Содержание
- 1 Охрана труда на рабочем месте
- 2 Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
- 2.1 Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- 2.2 Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- 2.3 Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- 2.4 Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- 2.5 Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- 2.6 Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- 2.7 Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- 2.8 Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- 2.9 Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- 2.10 Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- 2.11 Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- 2.12 Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- 2.13 Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
- 3 Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- 3.1 Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками
- 3.2 Что такое специальная оценка условий труда
- 3.3 Опять душат бизнес проверками?
- 3.4 Кто не должен проводить оценку условий труда
- 3.5 Нюансы
- 3.6 Когда нужно провести спецоценку
- 3.7 Без спецоценки — штраф до 200 000 Р
- 3.8 Как проводится оценка условий труда
- 3.9 Что еще нужно сделать
- 4 Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда
- 5 Аттестация рабочих мест
Охрана труда на рабочем месте
Охрана труда это меры по сохранению жизни и здоровья людей в процессе выполнения ими профессиональной деятельности. Сюда включены мероприятия в сферах:
- экономики,
- реабилитации,
- профилактики,
- гигиены,
- организации.
Охрана труда прописывается в законе «Об основах охраны труда в РФ». Информацию об охране труда также содержит Трудовой кодекс. Техника безопасности и гигиена труда не тождественные понятия с охраной труда, поскольку это ее составляющие.
Государственные структуры по надзору над выполнением норма по охране труда регулируют эту деятельность в компаниях.
Государство выполняет эту функцию через федеральную трудовую инспекцию и ее локальные органы, которые называются трудовыми госинспекциями. Вне зависимости от формы собственности компании, контроль обязателен.
У работодателя есть перечень обязанностей, он должен обеспечивать безопасные трудовые условия. Вся ответственность за безопасность трудовой деятельности в организации возложена на работодателя. Руководство структурных отделов обязаны обеспечивать исполнение всех норм охраны труда и безопасности трудового процесса.
В чем заключаются обязанности работодателя:
- Обеспечение безопасных трудовых условий, которые соответствуют всем нормам для каждого рабочего места,
- Установление сроков для труда и отдыха,
- Выдача спецодежды и средств индивидуальной защиты за счет организации, а также предоставление их сотрудникам в соответствии с правилами выдачи СИЗ,
- Обязанность проводить обучение безопасного выполнения работы, научить азам первой помощи при появлении несчастного случая,
- Обязанность проводить стажировку, инструктаж, а также проверку знаний,
- Не допущение сотрудников к профессиональным обязанностям, если не пройден инструктаж, стажировка и проверка знаний,
- Не допущение сотрудников к исполнению профессиональной деятельности без медицинского осмотра,
- Обязанность сообщать сотрудникам обо всех особенностях охраны труда, рисках при производственном процессе, и обо всех изменениях ведения профильной деятельности.
Обязанности работника при трудовой деятельности:
- Учитывать все нормы охраны труда,
- Умение пользоваться СИЗ,
- Своевременно быть проинформированным об охране труда,
- Знать, как оказывать первую помощь,
- Своевременно проходить стажировку и инструктажи,
- Проходить проверку знаний,
- Сообщать непосредственному руководству о любых внештатных ситуациях и случаях, угрожающих здоровью или жизни сотрудников.
Инструктаж по охране труда различается по своей цели и времени его проведения:
- Вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом на предприятии. Чаще всего инструктаж выполняется инженером по охране труда. Цель процедуры – дать первое представление новому сотруднику о нормах поведения в компании.
- Первоначальный инструктаж. Его проводят с новыми сотрудниками либо тогда, когда человек перевелся из одного отдела в другой. Начальник нового подразделения несет ответственность за проведения инструктажа. Должностное лицо проводит инструктаж индивидуально с сотрудником, объясняя ему методы и приемы работы. После окончания инструктажа, сотрудник проходит стажировку, длящуюся 2-14 дней, срок стажировки зависит от сложности выполняемой деятельности.
- Вторичный инструктаж проводит начальник подразделения вместе со всеми сотрудниками. Его проводят 1 раз в полгода. Повторная процедура не выступает повторным экзаменом на знания.
