завершающего, необходимо уметь решить множество вопросов, как экономического, так и организационного характера.

По сути своей. товародвижение – это немалый сегмент области логистики. Потому что основной частью процедуры является физическое перемещение товара со склада фирмы-изготовителя до склада розничной компании. а уже в свою очередь последняя доставляет продукцию до торговых точек сети (если речь идет о крупном предприятии), или сразу выставляет на прилавок (если масштаб розничной точки заключен в наличии одного-двух магазинов).

Чтобы процесс товародвижения проходил гладко, необходимо тесное взаимодействие всех звеньев цепи на всех его этапах. Доставка товара до потенциального покупателя должна проходит точно в срок, обозначенный в свое время производителем. Ибо для того, чтобы продукция пользовалась спросом, производителем была проведена обширная рекламная кампания. А если не обеспечить достаточное количество продукта на торговых стойках из-за задержки поставок по тем или иным причинам, конечный потребитель вполне возможно обратит свой взор на аналогичный товар конкурирующей фирмы.

Функции и система товародвижения

Функций всего четыре. Остановимся на каждой подробнее.

  • Обработка заказов. Это то, с чего начинается товародвижение товара на предприятии. Заказы, полученные фирмой-производителем их различных каналов (интернет, телефон, торговые представители), обрабатываются специализированным отделом и вносятся в базу данных для формирования накладных. Это могут быть различные программные комплексы, такие как 1С. Далее данные передаются в бухгалтерию, которая формирует по ним платежные документы: счета-фактуры. Вся документация и информация по заказу в дальнейшем поступает на склад, где товар готовится к отгрузке, согласно указанным в заказе наименованиям и в нужном количестве. В наше время развитых технологий это процесс происходит быстро, и от момента заказа до готовности его к отгрузке может пройти не больше одного дня. Это значительно экономит время и минимизирует возможные издержки.
  • Складирование. Для своевременного обеспечения покупателей необходимой продукцией у производителя должна быть четко налажена система складского хранения и учета. Чем крупнее оборот предприятия, тем больше у него может быть складов. Чем больше у него складов, тем быстрее товар будет доставлен в розницу. Помимо количества складских помещений, производителю так же стоит учесть и скорость работы на их территориях. Сейчас все больше организаций переходят на высокотехнологичные автоматизированные склады с современными погрузчиками. управляемыми в основном только лишь программой, которая в автоматическом режиме, согласно поступившему заказу, дает машинами сигнал, какой товар нужен и в каком количестве. Товар собирается по складу и помещается на торговые платформы. Такие системы сейчас не по карману некрупным организациям, но со временем все новое становится доступным как по цене, так и по возможности приобретения. Старый добрый человеческий труд, конечно, никто не отменял, но времени на работу таким образом затрачивается больше. К тому же, автоматизированные склады минимизируют риски получения травм при работе с тяжелым грузом.
  • Поддержание товарных запасов. Не меньшую роль, чем оборудованные склады, играет и рациональное поддержание товарных запасов на них. Расчет производится исходя из регулярного спроса, сезонности, праздничных дат и еще немалого количества других факторов. Если склад будет перетарен, у товара, к примеру, попросту начнет истекать срок годности (если речь идет о скоропортящемся продукте). К тому же перенасыщенность товаром на складах увеличивает затраты на его содержание: производителю приходится задействовать новые складские площади для хранения вновь привезенного товара при том, что на полках еще в большом количестве лежит старый. Если же продукции на складе наоборот не хватает, это значит, что предприятие не может должным образом удовлетворить потребности покупателей. Как минимум, это чревато потерей клиентуры. а также возрастанием расходов связанных со срочностью дополнительного производства и доставки.
  • Транспортировка. Выбор вида транспорта играет чуть ли не ключевую роль в товародвижении. От скорости доставки, ее стоимости и качества зависит, в том числе и конечная цена товара, которая, как известно, зачастую играет определяющую роль в принятии решения о покупке.
Читайте также:  Организация туров как бизнес

Существует пять возможных видов транспорта, которым может быть доставлена продукция:

  • Автомобильный транспорт. Хорош тем, что выбор среди компаний-перевозчиков сейчас большой, соответственною, и ценовая политика в этой области достаточно гибкая. Плюс еще в том, что грузовые перевозки могут совершаться достаточно часто и по различным маршрутам, в отличии , например, от железнодорожных. Минус чем короче маршрут., тем безопаснее поездка.
  • Железнодорожные перевозки. Рентабельны, когда речь идет о дальних расстояниях и определенных видах груза: сельхоз продукция, сыпучие материалы, топливо, продукты лесной промышленности. Минус – сроки доставки.
  • Водные виды транспорта. Хорош в населенных пунктах, где есть прибрежные воды или развиты воднотранспортные пути. Привлекателен большой грузоподъемностью, но очень медленный и его передвижение зависит от погодных условий.
  • Трубопроводный транспорт. Предназначен ля перегона сырых топливных продуктов: газ, нефть. По стоимость занимает промежуточное место между железнодорожными перевозками и водным транспортом.
  • Воздушный транспорт. Самый дорогой вид перевозок, но при этом самый быстрый. Высокой грузоподъемностью не отличается, но очень рекомендован для доставки товара на дальние расстояния.

Каналы и схема товародвижения

Каналы товародвижения – это путь, по которому товар проходит от производителя к конечному потребителю. В зависимости от масштабов производства и характеристики продукции, различают прямые каналы товародвижения и косвенные. В первом случае товар идет напрямую от производителя в магазин. Во втором присутствую промежуточные звенья: дистрибьюторские компании, посредники. Договоренность о поставках может быть как в устной форме, так и оформленная договорными отношениями. Чем больше предприятие, тем больше бумаг.

Если говорить простым языком, то схема товародвижение может выглядеть следующим образом:

  • Прямые каналы: производитель – магазин.
  • Косвенные каналы: производитель-дистрибьютор-магазин; производитель-дистрибьютор-розничная сеть-магазин. Существует два параметра каналов товародвижения: длина товародвижения и его ширина. Первое означает количество звеньев цепи. отвечающих за движение товара. Второе – количество участников процесса в каждом звене.

Компания-производитель вправе пользоваться услугами неограниченного числа посредников, дабы расширить возможности сбыта продукции. В некоторых случаях посредникам дается эксклюзивное право предлагать определенный товар. Обычно это оформляется эксклюзивным соглашением. Почему выгодно иной раз перепоручить посредникам продажу продукции в розницу? Да очень просто. Таким образом компании расширяют рынок сбыта и минимизируют затраты на складское хранение.

Процесс и организация товародвижения

Сам процесс движения товаров представляет собой нехитрую последовательность:

  • перемещение товаров от производителей на склад оптовых организаций.
  • складское распределение товара.
  • снабжение продукцией розничные торговые точки.
  • продажа товара непосредственно покупателю.

Все этапы процесса важны как и в совокупности, так и каждый в отдельности. Неграмотно организованная работа хотя бы на одном из них может негативно повлиять на работу всей цепочки в целом. Поэтому основой товародвижения всегда было,, есть и будет тесное взаимодействие представителей всех проходимых инстанций. Процесс должен проходить бесперебойно и безошибочно.

Формы товародвижения

В зависимости от масштабов производства и характера выпускаемой продукции, выделяют две формы движения товаров:

  • Транзитная. Эта форма подразумевает собой доставку товара со склада компании-производителя напрямую в розничные торговые точки. К такой продукции относятся, например, хлебобулочные изделия, молочные продукты, колбасные изделия, а также продукты крупного производства: мебель, бытовая техника, автомобили.
  • Складская. Данная форма наиболее распространена, так как большинство продукции, приобретаемой покупателями, состоит именно из товаров, имеющих широкую сеть распространения и нуждающихся в дополнительных складских помещениях, а также в организациях-посредниках, помогающих производителю реализовать бОльшие объемы товаров.

Управление товародвижением

Контролировать процесс товародвижения на всех его стадиях – задача не из легких. Еще на этапе производства необходимо продумать, как именно будет происходить процесс: обусловено ли производство возрастанием спроса, необходимо ли задействовать сторонние организации для помощи в реализации выпускаемой продукции, какие затраты потребуют логистические процессы.

К организации товародвижения должен предприниматься только комплексный подход. Все вышеописанное является почти прямой инструкцией к тому, с чего нужно начать продумывать процесс. Нюансов в управлении товародвижением очень и очень много: здесь может играть роль человеческий фактор, причем как положительную, так и отрицательную (например – нехватка человеческих ресурсов или неквалифицированность персонала). Можно ошибиться в выборе транспортной компании или самого вида транспортировки. Изучением возможных издержек должны заниматься экономические и аналитические отделы. И только потом, на основании результатов, полученных в результате проведения тех или иных исследований, стоит запускать сам процесс.

