Акционерное общество это государственное предприятие или частное

Содержание

Содержание

Акционерное общество это государственное предприятие или частное

C сайта ОАО “РЖД”:

Где и когда я могу приобрести акции ОАО “РЖД”?
22.11.2004 Артюхин Николай Петрович
Ответ: Реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством Российской Федерации в мае 2001 года. Важным результатом реализации Программы структурной реформы на начальном этапе стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта, и создание открытого акционерного общества “Российские железные дороги”, которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

С 1 октября 2003 г. открытое акционерное общество “Российские железные дороги” в полной мере осуществляет хозяйственную деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

Законодательно закреплено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО “РЖД” составляет 100 процентов. То есть единственным акционером ОАО “РЖД” является государство в лице Правительства Российской Федерации. Все полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации и от имени Российской Федерации.

Федеральным законом “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО “РЖД”, а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Таким образом, законодательно закреплено, что акции ОАО “РЖД” не могут находиться в частной собственности.

Вообще получается бред какой-то!
Они бы ещё бы ТОО или ИП сделали.
ОАО – акции могут распространияться не только среди узкого круга лиц (например работников предприятия), а среди простого населения.
ЗАО – только среди узкого круга лиц.

ОАО “РЖД” – ни то, ни другое.

Самый правильный вариант – это ГУП.

Непонятно, с какой целью государство создало ОАО? Да ещё законодательно закрепило 100 % за собой.

Акционерные общества и организуются для того, чтобы было движение акций, т.е. покупались/продавались.
Здесь же никакого движения нет по определению.

Иногда меняют форму собственности ООО на ОАО именно для такого движения.

ОАО, или открытое акционерное общество, это форма собственности предприятия. Во главе предприятия – собрание акционеров. «Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» – это цитата из Ст. 7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

ЗАО, или Закрытое Акционерное Общество – это форма собственности организации. В ЗАО акции распределяются только между его владельцами или другими лицами – главное, что количество этих лиц строго определено и неизменно (всего не более 50). ЗАО не имеет право выставлять свои акции на продажу. От одного лица другому акции в ЗАО могут переходить только с согласия большинства других акционеров.

ООО, или Общество с ограниченной ответственностью – это когда один несколько человек учреждают некое хозяйственное общество, внося в него уставной капитал, разделенный на доли. Цель создания ООО – коммерческая деятельность и получение прибыли. Участники ООО не отвечают за него по обязательством, не рискуют потерпеть убытки больше, чем стоимость их вкладов. Это закон.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

“Предприятие” как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать “предприятия” – несобственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам. В результате появились “индивидуальные (и семейные) частные предприятия” (ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами – контрагентами созданного им ИЧП.
Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.
Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:
1) основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
2) основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.
Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:
– у них создается уставный фонд;
– они имеют возможность создавать дочерние предприятия;
– собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.
В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.
Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.
Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.
Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Читайте также:  Кафе на колесах как бизнес

Так что больше всего подходит ГУП.

Самое интересное, до ОАО у всех предприятий была организационно-правовая форма или ГУП или МУП.
Все предприятия, относящиеся к энергетики были ГУП.
Потом как правило их банкротили, и они становились ОАО, держателем акций этих предприятий было государство.
К чему огород городить?
Банкротили в том числе намеренно, работал экономистом на предприятии.

Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят.

С уважением, Дмитрий.

1. ILK , 11.05.2007 15:54
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

цитата: ILK:
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

Так получается перекладывание из одного кармана в другой.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства (как единственного акционера).
А что за серьёзные ограничения на распоряжения собственностью?
Опять же, в любом случае (и в ОАО и в ГУП) требуется согласие государства для того или иного действия.

Вообще не понимаю государство. Нафига кредиты брать в банках, платить проценты? Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия. Здесь уже получается большая политика.

