Организация транспортировки продукции предприятия

Организация перевозки товаров

Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального развития производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.

Наибольшую долю в грузообороте страны занимает железнодорожный транспорт, используемый для транспортирования грузов на значительные расстояния. Поэтому средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже, чем на автомобильном транспорте.

Для перевозки товаров на железнодорожном транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны и специальный холодильный транспорт.

В к р ы т ы х в а г о н а х перевозят упакованные товары, не требующие поддержания в пути следования строго-заданных влажностно-температурных режимов. Длинномерные грузы и товары, уложенные в контейнеры, перевозят на п л а т ф о р м а х и в п о л у в а г о н а х.

Ц и с т е р н ы применяют для перевозки наливных грузов.

Скоропортящиеся товары перевозят железнодорожным х о л о д и л ь -н ы м т р а н с п о р т о м. Для этих целей используют вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, 5- и 12-вагонные секции рефрижераторов, 21- и 23-вагонные поезда-рефрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных вин и живой рыбы.

Вагоны-ледники оборудованы охлаждающими устройствами, наполняемыми льдом. Поезда и вагоны-рефрижераторы имеют машинные охлаждающие устройства, позволяющие поддерживать отрицательные температуры. Поэтому они служат для перевозки как охлажденных, так и замороженных продуктов.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

Различают транспортный подвижной состав о б щ е г о н а з н а ч е – н и я и с п е ц и а л и з и р о в а н н ы й. Подвижной состав общего назначения наиболее распространен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами. Ко второй группе относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов.

По т и п у к у з о в а автомобили подразделяют на автомобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.

Перевозка товаров осуществляется также речным и морским транспортом, которые играют особо важную роль для снабжения северных, восточных и других отдаленных районов.

Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транспортировки срочных грузов, а также для доставки товаров в труднодоступные районы.

Для перевозки товаров на небольшие расстояния применяют гужевой транспорт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ Ж/Д ТРАНСПОРТОМ

Основным документом, регламентирующим порядок перевозки грузов на ж/д транспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органами транспорта, грузоотправителями и грузополучателями, является Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Он регламентирует важнейшие положения по организации перевозок грузов, а также ответственность железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей. Этим же целям служат правила и инструкции, издаваемые федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта.

На ж/д транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонных отправок, в контейнерах или в сборных вагонах.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу.

При контейнерных отправках используют контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 20, 24 и 30 т.

В сборных вагонах перевозят грузы мелкими или малотоннажными отправками по разным перевозочным документам.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также ж/д направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на ж/д транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной ж/д накладной грузоотправитель.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется н а к л а д н а я, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения.

Если на ж/д станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение груза, ж/д станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения или порчи груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

К о м м е р ч е с к и й а к т составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдения правил погрузки. Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем ж/дороги и грузополучателем.

Транспортным уставом ж/дорог Российской Федерации установлены сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также порядок предъявления исков к ж/дороге, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов. Специальная глава устава посвящена ответственности ж/дорог, грузоотправителей и грузополучателей в связи с осуществлением перевозки грузов.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия ж/д транспорта с морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленной на весь путь следования груза.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ АВТО/ ТРАНСПОРТОМ

Для перевозки грузов торговые организации и предприятия используют как собственный автотранспорт, так и транспорт общего пользования либо принадлежащий другим организациям и предприятиям.

Торговые организации и предприятия заключают с автохозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавливают объем и сроки перевозок, порядок составления, представления и выполнения заявок на перевозку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования товаров, материальная ответственность, определяются рациональные формы, маршруты и схемы грузоперевозок.

При заключении транспортного договора клиент (грузоотправитель и грузополучатель) должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение тех или иных работ по перевозке груза.

ПЕРЕВОЗКА ТОВАРОВ ВОДНЫМ И ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы страны.

Морской транспорт обладает большой универсальностью и низкой себестоимостью.

Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.

Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транспортом ограничивает его использование для перевозки товаров народного потребления.

Организация перевозки грузов водным транспортом регламентируется правилами перевозок, разработанными для морского и речного видов транспорта.

На м о р с к о м транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на межпортовое (между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и речными портами) сообщение и прямое смешанное (железнодорожно-водное или автомобильное) сообщение.

Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отправления и назначения.

При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет погрузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ – коносамент. Если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз в пункте назначения.

В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хранение груза свыше 24 часов взимается плата по тарифу.

Читайте также:  Как работать с терминалом оплаты на кассе?

На в о з д у ш н о м транспорте основным документом, регламентирующим перевозки, является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов.

На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на основе договоров.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10334 – | 7636 – или читать все.

134.249.83.1 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Транспортные услуги по перевозке товаров оказывают торго­вым организациям специализированные транспортные предприятия. Торговые организации могут иметь собственные автомобили, желез­нодорожные вагоны. В составе крупных торговых организаций может быть автотранспортное хозяйство.

Торговая организация, имеющая собственные автомобили, осу­ществляет доставку товаров через экспедиторов или водителей-экспе- диторов. С каждым экспедитором и водителем-экспедитором заклю­чается договор о материальной ответственности.

На товары, отгруженные покупателям, оформляется товарная накладная формы № ТОРГ-12. В форму накладной следует добавить строку для подписи экспедитора (водителя-экспедитора).

О доставленных и возвращенных товарах, а также о возможных потерях при транспортировке экспедитор составляет «Отчет экспеди­тора» по форме № МХ-21.

Если покупатель отказался от части доставленного товара, то непринятые товарные позиции могут быть вычеркнуты из накладной. При этом внесенные исправления должны быть подтверждены подпи­сями тех же лиц, которые подписали документы, т.е. экспедитора (во- дителя-экспедитора) и представителя покупателя, принявшего товар. Не принятый покупателем товар должен быть возвращен на склад, это необходимо отразить в отчете экспедитора. Следует также оформить накладную на внутреннее перемещение формы № ТОРГ-13, на основа­нии которой заведующий складом сделает восстановительные записи в карточках и журналах складского учета товаров.

Договором поставки или купли-продажи может быть не предус­мотрена возможность отказа покупателя от доставленного по его заяв­ке товара. В таком случае составляется акт об установленном расхож­дении по количеству и качеству по форме № ТОРГ-2. Со стороны грузоотправителя такой акт может подписать работник, имеющий удо­стоверение на право участия в приемке поступившего к покупателю товара, в определении его качества и комплектности.

Перевозкитоваров сторонней организацией регулируются гла­вой 40 ГК РФ. Оказание транспортных услуг производится по догово­ру перевозки груза. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначе­ния и выдать его получателю. В свою очередь отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составле­нием и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коноса­мента или иного документа, предусмотренного транспортным уставом или кодексом.

За перевозку грузов взимается провозная плата, размер ее устанав­ливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законами.

При перевозке грузов транспортом общего пользования (напри­мер, железнодорожные перевозки) провозная плата определяется на основании тарифов, которые утверждаются в порядке, предусмотрен­ном транспортными уставами и кодексами. Если перевозчик выполня­ет по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотрен­ные тарифами, то эти работы оплачиваются по соглашению сторон.

Согласно ст. 790 ГК РФ перевозчик имеет право удерживать пе­реданные ему для перевозки товары в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей, связанных с перевозкой, если иное не установлено законом, правовыми актами или договором.

Если погрузка (выгрузка) товаров осуществляется силами отпра­вителя (получателя), то в договоре должны быть предусмотрены сро­ки на погрузку (выгрузку). Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, предусмотренные транспортными уставами и ко­дексами, а при их отсутствии — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Перевозчик несет ответственность за сохранность товаров после принятия их к перевозке и до выдачи товаров грузополучателю. ГК РФ (ст. 796) установлены следующие виды ущерба, которые перевозчик должен возместить заказчику: утрата или недостача груза — в размере стоимости недостающего или утраченного груза; утрата груза с объяв­ленной ценностью — в размере объявленной стоимости груза; повреж­дение (порча) груза — в размере суммы, на которую понизилась стои­мость груза. При невозможности восстановления поврежденного груза — в размере полной стоимости груза.