Анализ товародвижения

Заключительной частью почти всех экономических процессов является анализ его эффективности. Грамотно ли был построено управление товародвижением? Много ли ошибок было допущено при его организации? В чем их возможная причина? Каковы убытки? Дошел ли товар до конечного потребителя? И наконец, остался ли довольным покупатель?

Каждый этап нуждается в анализировании. Это поможет избежать в будущем допущенных ошибок и усовершенствовать технологию процесса. Анализ также необходим, чтобы выявить потребность в перемене схемы движения товаров. Например, изначально планировалось обойтись без участия посредников. Но в последствии выяснилось, что склад розничной торговой точки перегружен, а продукцию хотят видеть на своих прилавках магазины другого региона, в котором у компании=производителя нет представительства. Наилучший выход – найти подходящего дистрибьютора. Это обойдется гораздо дешевле, чем открывать филиал: не потребуется затрат на открытие офиса, складов, привлечения персонала.

Все данные, полученные в результате анализа, будут систематизированы и ясно покажут общую картину, которая даст четкое представление о правильности ли неправильности произведенных действий.

Товародвижение: понятие, цель, основные участники, принципы и факторы, определяющие рациональность процесса

Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятий-производителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.

Он включает не только физическое перемещение товаров, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производителей до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Факторы, влияющие на организацию процесса товародвижения:

– специализация производственных предприятий;

– сезонность производства отдельных товаров.

– состояние транспортных путей сообщения;

– виды транспорта, используемые для перевозки товаров;

– дорожные коллапсы др.

– уровень денежных доходов населения и т.д.

– размеры, специализация и размещение предприятий торговли;

– степень сложности ассортимента товаров и их свойства;

– уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В основу рациональной организации процесса товародвижения положено соблюдение следующих основных принципов:

– применение кратчайших путей движения товаров. Движение товаров из мест производства в места потребления должно осуществляться кратчайшими путями, что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от и производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия;

– установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская. Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному;

– выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование. При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование; учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

– широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так, расходы на доставку и реализацию 1 т груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 – на транспорте и предприятиях поставщиков. Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения;

– постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения. Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

5.9. Торгово-технологический процесс и технологические операции: содержание, признаки, структура процесса, инновации в области их механизации и автоматизации

Торгово-технологический процесс – это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают следующие схемы торгово-технологического процесса (рис. 1а; рис.1б; рис.1в).

Рисунок 1 – Схемы торгово-технологического процесса в магазинах

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (исключением могут специализированные магазины). Как правило, действуют одновременно все схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи – обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Для осуществления основной операции торгового процесса – продажи товаров, необходимо выполнение вспомогательных операций торгового и технологического процессов. К ним относятся:

Читайте также:  Что делать если пришла проверка Роспотребнадзора?

1. Приемка поступивших в магазин товаров. Приемка начинается с разгрузки транспортных средств с использованием различных видов механического оборудования. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству определяются особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.

Поступающие в магазин товары принимают материально-ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Одновременно с приемкой товаров по количеству и качеству, проверяют их комплектность, маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами.

2. Хранение товаров. Объем товаров, перемещаемых на хранение, зависит от объема товарооборота и от выбранной стратегии управления товарными запасами. Эффективность работы магазина зависит от рациональности хранения, которая обеспечивается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде (использование тары-оборудования). Кроме того, рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых.

3. Подготовка товаров к продаже. Является наиболее сложной и трудоемкой операцией особенно в продовольственных магазинах. При продаже предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. Для минимизации затрат целесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, которые пока плохо выполняют эту задачу. В связи с чем, фасовка товаров осуществляется на предприятиях оптовой и розничной торговли. Но фасовка товаров в магазине не дает должного эффекта. Если она ведется вручную, то это требует больших затрат труда. В то же время оснащение магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно небольшого объема работы. В магазинах целесообразно фасовать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу, причем размер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и др.

Фасовка и дозировка товаров связана неразрывно с их упаковкой. В качестве упаковочных материалов используют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фасовки, номер фасовщика.

Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой.

4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Размещение товаров зависит от частоты спроса на товары. Так, в супермаркетах товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары и часть бакалейных) размещают в глубине зала в непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для уменьшения затрат труда по перемещению этих товаров и предотвращения создания неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. Нельзя забывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т.п.

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне его глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки или товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования.

Важнейшей составляющей инноваций торгового предприятия является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип предприятия торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование предприятия, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка.

К инновационным направлениям в организации торгово-технологического процесса можно отнести организацию магазина полного самообслуживания (отсутствие прилавков в интерьере, отсутствие продавцов и кассиров, установка и действие автоматических терминалов самообслуживания; для сканирования товаров установлено 20 станций, оплата производится самостоятельно через аппараты для приема купюр в количестве 30 штук).

Инновацией в торговом процессе можно считать использование покупателями при посещении магазина персональных компьютеров PDA, позволяющих быстро и без особых усилий найти нужный товар и произвести расчет за покупку.

Другим важным элементом новых технологий являются электронные рекламные табло (дисплеи), расположенные на стеллажах с товарами и демонстрирующие рекламу представленной продукции.

Таким образом, внедрение инновационных технологий позволит:

– повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки, увеличить конкурентоспособность организации в результате использования современных беспроводных и радиочастотных технологий;

– обеспечить покупателей максимально возможным объемом информации о товарах и услугах;

– повысить продуктивность работы служащих;

– улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности:

Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.06.2014 2014-06-16

Статья просмотрена: 3408 раз

Библиографическое описание:

Подольная С. И. Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 304-307. — URL https://moluch.ru/archive/68/11585/ (дата обращения: 31.01.2020).

Налаженная организация товародвижения является серьёзным конкурентным преимуществом для торговой сети, так как это позволяет достигнуть своевременного пополнения товарных запасов, обеспечить необходимую широту ассортимента, сократить издержки на доставку товара до подразделений сети. Достижение максимальной ритмичности организационных процессов в цепи товародвижения, составление наиболее эффективных маршрутов доставки, определение наиболее оптимальных объёма и периода поставок товаров в подразделения — те вопросы, на которых сосредоточено основное внимание логистических служб крупных торговых сетей.

Процесс товародвижения направлен на обеспечение товароснабжения конечных звеньев на пути товарного потока от производителя к потребителю, которыми, как правило, являются предприятия розничной торговли. Данная категория является объектом изучения дисциплин «Торговое дело», «Логистика» и «Маркетинг» и в каждой из них присутствует своё специфическое толкование (см. табл. 1).

Приведённые точки зрения подразумевают, что с поступлением в розничное торговое предприятие (место продажи) является конечным пунктом процесса товародвижения. Однако, оказавшись на складе розницы, товар не сразу попадает в сферу потребления. Ему предстоит пройти ещё ряд складских операций прежде, чем он окажется у потребителя. В некоторых случаях предстоит его редистирибуция, то есть его движение будет продолжено. Поэтому важно добавить, что конечным этапом процесса товародвижения следует считать передачу товара конечному потребителю. В этом случае он уже перестаёт быть товаром и не является частью товарного потока.

Таким образом, для получения определения, наиболее полно отражающего смысл исследуемого понятия, обобщим смысл, заложенный в каждом из трёх приведённых выше.

Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей.

Большинство розничных предприятий на сегодняшний день — это подразделения розничных сетей.

Толкование категории «товародвижение» с различных научных точек зрения

Достоинства и недостатки

Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления

обозначено, что это «процесс», его начало и окончание

процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей

определение аналогично предыдущему, только добавлено уточнение конечных пунктов

организация хранения, транспортирования и складирования готовых изделий

отражает только операции, проводимые на пути перемещения товара, не включает цель движения товаров

система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания

представлено как сложное понятие — система — набор элементов, указана цель движения, отсутствует понятие, что в себя включает товародвижение

Организация товародвижения в рамках компании у различных торговых сетей имеет схожий принцип. Схемы организации товародвижения в розничных сетях представлены на рис. 2.2.