Про предприятие, на котором я работал (ГУП):
Почему государство требовало от нас принять тепловые сети, одного района Карелии, где живут одни бичи, и не платят по пять лет?
Сначала были огромные убытки (несколько миллионов).
Потом их решили отключить.
Директору приказали на уровне Правительства Республики Карелия обеспечивать дальше.
Никаких дотаций от государства не было.
Потом их передали другому предприятию. После этого предприятие немного задышало, стали платить з/п вовремя.
Затем их вернули ещё раз. И это добило предприятие окончательно.
В довершение ко всему, вышел AP? который гласил, что предприятие, имеющие электрические сети, не могут заниматься сбытом электроэнергии, а должны передать эту функцию сбытовым компаниям.
Естественно поток ден. ср-в уменьшился чуть ли не в 10 раз. Нам платила сбытовая компания только за транзит электроэнергии.
Ещё раз повторяюсь ни одной дотации от государства, никакого целевого финансирования не было.
Собственнику – “Мин.гос.собствености РК” тоже всё было по барабану.
Значит, как приказывать, так государство может, а как заплатить за всё, чтобы элементарно поддержать штаны СВОЕМУ же, ГОСУДАРСТВЕННОМУ предприятию оно не может.
Далее была введена процедура банкротства, внешнее управление.
В итоге было набрано долгов на несколько десятков миллионов.
А до этих теплосетей предприятие процветало, были миллионные прибыли.
Затем организовано новое предприятие – уже ОАО. Функции которого не изменились.
Хоть и ОАО, но по прежнему попробуй только отключи в случае чего.
Ничего так и не изменилось, кроме названий отделов, которые стали теперь называться секторами.
Зачем этот цирк весь нужен?

Почему государство не поддерживает свои же государственные предприятия?

Я понять никак не могу, почему наш кредитор ОАО “Карелэнерго” подаёт на нас в суд.
Потом вводят внешнее управления, чтобы взыскать с нас долги.
Мы предприятие – государственное, ОАО “Карелэнерго” тоже в конечном счёте государственное (не смотря на ОАО).
Почему происходит перекладывание денег из правого карманы в левый?
Получается государство чуть ли само на себя в суд подаёт.
Юридически конечно всё правильно: разные организации, имеющаяся задолженность.
Но не проще ли было бы на верху во всём разобраться? И простило бы государство долги правого кармана левому.
Или если не хочет так, то по крайней мере сделало бы целевое финансирование на уплату долга.
Деньги ведь никуда не денутся. Не в коммерцию же оплата долгов идёт, а самому себе, т.е. государству.

2. syomindm , 11.05.2007 15:58
3. ILK , 11.05.2007 16:21
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства
Не нужно. Максимум совета директоров по крупной сумме, а это чисто технически попроще.
Разница в распоряжении имуществом между ОАО и ГУП колоссальная.

4. syomindm , 11.05.2007 16:35
[q]ILK:
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • “Золотая акция”;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует “золотую акцию” или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или “золотая акция”. Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о “Об акционерных обществах”, ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с “Законом о приватизации”, использование государством “золотой акции” обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, “золотая акция” применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия “золотой акции”, то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или “золотая акция”. Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Котировки акций
ОАО РАО ЕЭС России
Мосэнерго2,3115 руб.
Полюс Золото7819,5 руб.
Новатэк1193,6 руб.
МРСК Волги0,08895 руб.
МРСК Урала0,1704 руб.
МРСК Сибири0,258 руб.
МРСК Центра и Приволжья0,2305 руб.
МРСК Центра0,294 руб.
Акрон4828 руб.
НМТП9,35 руб.
Уралкалий119,04 руб.
МТС330,5 руб.
Магнит3830 руб.
Русгидро0,7039 руб.
Северсталь931 руб.
Транснефть167600 руб.
Татнефть777 руб.
Норникель20880 руб.
НЛМК143,82 руб.
Алроса82,82 руб.
Аэрофлот107,8 руб.
Башнефть2009 руб.
Сургутнефтегаз47,9 руб.
Сбербанк257,31 руб.
Роснефть481,2 руб.
Ростелеком88,4 руб.
Лукойл6443,5 руб.
Газпром197,2 руб.

Новости эмитентов

“Северный поток-2” призван снизить транзитные риски

Дивидендная тема продолжит поддерживать акции “Сбербанка”

Частное акционерное общество

Непубличное акционерное общество — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц (в противоположность публичному).

До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО), однако с изменением законодательства [1] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества. [2]

Содержание

История

Законом РСФСР „О предприятиях и предпринимательской деятельности“ от 25.12.1990 N 445-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 „О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“ — первоначально существовало различение акционерных обществ на:

  • Акционерное общество закрытого типа (АОЗТ);
  • Закрытое акционерное общество (ЗАО).

Характеристика

Акционеры данного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Как правило, непубличное акционерное общество не обязано публиковать финансовую отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.

Законодательство РФ выделяет разновидность акционерного общества в форме акционерного общества работников (народное предприятие). Правовое положение ЗАОрНП определяется Федеральным законом от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (Закон о народных предприятиях). К народным предприятиям могут применяться также положения о закрытых акционерных обществах, установленные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Стоит отметить, что акционерное общество работников (народное предприятие) является достаточно редкой формой акционерного общества. По состоянию на 2016 год их число оценивалось как около 200 на всю страну [3] .