При решении вопроса о возмещении ущерба стоимость груза опре­деляется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмот­ренной договором. Если счет отсутствует и цена не указана в договоре, то применяются цены, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные товары.

Перевозчик также возвращает отправителю (получателю) про­возную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза.

При осуществлении систематических перевозок товаров торго­вая организация может заключить с транспортной организацией дол­госрочный договор. По такому договору транспортная организация обязуется в установленные сроки принимать, а торговая организация — предъявлять к перевозке товары в обусловленном объеме. В договоре необходимо определить объемы, сроки и другие условия предоставле­ния транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, по­рядок расчетов, иные условия организации перевозок.

В бухгалтерском учете торговой организации услуги экспедито­ра списываются в расходы на продажу (счет 44).

Уплаченные экспедитором налоги, сборы и пошлины отражают­ся на счетах учета этих платежей в корреспонденции со счетом учета расчетов с экспедитором (счета 60 или 76).

Торговая организация может заключить со сторонней организа­цией или физическим лицом договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды с экипажем). В таком случае арендодатель не несет ответственности за сохранность груза.

Отгрузка товара автотранспортной организацией производит­ся по товарно-транспортной накладной формы № 1-Х

Отношения грузоотправителя и перевозчика регулируются ГК РФ и следующими основными документами:

• Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. № 12;

• Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Минтранса РСФСР от 30 июля 1971 г.;

• Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транс­портом, утвержденными приказом Минтранса РСФСР от 8 августа 1995 г. № 73.

Согласно уставу автомобильного транспорта перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопро­вождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя).

При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор автотранс­портной организации предъявляет грузоотправителю удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортной организации. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подпи­сью водителя-экспедитора. Подпись ставится во всех экземплярах то- варно-транспортной накладной. Один экземпляр вручается грузо­отправителю.

Согласно общим правилам перевозок при городских и пригород­ных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по при­чинам, не зависящим от автотранспортной организации, груз переад­ресовывается грузоотправителем другому грузополучателю или возвращается грузополучателю. В таких случаях грузоотправитель оп­лачивает перевозку груза в оба конца, а также штраф за простой авто­мобиля. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отка­зе в приеме груза и сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе, заверенную подписью и печатью (штампом).

Взаимоотношения сторон при железнодорожных перевозках ре­гулируются ГК РФ и следующими нормативными документами:

• Транспортным уставом железный дорог Российской Федера­ции, утвержденным Законом РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ;

• Правилами централизованного вывоза (завоза) грузов с же­лезнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприя­тиями, утвержденными совместным приказом Минтранса РФ и МПС РФ от 14 мая 1993 г. № А-7 и № ЦМ-180;

• различными правилами перевозок отдельных видов грузов железнодорожным транспортом.

Грузоотправитель должен представить на каждую отправку гру­за транспортную железнодорожную накладную, составленную надле­жащим образом, и другие документы, предусмотренные соответству­ющими правовыми актами.

В соответствии с договором перевозки железная дорога обязует­ся своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю. Грузоотправитель обязуется по договору пере­возки оплатить стоимость перевозки груза.

Квитанция о приемке груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. До­рожная ведомость — это расчетный лист, в котором отражаются все рас­ходы. Дорожная ведомость сопровождает доставку до станции назна­чения и остается на железной дороге назначения.

Нормы естественной убыли при транспортировке установлены в зависимости от километража, веса груза, времени года и других фак­торов. Нормы естественной убыли применяются в тех случаях, когда при приемке обнаружена фактическая недостача товаров против мас­сы, указанной в сопроводительный документах. В нормы не включают – ся потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разница между фактической массой тары и массой по трафаре­ту (завес тары).