- Внеплановый инструктаж в некоторых случаях, например:
- Создание обновленных либо доработанных производственных инструкций,
- Установка нового оборудования и введение изменений в производственный процесс,
- Нарушение сотрудником требований и норм, что спровоцировало, несчастный случай,
- На основе требований контролирующих и надзорных органов.
- Если на производстве были перерывы до 60 суток, а для особо опасных рабочих мест до 30 суток.
- Целевой инструктаж нужно выполнять, когда:
- работнику либо коллективу сотрудников следует сделать разовое задание, не являющееся обычной деятельностью сотрудников,
- необходима ликвидация последствий внештатных ситуаций, например, климатической катастрофы,
- нужен допуск на особые работы, которые требуют специальный наряд либо иное соответствующее разрешение.
Разделы, которая должна иметь инструкция:
- Требования и положения,
- Действия сотрудника перед выполнением основной деятельности,
Прописываются такие обязанности сотрудника и степень его ответственности:
- при зацеплении и завязке груза,
- в минуту подъема грузов и его перемещений,
- при опускании грузов,
- при появлении внештатной ситуации.
К инструкции добавляется следующее:
- Тезисы о сигналах стропальщика и крановщика,
- Информация о браковке съемных конструкций,
- Алгоритмы строповки и особенности веса грузов, которые перемещаются часто.
Инструкция изучается во время первоначального, вторичного и внеплановых инструктажей. Данная инструкция выдается каждому сотруднику при прохождении первоначального инструктажа и подтверждается его подписью.
Нормы по охране труда на рабочем месте
Ключевой смысл охраны труда сотрудников организации состоит в том, чтобы на служебных местах были обеспечены максимально безопасные трудовые условия. Рабочими местами может быть офис, цех, лоток на рынке и все те помещения, где сотрудник выполняет свои прямые обязанности. Нюансы охраны труда зависят от специфики деятельности.
Действуют нормы формирования безопасных условий для различных видов организаций. Учитывая все особенности можно выделить требования, которых всегда должна придерживаться организация:
- оптимальное соответствие режима работы и отдыха,
- оснащение рабочего места инструментарием, который нужен для осуществления трудовой деятельности,
- трудовые условия, не наносящие урон здоровью сотрудника.
Из каких факторов складывается безопасность на рабочем месте
Чтобы рабочее место соответствовало правилам, организация должна учитывать такие нюансы:
- специфика трудового разделения,
- тип применяемого оборудования,
- особенности труда в техническом и механическом смысле,
- качество технологического процесса.
Степень безопасности во многом зависит от грамотно организованного рабочего места. Так, половое покрытие в рабочем помещении не должно иметь явных недостатков, затрудняющих передвижение сотрудников. В помещении должен быть план эвакуации и огнетушитель. Кроме этого, в любой организации с определенной периодичностью должен проводиться инструктаж персонала.
В рабочем помещении с площадью 20 кв.м. можно организовать до 6 рабочих мест. Действуют правила, по которым, один сотрудник не может иметь рабочее место меньше 6 кв.м.
Характеристика рабочего места
Охрана труда в условиях офисных помещений отличается от охраны труда на рабочих местах с высоким уровнем вреда.
Шумовой уровень в цехах должен находиться в пределах законодательно установленных норм. Превышение уровня шума может ощутимо отразиться на здоровье работающих в этом помещении людей. Оборудование мастера должно быть оснащено в соответствии с определенными правилами, действующими именно для этого вида оборудования.
Освещение также должно быть организовано в соответствии с правилами, определяемыми законодательством. Если человек работает в помещении без окон, то такие условия труда считаются опасными для здоровья.
Особенности создания рабочего места зависят от трудовой деятельности, выполняемой сотрудником. Например, у монтажника на высотных зданиях, главное требование – обеспечение безопасности при трудовой деятельности. Снаряжение монтажника полностью должно отвечать правилам и подвергаться регулярным проверкам на предмет изношенности.