Муниципалитет в лице местной администрации в Российской Федерации, на основании ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ с одобрения местных законодательных органов (дум, депутатских собраний, советов), может выступать учредителем и соучредителем ЗАО и ООО. [4]

Сравнение с публичным обществом

Основные различия между непубличным акционерным обществом (АО) и публичным акционерным обществом (ПАО):

  1. Число акционеров:
    • для АО не более 500;
    • для ПАО не ограничено.
  2. Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:
    • в АО акционеры пользуются преимущественным правом по цене предложения третьему лицу (похоже на распределение долей в ООО);
    • в ПАО преимущественное право не допускается.
  3. Распределение акций:
    • в АО — среди учредителей либо заранее определённого круга лиц;
    • в ПАО — среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).
  4. Уставный капитал:
    • в АО — от 10 000 руб;
    • в ПАО — от 100 000 руб.

Что такое ПАО — зачем открывать публичное акционерное общество и в чем отличие ОАО от ПАО

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы подробно поговорили про то, что такое АО (акционерные общества), зачем они нужны, как устроены, какие у них есть достоинства и недостатки.

Но внутри АО есть деление на НАО (непубличные) и ПАО (публичные) общества. Причем до 2014 года НАО назывались ЗАО (закрытые АО), а ПАО — это было ОАО (открытые АО). Еще не запутались? Нить не потеряли? Отлично.

Сегодня я очень коротко и максимально просто постараюсь рассказать про ПАО (публичные акционерные общества) и то, чем эта форма отличается от существовавшей ранее (ОАО). Надеюсь, что будет интересно.

ПАО (ОАО) — это публичное акционерное общество

Что означает ПАО? Расшифровка понятия — Публичное Акционерное общество (до 2014 года это было ОАО — открытое акционерное общество). Речь идёт о компании, чьи акции (что это такое?) без ограничений размещаются и торгуются на бирже.

Если компания позиционирует себя как Непубличное АО, она не обязана выводить свои акции на рынок, и может перераспределять доли с согласия своих акционеров.

Переименования АО были приняты законодательно в 2014 г. в связи с необходимостью приблизить российские законодательные нормативы к нормам корпоративного права Европы.

Публичность в названии АО подчёркивает его открытость: у ПАО намного больше возможности привлекать инвесторов за счёт предложения им доли в уставном капитале. Число членов ПАО при этом может быть любым: ограничений нет ни в большую, ни в меньшую сторону.

Сегодня в мире бизнеса можно увидеть и обновлённые названия — ПАО и АО (НАО), и те, которые существовали до принятия изменений: ОАО и ЗАО. Согласно новым статьям ГК РФ, все зарегистрированные сегодня организации не обязаны срочно менять свои наименования. Поменяют они в тот момент, когда будут вносить изменения в устав, в рабочем порядке.

Но такие крупные и значимые для Российской экономики организации, как Газпром, Сбербанк, МТС, уже добавили к своему названию аббревиатуру ПАО.

Что меняется, когда компания становится ПАО вместо ОАО?

Изменится способ создания уставного капитала. По-другому придётся работать органам управления. Для рядовых сотрудников видимых изменений не будет, изменится только запись в договоре.

Ничего, кроме наименований документов, не изменится и для тех, кто пользуется услугами компании. Так, если КАМАЗ теперь называется ПАО, эксплуатационные характеристики выпускаемого им грузового транспорта от этого не улучшатся.

Если же рассматривать вопрос с позиций права, различия понятий ПАО от ОАО выражаются в нескольких важных пунктах:

    Деятельность Совета Директоров. Для ОАО наличие этого управляющего органа было обязательным, когда число его акционеров оказывалось выше 50. Для ПАО наличие Совета обязательно при любом числе акционеров. Согласно правилам, в этот орган входят не менее 5 человек.

В отсутствии Совета управляющие функции брало на себя Общее Собрание Акционеров, организовать которое намного сложнее, чем собрать заседание Совета. Тем более что проведение Общего Собрания регламентируется ФЗ о деятельности АО.

  • Устав организации. В уставе ОАО указывалось, что акционеры имеют преимущественные права на покупку дополнительного выпуска ценных бумаг. ПАО ссылки на особые пункты устава не допускаются, вся его деятельность регламентируется ФЗ (федеральным законодательством).
  • Раскрытие финансовой информации. ОАО обязаны были полностью раскрывать сведения о своей деятельности. К такой информации относилась бухгалтерская отчётность, отчёты о собраниях, отчёты о деятельности самой компании. Неполное раскрытие предусматривало административную ответственность.