Рис. 2. Схема организации товародвижения розничной торговой сети

Организация товародвижения розничной торговой сети на уровне компании (движение товарного потока до обособленного подразделения) осуществляется по следующей схеме. Товары от производителей (как отечественных, так и зарубежных) поступают на центральные распределительные склады. В зависимости от специфики продаваемого ассортимента товаров, количество и расположение складов может быть различным. Так, например, в сегменте продуктов питания, центральные распределительные склады могут находиться как в районе штаб-квартиры сети в количестве 2–3 объектов, так и региональных центрах (регионы в соответствии с экономико-географическим районированием территории РФ). Для сетей, реализующих бытовую технику и электронику, одежду и большинство непродовольственных товаров, характерно расположение центральных складов в количестве 2–3 объектов.

С центральных распределительных складов товары отгружаются для пополнения региональных складов, которые располагаются, как правило, в областных центрах, либо крупных городах, в зависимости от плотности торговой сети. Уже непосредственно с региональных складов товары поступают в розничные подразделения. В зависимости от специфики ассортимента часть товаров может сразу поступать в розницу, а часть на региональный склад, для пополнения запасов или продажи со склада в случае недостатка товара на складе подразделения.

Движение товарного потока, поступающего на склады розницы, ещё не заканчивается. Приёмка товара является конечным пунктом товародвижения в рамках сети и его началом в рамках подразделения. На данном этапе происходит первичная проверка соответствия количества товара приведённому в товарно-транспортной накладной. Этап перераспределения предполагает определение места хранения товара — склад или торговый зал — и размещение его по соответствующим зонам, а также включает складские операции по подготовке товаров к продаже.

Для предприятий, являющихся обособленными подразделениями розничных сетей, организация перемещения товаров до подразделений осуществляется централизованно ответственным подразделением сети и транслируется на другие подразделения. В этом случае организация товародвижения в рамках подразделений сводится к следующим мероприятиям:

– мониторинг товарных запасов;

– управление ассортиментом для обеспечения наличия витрин для их заполнения вновь поступающим товаром;

– мониторинг ассортиментной матрицы и её корректировка;

– анализ потребительского спроса для определения потребительских предпочтений, а, следовательно, тех товаров, которые будут востребованы и не будут препятствовать движению товарного потока до потребителя.

Сложность процесса товародвижения в рамках подразделений розничных предприятий представляется как с точки зрения его организации, так и с точки зрения анализа его организации. На теоретическом уровне данная проблема, а именно, система оценки эффективности организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети, недостаточно разработана, поэтому возникают трудности в определении количественных показателей, которые могли бы служить базисом для анализа. Однако, проводя более глубоки анализ составляющих процесса товародвижения в рамках подразделения, можно использовать систему показателей, представленных в табл. 2.

Методика анализа организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети

Эффективность организации цепи товародвижения

где Тоброз — оптовая продажа непосредственно розничным торговым организациям (товарооборот без посредников), тыс. руб.;

Тобобщ — общая реализация розничным торговым организациям без посредников и оптовым организациям торговли — посредникам между производителей и розничными торговыми организациями, тыс. руб.

Значение стремится к единице, если оптовые звенья уменьшают количество посредников на пути товародвижения, соответственно значение коэффициента, равного одному, означает, что реализация происходит без посредников.

Эффективность складского хозяйства

Коэффициент полезной площади склада

где Sхр — площадь склада, используемая для хранения товаров м 2 ; Sобщ — общая площадь склада предприятия, м 2

Характеризует степень эффективности использования складской площади

Коэффициент оборачиваемости товаров на складе

Тоб — товарооборот за определённый период, тыс. руб.;

— средний товарный запас склада за определённый период, тыс. руб.

Увеличение данного показателя в динамике свидетельствует об ускорении цикла товародвижения посредством мероприятий, стимулирующих реализацию товаров

Средняя продолжительность хранения товаров на складе

где Тпер — количество дней в исследуемом периоде, дни

Уменьшение данного показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости поступаемых товаров, снижении риска затоваривания складов

Анализ эффективности работы торгового зала

Коэффициент установочной площади

где Sоб — площадь, занятая торговым оборудованием, м 2

Оптимальное значение 0, 27- 0,3

Коэффициент оборачиваемости товаров в торговом зале

где — средний товарный запас торгового зала за определённый период, тыс. руб.