Читайте также:  Разведение фазанов для охоты как бизнес

Убыль товаров при транспортировке относится в расходы полу­чателя товаров (покупателя).

Тема 8. Организация перевозки товаров

Тема 7. Тара и тарные операции на складе

Тема 5. Организация и технология складских операций

Тема 4. Технологическое оборудование складов

Тема 3. Товарные склады, их устройство и планировка

Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды.

Тема 2.

Тема 1. Основы построения процесса товародвижения

Понятие и сущность процесса товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения (определение товародвижения, рациональная организация, факторы товародвижения). Принципы рационального построения процесса товаро­движения (принципы товародвижения, формы товародвижения, использование дополнительного оборудования). Организационно-правовые формы функционирования торговых предприятий (основные признаки классификации, виды). Научно-технический прогресс в торговле (основные направления развития торгового дела).

Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйствен­ных отношений. (Определение оптовой торговли, ее роль и функции). Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения.

Назначение и функции складов, их классификация. Требования к устройству и проектированию складов. Виды складских помещений и их планировка. Определение потребности в складской площади и емкости.

Оборудование для хранения товаров. Подъемно-транспортное оборудование. Весоизмерительное и фасовочное оборудование.

Складской технологический процесс и принципы его ор­ганизации. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров. Технология размещения, укладки и хранения товаров. Организация и технология отпуска товаров со склада. Технико-экономические показатели работы складов.

Тема 6. Управление торгово – технологическим процессом и организация труда на складах

Организация управления торгово-технологическим про­цессом на складе. Структура аппарата склада и функции его работников. Организация труда складских работников.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе. Классификация и характеристика основных видов тары. Унификация, стандартизация и качество тары. Организация тарного хозяйства в торговле.

Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом. Организация перевозок товаров автомобильным транс­портом. Перевозка грузов морским транспортом. Перевозка грузов внутренним водным транспортом. Особенности перевозки грузов воздушным транспор­том.

Раздел 2. Розничная торговля

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 448 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Контрольная работа: Организация транспортировки на предприятии

Тема: Организация транспортировки на предприятии

Тип: Контрольная работа | Размер: 91.18K | Скачано: 65 | Добавлен 08.10.10 в 00:36 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Содержание

1. Организация транспортировки на предприятии 3

1.1. Роль транспортировки в логистике 3

1.2. Выбор вида транспортного средства

2. Определение потребности в материальных ресурсах на

определенный период 10

3. Определение оптимального размера заказа 13

4. Выбор местоположения склада 14

5. Выбор поставщика 17

1. Организация транспортировки на предприятии

1.1. Роль транспортировки в логистике

Значение транспорта в промышленном производстве обусловлено большой материалоемкостью работ и трудоемкостью погрузочно-разгрузочньгх операций. Удельный вес затрат на перевозки достигает 20 % общей стоимости произведенной продукции, а трудоемкость транспортных и погрузочно-разгрузочньгх работ составляет почти 40% общих трудозатрат.

Задачи транспортной логистики:

-выбор вида транспортных средств;

-выбор типа транспортных средств;

-совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

-совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

-обеспечение технологического единства транпортно-складского процесса;

-определение рациональных маршрутов доставки

Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение транспортировки то­варов; минимизация транспортных затрат; нахождение оптималь­ных маршрутов по доставке; создание логистических схем, по­иск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование дос­тавки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение та­моженных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контро­лируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; кон­солидация (объединение) грузов в процессе доставки; хране­ние на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортиров­ки невозможно само существование материального потока. Зачас­тую транспортный сервис, дополненный операциями грузоперера­ботки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегри­рованных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической актив­ности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины ­транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в ло­гистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутри­производственную, технологическую) транспортировку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от­расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг – транспортного сервиса. С позиций потребителя транс­портный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обус­ловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают та­кие виды транспорта и способы транспортировки, которые обес­печивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребите­лю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхова­нию, охране и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

Выбор способа транспортировки

Выбор вида транспорта

Выбор транспортного средства

Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке

Оптимизация параметров транспортного процесса

Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществ­ляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно­ экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных до­рог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследова­ний и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта пред­приятия, изготавливающие транспортные средства, а также орга­низации, выполняющие иную связанную с транспортным процес­сом работу. .

Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевоз­кой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа ло­гистических активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и междуна­родном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных уз­лах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Ев­ропы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терми­нальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс со­оружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выпол­нения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой ­разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различ­ных партий грузов. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей. Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представля­ют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортя­щихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто также тер­миналы имеют железнодорожные подъездные пути.

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мел­копартионные отправки грузов.

Основными операциями универсальных тер­миналов являются: сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.

Специализированные терминалы осуществляют операции транс­портно-логистического сервиса для определенного вида или ассор­тимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов. Технологический процесс терминальной транспортировки со­стоит из трех основных этапов:

1) завоза грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Линейные (магистральные) перевозки между терминалами мо­гут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале про­изводится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Читайте также:  Пекарня на дому как бизнес

Качество терминальных перевозок характеризуется высокой ско­ростью доставки грузов и эффективным использованием транспор­тных средств.

1.2. Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и т.д. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

В производственной сфере используются все основные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, тракторный и воздушный.

Автомобильный транспорт – основной, на его долю приходится свыше 80% грузов (по массе), железнодорожным и водным транспортом перевозится, соответственно, 15 и 5 %.

Автомобильный транспорт имеет такие преимущества, как мобильность и высокая маневренность. С его помощью груз может доставляться “от дверей до дверей” с необходимой степенью срочности, также он обеспечивает регулярность поставки. Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт используют иногда для внутрипостроечных перевозок по замкнутым трассам без выхода на внешние сети при значительных грузопотоках на длительный период (например, доставки песка или гравия с карьера на предприятие ЖБИ или крупный строительный объект). Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов. Однако применение этих видов транспорта целесообразно лишь при значительных расстояниях из-за большой трудоемкости и стоимости погрузочно-разгрузочных и складских операций, а также увеличения сроков доставки.

Тракторный транспорт в качестве внутрипостроечного имеет преимущественное применение при бездорожье, сложном рельефе местности, подаче в монтажную зону технологического оборудования и тяжеловесных сборных элементов и при их перемещениях на сравнительно небольшие расстояния от места укрупненной сборки к месту монтажа.

Воздушный транспорт используется ограниченно, главным образом, для доставки людей, техники, материалов в труднодоступные места и для срочных перевозок небольших по объему и массе грузов. Основные его преимущества -скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графиков поставки.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

– частоту отправлений грузов;

– надежность соблюдения графика доставки;

– способность перевозить разные грузы;

– способность доставлять груз в любую точку территории;

В зависимости от стратегии и задач фирмы компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в табл. 1.

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Управление транспортным обслуживанием производства

Внутризаводской транспорт является не только способом механического перемещения грузов, а и способом труда, который обеспечивает ритмичную работу преприятия в соответствии с заданным производственным графиком.

Транспортные операции составляют значительную часть в технологическом процессе производства продукции. Это являются следствием функционально-технологических особенностей разделения труда между цехами (участками), которые определяют необходимость многоразовых перевозок одних и тех же грузов.

Значение транспортного обслуживания определяется тем, что часть транспортных затрат в себестоимости продукции относительно велика и колеблется в пределах 3-7%. Поэтому улучшение использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла.

Целью системы транспортного хозяйства является своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели явялется снижение к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта.

Задачи транспортного цеха предприятия определяются в следующем:

  • вобеспечении своевременного и бесперебойного транспортного обслуживанияосновных и вспомогательных цехов и складских служб;
  • всоздании условий для обеспечения ритмичности производства;
  • вмеханизации транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;
  • вправильной выборе и рациональном использовании транспортных средств иустройств;
  • вобеспечении сохранения траспортируемыхгрузов, а также техники безопасности при эксплуатации транспорта;
  • вулучшении технико-экономических показателей работы транспортных цехов;сокращение затрат на транспортные операции.