    С ПАО ситуация существенно отличается. Компания может обратиться в Центробанк с заявлением о временном отказе от полного раскрытия информации. Если ЦБ найдёт для этого основания, организация сможет информацию и не раскрывать.

  • Удостоверение решений Общего Собрания. Для ОАО в этом случае было достаточно только оформленного протокола собрания. Для ПАО стало обязательным удостоверение, без которого все принятые решения не считаются действительными. Удостоверять решения должен регистратор. Это специализированная организация, основной функцией которой служит ведение реестра.
  • Важно! Те ОАО, которые ещё не сменили наименование, уже сейчас должны придерживаться правовых норм, предусмотренных для ПАО. Если же АО станет непубличным, оно сможет прописать в своём уставе также и нормы регулирования, не предусмотренные в ФЗ.

    Зачем создавать ПАО

    Создание ПАО диктуется масштабами бизнес-задач.

    Если число партнёров по бизнесу растет, и уже превысило 50, а это максимальное для ООО (общества с ограниченной ответственностью) количество участников, или же акции планируется выводить на рынок для привлечения дополнительных инвесторов, где они могут продаваться желающими гражданами.

    Тогда создание ПАО оправдано, и грандиозные цели компенсируют сложности его образования.

    Что такое ПАО? Прежде всего, это коммерческая организация, созданная, чтобы получать прибыль от деятельности. При этом деятельность может быть любой, разрешённой законами России.

    Форма собственности у ПАО может быть разной: государственной, смешанной, частной. Но ключевой особенностью организации является обращение её акций на финансовых рынках.

    ИП, ООО, ОАО, ЗАО — что это такое и какая между ними разница

    В век предпринимательства на слуху у каждого такие понятия, как «ИП», «ОАО», «ПАО», «юрлицо», «компания» и др. Что они означают и как в них разобраться?

    Разница между физическим и юридическим лицом

    Чтобы понять, чем отличается статус физического лица от статуса юридического, нужно познакомиться с их общими определениями. Физическое лицо — это любой человек в отдельности, обладающий правами и обязанностями по факту рождения, полной дееспособностью по наступлению совершеннолетия и правоспособностью. Юридическое лицо — это организация или предприятие, наделяемая правами и обязанностями, право- и дееспособностью после регистрации. Оно имеет свою форму — ООО, ОАО, ЗАО, ОДО, УП.

    Что значит ИП, ООО

    Основными отличиями являются:

    • возникновение. Физ. лицом является каждый человек в отдельности по факту своего существования. Юридическое формируется после его регистрации в государственных органах одним человеком или группой людей;
    • собственность. Персона может распоряжаться всем своим имуществом в любых целях. Предприятие обладает правами и обязанностями на то имущество, которое находится на его балансе и в целях развития бизнеса;
    • ответственность. Фирма привлекается к гражданской и административной ответственности, а человек может быть привлечен еще к дисциплинарной и уголовной;
    • получение правоспособности и дееспособности. Компания наделяется правами и обязанностями, а также способностью осуществлять их по факту регистрации в рамках договора, физическое лицо — по праву рождения и достижения совершеннолетия в рамках нормативных документов;
    • имя, название. Человек может носить имя такое же, как у других людей, а предприятие — уникальное название;
    • процедура регистрации для ведения деятельности. Персона проходит отличный от фирм процесс регистрации, становясь индивидуальным предпринимателем;
    • прекращение деятельности. Организация перестает существовать после процедуры ликвидации в отделении государственных органов. Физическое лицо — по причине естественной смерти.

    Чем отличается физическое лицо от юридического

    Краткое описание форм для предпринимательства

    Существует несколько форм для ведения предпринимательской деятельности. Речь идет о ИП, ООО, ЗАО, и т. д. Что же означают эти аббревиатуры?

    ИП — индивидуальный предприниматель

    Это человек, прошедший несложную процедуру регистрации и имеющий права и обязанности, как у юридического лица. Предприниматель самостоятельно принимает решения относительно своего бизнеса и доходов, а также отвечает по обязанностям — уплате налогов, государственных пошлин и др. ИП осуществляет небольшой перечень услуг. Взаимодействие с государственными органами минимально в отличие от других форм.

    Важно! Люди, состоящие на гос. службе, не могут быть зарегистрированы как ИП. Самостоятельная регистрация возможна с 18 лет, с 14 — по согласию родителей.

    ООО — общество с ограниченной ответственностью

    Оно создается одним гражданином либо группой людей, не превышающей 50 человек. Индивидуальной ответственности по обязанностям никто из учредителей не несет. Регистрация обязывает иметь начальный (уставной) капитал, в размере от 10 тыс. руб.*, расчетный счет и печать. ООО принимает решения в ходе общего соглашения учредителей и распоряжаться своими доходами самостоятельно не может: вывод средств должен быть оформлен, а налог за него уплачен. Причем чистые активы общества должны составлять сумму, близкую к уставному капиталу, если она ниже, его ликвидируют. Организация может осуществлять почти все виды деятельности.