Ограничительные меры вследствие несоблюдения правил охраны труда
Когда владелец компании не смог обеспечить своему сотруднику место для работы с допустимым уровнем безопасности, он несете административную ответственность. Если здоровью сотрудника во время исполнения служебных обязанностей нанесен урон, либо возникла угроза для его жизни, владелец компании, скорее всего, понесет уголовную либо административную ответственность.
Однако часто сами сотрудники халатно относятся к своей безопасности и охране труда. И это невзирая на то, что соответствующие объяснения были даны.
При возникновении трудностей с организацией рабочих мест персонала и недостатке знаний по охране труда, всегда можно обратиться в профильную фирму, где дадут всю исчерпывающую информацию по актуальным вопросам.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками
До 31 декабря 2019 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.
Эта статья для малых предприятий и ИП , потому что крупные сами все знают.
На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.
Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.
Что такое специальная оценка условий труда
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Опять душат бизнес проверками?
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Кто не должен проводить оценку условий труда
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.
Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.
Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.
Нюансы
Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.
Когда нужно провести спецоценку
До 31 декабря 2019 года спецоценку нужно провести, а затем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета нужно оформить и подать декларацию по СОУТ .
Без спецоценки — штраф до 200 000 Р
Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:
Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:
- гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.
Как проводится оценка условий труда
Для себя я поделила весь процесс на три шага:
- Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
- Проведение — исследование и получение документов от организации.
- Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.
Посмотрим подробнее на каждый из шагов.
Оценивают рабочие места специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. Предприниматель не может проводить ее для себя сам. У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.
Тут же — в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» — можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ .
Оценка одного рабочего места в Санкт-Петербурге стоит от 600 до 2000 Р , в Москве цены примерно на том же уровне.
В огромных опенспейсах оценивать нужно только 20% мест, по п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 426-ФЗ
На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:
- Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
- Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
- Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
- Срочность.
Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.
Сначала читать, потом подписывать
Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.
В комиссию должно войти нечетное количество человек, минимум — трое. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны
До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ . У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.
Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.
Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.
При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.
Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.
О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:
- Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
- Режим работы сотрудников.
- Оборудование, за которым сотрудники работают.
После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.
Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.
Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:
- Оптимальные (1 класс).
- Допустимые (2 класс).
- Вредные (3 класс), есть еще и подклассы.
- Опасные (4 класс).
Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили 2 класс — это допустимые условия труда.
Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.
В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.
В отчете должны быть:
- Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
- Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
- Протоколы проведения исследований и измерений.
- Карты специальной оценки.
- Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
- Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
- Заключение эксперта.
Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.
Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.
По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ . Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.
Подавать нужно в Роструд:
- лично;
- по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
- если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.
- с работником произошел несчастный случай на производстве;
- у работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе;
- в ходе проверки трудовой инспекцией выявлены нарушения норм охраны труда.
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис.
Что еще нужно сделать
По закону работодатель обязан ознакомить работников под подпись с результатами спецоценки на их рабочих местах. Подпись работник поставит в карте СОУТ . Срок — 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:
Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета. Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.
Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодателем организуется проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Минтруда №12.
Для проведения аттестации приказом руководителя в организации создается аттестационная комиссия. В ее состав входят руководители подразделений, специалисты службы охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзов и другие.
Согласно указанному Постановлению Минтруда №12 при проведении аттестации комиссия оценивает условия и характер труда, все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), а также факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда, проводит оценку травмобезопасности рабочих мест, проверяет обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации.
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда служат основой для создания банка данных существующих условий труда. Кроме того, являясь документами строгой отчетности, они подлежат длительному хранению (45 лет). Аттестационная комиссия выполняет следующие задачи:
· создает нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест;
· проводя инвентаризацию рабочих мест, составляет перечень постоянных рабочих мест;
· устанавливает коды производствам, подразделениям, рабочим местам; определяет перечень опасных и вредных факторов производственной среды и проводит их измерение аттестованными приборами;
· устанавливает показатели тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащие оценке на каждом рабочем месте;
· проводит оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений;
· выносит решение по результатам аттестации по дальнейшему использованию рабочих мест;
· вырабатывает предложения по улучшению условий труда;
· определяет степень готовности организации (подразделения) к сертификации на соответствие требованиям по охране труда.