Читайте также:  СМП поддержка малого предпринимательства

Увеличение данного показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости товарных запасов в торговом зале

Средняя продолжительность хранения товаров в торговом зале

Уменьшение показателя свидетельствует об ускорении цикла товародвижения

Коэффициент наполнения витрины

где QB количество товарных позиций определённого вида, выставленных на витрине;

Qобщ — общее количество товарных позиций определённого вида, имеющихся на предприятии

Значение, равное единице, означает, что на витрине полностью представлен имеющийся ассортимент

К числу показателей эффективности складского хозяйства, позволяющих проанализировать организацию внутри обособленного подразделения розничной торговли относятся следующие:

– коэффициент полезной площади склада;

– коэффициент оборачиваемости товаров на складе;

– средняя продолжительность хранения товаров на складе.

Аналогично расчёту оборачиваемости товарного запаса и средней продолжительности его хранения для склада рассчитываются аналогичные показатели для торгового зала.

Обеспечение выставления всех товаров, имеющихся в наличии, позволяет стимулировать продажи, а, следовательно, позволяет ускорять движение товаров и сокращать цикл товародвижения и увеличивать товарооборачиваемость. Для анализа степени выставления товара на витрине можно использовать коэффициент наполнения витрины, рассчитываемый в первую очередь для наиболее оборотообразующий товарных групп. Для того, чтобы определить, какие именно товарные группы являются таковыми, используется инструмент ABC-анализ.

Таким образом, вопрос организации товародвижения в рамках подразделения розничной торговой сети является важным аспектом изучения технологических процессов сетевой розничной торговли и нуждается в наиболее подробном изучении в таких дисциплинах, как маркетинг, логистика, торговое дело. Важным также является разработка алгоритма анализа организации товародвижения на подразделениях. Предложенная в данной статье методика может быть использована как базис при анализе эффективности процессов товародвижения, осуществляемых на этапах перемещения товарного потока внутри предприятия, начиная с приёмки товара и заканчивая его поступлением в сферу потребления.

1. ГОСТ Р 51303–99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

2. Егоров, В. Ф. Организация торговли [текст]: учебник для вузов / В. Ф. Егоров.- СПб.: Питер, 2006.- 352 с.

3. Афанасенко, И.Д., Борисова В. В. Экономическая логистика [текст]: учебник для вузов/ И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова.-СПб.: Питер, 2013 г. — 432 с.

Процесс товародвижения

После выбора каналов распределения необходимо организовать их эффективное функционирование, т.е. решить вопросы в области физического распределения (товародвижение).

Товародвижение это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их происхождения к местам использования. Товародвижение включает работу с заказами, обработку грузов, организацию складского хозяйства, управление запасами и транспортировку.

На рис. 3 приводится диаграмма, характеризующая структуру затрат по выполнению отдельных функций товародвижения.

Рис. 3 – Структура затрат по отдельным функциям товародвижения.

Организация, которая поставляет нужные потребителям продукты в требуемом количестве в требуемые место и время с должным уровнем сервисной поддержки, имеет дополнительные аргументы для завоевания конкурентных преимуществ. В процессе товародвижения принимают то или иное участие все участники канала распределения.

Главные цели процесса товародвижения формулируются в области обеспечения требуемого уровня удовлетворения запросов потребителей при минимизации затрат на организацию и осуществление данного процесса. От процесса товародвижения потребители ожидают эффективной системы оформления заказов, наличия в запасах требуемых ими продуктов, возможности осуществления срочных поставок, быстрого выполнения гарантийных обязательств, надежного послепродажного обслуживания. Многие организации в данной области вводят определенные стандарты – например, гарантированная доставка товара в течение 48 часов.

При проектировании процесса товародвижения согласованно требуется решать производственные и сбытовые вопросы. Примером производственных проблем могут служить следующие вопросы: где целесообразнее собирать автомобиль: на заводе-изготовителе или по месту продажи? где целесообразнее расфасовывать стиральные порошки, бутилировать напитки: в месте производства или в месте продажи?, где может быть более дешевые рабочая сила и упаковочные материалы? зачем в неполностью заполненных коробках транспортировать воздух?

Примером вопросов, решаемых в сфере сбыта, могут служить следующие. Где лучше хранить запасы продукции: на заводе, в системе оптовой или розничной торговли или в определенных пропорциях во всех этих местах? Каковы должны быть эти запасы? Какими видами транспорта и как лучше транспортировать продукцию? Как и где организовать допродажное и послепродажное обслуживание?