Функции транспортной службы предприятия:

  • разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
  • планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
  • планирование ППР транспортных средств;
  • планирование потребности приобретения запчастей;
  • оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
  • обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
  • организация осмотров и ремонта транспортных средств;
  • организация безопасности движения;
  • организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
  • организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Значение транспортного хозяйства предприятия не ограничивается лишь перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа непосредственно влияют на ход производственного процесса и на себестоимость продукции, которую производит предприятие. От работы транспорта зависит равномерный выпуск продукции, ритмичность работы всех участков и рабочих мест. Время, затраченное на внутри- и межцеховые перевозки, напрямую влияют длительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства и транспортирования грузов достигают 30% всех непрямых затрат. Поэтому основными ориентиром транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное транспортирование грузо в условиях эффективного использования транспортных средств и минимизации себестоимости транспортных операций. Это можно достигнуть за счет правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, совершенствования хозяйственного расчета.

Для выполнения этих задач транспортное хозяйство в своем распоряжении имеет:

  • трудовые (вспомогательные рабочие, технический и административно-управленческийперсонал);
  • материальные (основные и вспомогательные материалы и энергию, необходимые длявостановительного ремонта и изготовления запасных частей) и технические (оборудование для перемещения грузов, технологическое оснащение, подъемно-транспортныеустройства, испытательные стенды и т.д.) ресурсы;
  • информационное обеспечение (нормативы расходатопливных и смазочных материалов; планово-учетная документация, путевыелисты астотранспортных средств и т.д.).

Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на упровне предприятия создается транспортный цех, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков. Структура внутрипроизводственного транспорта зависит от объема и типа продукции, состава цехов и их территориального размещения. Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от многих факторов и определяется при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий. Очевидно, что со сменой технологии, профиля продукции, которая выпускается, изменяется и структура транспортных средств.

Рис. 1 Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия

Организация и управления транспортным хозяйством на предприятиии относится к компетенции специализированных транспортных служб.

На крупных и средних предприятиях имеют, как правило, средних размеров транспортных цех, который состоит из нескольких участков, специализированных по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, электрокарный и т.д. Такой цех подчинен в большинстве случаев заместителю директора по коммерческой работе. На крупных предприятиях может быть должность заместителя директора по транспорту или начальник транспортного управления (отдела).

Структура управления транспортного отдела среднего машиностроительного предприятия представлена на рис. 1.

Взависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний транспорт предприятия выполняет двойную функцию связи с другими предприятиями. Во-первых, с помощью внешнего транспорта предприятие получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные комплектующие изделия. Во-вторых, после изготовления продукции предприятие перевозит ее к потребителю или станции отправления.

Кроме того, ряд предприятий перевозят работников и служащих от дома к месту работы и назад.

Функции внешнего транспорта такие же, как и транспорта общего использования.

Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции. По предназначению внутризаводской транспорт делится на внутренне- и межцеховой, а также межоперационный.

Межцеховой транспорт служит для достаки со складов к производственным цехам разных материалов, транспортирования из цеха к цеху полуфабрикатов, а также для перевозок готовой продукции из цеха на скдад (грузовые автомобили, электро – и автокары и т.д.).

Внутрицеховой транспорт предназначается для траспортирования грузов между производственными участками или поточными линиями (электро – и автокары, тельферы, краны, ковейеры и т.д.).

Межоперационный транспорт перемещает заготовки и деталей между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса (тельферы, краны, ковейеры и т.д.).

Особенность организации, состав и структура транспортного хозяйства промышленного предприятия и его отдельных цехов и служб зависит от масштабов и типов производства, характера продукции, которая выпускается, материалов, используемых для ее изготовления, технологических процессов и их организации, производственной структуры предприятия и т.д.

Оцените статью
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]