Карта аттестации рабочих мест (места) составляется на каждое рабочее место либо на группу мест, аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда. Форма и порядок заполнения этих карт определены вышеназванным Положением к Постановлению Минтруда №12.
Оценка состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Руководством 2.2.2006-05 путем сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. Результатом таких сопоставлений является определение класса условий труда, как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.
При оценке травмобезопасности рабочего места классифицируются следующие условия труда:
Оптимальными (класс 1) считаются такие условия труда, когда оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам, установлены и исправны требуемые средства защиты, проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;
Допустимыми (класс 2) считаются условия труда, когда повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций;
Опасными (класс 3) являются условия труда при отсутствии, повреждении либо неисправности средств защиты (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и другое), при отсутствии или несоответствии установленным требованиям инструкции по охране труда, когда не проводится обучение по безопасности труда.
Аттестованным признается рабочее место, на котором отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности. Заключение о результатах аттестации и оценка фактического состояния рабочих мест заносятся в карту аттестации рабочих мест. По результатам работы аттестационной комиссии организации составляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. К этому протоколу прилагаются:
· карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
· ведомости рабочих мест, результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;
· сводная ведомость рабочих мест с результатами их аттестации по условиям труда в организации;
· план мероприятий по улучшению условий труда.
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Положением к Постановлению Минтруда №12, используются для:
· «планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
· сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
· обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
· решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
· рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
· включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
· ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
· составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме №1-Т (условия труда);
· применения административно – экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда».
В приложениях к Положению к Постановлению Минтруда №12 даны:
· перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;
· форма карты аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда;
· протокол оценки травмобезопасности рабочего места;
· протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
· классификация условий труда по травмобезопасности;
· ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;
· протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.
В том случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда произведена не полностью или отсутствует документ о том, что рабочее место полностью соответствует требованиям безопасности, а выполняемые работы включены в Перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, то работникам должна производиться оплата труда в повышенном размере.
Государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда.
Вопрос о выдаче за плату санитарно-эпидемиологических заключений для целей аттестации рабочих мест по условиям труда в лечебно-профилактических учреждениях рассмотрен в Письме Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 апреля 2001 года №2510/4290-01-32 «О порядке выдачи за плату санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России».
Министерством труда и социального развития в Постановлении Минтруда №28 настоящие правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляются органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивает органами сертификации по следующим критериям:
· степени вредности и опасности;
· обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда – сертификата безопасности.
Если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда.
При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений при эксплуатации оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.
Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и другими Федеральными законами.
За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрено как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2002 года в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что оспариваемые акты приняты Государственной инспекцией труда Московской области в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством. ФАС Московского округа оставил решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения (Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2002 года по делу №КА-А41/5560-02).
Окончание примера.
Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.
Такими же правами наделены должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.
Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое деятельность фирмы или предпринимателя может быть приостановлена.
Административное приостановление деятельности означает временное прекращение по постановлению судьи деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, и отдельных зданий и сооружений. Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы, а не сотрудники отраслевых ведомств.
Согласно статье 165 ТК РФ на время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствии нарушения требований охраны труда не по вине работника (при вынужденном прекращении работы не по вине работника) за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.
Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).
Инструкции по охране труда являются локальными нормативными актами, должна приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ к их разработке и утверждению.
Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Аттестация рабочих мест
Аттестация рабочих мест
В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации “Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда”.
Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда – труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).
совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.
– Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.
– факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.
Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.
Основные факторы трудового процесса
К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.
Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест
1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда”.
2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”.
3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.
5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.
Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.
Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?
Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.
Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:
Не проведение аттестации рабочих мест грозит штрафами, установленными кодексом об административных правонарушений. Должностное лицо штрафуется на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, юридическое – от 30 до 50 тыс. Здесь нужно отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя сроком от одного до трех лет.
Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:
1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);
2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.
Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.
Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.
2. Договор с аттестующей организацией.
Нестационарные или непостоянные рабочие места
Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.
Непостоянное рабочее место – Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.
Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?
В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.
составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)
Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда”, Приложение 6, пункт 6.4).
Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9