Все указанные вопросы требуется решать согласованно, не основывая решения на локальных оптимумах, а стремясь найти оптимальное решение в целом. Ведь, например, самое дешевое решение в области хранения готовой продукции может привести к удорожанию транспортировки и к другим нежелательным явлениям, что приведет к принятию неоптимального решения в целом. Здесь проблемы маркетинга тесным образом переплетаются с проблемами логистики.

Возможно объединение хранения товаров и их продажи. Организационно-правовой формой решения таких комплексных проблем является консигнация.

Консигнация – это условия продажи товаров через консигнационные склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад посредников, остается за продавцом до момента продажи его покупателю.

Хранение товара на складе и его продажная подготовка осуществляется за счет продавца. Поставка товаров на склад производится до заключения контракта на продажу с покупателем. Как правило, консигнация предусматривает хранение товара на складе посредника (консигнатора) 1–1,5 года. Если за этот период товар не будет продан, он возвращается собственнику за его счет. Консигнация применяется в тех случаях, когда важно не упустить время продажи, оптимальное с точки зрения эффективности сделки, или когда фактор немедленной сделки поставки товара имеет важное значение.

Рассмотрим более подробно отдельные операции физического распределения.

Работа с заказами включает: получение заказов, их обработку и выполнение. Заказы поступают по почте, по телефону, через компьютерные сети, в результате личных визитов представителей заказчиков. Обработка заказов заключается в передаче их на склады, где проверяется наличие запрашиваемого продукта. Кроме того, заказ направляется в соответствующие экономические службы, где проверяются цены, условия поставки, кредитоспособность заказчика. После одобрения заказа начинается его выполнение. Если заказанного продукта нет на складе, то дается задание производственникам.

После того как заказ готов к отгрузке, складские и сбытовые службы составляют график использования соответствующих транспортных средств. Они выбираются, помимо всего прочего, с учетом срочности поставки.

Обработка грузов важна как с точки зрения эффективной организации складского хозяйства, так и с точки зрения транспортировки груза с места производства до места его использования. Операции упаковки, погрузки, перемещения и маркировки должны выполняться таким образом, чтобы снизить затраты и принести наибольшую пользу потребителям. На выбор методов обработки грузов существенное влияние оказывает вид продукта: является он скоропортящимся или нет и др.

Организация складского хозяйства включает проектирование и использование складских помещений, средств перемещения, хранящихся в них товаров. Складское хозяйство служит целям согласования производства с заказами. Складирование товаров позволяет также поддерживать уровень цен и удовлетворять сезонный спрос.

Складское хозяйство выполняет следующие функции: получает товары, идентифицирует и регистрирует их, проводит сортировку, направляет товары на хранение и хранит их, отыскивает нужные товары и сортирует их для отгрузки, осуществляет упаковку подобранных групп товаров и направляет их к выбранному транспортному средству. При этом осуществляется оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов.

Управление запасами заключается в создании и поддержании запасов товаров соответствующего ассортимента и в соответствующем количестве, необходимых для удовлетворения запросов потребителей. Кроме того, создание запасов служит целям обеспечения непрерывного в течение года производства продуктов сезонного спроса, например, газонокосилок. Поскольку доля основных фондов, необходимых для управления запасами, составляет 30–50% суммарных основных фондов предприятия, то эффективное управление ими составляет важный резерв повышения всей деятельности в области физического распределения. Когда на складе хранится малый запас товаров, это, с одной стороны, снижает запасы нереализованной продукции, но с другой стороны, потребитель, не получив нужный ему продукт, переключается на покупку продукта конкурента. Когда же запасы чрезмерно велики, то удовлетворение запросов потребителей становится более дорогим, возникает вероятность устаревания продуктов. Отсюда вытекает сложная и важная задача оптимизации запасов.