    ОАО — открытое акционерное общество

    Это предприятие не ограничено в численности участников, но ограничено в уставном капитале — не менее 100 тыс. руб. Индивидуальной ответственности участники не несут. Организация ОАО — шаг, свидетельствующий о престиже компании и ее выходе на международный рынок. Акции общества регистрируются на рынке ценных бумаг и торгуются в свободном порядке. Предприятие обладает широкими возможностями, сложной структурой и полностью зависит от стоимости акций.

    ЗАО — закрытое акционерное общество

    Организация может включать в себя не более 50 человек. Акции общества распределяются внутри компании, среди учредителей, и они имеют право распоряжаться ценными бумагами с согласия предприятия. Минимальный уставной капитал — 10 тыс. руб.

    Как расшифровываются аббревиатуры

    Отличия ООО, ОАО, ЗАО и ИП в таблице

    Ип, ООО, ОАО ЗАО — что это такое, ниже в таблице.

    Признаки сравненияФорма организации
    ИПООООАОЗАО
    РегистрацияНебольшое количество документов, не требуется открытия счета и печати. Размер гос. пошлины — 800 руб.Большой пакет документов, обязателен счет, уставной капитал и печать. Размер пошлины — 4000 руб.Большой пакет документов, уставной капитал, регистрация акций. Гос. пошлина — 4000 руб.
    Состав1Не более 50Не ограниченНе более 50
    Уставной капиталНе менее 10 тыс. руб.Не менее 100 тыс. руб.Не менее 10 тыс. руб.
    МестонахождениеПо месту пропискиАренда нежилого помещения
    Принятие решенийСамостоятельноСоветом директором или общим собранием
    Выход из компанииПутем ликвидацииЗаявление и выплата доли в уставной капиталЗаявление и отчуждение доли акцийНевозможен
    ПубличностьПубличная формаНепубличная формаПубличнаяНепубличная
    ОтветственностьРискует всем имуществомОтветственно за имущество на своем балансе
    Вывод средствДля любых целей без отчетностиОбязательно оформление направления средств

    Обратите внимание! С 1 января 2019 г. ИП и юридические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины, если документы подаются в налоговую инспекцию в электронной форме.

    Как правильно выбрать организационно-правовую форму

    Чтобы выбрать для себя, в какой форме планируется работать и развиваться, нужно оценить следующие критерии:

    • какое количество человек участвует;
    • вид деятельности, которым будут заниматься;
    • важно ли время на работу по отчетности;
    • предполагается ли привлечение инвестиций;
    • цель открытия.

    Итак, тип ИП подойдет тем, кто собирается вести бизнес для себя. Эта организация деятельности даст предпринимателю возможности юридического лица с упрощенной системой налогообложения и отчетности. ИП покрывает не все виды деятельности, и в случае банкротства владелец рискует всем имуществом.

    Выбор организационно-правовой формы

    ООО — форма для группы людей, планирующей развиваться. Организованность такой компании намного выше, нужны нежилое помещение для регистрации и дополнительные элементы, такие как расчетный счет, устав, печать. Удобно и не очень сложно, риски минимальные — имущество на балансе и уставной капитал.

    Для начального этапа предпринимательства наиболее выгодны две формы деятельности выше.

    ОАО и ЗАО — самые сложные для учреждения предприятия, требующие больших вложений и времени на развитие с упором на выпуск ценных бумаг. В случае успеха бизнеса ОАО способно выйти на международный рынок, тем самым привлекая новых акционеров и принося огромные доходы.

    Обратите внимание! В приоритете инвестирование в компанию для ее выхода в топ. ЗАО нацелено на получение регулярной прибыли без мощного развития.

    На 2019 год самыми распространенными формами являются индивидуальное предпринимательство и общество с ограниченной ответственностью по причине относительной простоты организации и достаточной прибыли. Акционерные общества открываются знающими людьми и уже работающими в сфере акций. Их развить сложнее, хотя в случае успеха они способны приносить значительно большие доходы. В любом случае предприниматели должны обладать моральной силой и смелостью, чтобы открывать свое дело. После прочтения статьи стали понятны расшифровки аббревиатур, а также то, чем различаются те или иные правовые формы компаний, ведь это не настолько сложно, как кажется.

    *Все суммы указаны на июль 2019 года.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Для любых предложений по сайту: [email protected]