Менеджеры по запасам имеют дело с двумя чрезвычайно важными проблемами. Они должны знать, когда необходимо пополнять запасы и сколько нужно заказать товаров. Точка перезаказа характеризует уровень запасов, при котором необходимо сделать новый заказ. Выбор точки перезаказа определяют три фактора: время запаздывания поступления товаров после того, как они были заказаны; скорость продажи товаров и запас безопасности, дающий возможность всегда удовлетворять запросы потребителей. Оптимальный уровень запаса безопасности зависит от спроса и стандарта по предоставлению услуг потребителям. Большие запасы безопасности гарантируют наличие требуемого товара на складе, они также снижают стоимость реализации заказов, поскольку последние осуществляются относительно редко. Малые запасы безопасности, с другой стороны, требуют частого перезаказывания и приводят к высокой стоимости реализации заказа. Вместе с тем такой подход уменьшает общую стоимость обслуживания запасов. На рис. 4 предоставлены две системы возобновления запасов, характеризующихся разными размерами возобновления запасов при одном и том же запасе безопасности. Вариант (а) характеризует при определенной величине спроса редкое поступление заказов. Вариант (б) при той же величине спроса – частое поступление заказов.

Рис. 4 – Влияние размера заказа на систему возобновления запасов

На рис. 5 даются рекомендации по выбору экономически оправданной величины заказа исходя из требования минимизации суммарных затрат на создание и поддержание запасов. Данный подход положен в основу многих систем контроля уровня запасов. Однако всегда следует помнить: минимизация суммарных затрат должна быть сбалансирована с уровнем услуг, предоставляемых потребителям. Поэтому вследствие увеличенных затрат на обслуживание запасов, что обычно коррелирует с увеличением уровня обслуживания потребителей, заказываемое количество часто лежит правее оптимальной точки, что приводит к более высоким суммарным затратам.

В настоящее время используются различные методы, направленные на улучшение управления запасами, например, система «точно в положенное время».

Рис. 5 – Выбор экономически оправданной величины заказа

Транспортировка обеспечивает перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования. Практика выработала ряд рекомендаций по предпочтительному использованию разных видов транспорта для транспортировки различных грузов (табл. 3).

Таблица 3 Использование разных видов транспорта для транспортировки различных грузов

ЖелезнодорожныйАвтоВодныйТрубопроводныйВоздушный
УгольОдеждаБензинНефтьЦветы
ЗерноБумажные товарыХимикатыПриродный газСкоропортящиеся продукты
ХимикатыКомпьютерыРудаУгольная пульпаИнструменты
ЛесКнигиБокситыВодаСрочные запасные части
АвтомобилиСвежие фруктыЗерноСрочная почта
РудаЖивой скот

В табл. 4 приводятся данные, характеризующие сравнительную эффективность различных видов транспорта по шести показателям.

Оценки по приведенным в таблице показателям кладутся в основу выбора транспортных средств.

Для того чтобы использовать выгоды различных транспортных средств, часто используют комбинацию из нескольких видов транспорта. Контейнеризация облегчает комбинированное использование нескольких видов транспорта.

Таблица 4 Сравнительная характеристика различных видов транспорта*

ВидСтоимость на км.Скорость поставкиЧастота поставокСтабильность графика поставокГибкость обработки грузаМесторасположение
Водный
Железнодорожный
Автотранспорт
Трубопроводный
Воздушный

1 – очень низкая эффективность;

2 – низкая эффективность;

3 – средняя эффективность;

4 – хорошая эффективность;

5 – очень хорошая эффективность.

Рассмотренные затраты на реализацию функций физического распределения – работа с заказами, обработка грузов, организация складского хозяйства, управление запасами и транспортировка – составляют около трети всех затрат на маркетинг. Оказывая сильное влияние на уровень удовлетворенности потребителей, эти функции для маркетолога представляют большое значение.

Вывод:

Решения о выборе каналов распределения ¾ одни из самых слож­ных и ответственных, которые необходимо принять предприятию. Каждый канал характеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек; выбрав конкретный маркетинговый канал, предприятие должно, как правило, пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Выбор канала окажет существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.

Каждому предприятию необходимо разработать несколько вариантов достижения рынка. В отличие от прямой продажи эти пути к рынку представляют собой каналы с одним, двумя, тремя и более уровнями посредников. Для каналов распределения характерны постоянные, нередко драматические перемены.

Формирование канала требует изучения основных вариантов его возможной структуры с точки зрения типа и числа посредников. Управление каналом требует отбора и мотивирования квалифицированных посредников. Необходимо периодически проводить оценку деятельности каждого отдельного члена канала, сравнивая его прошлые и нынешние показатели сбыта, сравнивая его показатели сбыта с показателями других членов канала.

По мере более широкого признания концепции маркетинга больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения. Товародвижение ¾ это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и навозможностях предприятия управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 3911 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]